К ковров кр красноуфимск н н ниж.новгород
1919 г. Сикорский эмигрировал в США, где стал основателем современного вертолетостроения.
Большое значение имели труды и общественная деятельность академика В. И. Вернадского (1863—1945), естествоиспытателя, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он выдвинул идею о ноосфере — поверхности земли, преображаемой жизнью. Можно сказать, что эти идеи лежат в основании сегодняшних экологических понятий. В 1915 г. Вернадский вместе с рядом других академиков создал Комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). Звездой первой величины мировой физиологии стал академик И. П. Павлов (1849—1936). Он разработал учение об условных рефлексах. Своими работами Павлов развил труды С. П. Боткина (1832—1889) и И. М. Сеченова (1829—1905) в области экспериментального и теоретического изучения деятельности коры головного мозга и нервной системы человека и животных. В области физиологии и медицины успешно работал И. И. Мечников (1845—1916).
Положительным фактором в развитии русской науки являлся ее свободный обмен и общение с представителями мировой науки. Ученые и инженеры имели возможность длительно, годами стажироваться и преподавать в университетах и институтах Германии, Франции, Англии, других стран Европы, публиковать свои работы в заграничных научных- изданиях. Все это делало русскую науку частью мировой науки, способствовало включению ее результатов в общее русло мирового технического прогресса. Отрицательным фактором являлось недостаточное финансирование науки со стороны правительства, слабый приток частных средств со стороны капиталистов. В целом, несмотря на отдельные исключения, российский капитал еще не созрел для понимания ценности как теоретических, так и прикладных научных исследований и необходимости уделять на науку часть своих прибылей. Положение начало меняться только в период первой мировой войны, когда как правительство, так и казенные заводы и отчасти капиталисты стали давать больше средств для научных исследований. Однако этот процесс был резко прерван в результате революции и гражданской войны. После нее уже Советскому государству пришлось заново собирать русскую науку и организовывать научные исследования.
Литература.Русская литература и литература народов России развивались в начале XX в. под определяющим влиянием русской классической литературы века минувшего. Живым символом этого единства был Лев Николаевич Толстой. Хотя главные его произведения были созданы в 60—70-х гг. XIX в., он продолжал интенсивно работать и в последующие годы XIX в. Вместе с тем с 80-х гг. в его творчестве все более заметное место занимают публицистика, нравственно-моралистические мотивы. Они пронизывают и его драматические произведения этих лет (пьесы «Власть тьмы», 1886, «Плоды просвещения», 1890), повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и др. В последний год XIX в. отдельным изда-
нием выходит последний крупный -роман Л. Н. Толстого — «Воскресение». Тема падения и нравственного внутреннего возвышения, воскресения является главной в романе. В нем нарисована широкая и беспощадная панорама русской жизни. «Воскресение» подверглось жесткой цензуре, и тем не менее обличение официальной церкви, содержащееся в романе, послужило главным поводом отлучения в 1901 г. Льва Толстого от православной церкви. В первые годы XX в. Толстой публикует многие значительные художественные произведения. Это драма «Живой труп» (1900), вошедшая в классический репертуар драматических театров не только нашей страны, но и многих театров мира, повести «После бала» (1903), «За что?» (1906), «Хаджи-Мурат» (1904). Хотя основные положения социально-философского и этического учения, которое создал Лев Толстой («толстовство»), отрицали революцию как форму насилия — его идеалом являлась мирная борьба и непротивление злу насилием, он сочувствовал первой российской революции и выступал за интересы многомиллионного русского крестьянства. Все это дало возможность Ленину назвать Льва Толстого «зеркалом русской революции».
Поражение революции и жестокие расправы царского правительства с революционерами заставили Льва Толстого напечатать в 1908 г. статью «Не могу молчать!» с протестом против тысяч смертных казней, совершавшихся по приговорам царских судов по всей стране. Толстому в это время было уже 80 лет. Та духовно-нравственная перестройка, под знаком которой он жил последние десятилетия, привела его к выводу о необходимости полностью порвать с той жизнью, которую он все еще формально вел как дворянин и помещик, граф. Рано утром 28 октября (10 ноября) Толстой тайно уехал из своей усадьбы «Ясная Поляна». В пути он заболел воспалением легких, был снят с поезда из вагона третьего класса на станции Астапово (ныне «Лев Толстой»), а 7(20) ноября 1910 г. умер в доме начальника станции. Смерть Льва Толстого, сами ее обстоятельства сделались первостепенным политическим событием жизни страны. Его всенародные похороны, как и похороны председателя I Государственной думы С. А. Муромцева, обозначили собой дату начала нового общественного подъема. Титанический литературный труд Толстого оказывал и оказывает до сих пор колоссальное влияние на судьбы мировой литературы, и русской литературы прежде всего, показывает пример верности писателя своему призванию и своему народу.
