Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х годов
Революционно-демократическое направление в русском освободительном движении середины 60-х - начала 70-х годов XIX в. было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном университетских, городов.
Наиболее значительным из них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-1866 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Н. А. Ишутин. Кружок первоначально составили Д. В. Каракозов (двоюродный брат Ишутина), п. Д. Ермолов, П. Ф. Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Московском университете. В кружок был вовлечен при надлежавший к пензенскому землячеству будущий знаменитый историк В. О. Ключевский. В Петербурге действовало отделение этого кружка, руководимое талантливым литератором-фольклористом И. А. Худяковым.
«Ишутинцы» считали себя учениками Н. Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовать разного рода производственно-бытовые артели. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, воскресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. На артельных началах они намеревались организовать труд на одной из фабрик Можайского уезда, но приобрести фабрику им не удалось, хотя они и вели переговоры о ее покупке. Они строили также планы освобождения Чернышевского из сибирской ссылки.
В 1865 г. «ишутинцы» пришли К мысли о необходимости более активной деятельности. В феврале 1866 г. они образовали тайное общество под названием «Организация», намереваясь создать в провинции ее филиалы. Член ишутинского кружка Д. В. Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра II. 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора У Летнего сада в Петербурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, остальнь1Х членов кружка к разным срокам каторги и ссылки.
Покушение на царя послужило предлогом заметного поворота к политической реакции. Указом 13 мая 1866 г. была усилена власть губернаторов. Реакция обрушилась на демократическую печать: были закрыты «Современник» и «Русское слово». Усилились гонения на высшую школу и студенчество. Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и задержана подготовка реформы городского самоуправления.
Однако реакция не могла приостановить развитие революционно-демократического движения. Осенью 1868 - весной 1869 г. прокатилась волна студенческих «беспорядков» в высших учебных заведениях Петербурга - в университете, в Технологическом институте и Медико-хирургической академии. Студенческие волнения захватили и Московский университет. Возникли новые конспиративные студенческие кружки.
Активный участник студенческих волнений 1868-1869 гг. в Петербурге, приходский учитель, вольнослушатель университета С. П. Нечаев совместно с молодым журналистом П. Н. Ткачевым создали зимой 1868/69 г. нелегальную группу петербургских студентов. Ими была разработана «Программа революционных действий», которая предусматривала «радикальную перестройку нелепых и несправедливых общественных отношений» посредством «политической революции». Ближайшей практической задачей члены кружка поставили расширение круга революционно настроенных лиц путем распространения прокламаций, устройства сходок, проведения «частных протестов» И организации кружков и касс взаимопомощи. Предполагалось, что до мая 1869 г. эта деятельность должна сосредоточиться в Петербурге и Москве, затем будет перенесена в учащуюся среду губернских и уездных городов, а к осени 1869 г. и «в саму массу народа». Нечаев был уверен в близости крестьянского восстания, которое, как он рассчитывал, должно было начаться весной 1870 г. В марте 1869 г. Нечаевская группа была разгромлена полицией. Нечаеву удалось бежать за границу. В Женеве он встречался с А И. Герценом и Н. П. Огаревым, сблизился с М. А Бакуниным, выдавая себя за эмиссара якобы существующего в России революционного центра. Бакунин решил использовать Нечаева как своего агента в России. Вместе они задумали создать в России под руководством Нечаева тайное общество. С этой целью ими был написан ряд Прокламаций и зашифрованный «Катехизис революционера» своеобразная «этика» революционного экстремизма. «Революционер,- говорится в «Катехизисе»,- человек обреченный. У него нет
своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанности, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единым исключи тельным интересом, единою мыслью, единою страстью
революцией... Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям.
Он знает только одну науку - науку разрушения... Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все то, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все
то, что помешает ему». Следуя иезуитскому правилу «цель оправдывает средства», Нечаев не гнушался методами мистификации, шантажа, запугивания, террора. Однако сам Бакунин выступал против применения подобных методов.
