РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО 60—70-х гг.
Социальные корни народничества. Революционная ситуация в середине XIX в. знаменовала собой переход от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения. Типичной фигурой революционера становится социалист-разночинец. В. И. Ленин называл разночинцами «образованных представителей либеральной и демократической буржуазии, принадлежавших не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству, крестьянству» (Т. 25. -С. 93—94)...Освободительное движение становится многообразным. В нем участвуют не только выходцы из разных сословий, но и действуют различные политические организации, намечавшие разнообразные пути демократизации общественного строя России. При всем многообразии освободительных сил разночинского этапа ведущим направлением было движение революционного народничества.
Народнические взгляды получили широкое распространение в печати в форме острой политической публицистики, проявлялись в науке, литературе и искусстве. Народничество имело свои организации, оказывало влияние на всю внутриполитическую жизнь России. По ряду вопросов оно сближалось с другими оппозиционными тече-ниями^' Выделяя народничество из других общественных течений, В. И. Ленин называл следующие его характерные признаки:
«1) Признание капитализма в России упадком, регрессом...
2) Признание самобытности русского экономического строя
вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т. п. в частности.
3) Игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-полити
ческих учреждений страны с материальными интересами опреде
ленных общественных классов»)(\. 2.— С. 528—529).
По словам В. И. Ленина, идеология народничества развивалась в 60-е гг., т. е. в эпоху, когда капитализм еще не утвердился настолько, чтобы ярко обнаруживалось разложение деревни (см.: Т. 1. — С. 263}. Поэтому, рассматривая вопрос о судьбах капитализма в России, народники не могли решить его исторически верно. Раскрывая основы народнических заблуждений, В. И. Ленин пи-
сал: «Отрицалось господство капитализма в России; отрицалась роль фабрично-заводских рабочих, как передовых борцов всего пролетариата; отрицалось значение политических революций и буржуазной свободы; проповедовался сразу социалистический переворот, исходящий из крестьянской общины с ее мелким сельским хозяйством» (Т. 12. — С. 40). Это высказывание очень точно передает программно-тактические принципы революционного народничества. ''.Народничество выражало интересы пореформенного крестьянства," которое, по словам В. И. Ленина, имело двойственную природу: оно «'..является прогрессивным, поскольку выставляет общедемократические требования, т. е. борется против каких бы то ни было остатков средневековой эпохи и крепостничества; ...является реакционным, поскольку борется за сохранение своего положения, как мелкой буржуазии, стараясь задержать, повернуть назад общее развитие страны в буржуазном направлении» (Т. 1. — С. 298). Эти социальные черты пореформенного крестьянства во многом передались и народничеству, определяя объективную основу их взглядов. Двойственность природы крестьянства, а вслед за ним и народничества усугублялась незавершенностью буржуазных преобразований. Революционная борьба против пережитков феодализма переплеталась с новыми противоречиями и антагонизмами, порожденными уже буржуазным строем. Крестьянство все более выступало не только как обездоленный и трудовой класс, но и одновременно как класс мелких собственников, подчас эгоистично отстаивавших свои имущественные права. Противоречия буржуазного характера нарастали с большой стремительностью. На этом фоне народническая утопия, все меньше отражавшая реальности социально-экономического развития страны, эволюционирует вправо, теряя свое значение как революционная идеология. Однако в 60-х — начале 80-х гг. народничество, активно выступая против самодержавия, несправедливого распределения земли, отстаивало важнейшие общедемократические требования и тем самым способствовало общественному прогрессу.
СНародничество придерживалось социалистической идеологии. Тем самым ставился вопрос о противоположности интересов либеральной буржуазии и трудящегося крестьянства, делалась попытка найти альтернативу буржуазному развитию страны. Утопический социализм народников был движением общественной мысли, предшествующей принятию марксизма. Критика идеологии народничества была одним из средств формирования научного социализма в российском освободительном движении. С этой точки зрения народническая идеология в форме мелкобуржуазного, крестьянского утф*-пического социализма имела закономерный характер и обеспечивала поступательность в развитии освободительного движения.