Антон Павлович Чехов — другой великий русский писатель, живший в это время. Чехов родился в январе 1860 г., а умер в июле 1904 г. в возрасте 44 лет от туберкулеза. Это было наследство молодых журналистских лет, когда писатель под псевдонимом Антоша Чехонтё зарабатывал на жизнь газетной поденщиной и писанием юмористических рассказов. Как много он мог бы еще написать, если бы не ранняя кончина! Но и то, что сделал Чехов, огромно. Уже в ранний период своего творчества Чехов достиг совершенства
в создании юмористической миниатюры. В своих рассказах и новеллах он высмеивал полицейского и священника, чиновников и обывателей, весь быт и ограниченность мещанства жизни в провинции и столице. Но эта социальная функция чеховской юмористики не носит назидательного, обличительного характера. Все его рассказы по-настоящему смешны, а их незамысловатые герои вызывают симпатии. Уже в первых рассказах Чехов проявил себя и как мастер описания природы, зарисовок быта, и как блестящий мастер диалогов. Это сделало естественным его последующий переход к драматургии. На рубеже веков Чехов — уже не юморист, хотя сам по себе юмор никогда не покидал страницы и его серьезных вещей. Это тонкий психолог, это человек, обеспокоенный проблемами добра и зла, будущим мира. Такие произведения, как «Палата № 6» (1892), «Анна на шее» (1895), «Ионыч», «Крыжовник» (1898), в мягкой, лирической форме рассказывают о самых важных жизненных проблемах, о любви, надеждах и их крушении, о социальной ответственности человека перед обществом.
Особое место в творчестве Антона Павловича занял театр. Еще в 80-е гг. XIX в. 20-летний писатель написал около 10 водевилей, драматических миниатюр и пьес. Среди них выделяется острым социальным конфликтом драма «Иванов» (1887—1889). В 1896 г. Чехов пишет свою «Чайку», но ее постановка в Александрийском театре в Петербурге кончилась провалом. Второе рождение пьесе дал Московский Художественный театр, с руководителями которого В. И. Немировичем-Данченко и К. С. Станиславским А. П. Чехов близко сошелся в 1898 г. Там кроме «Чайки», поставленной в декабре 1898 г., нашли сценическое воплощение пьесы «Дядя Ваня» (написана в 1896 г.), «Три сестры» (написана в 1900 г., поставлена в 1901 г.), «Вишневый сад» (1903—1904). Светлые, гуманистические идеалы защищают чеховские пьесы; симпатии автора, читателей и зрителей на стороне людей добрых, благородных, готовых к самопожертвованию, хотя и не всегда людям этим удается устроить себя в жизни, найти свое место, победить в единоборстве со злом. Чеховские пьесы отразили духовные искания российского общества накануне революции. Но написаны они так, что волновавшее трех сестер, героев «Дяди Вани» и «Вишневого сада» близко и понятно и сегодняшнему зрителю, независимо от возраста и национальной принадлежности. Чеховский театр — источник вдохновения режиссеров и актеров театров большинства стран мира, создающих все новые и новые интерпретации и постановки его знаменитых пьес. Чехов буквально породнился с МХТ, женившись в 1901 г. на артистке театра О. Л. Книппер. 17 января 1904 г., в 44-й день рождения писателя, Художественный театр дал премьеру «Вишневого сада», на которой присутствовал автор, а затем проведено было чествование писателя. В июне 1904 г. состояние здоровья Чехова резко ухудшилось, он выехал для лечения на немецкий курорт Баденвейлер, где и скончался 2(15) июля. Влияние, которое он оказал и продолжает оказывать на русскую и мировую литературу,
еще полностью не измерено. Серьезная чеховская проза продолжает выполнять свою гуманистическую функцию, а его умные и тонкие пьесы и искрометный юмор тревожат и радуют современного читателя и зрителя и в нашей стране, и за рубежом.