В Россию Нечаев вернулся с выданным Бакуниным мандатом «доверенного представителя» русского отдела Всемирного революционного союза и приступил к созданию тайного общества «Народная расправа». В короткое время он привлек в свою организацию несколько десятков человек. Члены его организации были разбиты на пятерки, каждая из которых действовала самостоятельно, не зная о существовании другой и подчиняясь «Центру», т. е. на деле Нечаеву, который действовал как диктатор, требуя слепого и беспрекословного себе повиновения. Он намеревался уже к лету 1870 г. приступить к «разрушительной деятельности»: создать боевые отряды. Привлекая в них и «разбойные» элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать «частные капиталы». По приказу Нечаева в ноябре 1869 г. в Москве был убит не пожелавши беспрекословно подчиняться его требованиям активный участник «Народной расправы» студент И. И. Иванов. Дело
было раскрыто и привело к разгрому организации. Арестам подверглись 80 человек. Нечаеву удалось вторично скрыться за границу.
С целью дискредитации революционного движения правительство в 1871 г. устроило над «нечаевцами» показательный процесс. Материалы его широко публиковались в правительственной прессе. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф. М. Достоевского «Бесы». В 1872 г. Нечаев был выдан швейцарскими властями русскому правительству как уголовный преступник, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где и умер в 1882 г.
Представители революционного подполья в большинстве своем осудили методы «нечаевщины» (хотя были и ее сторонники). Созданный в 1869 г. в Петербурге студентом Медико-хирургической академии М. А Натансоном кружок поставил целью «противодействовать нечаевским способам деятельности». В Москве, Киеве и Одессе образовались отделения этого кружка, носившего пропагандистско-просветитeльский характер, в основном в виде распространения среди интеллигенции и рабочих научной и публицистической литературы. В перспективе они предполагали создать «единую рабочую организацию». Л А. Кропоткин составил и программу деятельности этого кружка. Летом 1871 г. путем его объединения с кружком С. Л. Перовской образовалась организация под названием «Большое общество пропаганды». В нее входило до 60 человек. Представлял эту организацию в сношениях с «внешним миром» студент Петербургского университета Н. В. Чайковский, поэтому за ней утвердилось название «кружка чайковцев». В 1874 г. она была разгромлена. Позже многие ее члены стали активными участниками «хождения в народ», а затем вошли в народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля».
Задачу революционной агитации среди народа поставил и действовавший в 1872-1873 гг. кружок студента-технолога А. В. Долгушина. В кружке «долгyшинцев» состояло до 20 человек он был основан в Петербурге, но затем перенес свою деятельность в Москву. В Подмосковье была оборудована его подпольная типография, в которой удалось напечатать воззвания «Как должно жить по закону природы и правды», «Русскому народу», «К интеллигентным людям». При попытке перейти к непосредственной пропаганде среди рабочих и крестьян Подмосковья кружок был выявлен полицией и разгромлен.
В конце 60-х годов русские народнические кружки стали создаваться и за границей. В 1868 г. в Женеве образовался кружок русских эмигрантов, в основном из бывших участников «Земли и воли» 60-хгодов. Они издавали свой журнал «Народное дело». В 1870 г. кружок вошел в состав созданного в 1864 г. К. Марксом 1 Интернационала в качестве его «Русской секции», его члены принимал и участие в Парижской коммуне 1871 г.
§ 4. РУССКОЕ НАРОДНИЧЕСТВО 70-х НАЧАЛА 80-х ГОДОВ
В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Его идеология основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А. Н. Герценом. Поражение революций 1848-1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России" и основной «ячейкой,) его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена. «Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли - вот основной вопрос революции», писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей», народничества. Однако программа преобразований, выдвинутая Герценом и впоследствии воспринятая народниками, в
реалии привела бы не к социализму, а создала бы наиболее благоприятные, свободные от всяких крепостнических пут, условия для развития капитализма.
Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.
Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного.
