К ковров кр красноуфимск н н ниж.новгород


1919 г. Сикорский эмигрировал в США, где стал основателем совре­менного вертолетостроения.

Большое значение имели труды и общественная деятельность академика В. И. Вернадского (1863—1945), естествоиспытателя, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он выдвинул идею о ноосфере — поверхности земли, преображаемой жизнью. Можно сказать, что эти идеи лежат в основании сегодняшних экологичес­ких понятий. В 1915 г. Вернадский вместе с рядом других акаде­миков создал Комиссию по изучению естественных производитель­ных сил России (КЕПС). Звездой первой величины мировой физио­логии стал академик И. П. Павлов (1849—1936). Он разработал учение об условных рефлексах. Своими работами Павлов развил труды С. П. Боткина (1832—1889) и И. М. Сеченова (1829—1905) в области экспериментального и теоретического изучения деятель­ности коры головного мозга и нервной системы человека и живот­ных. В области физиологии и медицины успешно работал И. И. Меч­ников (1845—1916).

Положительным фактором в развитии русской науки являлся ее свободный обмен и общение с представителями мировой науки. Ученые и инженеры имели возможность длительно, годами стажи­роваться и преподавать в университетах и институтах Германии, Франции, Англии, других стран Европы, публиковать свои работы в заграничных научных- изданиях. Все это делало русскую науку частью мировой науки, способствовало включению ее результатов в общее русло мирового технического прогресса. Отрицательным фактором являлось недостаточное финансирование науки со сто­роны правительства, слабый приток частных средств со стороны капиталистов. В целом, несмотря на отдельные исключения, российс­кий капитал еще не созрел для понимания ценности как теорети­ческих, так и прикладных научных исследований и необходимости уделять на науку часть своих прибылей. Положение начало меняться только в период первой мировой войны, когда как правительство, так и казенные заводы и отчасти капиталисты стали давать больше средств для научных исследований. Однако этот процесс был резко прерван в результате революции и гражданской войны. После нее уже Советскому государству пришлось заново собирать русскую науку и организовывать научные исследования.

Литература.Русская литература и литература народов России развивались в начале XX в. под определяющим влиянием русской классической литературы века минувшего. Живым символом этого единства был Лев Николаевич Толстой. Хотя главные его произве­дения были созданы в 60—70-х гг. XIX в., он продолжал интенсивно работать и в последующие годы XIX в. Вместе с тем с 80-х гг. в его творчестве все более заметное место занимают публицистика, нравственно-моралистические мотивы. Они пронизывают и его драма­тические произведения этих лет (пьесы «Власть тьмы», 1886, «Плоды просвещения», 1890), повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и др. В последний год XIX в. отдельным изда-




нием выходит последний крупный -роман Л. Н. Толстого — «Воскре­сение». Тема падения и нравственного внутреннего возвышения, воскресения является главной в романе. В нем нарисована широкая и беспощадная панорама русской жизни. «Воскресение» подверглось жесткой цензуре, и тем не менее обличение официальной церкви, содержащееся в романе, послужило главным поводом отлучения в 1901 г. Льва Толстого от православной церкви. В первые годы XX в. Толстой публикует многие значительные художественные произведения. Это драма «Живой труп» (1900), вошедшая в клас­сический репертуар драматических театров не только нашей страны, но и многих театров мира, повести «После бала» (1903), «За что?» (1906), «Хаджи-Мурат» (1904). Хотя основные положения социаль­но-философского и этического учения, которое создал Лев Толстой («толстовство»), отрицали революцию как форму насилия — его идеалом являлась мирная борьба и непротивление злу насилием, он сочувствовал первой российской революции и выступал за ин­тересы многомиллионного русского крестьянства. Все это дало воз­можность Ленину назвать Льва Толстого «зеркалом русской ре­волюции».

Поражение революции и жестокие расправы царского правитель­ства с революционерами заставили Льва Толстого напечатать в 1908 г. статью «Не могу молчать!» с протестом против тысяч смертных казней, совершавшихся по приговорам царских судов по всей стране. Толстому в это время было уже 80 лет. Та духовно-нравственная перестройка, под знаком которой он жил последние десятилетия, привела его к выводу о необходимости полностью порвать с той жизнью, которую он все еще формально вел как дворя­нин и помещик, граф. Рано утром 28 октября (10 ноября) Толстой тайно уехал из своей усадьбы «Ясная Поляна». В пути он заболел воспалением легких, был снят с поезда из вагона третьего класса на станции Астапово (ныне «Лев Толстой»), а 7(20) ноября 1910 г. умер в доме начальника станции. Смерть Льва Толстого, сами ее обстоя­тельства сделались первостепенным политическим событием жизни страны. Его всенародные похороны, как и похороны председателя I Государственной думы С. А. Муромцева, обозначили собой дату на­чала нового общественного подъема. Титанический литературный труд Толстого оказывал и оказывает до сих пор колоссальное влия­ние на судьбы мировой литературы, и русской литературы прежде всего, показывает пример верности писателя своему призванию и своему народу.

