В пореформенный период. формирование пролетариата и буржуазии

Развитие капиталистической промышленности. Развитие про­мышленного капитализма в пореформенной России проходило три стадии: «мелкое товарное производство (мелкие, преимущественно крестьянские промыслы) — капиталистическая мануфактура -фабрика (крупная машинная индустрия)» (Т. 3.— С. 542). Эти три стадии были между собой тесно связаны и развитие шло от низшей к высшей.

Мелкотоварное производство в городе и деревне характеризо­валось примитивной ручной техникой, преобладанием мелких заве­дений, остающимися связями с земледелием (летом — земледелец, зимой-—кустарь), сравнительно узким рынком. Капиталистической стадией мелкое производство становится путем выхода на рынок и применения наемной рабочей силы, что происходит гораздо раньше перехода мануфактуры на рельсы капитализма. Появление ману­фактур с наемными работниками и крупными капиталами, а затем даже фабрик не уничтожало сразу промыслов, хотя значительно их потеснило, отбирая у них производство то одних, то других товаров. Но кустари переходили на производство новых товаров, или шли в новые районы, или приспосабливались к крупному производству. Так, в районах текстильных фабрик пришло в упадок ручное тка­чество, зато расцвели сапожный и валяльный промыслы. Возникли промыслы по изготовлению для фабрик различных деревянных де­талей, челноков, подготовки суровья и пр. Промыслы очень гибко и быстро приспосабливались к рынку, заполняя бреши крупного производства. Развитию промыслов способствовала зимняя безра­ботица многих крестьян, разложение крестьянства, деятельность скупщиков. Некоторый толчок был дан новым законом 1865 г. о пошлинах с «торговли и других промыслов», по которому отменя­лись многие сословные ограничения. Сельские промышленные за-

ведения без наемных работников не облагались пошлиной (с 1885 г. освобождались от платы в казну и с одним работником). К фабри­кам и заводам были отнесены заведения с 16 рабочими и более и с паровым (или водяным) двигателем. С них, так же как и со скуп­щиков, взималась высокая пошлина. По подсчетам В. И. Ленина, в России в 80-х гг. было до 4 млн. кустарей. В Московской губернии 40% всех мелких заведений применяли наемный труд и 51% за­нятых в промыслах работали по найму. В мелких промыслах было занято не менее 2 млн. наемных промышленных рабочих. Многие мастерские разорялись и закрывались, а на их месте возникали но­вые. Мелкие промыслы в значительной степени удовлетворяли нуж­ды населения города и деревни в товарах широкого потребления.

Тенденция развития промыслов состояла во все большем упо­треблении наемного труда и расширении мастерских, на базе кото­рых возникали мануфактуры и фабрики. В период отмены крепост­ного права ряд отраслей промышленности был на стадии мануфак­туры, а некоторые перешли к употреблению паровых машин, т. е. на фабричную стадию (например, хлопчатобумажная). В капита­листической мануфактуре уже были крупные капиталы и довольно широкий слой пролетариата, в отличие от мелкотоварного произ­водства. В мануфактуре вводилось разделение труда и преобразо­вание техники на этой основе. На мануфактурной стадии задержа­лись те отрасли промышленности, в которых затруднялась механи­зация работ или были сильны традиции и пережитки крепостни­чества. Например, на металлургических заводах Урала заводчики могли применять отработки, так как были одновременно и крупней­шими землевладельцами. При 1 {1 уральских заводах было 10,2 млн. дес. земли. Раздавая рабочим участки земли, выгонов, леса, завод­чики могли снижать им заработную плату, так что рабочий здесь стоил вдвое и втрое дешевле, чем на юге. Использование отработок приносило заводчикам дополнительные прибыли, и они не были заин­тересованы в техническом прогрессе. В некоторых отраслях сочетал­ся ручной и машинный труд. В шахтах уголь еще долго добывался при помощи кайлы и лопаты, а его подъем и транспортировка про­изводились паровыми двигателями.

В большинстве отраслей крупной промышленности к 80-м гг.был завершен промышленный переворот, переход к фабрике, начав­шийся еще в 30—40-х гг. Это дало значительный толчок промыш­ленному развитию страны. Быстрое развитие получила выплавка чугуна, который называли «хлебом промышленности». В 1867 г. Урал дал II млн. пудов чугуна, или 65% его выплавки в стране, а Юг только начинал его выплавку (56 тыс. пудов, или 0,3%). Урал сохра­нял первенство до 1887 г., когда он выплавлял 23,8 млн. пудов, или 63,5%. Но Юг развивался быстрее — он к этому сроку стал давать чугуна в 74 раза больше (4,2 млн. пудов, 1,1 %). В 90-е гг. Юг вышел на первое место. В 1897 г. заводы Юга выплавили 46,4 млн. пудов, или в 828 раз больше уровня 1867 г. Это составило 40,4% всего чугу­на в стране. Урал в 1897 г. дал 41,2 млн. пудов, или 35,8%. «Из этих