В 70-е годы преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, «действенное») народничество. Сам термин «народник» появился в литературе в середине 60-х годов, но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства. Периодические издания были наводнены материалами о бедственном положении народа, придавленного тяжелыми налогами и страдающего от недостатка земли. Появились и монографические исследования. Наиболее значительным из них, которое привлекло к себе всеобщее внимание, был опубликованный в 1869 г. большой труд публициста и ученогo-экономиста В. И. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в Россию» «рабочим классом», он считал не только собственно рабочих, но весь трудовой люд, и главным образом крестьянство.
Как общественное направление народничество' стало складываться в конце 60-х - начале 70-х годов, когда зачинатели его поставили' себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при том они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть решено революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.
На рубеже 60-70-х годов сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.
М. А. Бакунин (1814-1876) происходил из просвещенной семьи тверских дворян и получил блестящее образование. В молодости он вместе с В. Г: Белинским и Т. Н. Грановским участвовал в философском кружке Н. В. Станкевича. В 1840 г. он уехал в Берлин, где сблизился с И. С. Тургеневым, выступал в зарубежной печати с публицистическими статьями революционно-демократического характера. В 1844 г. за отказ возвратиться в Россию он был судом заочно лишен всех прав состояния и приговорен к каторжным работам. Живя в 1844-1847 гг. в Париже, Бакунин печатался во французской радикальной прессе, сблизился с Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1848 г. он принял участие в Пражском восстании, а в 1849 г. был одним из руководителей Дрезденского восстания. После разгрома восстания Бакунин был приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной по жизненным заключением, которое отбывал в одной из австрийских тюрем. В 1851 г. он был выдан австрийскими властями царскому правительству. Проведя 6 лет в Шлиссельбургской и Петропавловской крепостях, Бакунин с целью добиться замены тюремного заключения ссылкой написал «Исповедь», В которой подробно рассказал о своем участии в революционных событиях в Европе. В 1857 г. по повелению Александра II Бакунин был отправлен в сибирскую ссылку, откуда в 1861 г. бежал через Японию и Америку в Лондон, где сотрудничал в «Колоколе» Герцена, установил связи с представителями западноевропейской демократии. В 1864 г. Бакунин вступил в 1 Интернационал, а в 1868 г. в Женеве создал анархический «Международный альянс социалистической демократии». Он активно выступал против К. Маркса, проповедуя свои анархические Идеи, за что в 1872 г. был исключен из 1 Интернационала.
Бакунин является одним из наиболее видных теоретиков анархизма, принципы которого наиболее полно были изложены им в книге «Государственность и анархия» (1873). Источником всех «зол» он считал «государственность». Любая государственная власть, будь то монархия или республика, даже самая демократическая, рассматривалась им как «источник эксплуатации и деспотизма». Власть действует развращающе и на ее носителей, и на тех, кто ей подчинен: одни становятся деспотами, другие рабами. Даже в демократической республике избранники народа, придя к власти, будут представлять уже не народ, а собственные интересы, станут над народом. Более того, «правительственный деспотизм никогда не бывает так силен, когда он опирается на мнимое представительство народа». Государственный социализм или авторитарный коммунизм монополизирует общественную собственность в интересах не народа, а «государственных людей, чиновников, которые будут по произволу распоряжаться общественным капиталом», т. е. именно они фактически станут его собственниками и по существу преемниками буржуазии в роли господствующего сословия.
Бакунин был против идеи завоевания политических свобод, считая их буржуазными и выгодными одной буржуазии. По его мнению, необходимо вести борьбу не за политические, а за социальные свободы. Отсюда его «аполитизм» - отказ от политической борьбы. Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т. е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединяются в более крупные федеративные единицы. От военной опасности извне федерация может защитить себя всеобщим вооружением народа. Бакунин доказывал, что русский мужик «социалист по инстинкту». Его надо не агитировать «за социализм», а прямо призывать к бунту. «Учить народ? - писал он. - Это было бы глупо. Народ сам лучше нас знает, что ему нужно». Революционеры должны сыграть роль искры, которая зажжет пламя народного восстания, объединит разрозненные крестьянские бунты «во всеобщий бунт».