Развитие народничества происходило в эпоху, когда в ряде стран марксизм завоевал прочные позиции. Интерес к марксизму проявлялся и в России, Народники также обращались к теории марксизма. В целом они не отвергали социалистические идеи марк-
6*
сизма, но считали их справедливыми применительно к Западной Европе. В отношении же России народники прибегали к положениям марксизма главным образом для критики капитализма. Невосприятие марксизма в полном его объеме, по словам идеолога народничества Н. К. Михайловского, объяснялось тем, что «идея и интересы, с которыми он борется, слишком еще слабы у нас, чтобы от их расшатывания могла воспоследовать какая-нибудь опасность». Позиция Михайловского была характерна не для всех народников, но она может служить показателем их осознанного отношения к учению, которое еще не имело необходимых условий для распространения в России. Народники очень близко принимали выводы марксизма об историческом опыте развития общества. В частности, отмечая распространение техники, народники признавали, что «оставаться долго при наших допотопных способах производства — тоже нельзя, не рискуя быть задавленным экономически». В поисках модели политического устройства, основанного на общественной справедливости, народники развивали мысль об артельной собственности, способной, по их мнению, оградить народ от пролетаризации и одновременно обеспечить технический прогресс, характерный для капиталистического производства. Это показатель не только слабых сторон народнической теории, но и их осознанного отношения к поступательному развитию общества.
Идеология революционного народничества.Происхождение крестьянского социализма народников восходит к А. И. Герцену и Н. Г. Чернышевскому. Их теоретические позиции содержат предварительные, самые общие варианты социалистического переустройства России. Отсталость страны побуждала русских социалистов к поиску ускоренного по сравнению с Западом пути развития. Особенно большое влияние на демократическую интеллигенцию 60—70-х гг. оказывали взгляды Чернышевского, которые были проникнуты идеей народной революции, созвучной стремлениям революционной молодежи.
На почве общественного подъема 60-х гг. получают развитие и распространение взгляды нового поколения революционеров. В этом процессе большая роль принадлежала Петру Лавровичу Лаврову (1823—1900). Будучи профессором артиллерийской академии, он втягивается сначала в оппозиционное движение, а затем и в революционную борьбу, за что был подвергнут тюремному заключению и отправлен в ссылку. Основы своей теории Лавров изложил в знаменитых «Исторических письмах», где давался ответ на вопрос, чем должна заниматься передовая молодежь, Лавров считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа, отодвинув все другие увлечения. Он придерживался взгляда, что историю двигают одинокие борющиеся, критически мыслящие личности. В своей критике общественных порядков они должны найти единомышленников в народе. Для этого необходимо «не только слово, нужно дело. Нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем. Нуж-
ны мученики, легенда о которых переросла бы далеко их истинное достоинство». Для подготовки рассчитанных ударов, по мнению Лаврова, необходим крепкий союз борцов — революционная партия, окруженная тесным кольцом сочувствующей интеллигенции. Мысли Лаврова о кропотливой подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.
Наибольшей популярностью среди революционного подполья пользовались взгляды Михаила Александровича Бакунина (1814— 1876). Его известности способствовал ореол борца и мученика застенков. Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный царским властям и оказавшись в Сибири, Бакунин совершил побег. Обосновавшись в Англии, а затем в Швейцарии, он продолжал принимать участие в революционном движении.