цифр ясно видно,— писал В. .И. Ленин,— какая техническая рево­люция происходит в настоящее время в России и какой громадной способностью развития производительных сил обладает крупная ка­питалистическая индустрия» (Т. 3.— С. 489). В 1870 г. Россия вып­лавляла 2,9% мирового производства чугуна, а в 1894 г.—5,1%. За 10 лет (1886—1896) выплавка чугуна в стране утроилась. (США сделали подобный шаг за 23 года, Англия — за 22, Франция — за 28 и Германия — за 12 лет.) Самыми быстрыми темпами в мире развивалась добыча угля и нефти. За 30 лет (1867—1897) добыча угля увеличилась в 25 раз (с 28 до 684 млн. пудов). Добыча нефти в середине 60-х гг. еще почти не была развита (557 тыс. пудов), в 1870 г. она составила 1,7 млн. пудов (рост в 3 раза), а в 1895 г. было добыто 384 млн. пудов (рост за 25 лет в 226 раз). По темпам раз­вития тяжелой промышленности Россия заняла первое место в мире. Несколько меньше были темпы роста легкой промышленности и ма­шиностроения. Высокие темпы объяснялись тем, что развитие капи­тализма в молодых странах ускорялось технической помощью и примером старых стран, возможностью использовать иностранные капиталы, технику, технический персонал. Но отставание России к 1861 г. было так велико, что догнать к середине 90-х гг. передовые страны она не смогла, несмотря на гигантские темпы роста.

Завершение промышленного переворота создало реальные усло­вия для индустриализации страны. Россия переходила к ней позже других передовых стран. Уже завершилась индустриализация в Англии, близки были к этому в конце XIX в. Германия и США, Как и в других странах, индустриализация началась с легкой промыш­ленности еще в середине XIX в. Из нее средства переливались в тяжелые отрасли. К концу века (1896) стоимость продукции раз­личных отраслей характеризовалась следующими цифрами:

    Стоимость продукции
    в млн. руб. в % % к общему итогу
[. Угольная 37,7 1,6
п. Нефтяная 74,1 3,0
III. Металлическая 461.6 18,8
IV, Добыча прочих полезных ископае-    
  мых (включая золото) 55,8 2,3
V. Силикатная 70,0 2,9
VI. Лесоперерабатывающая 136,2 5,5
VII. Химическая 113,7 4,6
VIII. Текстильная 732,5 29,8
IX. Обработка смешанных веществ и    
  животных продуктов 109,1 4.5
X. Пищевкусовая 666,6 27,1
  Всех отраслей 2457,3 100,0
  В том числе: группы «А» 805,5 32,8
  группы «Б» 1651,8 67,2

Таким образом, к концу века группа «А» (производство средств производства) давала ровно одну треть всей промышленной про­дукции, а две трети составляла продукция группы «Б» (средств пот­ребления). Одна текстильная промышленность давала продукции в полтора раза больше, чем добыча угля, нефти, руды и вся метал­лургия с металлообработкой вместе взятые. Преобладание легкой промышленности объяснялось тем, что капиталы в ней оборачива­лись быстрее и приносили больше прибыли, а кроме того, сельское хозяйство России давало сельскохозяйственного сырья во много раз больше европейских стран. Обычное сравнение России с другими странами по количеству угля, нефти, металла показывает разницу в степени индустриализации, а не по объему продукции, так как пе­речисленные отрасли давали менее четверти продукции страны.

Отставание в развитии индустриализации приводило к тому, что Россия ввозила уголь, металл, машины, потому что их не хватало и потому что они часто были более высокого качества. Тем не менее за 2—3 последних десятилетия был сделан огромный скачок в разви­тии тяжелой промышленности. Индустриализация проявлялась в росте машиностроения, усиленном ввозе машин, техническом пере­вооружении заводов. С 1860 по 1896 г. число машиностроитель­ных заводов выросло с 99 до 544 (в 5,5 раза), а число рабочих на них с 11 600 до 85 445, т. е. в 7,4 раза, что свидетельствует о преобладании крупных заводов в числе вновь возникших. Были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как Обуховский стале­литейный и пушечный, механический завод Нобеля — в Петербур­ге, паровозостроительный — в Коломне, пушечный и механичес­кий— в Перми, машиностроительный — в Одессе и др. С 1875 по 1892 г. количество паровых двигателей увеличилось в стране вдвое, а их мощность — в 3 раза. Увеличился ввоз машин, инженеров, высо­коквалифицированных рабочих и даже целых заводов (например, в США был заказан и перевезен новый трубопрокатный завод). Первые теплоэлектростанции были построены в 1882 г.— в Нью-Йорке, в 1883 г.— в Петербурге. В 1875—1878 гг. на одного рабочего в России приходилось 0,09 лошадиной силы, в 1891 г.—0,27, в 1900 г— 0,65. Но уровень энерговооруженности был еще низким. Были сде­ланы решающие шаги в превращении страны из аграрной в аграрно-индустриальную, но завершение процесса индустриализации тормо­зилось отсутствием достаточной материально-технической базы и пе­режитками крепостничества.