П. Л. Лавров (1823-1900) был сыном богатого псковского помещика. Необычайно одаренный, он блестяще окончил Артиллерийскую академию и вскоре стал ее профессором. Еще в 40-е годы он увлекся социалистическими идеями, изучая произведения Фурье, Сен-Симона и Оуэна. В 50---60-х годах Лавров сотрудничал в «Современнике» И «Отечественных записках», принимал участие в студенческом движении 1861 г., был связан с революционным подпольем - с первой «Землей и волей» и с ишутинской организацией. В 1866 г. в связи с покушением Каракозова на Александра II Лавров был арестован и по приговору суда отправлен в вологодскую ссылку, которую сначала отбывал в Тотъме, затем в Кадникове. В ссылке Лавров написал свои знаменитые «Исторические письма», которые были опубликованы в 1868-1869 гг. в газете «Неделя» под псевдонимом П. Миртов, а в 1870 г. изданы отдельной книгой.
Лавров разделял тезис Бакунина о «социальной революции», которая «выйдет из деревни, а не из города», рассматривал крестьянскую общину как «ячейку социализма», но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда различие 'между «бунтарской» и «пропагандистской» тактикой
Бакунина и Лаврова.
У Лаврова был свой взгляд на исторический процесс. Главным движущим фактором развития цивилизации он считал силу научного познания и передовых идей. Носителем этих знаний и идей является передовое меньшинство населения - интеллигенция. Следовательно, ей должна принадлежать и роль преобразующей силы, общества. Но своим образованием интеллигенция обязана тяжкому труду народа и должна оплатить этот долг служением ему.
«Исторические письма» Лаврова были очень популярны, ибо отвечали на самые злободневные вопросы, волновавшие тогда молодежь. Это была ее «настольная книга, книга жизни, революционное Евангелие, философия революции». Молодые люди, вдохновленные идеей служения народу, не расставались с этой «небольшой, истрепанной, истертой книжкой». как вспоминал видный деятель народнического движения Н. С. Русанов, «она лежала у нас под изголовьем, и на нее падали при чтении ночью наши горячие слезы идейного энтузиазма, охватившего нас безмерною жаждою жить для благородных идей и умереть за них».
В 1870 г. при содействии известного революционного народника Германа Лопатина Лаврову удалось бежать из ссылки за границу. Он участвовал в Парижской коммуне 1871 г., был членом 1 Интернационала, издавал журнал «Вперед!», который оказал громадную услугу народничеству 70-х годов. Лавров оставил огромное литературно-публицистическое наследие и считается «ветераном революционной теории».
П. Н. Ткачев (1844-1885) был выходцем из небогатых дворян Псковской губернии. Он считается идеологом «заговорщической» тактики в русском народничестве, теоретиком «русского бланкизма. - последователем французского коммуниста-утописта Огюста Бланки. Ткачев был блестящим пропагандистом, талантливым публицистом и литературным критиком. Он рано примкнул к студенческому движению. В 1861 г. за участие в студенческих волнениях его исключили из Петербургского университета, а В.1869 г. он был арестован по делу Нечаева. По освобождении в 1872 г. из тюремного заключения Ткачев был выслан на родину под надзор полиции, но в следующем году бежал за границу, где сначала сотрудничал в журнале Лаврова «Вперед!», а в 1875-1881 гг. издавал свой журнал «Набат».
Ткачев полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не посредством крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при «диком невежестве» крестьянства, его «рабских и консервативных инстинктах» ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропагандистов. В России, доказывал Ткачев, легче захватить власть путем заговора, ибо самодержавие в данный момент не имеет опоры («висит в воздухе»). Надо именно сейчас нанести удар по «всеми покинутому правительству» от которого отвернулись недовольные реформой 1861 г. и крестьяне, и помещики. «Не готовить революцию, а делать ее», таков тезис Ткачева. для этого необходима крепко сплоченная и строго законспирированная организация. Идеи Ткачева впоследствии нашли свое воплощение в тактике «Народной воли».