Антон Павлович Чехов — другой великий русский писатель, жив­ший в это время. Чехов родился в январе 1860 г., а умер в июле 1904 г. в возрасте 44 лет от туберкулеза. Это было наследство молодых журналистских лет, когда писатель под псевдонимом Ан­тоша Чехонтё зарабатывал на жизнь газетной поденщиной и пи­санием юмористических рассказов. Как много он мог бы еще напи­сать, если бы не ранняя кончина! Но и то, что сделал Чехов, огромно. Уже в ранний период своего творчества Чехов достиг совершенства

в создании юмористической миниатюры. В своих рассказах и но­веллах он высмеивал полицейского и священника, чиновников и обывателей, весь быт и ограниченность мещанства жизни в провин­ции и столице. Но эта социальная функция чеховской юмористики не носит назидательного, обличительного характера. Все его рас­сказы по-настоящему смешны, а их незамысловатые герои вызывают симпатии. Уже в первых рассказах Чехов проявил себя и как мастер описания природы, зарисовок быта, и как блестящий мастер диало­гов. Это сделало естественным его последующий переход к драма­тургии. На рубеже веков Чехов — уже не юморист, хотя сам по себе юмор никогда не покидал страницы и его серьезных вещей. Это тонкий психолог, это человек, обеспокоенный проблемами добра и зла, будущим мира. Такие произведения, как «Палата № 6» (1892), «Анна на шее» (1895), «Ионыч», «Крыжовник» (1898), в мягкой, лирической форме рассказывают о самых важных жизненных проб­лемах, о любви, надеждах и их крушении, о социальной ответ­ственности человека перед обществом.

Особое место в творчестве Антона Павловича занял театр. Еще в 80-е гг. XIX в. 20-летний писатель написал около 10 водевилей, драматических миниатюр и пьес. Среди них выделяется острым социальным конфликтом драма «Иванов» (1887—1889). В 1896 г. Чехов пишет свою «Чайку», но ее постановка в Александрийском театре в Петербурге кончилась провалом. Второе рождение пьесе дал Московский Художественный театр, с руководителями которо­го В. И. Немировичем-Данченко и К. С. Станиславским А. П. Чехов близко сошелся в 1898 г. Там кроме «Чайки», поставленной в де­кабре 1898 г., нашли сценическое воплощение пьесы «Дядя Ваня» (написана в 1896 г.), «Три сестры» (написана в 1900 г., поставлена в 1901 г.), «Вишневый сад» (1903—1904). Светлые, гуманистические идеалы защищают чеховские пьесы; симпатии автора, читателей и зрителей на стороне людей добрых, благородных, готовых к само­пожертвованию, хотя и не всегда людям этим удается устроить себя в жизни, найти свое место, победить в единоборстве со злом. Че­ховские пьесы отразили духовные искания российского общества накануне революции. Но написаны они так, что волновавшее трех сестер, героев «Дяди Вани» и «Вишневого сада» близко и понятно и сегодняшнему зрителю, независимо от возраста и национальной принадлежности. Чеховский театр — источник вдохновения режиссе­ров и актеров театров большинства стран мира, создающих все новые и новые интерпретации и постановки его знаменитых пьес. Чехов буквально породнился с МХТ, женившись в 1901 г. на артистке театра О. Л. Книппер. 17 января 1904 г., в 44-й день рож­дения писателя, Художественный театр дал премьеру «Вишневого сада», на которой присутствовал автор, а затем проведено бы­ло чествование писателя. В июне 1904 г. состояние здоровья Чехова резко ухудшилось, он выехал для лечения на немецкий курорт Баденвейлер, где и скончался 2(15) июля. Влияние, которое он ока­зал и продолжает оказывать на русскую и мировую литературу,

еще полностью не измерено. Серьезная чеховская проза продолжает выполнять свою гуманистическую функцию, а его умные и тонкие пьесы и искрометный юмор тревожат и радуют современного чита­теля и зрителя и в нашей стране, и за рубежом.