Третьим титаном и властителем дум первых лет нашего века был Горький. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 г. Его первой опубликованной вещью был рассказ «Макар Чудра» (газета «Кавказ», Тифлис, 12 сентября 1892 г.). С 1895 г. Горький стал печататься в столичных газетах, а в 1898 г. уже вышло в свет двухтомное издание его «Очерков и рассказов». В их тематике нашли отражение переживания самого автора в тяжелые годы отрочества и юности, его путешествия по стране, десятки профессий, которыми он занимался до перехода на положение профессионального писателя. Особое внимание к простым людям, к обездоленным и угнетенным сохранится и в последующем творчестве Максима Горького, самого демократичного и близкого народу писателя той эпохи. На рубеже нового века Горький сближается с российскими социал-демократами, первое знакомство с которыми у него состоялось еще в Казани во второй половине 80-х гг. Писатель печатается в близких социал-демократам журналах «Новое слово» и «Жизнь» (1897 и 1899—1901). В 1899 и 1900 гг. выходят его первые романы «Фома Гордеев» и «Трое».
Необычная биография Горького, романтическая приподнятость его первых произведений, сочность и реалистичность созданных им литературных героев делают писателя популярной фигурой в русском литературном мире. В 1899 и 1900 гг. состоялось знакомство Горького с А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым. Две крымские зимы 1901 и 1902 гг. сделали их знакомство еще более близким. Чехов знакомит Горького с руководителями и актерами МХТ, советует ему попробовать свои силы в драматургии. И в 1901 г. 33-летний Горький пишет замечательную пьесу «Мещане», которую Московский Художественный театр ставит в 1902 г. В 1902 г. Горький избирается почетным членом Академии наук, но Николай II распорядился аннулировать выборы. Тогда в знак протеста отказались от звания почетных академиков выбранные ранее А. П. Чехов и В. Г. Короленко. В 1902 г. Горький пишет вторую свою пьесу — «На дне», также поставленную МХТ. Чеховские уроки в сочетании с необычным жизненным материалом, знакомым только самому Алексею Максимовичу, дали замечательные результаты. И «Мещане», и «На дне» стали любимыми пьесами русских и советских театральных режиссеров, выдержали не одну сотню постановок во многих странах мира. В 1904—1905 гг. Горький сочиняет новые пьесы — «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Они шли с неизменным успехом, чему способствовали и явно прослеживаемая чеховская традиция, и острый социальный материал драматических конфликтов. Популярности Горького способствовали и обстоятельства его личной судьбы,— фактический брак с популярной актрисой М. Ф. Андреевой, еще более расширивший круг его знакомств среди демок-
ратически настроенной русской интеллигенции. Горький познакомился с И. Е. Репиным, захотевшим писать портрет Андреевой, становится частым гостем репинских «Пенатов» (усадьбы Репина на Карельском перешейке на "станции Куоккала, в 40 км от Петербурга). Постановки пьес, дававших регулярный доход в виде отчислений от каждого спектакля, совместная жизнь с Андреевой сделали Горького состоятельным человеком. Но свои средства он с началом революции в значительной степени предоставил в распоряжение РСДРП, а именно ее большевистской фракции.
Активно участвуя в революции, предоставляя свои квартиры в Петербурге и Москве для нужд партии, Горький и Андреева в октябре 1905 г. дают деньги для выпуска газеты «Новая жизнь», которая фактически стала органом большевиков. Именно в редакции газеты в ноябре 1905 г. происходит первая встреча Горького и Ленина. Действуя в пользу революции, Горький выступает в различных залах Финляндии, затем уезжает за границу. При посредничестве Горького и Андреевой и частично за их счет РСДРП проводит свой V съезд в Лондоне, на котором большевистская фракция сумела одержать верх. Еще до этого, в 1906 г., Горький и Андреева посетили Швецию, Германию, Францию и США. Результатом этих путешествий была серия очерков и резких памфлетов. Особенно досталось Соединенным Штатам, в которых господствующая ханжеская мораль не допустила Горького и Андрееву проживать в одном номере гостиницы.