Для революционеров-народников наибольшее значение имела его книга «Государственность и анархия» и особенно «Прибавление А» к этой книге. Под анархией Бакунин подразумевал федерацию общин, «рабочих ассоциаций» и народов. На смену частной собственности должна прийти коллективная собственность и коллективный труд. В этом заключался общественный идеал Бакунина, на пути к которому необходимо уничтожить всякую государственность. К этому времени в международном рабочем движении получило распространение учение о диктатуре пролетариата как необходимом условии победы социалистической революции. Бакунин выступал против любой государственности, в том числе и пролетарской. Это приводило к отрицанию политической борьбы, которая, по мнению Бакунина, не приносит пользы революции. Бакунизм исходил из того, что революция не нуждается в подготовке. Нищета и страдания народа являются главным стимулом к революционному выступлению. Нужно только собрать воедино народные силы, что и требовалось от революционной молодежи. При всей утопичности положения бакунизма имели и положительные моменты: соединение революционной демократии с силами народа, неудержимое стремление к свержению самодержавия, устранению эксплуатации, построению будущего общества на основах народного самоуправления.
формирование народнической идеологии сопровождалось развитием революционной деятельности молодежи 60—70-х гг. Разработка основополагающих положений народничества происходила в острых диспутах между сторонниками различных взглядов на революционный процесс. В самой России молодежь неудержимо рвалась к открытым революционным действиям. Сомнения в реальности положений бакунизма, видимая отдаленность решения проблем революционного переворота у Лаврова в какой-то степени сдерживали этот порыв. В попытках ускорить события родился еще один вариант народнической доктрины. Его положения наиболее полно отражали взгляды Петра Никитича Ткачева (1844—1885), являвшиеся
своеобразной интерпретацией бакунизма на почве российской действительности. Смысл учения Ткачева заключался в том, что революции осуществляются революционным меньшинством. Ткачев не разделял общинные утопии большинства народников и не верил в революционные возможности крестьян. «Нельзя,— писал он,— протягивать руки за помощью туда, куда следует протянуть руку помощи». Революция — это захват власти с помощью сильной конспиративной организации, способной деморализовать правительство и овладеть системой управления. В противоположность Бакунину, он признавал политические формы борьбы и активную роль государства в демократическом переустройстве общества. Новое революционное правительство должно передать землю общинам, а фабрики, заводы, железные дороги, банки — государству. Для достижения этих целей действовать нужно немедленно, решительно, беспощадно подавляя врага.
Взгляды Ткачева отражали наиболее упрощенный подход к проблеме революции, но они импонировали молодежи своей решительностью. Признание политической борьбы означало преодоление анархизма. С другой стороны, бескомпромиссность Ткачева как бы отсекала все либеральные сомнения, способствовала консолидации активных революционных сил.
Первые народнические организации.Народнические организации, особенно на первом этапе, не строились по принципу единства идейной платформы. Они объединили представителей различных течений. В тех случаях, когда верх брало то или иное направление, его представители довольно свободно отклонялись от исходных принципов. Поэтому в чистом виде ни одно из названных направлений народничества не встречалось.
Появление первых народнических организаций относится к середине 60-х гг. Под прямым влиянием романа Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (существовала в 1863—1866 гг.), которая ставила в качестве своей первоочередной задачи подготовку переворота в экономике и общественной жизни на основе применения коллективной собственности и коллективного труда. Ишутинцы пытались организовать коммуны наборщиц, переплетную артель, швейную мастерскую, издательскую артель. Эти попытки были неудачными. Часть ишутин-цев придерживалась террористической тактики в борьбе с царизмом. В результате член организации Д. В. Каракозов совершил в апреле 1866 г. покушение на Александра II. Организация была разгромлена, а Каракозов казнен.
В обстановке усиления карательной политики правительства, явившейся реакцией на покушение Каракозова, происходили поиски практических путей и форм революционной борьбы. Во время крупных студенческих выступлений конца 60-х гг. в Петербурге возникла организация под руководством С. Г. Нечаева, ставившая своей целью осуществление политического переворота. Установив тесные контакты с Бакуниным и Ткачевым, Нечаев воспринял от
них наиболее авантюристские стороны их доктрин. Они ярко проявились, когда Нечаев перенес свою деятельность в Москву и занялся созданием новой организации. Проповедуя принцип вседозволенности ради достижения главной цели, он настоял в конце 1869 г. на убийстве члена организации студента И. И. Иванова, ложно обвиненного им в предательстве. После раскрытия убийства правительство организовало шумный процесс над членами Нечаев-ской организации. Этот процесс позволил революционерам воочию убедиться в порочности революционного авантюризма. «Нечаевщи-ной» стали называть недопустимые методы революционной деятельности, дискредитирующие ее в глазах народа.