Третьим титаном и властителем дум первых лет нашего века был Горький. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) ро­дился 16 (28) марта 1868 г. Его первой опубликованной вещью был рассказ «Макар Чудра» (газета «Кавказ», Тифлис, 12 сентяб­ря 1892 г.). С 1895 г. Горький стал печататься в столичных газетах, а в 1898 г. уже вышло в свет двухтомное издание его «Очерков и рассказов». В их тематике нашли отражение переживания самого автора в тяжелые годы отрочества и юности, его путешествия по стране, десятки профессий, которыми он занимался до перехода на положение профессионального писателя. Особое внимание к прос­тым людям, к обездоленным и угнетенным сохранится и в последую­щем творчестве Максима Горького, самого демократичного и близкого народу писателя той эпохи. На рубеже нового века Горь­кий сближается с российскими социал-демократами, первое зна­комство с которыми у него состоялось еще в Казани во второй поло­вине 80-х гг. Писатель печатается в близких социал-демократам журналах «Новое слово» и «Жизнь» (1897 и 1899—1901). В 1899 и 1900 гг. выходят его первые романы «Фома Гордеев» и «Трое».

Необычная биография Горького, романтическая приподнятость его первых произведений, сочность и реалистичность созданных им литературных героев делают писателя популярной фигурой в рус­ском литературном мире. В 1899 и 1900 гг. состоялось знакомство Горького с А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым. Две крымские зимы 1901 и 1902 гг. сделали их знакомство еще более близким. Чехов зна­комит Горького с руководителями и актерами МХТ, советует ему по­пробовать свои силы в драматургии. И в 1901 г. 33-летний Горький пишет замечательную пьесу «Мещане», которую Московский Худо­жественный театр ставит в 1902 г. В 1902 г. Горький избирается почетным членом Академии наук, но Николай II распорядился аннулировать выборы. Тогда в знак протеста отказались от звания почетных академиков выбранные ранее А. П. Чехов и В. Г. Коро­ленко. В 1902 г. Горький пишет вторую свою пьесу — «На дне», также поставленную МХТ. Чеховские уроки в сочетании с необыч­ным жизненным материалом, знакомым только самому Алексею Максимовичу, дали замечательные результаты. И «Мещане», и «На дне» стали любимыми пьесами русских и советских театральных режиссеров, выдержали не одну сотню постановок во многих стра­нах мира. В 1904—1905 гг. Горький сочиняет новые пьесы — «Дач­ники», «Дети солнца», «Варвары». Они шли с неизменным успехом, чему способствовали и явно прослеживаемая чеховская традиция, и острый социальный материал драматических конфликтов. Попу­лярности Горького способствовали и обстоятельства его личной судьбы,— фактический брак с популярной актрисой М. Ф. Анд­реевой, еще более расширивший круг его знакомств среди демок-

ратически настроенной русской интеллигенции. Горький познако­мился с И. Е. Репиным, захотевшим писать портрет Андреевой, становится частым гостем репинских «Пенатов» (усадьбы Репина на Карельском перешейке на "станции Куоккала, в 40 км от Петер­бурга). Постановки пьес, дававших регулярный доход в виде от­числений от каждого спектакля, совместная жизнь с Андреевой сделали Горького состоятельным человеком. Но свои средства он с началом революции в значительной степени предоставил в распоря­жение РСДРП, а именно ее большевистской фракции.

Активно участвуя в революции, предоставляя свои квартиры в Петербурге и Москве для нужд партии, Горький и Андреева в октябре 1905 г. дают деньги для выпуска газеты «Новая жизнь», которая фактически стала органом большевиков. Именно в редак­ции газеты в ноябре 1905 г. происходит первая встреча Горького и Ленина. Действуя в пользу революции, Горький выступает в различных залах Финляндии, затем уезжает за границу. При посред­ничестве Горького и Андреевой и частично за их счет РСДРП про­водит свой V съезд в Лондоне, на котором большевистская фрак­ция сумела одержать верх. Еще до этого, в 1906 г., Горький и Анд­реева посетили Швецию, Германию, Францию и США. Результа­том этих путешествий была серия очерков и резких памфлетов. Особенно досталось Соединенным Штатам, в которых господст­вующая ханжеская мораль не допустила Горького и Андрееву проживать в одном номере гостиницы.