Годы революции были особенно плодотворны для Горького. В 1906 г. он написал свой знаменитый роман «Мать», в основу которого были положены подлинные факты из истории сормовской рабочей семьи Заломовых. Тогда же была написана пьеса «Враги». Созданный писателем в 1906 г. очерк «9 января» до сих пор является одним из самых достоверных исторических источников о «Кровавом воскресенье». Поздней осенью 1906 г. Горький и Андреева из США приезжают в Италию. На курорте на острове Капри близ Сорренто и Неаполя они сняли виллу, на которой прожили 7 лет. Но и в эти годы Горький не прекращал связей с большевиками. В 1908 г. он принимал у себя Ленина и пытался примирить его с А. Богдановым. В 1910 г. Ленин снова побывал у Горького на Капри, а в 1911 г. они встретились в Париже. Но в целом в это время идеи Богданова оказались ближе Горькому, он увлекся богостроительством. В Италии Горький продолжает писать пьесы («Последние», 1908, «Васса Железнова», 1910), повести, читает лекции по истории русской литературы в Каприйской и Болонской школах РСДРП. Известность получили повести Горького «Городок Окуров» (1909) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910—1911).
В конце 1913 г., воспользовавшись правительственной амнистией, Горький и Андреева возвращаются в Россию. В 1915 г. Горький основал журнал «Летопись», носивший интернационалистский и антивоенный характер. В 1913—1916 гг. вышли две первые части автобиографии Горького — «Детство» и «В людях». Горький
приветствовал Февральскую революцию, но встретил ее фактически с позиций буржуазного радикализма. В марте 1917 г. он хотел даже основать собственную радикальную партию. Позиции Ленина показались ему нереалистическими и экстремистскими. Прошло значительное число лет, прежде чем Горький принял Октябрьскую революцию и полностью приветствовал строительство социализма в нашей стране. Но своим последующим творчеством (с 1921 по 1928 г. Горький проживал вне нашей страны, а затем проводил в Сорренто ежегодно по многу месяцев) и общественной деятельностью он полностью загладил свои прежние расхождения с Лениным, заблуждения в оценке Октябрьской революции и выбора народами нашей страны социалистического пути. Умер А. М. Горький 18 июня 1936 г.
Видное место в русской литературе начала XX в. занимал Владимир Галактионович Короленко (1853—1921). Он начал печататься с 1879 г., и в его первых произведениях отразился его опыт студента-народника, ссыльнопоселенца. Его рассказ о девушке-революционерке «Чудная» был напечатан за границей в 1880 г., а в России — только в 1905-м. В начале века Короленко печатает цикл сибирских рассказов. В годы первой российской революции Короленко напечатал ряд очерков и рассказов, в которых высказывал сочувствие борьбе крестьян за землю. Крупнейшее произведение Короленко — объемная «История моего современника», выходившая с 1906 по 1922 г. Создал он и мемуары о Глебе Успенском, Чехове, Толстом. По своим политическим взглядам Короленко остался верен неонародникам, а с 1917 г.— эсерам. После Февральской буржуазно-демократической революции большую известность получило его открытое письмо к русским солдатам, в котором он призывал их бороться с врагом, исходя из идеологии «революционного оборончества». В годы гражданской войны Короленко жил в Полтаве и стал свидетелем кровавых эксцессов белого и красного террора. В письмах наркому просвещения А. В. Луначарскому он высказал свой гневный протест против массовых расстрелов, проводимых на Украине, и предсказал, что в конце концов террор обернется против его инициаторов и активных исполнителей.
Ярким и своеобразным писателем, пользовавшимся большой популярностью среди русской интеллигенции и молодежи, был Леонид Николаевич Андреев (1871 —1919). Как литератор он, выпускник юридического факультета Московского университета, судебный репортер и фельетонист, стал печататься с 1898 г. Принадлежа к демократическому направлению в русской литературе, Леонид Андреев развивал традиции Ф. М. Достоевского с его интересом к теме «бедных людей». Андреева отличало повышенное внимание к темным сторонам человеческой натуры, неуправляемости и непредсказуемости человеческих поступков, судьбы и предопределенности. Огромную известность у современников получили его антивоенный рассказ «Красный смех» (1904) и небольшая повесть
«Рассказ о семи повешенных» (1908). Последний осуждал террор царских охранников по отношению к революционерам. Леонид Андреев создал много пьес. Многие из них носили мистически-философский характер, что было созвучно смятению в душах интеллигентов после поражения первой российской революции («Савва», 1907, «Царь Голод», 1908, «Жизнь человека», 1907, «Черные маски», 1908, «Анатэма», 1910). В это же время Леонид Андреев-возглавил альманах «Шиповник». «Черный романтизм», трагедия человеческой жизни — вот литературное амплуа Леонида Андреева во второй период его творчества. Его произведения имели большой успех, тиражи и гонорары позволили ему построить загородный дом-замок на Черной речке у деревни Нейвола. Дом соответствовал той «маске», которую он избрал себе в русской литературе. В то же время в обыденной жизни это был оптимистичный человек, яхтсмен. Он один из первых в России увлекся цветной фотографией. Полученные им высококачественные цветные диапозитивы выставлены в литературном музее в Орле. После признания независимости Финляндии Леонид Андреев в своем деревянном замке оказался зимой 1918 г. за границей. Октябрьская революция, Брестский мир рассматривались им как крушение идеалов, крушение России (он в годы мировой войны выступал с оборонческих позиций). В 1919 г. внутренний кризис привел к преждевременной смерти 48-летнего писателя.