Русское народничество возникло в ту пору, когда капитализм только утверждался в России. Народники первыми поставили вопрос о «судьбах капитализма. в России. Но' видя его «язвы» (рост социального неравенства, разорение деревни, появление неимущего пролетариата), они относились к нему резко отрицательно. Поэтому их борьба шла как бы на «два фронта - против остатков крепостничества и против нарождавшегося капитализма.
Основные программные положения народников сводились к следующему: 1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем; 2) главной движущей силой революции должно стать крестьянство; 3) крестьянская революция не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но и откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма; 4) базисом социализма станет крестьянская поземельная община; 5) организующей силой крестьянской революции явится «революционная партия» (имелась в виду революционная организация народников).
Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Эго было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к походу «в народ» послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда и были направлены значительные силы пропагандистов. К тому же, как полагали народники, здесь были живы традиции Разина и Пугачева, крупных волнений крестьян в 1861 г., недовольных
условиями реформы. Всего народнической «летучей пропагандой» было охвачено 37 губерний.
Однако пропагандистов ожидало горькое разочарование. Они не знали настроений и психологию мужика, не имели опыта ни пропагандистской работы, ни конспирации. Мужик охотно слушал их разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земли, но воспринимал настороженно, а порой и враждебно призывы бунтовать против царя. Полиция легко вылавливала пропагандистов. Некоторых выдавали сами крестьяне. Аресту подверглись в 26 губерниях более 4 тыс. человек. Из них к дознанию были привлечены 770 пропагандистов. 193 человека в 1877 г. предстали перед судом, который проходил более трех месяцев. Суд приговорил 28 подсудимых к каторге от 3 до 10 лет, 32 - к тюремному заключению до трех лет, 39 - к ссылке, остальные были оправданы.
«Хождение в народ» в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицаристские идеи. Не привлекала крестьян и идея «Социальной революции». Участники «Хождения в народ» признавали, что результат их пропаганды оказался «почти неуловим». Свой неуспех они объясняли абстрактностью пропаганды, препятствиями, чинимыми властями, кратковременностью пребывания в деревне. В итоге народники пришли к выводу, что надо заменить «летучую пропаганду» планомерной, систематической работой в деревне: поселиться в ней и начать с бесед о повседневных, насущных, бытовых нуждах крестьян, исподволь внушая им в доступной для них форме свои идеи.
Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному и прочим ремеслам и поселились в деревне. Они работали также учителями и врачами, это было «второе хождение в народ», теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям. Таких рабочих народники рассматривали в качестве посредников между интеллигенцией и крестьянами.
Пропаганду среди рабочих поставил себе задачей оформившийся в феврале 1875 г. в Москве народнический кружок под названием Всероссийская социально-революционная организация» (иначе ее называют «группой москвичей»). Ее участники приступили к пропаганде среди рабочих Москвы, Тулы, Серпухова, Иваново-Вознесенска. Но вскоре организация была раскрыта властями. Перед судом предстали 50 человек. На суде, состоявшемся в 1877 г., Один из активных деятелей кружка, ткач Петр Алексеев, произнес знаменитую речь (текст ее был заранее подготовлен членами кружка), закончив ее словами: «Поднимется мускулистая рука рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!»
Успех «второго хождения в народ» также был невелик. Только немногие выходцы из народа нашли общий язык с революционерами, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций, как, например, крестьянин Андрей Желябов, рабочие Степан Халтурин и Петр Алексеев.
Неудачи «Хождений в народ» выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации, с четкой структурой и разработанной программой действий. Такая организация была создана к концу 1876 г. Первоначально она именовалась «Северно-революционной народнической группой», а в 1878 г. получила название «Земли и воли» -в честь «Земли и воли»- 60-х годов.