Годы революции были особенно плодотворны для Горького. В 1906 г. он написал свой знаменитый роман «Мать», в основу ко­торого были положены подлинные факты из истории сормовской ра­бочей семьи Заломовых. Тогда же была написана пьеса «Враги». Созданный писателем в 1906 г. очерк «9 января» до сих пор явля­ется одним из самых достоверных исторических источников о «Кро­вавом воскресенье». Поздней осенью 1906 г. Горький и Андреева из США приезжают в Италию. На курорте на острове Капри близ Сорренто и Неаполя они сняли виллу, на которой прожили 7 лет. Но и в эти годы Горький не прекращал связей с большевиками. В 1908 г. он принимал у себя Ленина и пытался примирить его с А. Богда­новым. В 1910 г. Ленин снова побывал у Горького на Капри, а в 1911 г. они встретились в Париже. Но в целом в это время идеи Богданова оказались ближе Горькому, он увлекся богостроитель­ством. В Италии Горький продолжает писать пьесы («Последние», 1908, «Васса Железнова», 1910), повести, читает лекции по исто­рии русской литературы в Каприйской и Болонской школах РСДРП. Известность получили повести Горького «Городок Окуров» (1909) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910—1911).

В конце 1913 г., воспользовавшись правительственной амнис­тией, Горький и Андреева возвращаются в Россию. В 1915 г. Горь­кий основал журнал «Летопись», носивший интернационалист­ский и антивоенный характер. В 1913—1916 гг. вышли две первые части автобиографии Горького — «Детство» и «В людях». Горький

приветствовал Февральскую революцию, но встретил ее факти­чески с позиций буржуазного радикализма. В марте 1917 г. он хо­тел даже основать собственную радикальную партию. Позиции Ленина показались ему нереалистическими и экстремистскими. Прошло значительное число лет, прежде чем Горький принял Ок­тябрьскую революцию и полностью приветствовал строительство социализма в нашей стране. Но своим последующим творчеством (с 1921 по 1928 г. Горький проживал вне нашей страны, а затем проводил в Сорренто ежегодно по многу месяцев) и общественной деятельностью он полностью загладил свои прежние расхождения с Лениным, заблуждения в оценке Октябрьской революции и выбора народами нашей страны социалистического пути. Умер А. М. Горь­кий 18 июня 1936 г.

Видное место в русской литературе начала XX в. занимал Вла­димир Галактионович Короленко (1853—1921). Он начал печа­таться с 1879 г., и в его первых произведениях отразился его опыт студента-народника, ссыльнопоселенца. Его рассказ о девушке-ре­волюционерке «Чудная» был напечатан за границей в 1880 г., а в России — только в 1905-м. В начале века Короленко печатает цикл сибирских рассказов. В годы первой российской революции Коро­ленко напечатал ряд очерков и рассказов, в которых высказывал сочувствие борьбе крестьян за землю. Крупнейшее произведение Короленко — объемная «История моего современника», выходив­шая с 1906 по 1922 г. Создал он и мемуары о Глебе Успенском, Чехове, Толстом. По своим политическим взглядам Короленко ос­тался верен неонародникам, а с 1917 г.— эсерам. После Февраль­ской буржуазно-демократической революции большую известность получило его открытое письмо к русским солдатам, в котором он призывал их бороться с врагом, исходя из идеологии «революцион­ного оборончества». В годы гражданской войны Короленко жил в Полтаве и стал свидетелем кровавых эксцессов белого и красного террора. В письмах наркому просвещения А. В. Луначарскому он высказал свой гневный протест против массовых рас­стрелов, проводимых на Украине, и предсказал, что в конце концов террор обернется против его инициаторов и активных исполнителей.

Ярким и своеобразным писателем, пользовавшимся большой популярностью среди русской интеллигенции и молодежи, был Ле­онид Николаевич Андреев (1871 —1919). Как литератор он, вы­пускник юридического факультета Московского университета, су­дебный репортер и фельетонист, стал печататься с 1898 г. Принад­лежа к демократическому направлению в русской литературе, Ле­онид Андреев развивал традиции Ф. М. Достоевского с его инте­ресом к теме «бедных людей». Андреева отличало повышенное вни­мание к темным сторонам человеческой натуры, неуправляемости и непредсказуемости человеческих поступков, судьбы и предопреде­ленности. Огромную известность у современников получили его антивоенный рассказ «Красный смех» (1904) и небольшая повесть