Если Леонид Андреев, третировавшийся в 20—50-е гг. как «декадент» и представитель «упаднической буржуазной культуры», был основательно забыт, то творчество Александра Ивановича Куприна (1870—1938) никогда не забывалось читателями нашей страны. Он начал печататься в 1889 г., еще учась в юнкерском училище. Тема армии, жизни русского офицера и солдата станет одной из постоянных и любимых тем Куприна. За десятилетие перед наступлением нового века А. И. Куприн много печатался, был репортером, переменил множество профессий, странствовал по югу страны. Писал он в это время в основном рассказы и очерки. В 1896 г. вышла его повесть «Молох», показывавшая тяжелую долю русского рабочего. Но главные герои Куприна — военные, горожане, мелкие чиновники. Большую известность получили его повести «Штабс-капитан Рыбников», «Поединок», «Гранатовый браслет». Популярностью, пользовались его повесть на библейскую тему «Суламифь» (1908), роман о публичном доме «Яма» (1909—1915). Приветствовав первую российскую революцию, Куприн, как и большинство русских писателей и интеллигентов, тяжело переживал ее поражение. Творческие и идейные поиски писателя в последующие годы не укладываются в узкие рамки «демократического» или «декадентского» направлений, они поворачивали в сторону морально-нравственных исканий. Куприн в годы войны находился на оборонческих позициях. Приняв Февральскую революцию, он резко выступил против Октябрьской. Проживая в Гатчине, он во время наступлений Юденича в 1919 г. издавал там антисоветскую газету,
что кончилось бегством писателя из города после разгрома белых. В эмиграции Куприн не смог найти себя и в 1937 г. вернулся в СССР.
В противоположность ему, Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) так и умер эмигрантом и похоронен на русском кладбище под Парижем. Он начинал как поэт в 1887 г. еще гимназистом, прозаиком стал позднее, в начале 90-х гг. XIX в. Иван Бунин был прежде всего художником слова, замечательным стилистом, его волновали вечные, нравственные проблемы, злободневные вопросы занимали его меньше. Так, в разгар первой российской революции он уехал за границу. Впрочем, политика и даже сама революция 1905—1907 гг. вошла в жизнь Бунина, так сказать, с заднего крыльца — он женился на племяннице председателя I Государственной думы, одного из лидеров кадетской партии С. А. Муромцева. Наиболее известные рассказы и повести Бунина в дореволюционный период — «Антоновские яблоки» (1900), «Деревня» (1909—1910), «Суходол» (1911), «Грамматика любви» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1915). Бунин прославился и как переводчик. Именно он еще в 1898 г. перевел на русский язык «Песнь о Гайавате» Лонгфелло. Ему принадлежат блестящие переводы поэм Байрона. Октябрьскую революцию Бунин встретил враждебно, эмигрировал за границу. Там не переставал работать и создал целый ряд талантливых произведений. Но тоска по России перед самой войной заставила и его подумать о возвращении в СССР. Война помешала этому. Бунин приветствовал победу над фашистской Германией, но политические условия холодной войны и преклонный возраст уже не позволили писателю вернуться. Сейчас творчество Ивана Бунина вновь популярно в нашей стране. Этому способствуют и вечность общечеловеческих тем творчества, и замечательный русский литературный язык писателя.
