Социальный состав населения россии к концу xix в.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 Г., оно составляло 125640 тыс. человек (без Финляндии, в которой в то время насчитывалось 2556 тыс. жителей). При этом на Европейскую Россию приходилось 102,9 млн. и на Азиатскую - 22,7 млн. жителей.
По сословному положению население России распределялось таким образом: 99,8 млн. (81%) составляли крестьяне, 13,4 млн. (10,7%) -мещане, 1,7 млн. (1,5%) -потомственные и личные
дворяне, 624 тыс. (0,5%) - купцы и почетные граждане, 589 тыс. (около 0,5%) - духовенство, около 10 млн. (8%) - «прочие» («иноpoдцы», деклассированные элементы, не указавшие своей сословной принадлежности). По своим занятиям население разделялось на сельскохозяйственное -97 млн. (77,3%), торгово-промышленное -21,7 млн. (17,2%) и «непроизводительное» -6,9 млн. (5,5%).
Сословные различия сохранялись вплоть до 1917 г. Дворянство продолжало оставаться главным привилегированным сословием, пользуясь по закону перед другими сословиями преимуществами при занятии гражданских и военных должностей. На рубеже XIX-
ХХ вв. 75% чиновничества и 90% офицеров армии и флота составляли дворяне; они же занимали и все государственные посты.
Однако процессы капиталистического развития страны втягивали в свою орбиту и это сословие: дворянское предпринимательство росло не только в сфере сельского хозяйства, но и в Промышленности, железнодорожном и банковском деле. Важным социальным фактором в пореформенной России являлось формирование промышленного пролетариата и промышлен
ной буржуазии. Промышленный пролетариат существенно отличался от предпролетариата крепостной эпохи, представленного либо крепостными рабочими вотчинных и посессионных мануфактур, либо уходившими на заработки крестьянами, зависимыми от власти своего барина, связанными с землей, с общиной. В поре форменную эпоху сформировались кадры постоянных рабочих, оторванных от земли и проживавших со своими семьями в крупных
промышленных центрах. Увеличивался удельный вес потомственных рабочих, отцы и деды которых работали на фабрике. Однако значительная часть рабочих все еще сохраняла связь с землей, с деревней, где они были «приписаны» и где у многих находились их семьи. Еще в 80-90-е годы обычным явлением был уход рабочих с московских фабрик на летние сельские работы в деревню.
Ядро пролетариата в пореформенную эпоху составляли наемные рабочие в крупных промышленных заведениях и на железнодорожном транспорте. За 60-90-е годы XIX в. численность их увеличилась вдвое - с 706 тыс. до 1432 тыс. В конце 90-х годов XIX в. насчитывалось еще 1 млн. рабочих в строительстве, около 2 млн. на разных «черных» работах (разнорабочих) и 3,5 млн. сельскохозяйственных рабочих.
Основным источником роста числа наемных рабочих в разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, в сфере услуг был промышленный и сельскохозяйственный отход крестьян. Если в начале 60-х годов 'ежегодно выдавалось около 1,3 млн. паспортов на срок от полугода до трех лет, то в 90-х годах -уже свыше 7 млн. Еще большее число отходников направлялось по краткосрочным «билетам» (на срок от одного до четырех месяцев) на сезонные работы. В связи с ростом применения на фабриках женского труда в отход все более вовлекались и женщины. Изменился и прежний патриархальный взгляд на женский отход на заработки. Земские статистики того времени писали: «Если прежде отцы, мужья, сыновья и братья считали зазорным посылать в дальние края своих жен, дочерей и сестер на заработки, то теперь вынужденная необходимость посылать их на сторону для отыскания себе средств существования указывает на невозможность добыть себе дома хлеб насущный!».
Уходившие на заработки крестьяне затем поселялись в городах на постоянное жительство. Промышленный отход крестьян служил таким образом основным источником роста городского населения.
Процесс формирования промышленной буржуазии начался еще
в дореформенную эпоху. Он выражался в том, что из среды мелких товаропроизводителей выделялись занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. Накопив необходимый капитал, они затем вкладывали его в промышленное дело, становясь промышленниками-предпринимателями. Однако, занявшись промышленным предпринимательством, они в то же время продолжали расширять и торговые операции. Соединение промышленного капитала с торговым - характерное явление для мануфактурной стадии промышленности. Предприниматель выступал здесь одновременно в роли купца и фабриканта. Впоследствии рост промышленного капитала и промышленной буржуазии был связан с переходом от мануфактуры к крупной машинной индустрии.
Социальной базой формирования промышленной буржуазии служили купечество, отчасти мещанство, но преимущественно представители разбогатевшего крестьянства. Известные династии русских фабрикантов - Гучковы, Коноваловы, Кокушкины, Кондрашевы, Тарелины, Гандурины, Ямановские, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские - вышли из среды крестьянства.
В 70-80-е годы возникают организации русской буржуазии для защиты своих предпринимательских интересов. В 1873 г. в Петербурге образовался «Совет съездов представителей коммерческих банков». Он объединил банкиров Петербурга, Москвы и нескольких крупных промышленных центров. В 1874 г. в Харькове был учрежден «Совет съездов горнопромышленников Юга России», представлявший интересы владельцев металлургических, машиностроительных и железорудных предприятий Донбасса и Криворожья. В 1880 г. возник «Совет съездов горнопромышленников Уральской области».
В 1884 г. в Баку был образован «Совет съездов нефтепромышленников», созданный группой ведущих предпринимателей И фирм, занятых добычей, переработкой и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, а в 1888 Г.- «Совет съездов мукомолов». Союзы предпринимателей действовали на основании уставов, утвержденных правительством. Регулярно, иногда по нескольку раз в год, собирались их съезды, которые занимались вопросами тарифов, налогов и другими делами торговли и промышленности. Эти союзы промышленников впоследствии послужили базой для формирования монополистических объединений.