«Рассказ о семи повешенных» (1908). Последний осуждал террор царских охранников по отношению к революционерам. Леонид Андреев создал много пьес. Многие из них носили мистически-философский характер, что было созвучно смятению в душах ин­теллигентов после поражения первой российской революции («Сав­ва», 1907, «Царь Голод», 1908, «Жизнь человека», 1907, «Черные маски», 1908, «Анатэма», 1910). В это же время Леонид Андреев-возглавил альманах «Шиповник». «Черный романтизм», траге­дия человеческой жизни — вот литературное амплуа Леонида Анд­реева во второй период его творчества. Его произведения имели большой успех, тиражи и гонорары позволили ему построить за­городный дом-замок на Черной речке у деревни Нейвола. Дом соот­ветствовал той «маске», которую он избрал себе в русской литера­туре. В то же время в обыденной жизни это был оптимистичный человек, яхтсмен. Он один из первых в России увлекся цветной фотографией. Полученные им высококачественные цветные диапо­зитивы выставлены в литературном музее в Орле. После признания независимости Финляндии Леонид Андреев в своем деревянном зам­ке оказался зимой 1918 г. за границей. Октябрьская революция, Брестский мир рассматривались им как крушение идеалов, круше­ние России (он в годы мировой войны выступал с оборонческих позиций). В 1919 г. внутренний кризис привел к преждевременной смерти 48-летнего писателя.

Если Леонид Андреев, третировавшийся в 20—50-е гг. как «де­кадент» и представитель «упаднической буржуазной культуры», был основательно забыт, то творчество Александра Ивановича Купри­на (1870—1938) никогда не забывалось читателями нашей страны. Он начал печататься в 1889 г., еще учась в юнкерском училище. Те­ма армии, жизни русского офицера и солдата станет одной из по­стоянных и любимых тем Куприна. За десятилетие перед наступле­нием нового века А. И. Куприн много печатался, был репортером, переменил множество профессий, странствовал по югу страны. Пи­сал он в это время в основном рассказы и очерки. В 1896 г. вышла его повесть «Молох», показывавшая тяжелую долю русского рабо­чего. Но главные герои Куприна — военные, горожане, мелкие чи­новники. Большую известность получили его повести «Штабс-капи­тан Рыбников», «Поединок», «Гранатовый браслет». Популярностью, пользовались его повесть на библейскую тему «Суламифь» (1908), роман о публичном доме «Яма» (1909—1915). Приветствовав пер­вую российскую революцию, Куприн, как и большинство русских писателей и интеллигентов, тяжело переживал ее поражение. Твор­ческие и идейные поиски писателя в последующие годы не уклады­ваются в узкие рамки «демократического» или «декадентского» направлений, они поворачивали в сторону морально-нравственных исканий. Куприн в годы войны находился на оборонческих пози­циях. Приняв Февральскую революцию, он резко выступил про­тив Октябрьской. Проживая в Гатчине, он во время наступ­лений Юденича в 1919 г. издавал там антисоветскую газету,

что кончилось бегством писателя из города после разгрома бе­лых. В эмиграции Куприн не смог найти себя и в 1937 г. вернул­ся в СССР.

В противоположность ему, Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) так и умер эмигрантом и похоронен на русском кладбище под Па­рижем. Он начинал как поэт в 1887 г. еще гимназистом, прозаиком стал позднее, в начале 90-х гг. XIX в. Иван Бунин был прежде всего художником слова, замечательным стилистом, его волновали веч­ные, нравственные проблемы, злободневные вопросы занимали его меньше. Так, в разгар первой российской революции он уехал за границу. Впрочем, политика и даже сама революция 1905—1907 гг. вошла в жизнь Бунина, так сказать, с заднего крыльца — он же­нился на племяннице председателя I Государственной думы, од­ного из лидеров кадетской партии С. А. Муромцева. Наиболее из­вестные рассказы и повести Бунина в дореволюционный период — «Антоновские яблоки» (1900), «Деревня» (1909—1910), «Суходол» (1911), «Грамматика любви» (1915), «Господин из Сан-Францис­ко» (1915). Бунин прославился и как переводчик. Именно он еще в 1898 г. перевел на русский язык «Песнь о Гайавате» Лонгфелло. Ему принадлежат блестящие переводы поэм Байрона. Октябрьскую революцию Бунин встретил враждебно, эмигрировал за границу. Там не переставал работать и создал целый ряд талантливых про­изведений. Но тоска по России перед самой войной заставила и его подумать о возвращении в СССР. Война помешала этому. Бунин приветствовал победу над фашистской Германией, но политические условия холодной войны и преклонный возраст уже не позволили писателю вернуться. Сейчас творчество Ивана Бунина вновь попу­лярно в нашей стране. Этому способствуют и вечность общечело­веческих тем творчества, и замечательный русский литературный язык писателя.