В определенной степени на отрицании нечаевщины сложился в 1869 г. при слиянии кружков М. А. Натансона и С. Л. Перовской кружок, а впоследствии общество «чайковцев». Название оно получило по имени Н. В. Чайковского, представлявшего его в сношениях с легальным миром. Первоначально это был «книжный» кружок, занимавшийся распространением легально издаваемых книг передовых авторов и печатанием запрещенных книг и брошюр. Члены этого кружка создавали более узкие объединения самообразования, землячества, коммуны, тесно связанные между собой на товарищеских началах. Возникали они не только в Петербурге, но и в других городах. В 1871 г. состоялся съезд делегатов студенческих организаций самообразования. К этому времени петербургский кружок чайковцев превратился в большое общество, представлявшее собой федерацию кружков, расположенных в разных городах. Организация чайковцев была очень сплоченной, все строилось на доверии и искреннем отношении к товарищам. В обществе царил дух равноправия, имущество каждого участника поступало в общую кассу. Устава общество чайковцев не имело, но свои обязанности все члены представляли хорошо. Главной из этих обязанностей было расширение рядов революционеров. Среди членов общества были М. А. Натансон, А. И. Желябов, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др.
Параллельно с чайковцами существовал ряд других народнических организаций, не связанных между собой. Занимались, они также просветительной деятельностью, формированием у учащейся молодежи революционного мировоззрения. Среди них наибольшей известностью пользовался кружок «долгушинцев», названный по имени уроженца Сибири студента технологического института А. В. Долгушина. Образовался кружок в Петербурге осенью 1869 г. как «кружок сибиряков». Первоначально он был связан с Нечаевым и по делу его организации долгушинцы были арестованы. После освобождения продолжили свою деятельность, частично перебазировавшись в 1873 г. в Москву. Долгушинцы с самого начала придерживались активных позиций. Они много сделали по изданию и распространению прокламаций, придерживались принципа немедленных революционных действий в народе, требовали всеобщего передела земли, отмены откупов, народного правительства. Раньше
юлгушинцы выдвинули лозунг «хождения в народ» и пыта-'водить его на практике, но осенью 1873 г. были разгром-
„, властями.
«Хождение в народ». Важнейшую задачу своей деятельности народники начала 70-х гг. видели в вовлечении народа в революционную борьбу. На первых порах этот вопрос рассматривался отвлеченно, в виде общих деклараций о революционной пропаганде. Большая роль в развитии практического взгляда на эту проблему принадлежала нелегальному журналу «Вперед!», издававшемуся с 1873 г. под редакцией Лаврова. На страницах журнала Лавров и его сторонники развивали идеи о постепенной научной подготовке личности к революционной деятельности. Но такая постепенность не удовлетворяла молодежь, которая рвалась к немедленным действиям. Революционеры все чаще обращались к бакунизму, который как раз и призывал к немедленной бунтарской деятельности. Среди чайковцев к толкованию бакунизма обратился П. А. Кропоткин, который считал, что для осуществления революции передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и устанавливать связи между такими кружками. Наряду с этим Кропоткин поддерживал идею Лаврова о научной подготовке личности, просвещении масс. Складывалось учение, соединившее положения Лаврова и бакунизма, но при полном господстве мысли Бакунина об отрицании политической борьбы.
Для революционеров начала 70-х гг. «хождение в народ» как форма связи социалистической теории с народным движением уже не было открытием. Первые попытки «хождения» относятся к концу 50-х — началу 60-х гг. Наибольшую известность имела пропагандистская деятельность автора прокламации «Молодая Россия» П. Г. За-ичневского, который совершил свой первый вояж в деревню еще в 1861 г. В начале 70-х гг. было также немало одиночных случаев «хождения в народ». Попытки осуществления пропаганды среди крестьянства принадлежали видным представителям народничества С. Перовской, С. Кравчинскому, Д. Рогачеву и др.