Новая революционная организация заявила о себе политической демонстрацией 6 декабря 1876 г. на площади у Казанского собора в Петербурге («казанская демонстрация»), на которую собрались до 400 студентов, курсисток, молодых рабочих. Сначала в Казанском соборе был отслужен молебен «во здравие» находившегося в сибирской ссылке Чернышевского. Затем студент-технолог Георгий Плеханов произнес страстную речь с призывом к борьбе с деспотизмом, а молодой рабочий Яков Потапов поднял над толпой красное знамя с надписью «Земля и воля». Полиция разогнала демонстрацию, подвергнув избиению ее участников (а заодно и переодетых шпиков, приняв их за демонстрантов). До 30 участников демонстрации были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу и в ссылку. Плеханову удалось скрыться.
Членами-учредителями «Земли и воли» были Г. В. Плеханов, М. А и о. А Натансоны, о. В. Аптекман, братья А Д. и А Д. Михайловы. Позднее в нее вступили В. Н. Фигнер, С. л. Перовская, Н. А Морозов, Д. А Клеменц, С. М. Кравчинский (известный писатель Степняк-Кравчинский), л. А Тихомиров (впоследствии стал ренегатом). В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе со своими филиалами она насчитывала до 200 членов. Руководил ею «Центр» или «Администрация». Он избирался «основным кружком»- который в числе 30 человек составлял ядро организации. Остальные члены подразделялись на несколько групп по характеру своей деятельности. Группа «Деревенщиков» (наиболее многочисленная) вела работу в деревне, «рабочая» группа - среди рабочих, «интеллигентская» группа - среди студентов. Особо были выделены «дезорганизаторская» группа (в обязанность которой входили «разведка» и добыча сведений из карательных учреждений, привлечение на свою сторону чиновников и военных, а позднее и совершение террористических актов) и так называемая «небесная канцелярия», в которой изготовлялись поддельные паспорта, виды на жительство и т. п. Вся организация состояла из пятерок. В. и. Ленин в организационном плане называл «Землю И волю» «превосходной».
В провинции были образованы отделения общества - территориальные «общины», автономные в своих действиях. Главная задача их состояла в подготовке предстоящего крестьянского восстания и руководство им на местах. В 1878-1879 гг. издавались нелегальные газеты «Земля и воля» и «Листок Земли и воли».
При создании «Земли и воли» была принята и ее программа, основными положениями которой были: передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования ею, введение мирского самоуправления, свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. Главным тактическим методом борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также и воздействие на либерально-оппозиционныe Kpyги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных. Среди крестьян и рабочих велась и большая культурно-просветительская работа: в деревне распространялись популярные брошюры: «Хитрая механика» «механика» ограбления правительством народа, «Царь-голод», рассказы о вожаках народных восстаний Разине и Пугачеве. В программе «Земли И воли» нашла отражение и бакунинская идея отказа от захвата политической власти. Последняя обусловливалась также неудачей «Хождения в народ» и вынесенным из этого убеждением, что народные массы индифферентны к характеру политического строя и их нельзя поднять на борьбу во имя достижения политических свобод. Проблема террора как средства революционной борьбы тогда еще не ставилась. Она выдвинулась только в 1879 г. и заняла важное место в деятельности «Народной воли». Совершавшиеся до этого террористические акты были вызваны жестокими действиями царских сатрапов, являлись актами мести (например, выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в 1878 г.) или самозащиты и не были еще направлены против царя.
«Земле и воле» удавалось наладить «разведку» В высших карательных органах. В январе 1879 г. по заданию «Земли и воли» на службу в III отделение поступил Н. В. Клеточников, который получил доступ к секретным материалам. После замены III отделения в 1880 г. Департаментом государственной полиции Клеточникову удалось перейти туда в качестве заведующего секретной частью 3-гo делопроизводства, ведавшего полицейским сыском и дознаниями. В течение двух лет Клеточников доставлял революционерам сведения планах полиции, готовившихся обысках и арестах, доносах, облавах, о засылаемых в среду организации шпионах, показаниях арестованных, имена многих агентов полиции. В конце января 1881 г. деятельность его была раскрыта. Суд приговорил Клеточникова к смертной казни, замененной «вечной каторгой». До отбывания ее он был заточен в Петропавловскую крепость, где через два года скончался, не выдержав жестокого тюремного режима.