Даже приведенные имена показывают, какими сложными и мно­гогранными талантами была богата русская литература в начале ве­ка. А ведь были еще Вересаев, Мамин-Сибиряк, десятки других, менее известных писателей. В эти же годы на литературную арену впервые вышли писатели, более известные современному читателю как советские,— Алексей Толстой, Серафимович, Вячеслав Шишков, Федор Гладков, Михаил Пришвин. Существовали, и неплохо, писа­тели, обслуживавшие интересы обывательские, неразвитого чита­теля, эксплуатировавшие интерес к литературе религиозной, жен­ской, эротической. Так, писатель М. П. Арцыбашев, намного опе­режая западных авторов, написал эротический роман «Санин». Издавались коммерческие книги в картинках, серии дешевых прик­лючений и пр. Литературному творчеству способствовали свобода объединения в группы и союзы, наличие возможности свободно формировать сообщества, издававшие литературные журналы и сборники. Возможность для писателя свободного выезда за границу в любое время обогащала его жизненные наблюдения, давала воз­можность с новой стороны увидеть свое отечество.

Начало XX в. было золотым временем и для развития русской поэзии. Такого богатства и разнообразия поэтической рубрики, как в 10-е гг., никогда не видела российская изящная словесность. Самым выдающимся русским поэтом этого времени был Александр Александрович Блок (1880—1921). В 1906 г. он закончил филоло­гический факультет Петербургского университета. Свой первый цикл стихов «Из посвящений» напечатал в 1903 г. В следующем году вышла его книга «Стихи о прекрасной даме». Все творчество Бло­ка окрашено романтическими тонами, хотя его обычно относят к символистам. Но как яркая творческая индивидуальность Блох не подходит под какое-либо одно узкое определение. Мы находим у него и ярко выраженную патриотическую тему, и тему грядущих потрясений и революций, и обращение к мифологизированной исто­рии народа. Но прежде всего это лирик, воспевающий любовь. Блок писал стихи, поэмы, создал несколько драм. Женатый на Л. Д. Менделеевой, дочери великого химика, он был несчастен в личной жизни, хотя и являлся кумиром молодежи и женщин. Блок вел дневники и записные книжки, которые остались для историка важным источником литературной и общественной жизни Петербур­га начала века. В 1916 г. Блок был призван в армию и служил в Белоруссии в дружине государственного ополчения. После победы Февральской революции его близкий знакомый, министр финансов Временного правительства М. И. Терещенко добился отзыва его в Петроград и прикомандирования к Чрезвычайной следственной ко­миссии, созданной для расследования преступлений по должности министров царского правительства. Будучи редактором допросов, присутствуя на многочисленных беседах с бывшими столпами цар­ского строя, Блок был полностью захвачен новыми впечатлениями. Как писал он сам позднее, «в 1917 году стихов не было». Собранные им материалы и полученные впечатления вошли затем в историчес­кий отчет «Последние дни императорской власти» (журнальная пуб­ликация в 1919 г., отдельная книга в 1921 г.), одно из самых точных описаний событий Февральской революции в нашей стране. Только Октябрьская революция и величие ее задач вернули Блока вновь к поэтическому творчеству. В январе 1918 г. он создает зна­менитую поэму «Двенадцать» о Красной гвардии, о жизни в рево­люционном Петрограде. Один из немногих представителей русской интеллигенции, А. А. Блок сразу же перешел на сторону Советской власти и напечатал ряд статей о месте интеллигенции в новом об­ществе. Однако настороженное отношение к интеллигенции со сто­роны некоторых руководителей культуры привело к тому, что Блок остался под конец жизни без материальных средств и умер от голода.

В противоположность Блоку, и по рождению, и по традиции представителю старой дворянской культуры, другой великий рус­ский поэт тех лет Сергей Александрович Есенин (1895—1925) вы­шел из самой народной гущи, родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии. Есенин стал писать стихи уже в 14 лет. Искренность их, удивительная напевность, близость к род-

ной русской природе, всему быту и жизни деревни — все это принесло Есенину быструю популярность уже в канун первой мировой войны. В войну он был призван и служил в государственном ополчении. Но главные произведения поэта создавались уже после Октябрьской революции.