К 1874 г. складывается общий взгляд об организации массового «хождения в народ». На фоне разобщенности народнических кружков и отсутствия единого руководящего центра это общее стремление являлось показателем консолидации и роста сил революционеров. Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г. Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. Молодежь, шедшая в народ, по-разному понимала свои задачи: одни наивно полагали сразу поднять революцию и уничтожить помещичье землевладение, другие считали главным популяризацию в народе социалистических идей, третьи ставили более скромные задачи просвещения народа и улучшения его нынешнего положения. Массовое «хождение в народ» связано со значительным общественным подъемом, который втягивал в революционное движение и случайных попут-
чиков. Таким образом, движение включало очень неоднородный состав участников.
Практически «хождение в народ» выглядело так: молодые люди по одному или небольшими группами под видом торговых посредников, мастеров и т. д. передвигались от села к селу, выступая на сходках, беседуя с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, призывали не платить налоги, не повиноваться администрации, объясняли несправедливость распределения земли. Опровергая веками сложившиеся в народе представления о том, что царская власть от бога, народники пытались пропагандировать и атеизм. Однако, столкнувшись с религиозностью народа, они стали использовать ее, ссылаясь на идеи христианского равенства. В поисках оппозиционных элементов народники придавали особое значение пропаганде среди старообрядцев и сектантов. Чаще всего пропагандисты-народники несли с собой прокламации и нелегальную литературу.
Были случаи, когда революционеры открывали в селах мастерские, работали учителями, писарями, земскими врачами и т. д., пытались таким способом глубже внедриться в народ и создать среди крестьянства революционные ячейки.
В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Опыт первого года показал, что крестьянство не воспринимает социалистические призывы, и поэтому народники стали больше внимания уделять разъяснению текущих нужд народа. Однако и в этом случае влияние пропаганды на крестьян, по словам самих же народников, было поверхностным. Попытки поднять народ на борьбу серьезных последствий не имели, но для самих участников движения обращение к народу имело большое значение, в первую очередь обогатив их опытом революционного действия.
«Земля и воля». Организация «Земля и воля» возникла как итог первого опыта «хождения в народ» в 1876 г. в Петербурге, К этому времени в народнической среде окончательно одержала вверх идея создания централизованной конспиративной организации. Общая задача понималась землевольцами в духе прежних бакунинских установок — создание массовой крестьянской организации для подготовки революции. Однако многие положения бакунизма были принципиально пересмотрены. Так, заявляя, что конечная цель движения — установление анархии, землевольцы уже допускали как промежуточный этап создание новой государственности на основе союза общин. В противоречии с анархизмом находилось и внутреннее устройство «Земли и воли», строившейся на принципах централизации и дисциплины. Активными деятелями «Земли и воли» были А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, М. Натансон, А. Оболешев, С. Кравчинский и др. Развитие организации было связано с изданием печатного органа «Земля и воля», по названию которого и стало именоваться все общество.
Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда. Для усиления ее воздействия они создали
постоянные поселения в Саратовской, Воронежской и Тамбовской губерниях. Террор на первых порах был'тоже способом революционной агитации. Каждый террористический акт должен был привлекать внимание народа, пробуждать его активность. В январе 1878 г. В. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. На суде Засулич прямо заявила, что хотела привлечь внимание общественности к факту надругательства над человеческим достоинством со стороны властей. Террористические акты рассматривались землевольцами и как способ дезорганизации правительства. По мере разочаровывания в результатах пропагандистской работы землевольцы все больше стали прибегать к этой дезорганизаторской деятельности. Это был важный сдвиг во взглядах народников, ибо борьба против правительства приобретала черты политической борьбы, что противоречило установкам бакунизма. В это же время у землевольцев появляются и конкретные политические требования: свобода переселения и отмена паспортной системы, личная неприкосновенность, право контроля над властями. Они начали допускать возможность передачи власти буржуазии как переходную меру, способную свалить царизм. Буржуазию землевольцы считали слабой, менее закаленной, чем царизм, и, следовательно, в перспективе менее опасной для народа. Продолжая заявлять о решающей роли народа в революции, землевольцы видели в террористических актах первые признаки революции. Они считали, что убийство наиболее сумасбродных, наиболее жестоких и ненавистных деятелей царизма вызывает народные симпатии к борьбе революционеров и возбуждает свободолюбивые настроения. В недрах «Земли и воли» все больше укреплялась группа сторонников активной «городской», политической деятельности, в противовес «деревенщикам» — сторонникам пропаганды на селе. В конце 1878 — начале 1879 г. «Земля и воля» принимает решение временно свернуть работу в деревне. Сторонники «городской» деятельности, приверженцы политического направления в марте 1879 г. объявили себя Исполнительным комитетом «Земли и воли». В организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо отвечающей задачам революции.
2 апреля 1879 г. землеволец А. К- Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II. Это событие вызвало необходимость выработки общего отношения землевольцев к тактике террора. Летом 1879 г. в Липецке, а затем в Воронеже состоялись съезды «Земли и воли». Съезды закрепили сложившиеся организационные изменения, признав существование Исполнительного комитета как органа политической борьбы. На съездах не произошло решающего столкновения «деревенщиков» и «политиков» и было принято компромиссное решение о терроре как одном из методов политической борьбы. Такое решение не обеспечивало устойчивого единства в рядах «Земли и воли». Внутренние дискуссии парализовывали деятельность организации. Окончательный раскол произо-
шел на Петербургском съезде «Земли и воли» 15 августа 1879 г., в результате чего образовались две организации: «Черный передел» и «Народная воля».
Царизм и революционное движение.Движению народничества царизм противопоставил ожесточенную карательную политику. Использовались все средства: от полицейского надзора до административных и судебных преследований революционеров. Царская агентура протянула свои щупальцы не только в отдаленные места империи, но и за границу, организуя травлю революционной эмиграции. По подозрению в сотрудничестве с революционными организациями тысячи людей отбывали свой срок в ссылке — наиболее массовом административном наказании. Однако ссылка часто способствовала проникновению революционных и просто оппозиционных настроений в самые глухие места.
Революционная борьба все больше приобретала общественный резонанс, чему в немалой степени способствовала сама карательная политика царизма. Героизм и мученичество, как и утверждал Лавров, постепенно создавали вокруг революционеров ореол сочувствия и симпатий. Особенно большую реакцию в обществе вызывали политические процессы.
Первый политический процесс народников был организован по делу ишутинцев. Проходил он в 1866 г. при закрытых дверях и большого общественного резонанса не получил. Но последующие процессы стали приковывать к себе внимание. Очередной крупный процесс состоялся в 1871 г. над нечаевцами. Здесь были налицо злодейские действия Нечаева, и открытым разбирательством царизм намеревался опорочить всех революционеров, набросить на их действия тень уголовщины. Нечаевщина действительно встретила осуждение не только в обывательских кругах, но и среди демократической интеллигенции. Однако процесс так и не зародил у молодежи, студенчества антиреволюционных настроений. Скорее наоборот — заставил глубже задуматься над чистотой принципов революционеров. Помещенные в газетах выступления нечаевцев на суде еще больше приковывали внимание общественности к народному бесправию, пробуждали интерес к людям, которые беззаветно отдавали себя борьбе за освобождение.
В 1877 г. проходил процесс «50-ти». К суду были привлечены участники так называемого кружка «москвичей», которые в основном вели пропаганду среди рабочих ряда фабрик Москвы и некоторых других городов. На скамье подсудимых оказалось все ядро организации, в котором были С.' И. Бардина, Л. Н. Фигнер, П. А. Алексеев, И. С. Джабадари и др. Одиннадцать подсудимых отказались от защиты, но при этом договорились в порядке собственной защиты выступить с программными речами. Выступления на суде вылились в политическую демонстрацию. Наибольшую известность получила речь московского ткача Петра Алексеева.