Даже приведенные имена показывают, какими сложными и многогранными талантами была богата русская литература в начале века. А ведь были еще Вересаев, Мамин-Сибиряк, десятки других, менее известных писателей. В эти же годы на литературную арену впервые вышли писатели, более известные современному читателю как советские,— Алексей Толстой, Серафимович, Вячеслав Шишков, Федор Гладков, Михаил Пришвин. Существовали, и неплохо, писатели, обслуживавшие интересы обывательские, неразвитого читателя, эксплуатировавшие интерес к литературе религиозной, женской, эротической. Так, писатель М. П. Арцыбашев, намного опережая западных авторов, написал эротический роман «Санин». Издавались коммерческие книги в картинках, серии дешевых приключений и пр. Литературному творчеству способствовали свобода объединения в группы и союзы, наличие возможности свободно формировать сообщества, издававшие литературные журналы и сборники. Возможность для писателя свободного выезда за границу в любое время обогащала его жизненные наблюдения, давала возможность с новой стороны увидеть свое отечество.
Начало XX в. было золотым временем и для развития русской поэзии. Такого богатства и разнообразия поэтической рубрики, как в 10-е гг., никогда не видела российская изящная словесность. Самым выдающимся русским поэтом этого времени был Александр Александрович Блок (1880—1921). В 1906 г. он закончил филологический факультет Петербургского университета. Свой первый цикл стихов «Из посвящений» напечатал в 1903 г. В следующем году вышла его книга «Стихи о прекрасной даме». Все творчество Блока окрашено романтическими тонами, хотя его обычно относят к символистам. Но как яркая творческая индивидуальность Блох не подходит под какое-либо одно узкое определение. Мы находим у него и ярко выраженную патриотическую тему, и тему грядущих потрясений и революций, и обращение к мифологизированной истории народа. Но прежде всего это лирик, воспевающий любовь. Блок писал стихи, поэмы, создал несколько драм. Женатый на Л. Д. Менделеевой, дочери великого химика, он был несчастен в личной жизни, хотя и являлся кумиром молодежи и женщин. Блок вел дневники и записные книжки, которые остались для историка важным источником литературной и общественной жизни Петербурга начала века. В 1916 г. Блок был призван в армию и служил в Белоруссии в дружине государственного ополчения. После победы Февральской революции его близкий знакомый, министр финансов Временного правительства М. И. Терещенко добился отзыва его в Петроград и прикомандирования к Чрезвычайной следственной комиссии, созданной для расследования преступлений по должности министров царского правительства. Будучи редактором допросов, присутствуя на многочисленных беседах с бывшими столпами царского строя, Блок был полностью захвачен новыми впечатлениями. Как писал он сам позднее, «в 1917 году стихов не было». Собранные им материалы и полученные впечатления вошли затем в исторический отчет «Последние дни императорской власти» (журнальная публикация в 1919 г., отдельная книга в 1921 г.), одно из самых точных описаний событий Февральской революции в нашей стране. Только Октябрьская революция и величие ее задач вернули Блока вновь к поэтическому творчеству. В январе 1918 г. он создает знаменитую поэму «Двенадцать» о Красной гвардии, о жизни в революционном Петрограде. Один из немногих представителей русской интеллигенции, А. А. Блок сразу же перешел на сторону Советской власти и напечатал ряд статей о месте интеллигенции в новом обществе. Однако настороженное отношение к интеллигенции со стороны некоторых руководителей культуры привело к тому, что Блок остался под конец жизни без материальных средств и умер от голода.
В противоположность Блоку, и по рождению, и по традиции представителю старой дворянской культуры, другой великий русский поэт тех лет Сергей Александрович Есенин (1895—1925) вышел из самой народной гущи, родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии. Есенин стал писать стихи уже в 14 лет. Искренность их, удивительная напевность, близость к род-
ной русской природе, всему быту и жизни деревни — все это принесло Есенину быструю популярность уже в канун первой мировой войны. В войну он был призван и служил в государственном ополчении. Но главные произведения поэта создавались уже после Октябрьской революции.