К революционерам и обновителям поэтического слова со своих первых произведений относится Владимир Владимирович Маяков­ский (1893—1930). Несмотря на молодость, он успел принять учас­тие в первой российской революции, в подпольной деятельности РСДРП, привлекался к предварительному следствию, сидел в тюрь­ме в Москве в 1909—1910 гг. Именно там написал первые стихи, но тетрадь с ними была отобрана при освобождении. В 1911 г. Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одновременно он пишет стихи, близко сойдясь с группой поэтов-футуристов (от латинского слова «футурум» — будущее). Его первые произведения публикуются в 1912 г. в сборнике поэтов-футуристов под названием «Пощечина общественному вкусу», подготовленном другим поэтом-футуристом Давидом Бурлюком. Творчество поэта развивалось бурно и быстро. Он писал стихи и поэмы, пьесы. Так, уже в 1913 г. в петербургском «Луна-парке» была поставлена его трагедия «Владимир Маяковский». Большую известность получили его поэмы «Флейта-позвоночник» (написана в 1915, напечатана в 1916 г.), «Война и мир», «Человек», созданные в те же годы, поэма «Облако в штанах» (1915). Для произведе­ний раннего Маяковского характерны исключительное внимание к новой поэтической форме, юношеский эпатаж, стремление поразить читателя. Но тематика их уже включала многие острые социаль­ные вопросы, предчувствие революции и социальных потрясений. В годы войны Маяковский был призван в армию и проходил службу в Петрограде, что сделало его участником Февральской и Октябрьской революций. Но его главное слово в искусстве было еще впереди — в 20-е гг. в молодой Советской стране.

Видным представителем русской поэзии начала века был Ва­лерий Яковлевич Брюсов (1873—1924). Он был создателем и тео­ретиком такого направления в русской поэзии, как символизм. Еще в 1894—1895 гг. Брюсов выпустил три поэтических сборника «Рус­ские символисты», в 1904—1909 гг. редактировал журнал симво­листов «Весы». Первая российская революция побудила поэта бо­лее внимательно отнестись к наболевшим вопросам жизни. Поли­тическое брожение в обществе накануне революции отразилось в таком популярном стихотворении Брюсова, как «Каменщик»: «Ка­менщик, каменщик в фартуке белом, что ты там строишь, кому? — Эй, не мешайте, мы заняты делом, строим мы, строим тюрьму!» Протест против социальной несправедливости, неизбежное разру­шение старого мира под влиянием революции — вот темы многих стихотворений Брюсова в те годы. После начала первой мировой войны поэт вначале поддался общему патриотическому чувству, но вскоре в стихотворении «Последняя война» показал ее разру-

442 , "

шительный характер. Брюсов приветствовал не только Февральскую, но и Октябрьскую революцию.

Другим поэтом-символистом, пользовавшимся большой попу­лярностью, был Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942). Еще в последние годы XIX в. он опубликовал книги «Под север­ным небом», «В безбрежности», «Тишина» (1894, 1895, 1898). Они были далеки от проблем действительности, но говорили о пережи­ваниях человека, о его предчувствиях, о смерти, обреченности. Стихотворения Бальмонта отвечали общественной потребности, смут­ным предчувствиям конца старой эпохи, апокалипсиса, желанию укрыться в мир собственных переживаний. В этом смысле они были типичны для своей эпохи. Но и Бальмонт откликнулся на первую российскую революцию поэтическим циклом «Песни мстителя». Пос­ле Октябрьской революции он эмигрировал во Францию, где час­то жил и ранее. Умер и похоронен в Париже.

Видный русский поэт Игорь Северянин (Игорь Васильевич Ло-тарев, 1887—1941) называл себя эгофутуристом. И действитель­но, с футуристами сближала его оригинальность тем и образов, но по поэтическому строю своих произведений он был ближе к классическому русскому стиху, который развивали символисты. Он выпустил сборники «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915) и др. После Октябрь­ской революции, проживая на своей даче в Усть-Нарве, оказался на территории буржуазной Эстонии. В 1940 г. приветствовал ее вхождение в СССР. В момент поспешного оставления ЭССР на­шими войсками в июле 1941 г. не успел эвакуироваться и вскоре умер от переживаний и голода.

Нет возможности рассказать о каждом поэте этих замечатель­ных лет. Анна Ахматова и Николай Гумилев, Марина Цветаева и Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам и Сергей Городец­кий, десятки других не только заявили о себе впервые в начале века, но и сформировались как поэты, создали многие замечатель­ные произведения в 10-е гг. В целом русская литература, как поэ­зия, так и проза, обогатила в это время нашу культуру своими многими достижениями, отразила по-своему и те кризисные явле­ния, войну и революции, которыми было характерно российское общество.