Речь Алексеева в яркой, эмоциональной форме показывала бедственное положение российского пролетариата. Главное, что оцен-
91
ка шла не от стороннего наблюдателя, а от человека, который, по его собственным словам, «чуть ли не с самой колыбели всю свою жизнь зарабатывал 17-часовым трудом кусок черного хлеба». Речь отражала личный опыт многих рабочих 70-х гг., покинувших деревню и «продавшихся капиталисту на сдельную работу». Алексеев видел прямую зависимость бедственного положения рабочих от нерешенности крестьянской проблемы. Им дана удивительно точная характеристика сути реформы 1861 г.: «необходимая, но не вызванная самим народом». Подчеркивалось, что «русскому рабочему народу», т. е. и крестьянину, и пролетарию, бесполезно ждать помощи государства. Помощь может прийти «от одной нашей интеллигентной молодежи».
Высказывания Петра Алексеева имели народнический оттенок, но выступал он от имени рабочих. Его знаменитое революционное пророчество — «Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда... и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!..» — уже отражало возраставшую роль рабочего класса в освободительном движении. Речь Алексеева — первое в истории публичное политическое выступление представителя российского пролетариата.
Самым крупным в дореволюционной России был процесс «193-х». На скамье подсудимых оказались участники «хождения в народ». Суд проходил с сентября 1877 по январь 1878 г. Опасаясь широкой гласности, власти организовали этот крупный процесс в тесном помещении, разбив всех подсудимых на 17 групп для раздельного разбирательства. Большинство подсудимых ответило на это бойкотом, заявив о своем непризнании суда. Необычное поведение подсудимых, их постоянные протесты на судебных заседаниях заметно возбудили общественный интерес к процессу. Расчет царизма на подавленность подсудимых и спокойное слушание дел оказался фактически сорванным.
Во время процесса «193-х» наиболее заметный след оставила речь И. Н. Мышкина, выступавшего от имени товарищей и выражавшего взгляды многих участников движения. В речи подчеркивалось, что движение революционной интеллигенции развивается не само по себе, а как «отголосок движения в народе». В традиционных для народничества выражениях провозглашались социалистические идеалы, при этом особо выделялась мысль, что их реализация возможна только в результате народной революции.
Судьба самого Мышкина сложилась очень трагично. По процессу «193-х» он был приговорен к наиболее суровой мере наказания— 10 годам каторги, в 1882 г. бежал, был схвачен во Владивостоке, а в январе 1885 г. был расстрелян за покушение на смотрителя тюрьмы.
Политические процессы 70-х — начала 80-х гг. отражали еще одну особенность российского освободительного движения — активное участие в нем женщин. На всех крупных процессах наряду с
мужчинами в качестве подсудимых выступали и женщины-революционерки. Участие женщин придавало движению народничества более гуманный оттенок и создавало особую нравственную атмосферу вокруг революционеров. С этой точки зрения очень показателен суд над Верой Засулич, состоявшийся в марте 1878 г. Дело Засулич было представлено как уголовное под видом того, что в его основе было покушение на жизнь высокопоставленного деятеля администрации. Однако в поведении Засулич было столько достоинства и убедительности, что суд присяжных под председательством А. Ф. Кони не признал правомерность обвинений и вынес оправдательный приговор. Такой исход дела вызвал восторженную реакцию среди молодежи, вселяя участникам движения новый заряд оптимизма.
Всего было более восьмидесяти процессов над деятелями народничества. Большинство из них приходилось на 70-е — начало 80-х гг. Затем число политических процессов резко сокращается. В течение сравнительно небольшого отрезка времени — чуть больше десятилетия — политические процессы были составной частью общественной жизни России, оставив глубокий след в литературе и изобразительном искусстве.