Вступление российской промышленности в эпоху капитализма обусловило ее циклический характер, смену периодов упадка и подъема. В результате конкуренции происходил быстрый рост про­изводства, рынок насыщался, и это приводило к кризису перепро­изводства товаров. После 1861 г. в России наблюдалось некоторое временное снижение производства, основанного на принудительном труде, а затем быстрый рост всех отраслей. Первый значительный кризис произошел в 1873—1875 гг. В основном он сказался на мел­кой промышленности, не выдерживавшей конкуренции с фабрикой.

Крупная промышленность пострадала меньше, так как государственные заказы. Снижение производства в цел'ог значительным, но резко упали темпы роста. 1878 г. дал п) 20%, и начался промышленный подъем, что было связано с правительственных заказов в связи с русско-турецкой войной О 1878 гг., введением пошлин на чугун, железо, повышением др^_ пошлин. С 1881 г. начался новый кризис, который в 1883 г. охвагъл почти все отрасли. В 1883—1887 гг. наблюдалась депрессия, замед­ленные темпы роста. С конца 80-х гг. началось оживление сначала в тяжелой, затем и в легкой промышленности, которое в 1893 г. во всех отраслях переросло в бурный подъем.

Значительные сдвиги произошли в территориальном размеще­нии промышленности. Возник новый центр металлургии и добычи угля на Юге, оттеснивший Урал. Еще один новый район образовал­ся вокруг Баку на базе добычи нефти и ее переработки. Росла тяже­лая промышленность в тех центрах, где были скопления потомствен­ных квалифицированных рабочих — в Петербурге, Риге, Москве, В Центральном районе быстро развивались текстильная и маши­ностроительная отрасли. На Правобережной Украине сложился ве­дущий центр свеклосахарного производства.

В пореформенный период в Россию усиленно привлекался ино­странный капитал. Проникновению иностранных капиталов в Рос­сию содействовали дешевая рабочая сила, обилие богатейших зале­жей полезных ископаемых, постоянное повышение пошлин на ввоз товаров. Все это обеспечивало высокие прибыли на капитал. Глав­ной же причиной была правительственная гарантия государствен­ных займов и облигаций железных дорог. В 1893 г., по данным но­вейших исследований, из общей суммы 2951 млн. руб. иностранных капиталов вложения в государственные фонды (облигации госзай­мов, акции железнодорожных обществ, гарантированные государст­вом) составляли 2713 млн. руб., или 91,9%, а в акции и облигации акционерных обществ — всего 238 млн., или 8,1%. В этом же году отечественные капиталовложения составляли 5369 млн. руб. (в 1,8 раза больше иностранных), в том числе в государственные фонды 3136 млн. руб. (58,4%), в акционерные общества 782 млн. руб. (14,6%). Остальные деньги были вложены в обязательства и заклад­ные листы государственных и частных ипотечных (залоговых) бан­ков. Таким образом, только 8% иностранного капитала было вло­жено непосредственно в акционерные общества, и это составляло менее трети российских капиталов этих обществ.

Но сфера приложения капиталов была разной. Отечественные капиталы устремлялись в те отрасли, где прибыль была выше, т. е. в основном в легкую промышленность. Для капиталов европейских стран, где средняя норма прибыли была ниже, даже менее высокие прибыли тяжелой промышленности были выгодны. Заметную роль к середине 90-х гг. иностранный капитал играл в горной, машино­строительной, химической отраслях. В основном капиталы ввозились из Франции, Англии, Бельгии и Германии. В. И. Ленин отмечал,

5* 67

что иностранный капитал «...в тех странах, куда он направляется, оказывает влияние на развитие капитализма, чрезвычайно ускоряя его» (Т. 27.— С. 362). Ввоз иностранных капиталов не был особен­ностью России. С 1860 по 1900 г. в США ввоз иностранного капита­ла увеличился с 400 млн. долл. до3,3 млрд. (6,6 млрд. руб.). В гигант­ских размерах рос вывоз капитала в другие страны. По данным, приводимым В. И. Лениным, вывоз капиталов в Россию составлял менее 6% общего их вывоза из Англии и менее трети общего вывоза капиталов из Франции.