Изобразительное искусство.Русские художники также внесли свой весомый вклад в развитие отечественной и мировой культу­ры. Среди них были и те, кто придерживался реалистического на­правления, продолжая традиции передвижников и академической школы XIX в., и те, кто составил российский авангард, откликаясь на новаторство французских живописцев, соревнуясь с ними и да­же обгоняя их. Споры среди художников и критиков, между раз­личными творческими объединениями разрешались путем самого творчества, в свободных дискуссиях и соревновании различных школ. Художники не только обслуживали нужды общества, отве­чали его вкусам, но и развивали эти вкусы, зачастую опережая их

на десятилетия вперед. Судьба живописного наследия художни­ков-авангардистов не была легкой. В 20-е гг. их творчество поль­зовалось свободой и поддержкой, затем было зачеркнуто и объяв­лено формалистическим и порочным. Многие произведения погиб­ли, многие пылились в запасниках музеев, сохранились в частных коллекциях, утекали за рубеж. Там же протекала работа тех рус­ских художников, которые оказались в рядах эмигрантов. Только в 60-е гг. постепенно начала складываться обстановка, которая поз­волила оценить значимость художников русского авангарда, их вклад в мировую культуру наряду с художниками-реалистами и традиционалистами.

Но именно последние определяли, естественно, общий тон ху­дожественной жизни. Был еще жив и продолжал творить великий Репин. Илья Ефимович Репин (1844—1930) достиг вершины свое­го творчества в 80-е гг. XIX в. Находясь в зените славы, он в 90-е гг. и в начале XX в. пишет много индивидуальных и коллек­тивных портретов, но обращается и к сюжетным картинам. Круп­ным явлением стала его монументальная картина «Заседание Го­сударственного Совета», над которой Репин работал в 1901 — 1903 гг. Ему помогали художники Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов.

В 1903 г. Репин создает картину «Какой простор!», изображаю­щую студента и молодую даму на фоне вздыбленных волн Финско­го залива. Она имела зрительский успех, но по тематике резко отличалась от произведений автора эпохи его расцвета. Револю­ция 1905 г. не оставила Репина равнодушным. Им созданы карти­ны и эскизы «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации», «Манифестация 17 октября 1905 года». В 1909 г. Репин заканчивает картину «Самосожжение Гоголя». В последую­щие годы Репин продолжает много работать. Можно назвать кар­тину «Пушкин 15 лет читает свою поэму», портрет П. А. Столы­пина для Саратовской городской думы (1910), портреты жены ху­дожника Н. Б. Нордман-Северовой, Льва Толстого и Короленко, психиатра В. М. Бехтерева, художника И. И. Бродского (1913), скульптора М. М. Антокольского, певца Ф. И. Шаляпина (1914), поэта В. В. Маяковского (1916). В 1894—1907 гг. Репин как про­фессор преподавал в Академии художеств и воспитал много уче­ников, впоследствии плодотворно работавших и в советское вре­мя. С 1899 г. Репин постоянно жил в усадьбе «Пенаты» на стан­ции Куоккала (ныне — Репино) на Карельском перешейке, которую купила ему его жена. Дом был перестроен по желанию художни­ка, имел жилые помещения и несколько мастерских. После про­возглашения независимости Финляндии Репин оказался «эмигран­том». Однако связей с Советской Россией не порывал, ему посы­лали из Петрограда продукты, краски. В 1926 г. Репин принимал у себя большую группу советских художников, подумывал о возвра­щении в РСФСР. Умер в «Пенатах», где и похоронен.

Другим могучим талантом этого времени, расцвет которого при­шелся именно на конец XIX и начало XX в., был Валентин Алек-

сандрович Серов (1865—1911). Он уже с 9-летнего возраста был учеником Репина, в 1885 г. окончил Академию художеств. На ру­беже 80-х и 90-х гг. XIX в. обратил на себя внимание замечатель­ными портретами «Девушка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». В 1894 г. Серов становится членом Товарищества пере­движных выставок, но в конце 90-х гг. выходит из него и примыка­ет к многочисленному новому объединению художников «Мир ис­кусства». Серов в эти и последующие годы — непревзойденный мас­тер портрета. Главное для него — психологическая характеристика героя. Этому служит и фон — пейзаж, интерьер кабинета или двор­ца, аксессуары — собаки, лошади и пр. Он получает официальные заказы. В 1901 —1902 гг. создает портрет Александра III, затем Ни­колая II, рисует многих великих князей. Серова глубоко захвати­ла первая российская революция. Он создает серию графических работ, разоблачающих карательную политику царского правитель­ства. Политическим актом было создание в 1905 г. портрета Горь­кого. Серов написал целую галерею представителей русской творчес­кой интеллигенции, артистов, писателей, врачей. Он оставил и за­мечательные портреты представителей высшего общества — графа Юсупова Сумарокова-Эльстон, его жены Зинаиды Юсуповой и их сына Феликса. <

Наши рекомендации