К революционерам и обновителям поэтического слова со своих первых произведений относится Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930). Несмотря на молодость, он успел принять участие в первой российской революции, в подпольной деятельности РСДРП, привлекался к предварительному следствию, сидел в тюрьме в Москве в 1909—1910 гг. Именно там написал первые стихи, но тетрадь с ними была отобрана при освобождении. В 1911 г. Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одновременно он пишет стихи, близко сойдясь с группой поэтов-футуристов (от латинского слова «футурум» — будущее). Его первые произведения публикуются в 1912 г. в сборнике поэтов-футуристов под названием «Пощечина общественному вкусу», подготовленном другим поэтом-футуристом Давидом Бурлюком. Творчество поэта развивалось бурно и быстро. Он писал стихи и поэмы, пьесы. Так, уже в 1913 г. в петербургском «Луна-парке» была поставлена его трагедия «Владимир Маяковский». Большую известность получили его поэмы «Флейта-позвоночник» (написана в 1915, напечатана в 1916 г.), «Война и мир», «Человек», созданные в те же годы, поэма «Облако в штанах» (1915). Для произведений раннего Маяковского характерны исключительное внимание к новой поэтической форме, юношеский эпатаж, стремление поразить читателя. Но тематика их уже включала многие острые социальные вопросы, предчувствие революции и социальных потрясений. В годы войны Маяковский был призван в армию и проходил службу в Петрограде, что сделало его участником Февральской и Октябрьской революций. Но его главное слово в искусстве было еще впереди — в 20-е гг. в молодой Советской стране.
Видным представителем русской поэзии начала века был Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924). Он был создателем и теоретиком такого направления в русской поэзии, как символизм. Еще в 1894—1895 гг. Брюсов выпустил три поэтических сборника «Русские символисты», в 1904—1909 гг. редактировал журнал символистов «Весы». Первая российская революция побудила поэта более внимательно отнестись к наболевшим вопросам жизни. Политическое брожение в обществе накануне революции отразилось в таком популярном стихотворении Брюсова, как «Каменщик»: «Каменщик, каменщик в фартуке белом, что ты там строишь, кому? — Эй, не мешайте, мы заняты делом, строим мы, строим тюрьму!» Протест против социальной несправедливости, неизбежное разрушение старого мира под влиянием революции — вот темы многих стихотворений Брюсова в те годы. После начала первой мировой войны поэт вначале поддался общему патриотическому чувству, но вскоре в стихотворении «Последняя война» показал ее разру-
442 , "
шительный характер. Брюсов приветствовал не только Февральскую, но и Октябрьскую революцию.
Другим поэтом-символистом, пользовавшимся большой популярностью, был Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942). Еще в последние годы XIX в. он опубликовал книги «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» (1894, 1895, 1898). Они были далеки от проблем действительности, но говорили о переживаниях человека, о его предчувствиях, о смерти, обреченности. Стихотворения Бальмонта отвечали общественной потребности, смутным предчувствиям конца старой эпохи, апокалипсиса, желанию укрыться в мир собственных переживаний. В этом смысле они были типичны для своей эпохи. Но и Бальмонт откликнулся на первую российскую революцию поэтическим циклом «Песни мстителя». После Октябрьской революции он эмигрировал во Францию, где часто жил и ранее. Умер и похоронен в Париже.
Видный русский поэт Игорь Северянин (Игорь Васильевич Ло-тарев, 1887—1941) называл себя эгофутуристом. И действительно, с футуристами сближала его оригинальность тем и образов, но по поэтическому строю своих произведений он был ближе к классическому русскому стиху, который развивали символисты. Он выпустил сборники «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915) и др. После Октябрьской революции, проживая на своей даче в Усть-Нарве, оказался на территории буржуазной Эстонии. В 1940 г. приветствовал ее вхождение в СССР. В момент поспешного оставления ЭССР нашими войсками в июле 1941 г. не успел эвакуироваться и вскоре умер от переживаний и голода.
Нет возможности рассказать о каждом поэте этих замечательных лет. Анна Ахматова и Николай Гумилев, Марина Цветаева и Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам и Сергей Городецкий, десятки других не только заявили о себе впервые в начале века, но и сформировались как поэты, создали многие замечательные произведения в 10-е гг. В целом русская литература, как поэзия, так и проза, обогатила в это время нашу культуру своими многими достижениями, отразила по-своему и те кризисные явления, войну и революции, которыми было характерно российское общество.