В 1877 г. группа «Южных бунтарей», связанная с «Землей и волей», но действовавшая независимо от нее, предприняла попытку создать тайную крестьянскую организацию и с ее помощью поднять крестьян на восстание. Был избран Чигиринский уезд Киевской губернии (отсюда эта попытка получила название «чигиринского заговора»), где в 1875 г. происходили массовые волнения бывших государственных крестьян, недовольных малыми земельными наделами. Здесь народники решили использовать наивный' монархизм крестьян. Я. В. Стефанович выступил в роли «царского уполномоченного» и побудил крестьян передать с ним их жалобу царю. В конце 1876 г. он привез крестьянам в ответ на жалобу напечатанные в подпольной типографии «Высочайшую тайную грамоту», устав крестьянского общества «Тайная дружина» и текст «Обряда святой присяги, якобы утвержденные царем. К середине 1877 г. удалось вовлечь в «Тайную дружину» до 2 тыс. крестьян. Восстание было намечено начать 1 октября 1877 г., однако в июне организация была раскрыта полицией. К дознанию было привлечено до тысячи крестьян. Суду были преданы 44 человека, в том числе Стефанович и его помощники Л. Г. Дейч и И. В. Бохановский, которые сумели бежать из тюрьмы до суда. Из числа подсудимых четверо крестьян были приговорены к каторге на разные сроки, остальные оправданы.
В 1879 г. в «Земле и воле» выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Приверженцы этого направления в марте 1879 г. создали свой Исполнительный комитет «Земли и воли». 2 апреля 1879 г. один из его членов А. К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II, когда он совершал прогулку на Дворцовой площади. Сделав несколько выстрелов в царя из пистолета, Соловьев промахнулся и был схвачен на месте. Вскоре он был повешен. Прокатилась волна арестов среди народников. Свернули свою деятельность народнические «поселения» В деревне. .
В «Земле и воле» возникли острые разногласия о приемлемости тактики террора, а также и о целесообразности политической борьбы. Сторонники террора весной 1879 г. образовали внутри «Земли и воли» свою тайную организацию под названием «Свобода или смерть». Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Он состоялся 18-24 июня 1879 г. в Воронеже. Накануне его открытия сторонники террора и политической борьбы собрались в Липецке, чтобы определить свою линию поведения. На съезде развернулась острая борьба между Андреем Желябовым, сторонником террора, и Георгием Плехановым, который настаивал на продолжении прежней пропагандистской работы в деревне. Большинство приняло сторону Желябова, и Плеханов покинул съезд. Землевольцы еще пытались сохранить единство организации, приняв компромиссное решение продолжать работу в деревне, но вести и политическую борьбу, применяя террористические методы. На петербургском съезде общества 15 августа 1879 г. спорящие стороны поняли несовместимость своих принципов и договорились разделить «Землю и волю» на две организации - «Народную волю» (в нее вошло большинство членов «Земли и воли.) и» Черный передел», стоявший на прежних землевольческих позициях.
Основателями и руководителями «Народной воли» стали А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, А. Ф. Фроленко. «Народная воля» закрепила и развила организационные принципы «Земли И воли». это была строго централизованная организация. Ядро ее составили профессиональные революционеры, вошедшие в Исполнительный комитет, который направлял деятельность местных отделений и групп. «Народная воля. существенно расширила численность своих членов (до 2 ты.. человек) и именовала себя «партией».. В 1879-1883 гг. она объединяла до 25 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 городах, имела 10 подпольных типографий в России и одну за границей, издавала газеты «Народная воля», «Листок Народной волю), «Календарь Народной воли», «Рабочую газету., прокламации, брошюры для народа». Она вела достаточно широкую для того времени пропаганду и в рабочей среде, особенно в Москве и Петербурге, даже участвовала в организации и проведении рабочих стачек (этим занималась «Рабочая группа»). Понимая важность привлечения на свою сторону армии в момент восстания,