Изобразительное искусство.Русские художники также внесли свой весомый вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Среди них были и те, кто придерживался реалистического направления, продолжая традиции передвижников и академической школы XIX в., и те, кто составил российский авангард, откликаясь на новаторство французских живописцев, соревнуясь с ними и даже обгоняя их. Споры среди художников и критиков, между различными творческими объединениями разрешались путем самого творчества, в свободных дискуссиях и соревновании различных школ. Художники не только обслуживали нужды общества, отвечали его вкусам, но и развивали эти вкусы, зачастую опережая их
на десятилетия вперед. Судьба живописного наследия художников-авангардистов не была легкой. В 20-е гг. их творчество пользовалось свободой и поддержкой, затем было зачеркнуто и объявлено формалистическим и порочным. Многие произведения погибли, многие пылились в запасниках музеев, сохранились в частных коллекциях, утекали за рубеж. Там же протекала работа тех русских художников, которые оказались в рядах эмигрантов. Только в 60-е гг. постепенно начала складываться обстановка, которая позволила оценить значимость художников русского авангарда, их вклад в мировую культуру наряду с художниками-реалистами и традиционалистами.
Но именно последние определяли, естественно, общий тон художественной жизни. Был еще жив и продолжал творить великий Репин. Илья Ефимович Репин (1844—1930) достиг вершины своего творчества в 80-е гг. XIX в. Находясь в зените славы, он в 90-е гг. и в начале XX в. пишет много индивидуальных и коллективных портретов, но обращается и к сюжетным картинам. Крупным явлением стала его монументальная картина «Заседание Государственного Совета», над которой Репин работал в 1901 — 1903 гг. Ему помогали художники Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов.
В 1903 г. Репин создает картину «Какой простор!», изображающую студента и молодую даму на фоне вздыбленных волн Финского залива. Она имела зрительский успех, но по тематике резко отличалась от произведений автора эпохи его расцвета. Революция 1905 г. не оставила Репина равнодушным. Им созданы картины и эскизы «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации», «Манифестация 17 октября 1905 года». В 1909 г. Репин заканчивает картину «Самосожжение Гоголя». В последующие годы Репин продолжает много работать. Можно назвать картину «Пушкин 15 лет читает свою поэму», портрет П. А. Столыпина для Саратовской городской думы (1910), портреты жены художника Н. Б. Нордман-Северовой, Льва Толстого и Короленко, психиатра В. М. Бехтерева, художника И. И. Бродского (1913), скульптора М. М. Антокольского, певца Ф. И. Шаляпина (1914), поэта В. В. Маяковского (1916). В 1894—1907 гг. Репин как профессор преподавал в Академии художеств и воспитал много учеников, впоследствии плодотворно работавших и в советское время. С 1899 г. Репин постоянно жил в усадьбе «Пенаты» на станции Куоккала (ныне — Репино) на Карельском перешейке, которую купила ему его жена. Дом был перестроен по желанию художника, имел жилые помещения и несколько мастерских. После провозглашения независимости Финляндии Репин оказался «эмигрантом». Однако связей с Советской Россией не порывал, ему посылали из Петрограда продукты, краски. В 1926 г. Репин принимал у себя большую группу советских художников, подумывал о возвращении в РСФСР. Умер в «Пенатах», где и похоронен.
Другим могучим талантом этого времени, расцвет которого пришелся именно на конец XIX и начало XX в., был Валентин Алек-
сандрович Серов (1865—1911). Он уже с 9-летнего возраста был учеником Репина, в 1885 г. окончил Академию художеств. На рубеже 80-х и 90-х гг. XIX в. обратил на себя внимание замечательными портретами «Девушка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». В 1894 г. Серов становится членом Товарищества передвижных выставок, но в конце 90-х гг. выходит из него и примыкает к многочисленному новому объединению художников «Мир искусства». Серов в эти и последующие годы — непревзойденный мастер портрета. Главное для него — психологическая характеристика героя. Этому служит и фон — пейзаж, интерьер кабинета или дворца, аксессуары — собаки, лошади и пр. Он получает официальные заказы. В 1901 —1902 гг. создает портрет Александра III, затем Николая II, рисует многих великих князей. Серова глубоко захватила первая российская революция. Он создает серию графических работ, разоблачающих карательную политику царского правительства. Политическим актом было создание в 1905 г. портрета Горького. Серов написал целую галерею представителей русской творческой интеллигенции, артистов, писателей, врачей. Он оставил и замечательные портреты представителей высшего общества — графа Юсупова Сумарокова-Эльстон, его жены Зинаиды Юсуповой и их сына Феликса. <