Ввоз иностранных капиталов имел и отрицательные последствия, так как нужно было обеспечить «услуги за услуги». Например, Франция выторговала впоследствии за свои займы некоторые ус­тупки в торговом.договоре с Россией 16 сентября 1905 г. В опреде­ленную зависимость попадали отдельные банки и предприятия. Про­центы на вложенные иностранные капиталы вывозились за границу, а не шли на развитие российской промышленности.

Развитиетранспорта и торговли. Огромное значение для разви­тия капитализма в экономике страны имел транспорт нового типа -железные дороги и пароходные перевозки. В 1865—1890 гг. железно­дорожная сеть возросла с 3819 км до 29 063 км, или в 7 раз. В сред­нем каждый год вводилась дорога длиной в 1 тыс. км. В действитель­ности были подъемы и упадки в темпах строительства. В 1865— 1875 гг. средний годовой прирост составлял' 1,5 тыс. км железных дорог, а в 1878—1882 гг.—0,44 тыс. После 1893 г. начался настоящий бум в постройке новых железных дорог. Такое строительство было возможно только при наличии огромной резервной армии рабочих. Артели рабочих, трудясь по 12—16 часов, строили удивительно быст­ро и добротно. Вырос большой отряд талантливых инженеров-путейцев. К постройке железных дорог правительство привлекло и частные капиталы, гарантируя 5% ежегодной прибыли. В 60— 70-е гг. железные дороги принадлежали частным лицам, но с 80-х гг. вновь развертывается государственное строительство и выкуп в каз­ну железных дорог. К середине 90-х гг. казне принадлежало уже 60% железнодорожной сети.

Строительство дорог развертывалось по специальной программе, предусматривающей дать выход хлебу к промышленным центрам, к морским и речным портам, связать центр и окраины. Из страте­гических целей строились дороги к западным границам России. Бы­ли 'построены дороги Москва — Курск, Москва — Воронеж, Моск­ва— Нижний Новгород, Курск — Одесса, Царицын — Рига и др. К 90-м гг. Москва и Петербург были связаны с Донбассом, Уралом, Украиной, Средней Азией, Поволжьем, Кавказом. Грузооборот же­лезных дорог возрос с 1868 по 1894 г. с 439 млн. пудов до 6145 млн., или в 14 раз, а число пассажиров с 10 до 65 млн. человек.

На строительстве железных дорог возникли крупные капиталы новых дельцов, развивалась спекулятивная горячка. Крупные взят­ки брали за раздачу концессий самые высокие сановники и члены царской семьи.

Быстро рос грузооборот перевозок по внутренним водным путям. Неуклонно возрастало число пароходов (с 0,4 до 2,5 тыс.), а число остальных судов оставалось на прежнем уровне (20—20,5 тыс.). Строились новые и улучшались старые шоссейные дороги. Строи­тельство железных дорог потребовало много металла, угля, нефти. Потребность в паровозах и пароходах, вагонах также расширяла рынок крупной промышленности. Железные дороги облегчили миг­рацию населения на окраины и на заработки.

Рост транспорта привел к широкому развитию внутренней и внешней торговли. Причины этого крылись в развитии аграрного и промышленного капитализма, углублении процесса общественного труда, росте населения городов и промышленных поселков. Число ярмарок и базаров возросло, но обороты их почти не выросли, и они отходят на второй план, а растет сеть стационарных магази­нов, лавок и товарных бирж в розничной и оптовой торговле. Соз­далась масса новых центров торговли хлебом и другими продукта­ми в виде железнодорожных станций. Близость сел к станциям да­вала возможность самим крестьянам продавать хлеб. Временное падение цен заставляло вывозить на рынок больше хлеба. Внут­ренний торговый оборот России (без мелкой торговли) составлял в 1873 г. 2,4 млрд. руб., а в 1895 г.—8,2 млрд. В 1885 г. годовой обо­рот на каждого работника в торговле составлял 5330 руб., а в 1900 г.—6760 руб., т. е. происходил рост производительности труда.

В 4 раза возросли обороты внешней торговли России. Главным объектом вывоза был хлеб. За первое пореформенное пятилетие из страны ежегодно вывозилось 86,2 млн. пудов, а за 1891 — 1895 гг.— 444,2 млн., т. е. в 5 раз больше. Несмотря на падение цен в 1871 — 1895 гг., цена ежегодного хлебного вывоза выросла за 1860—1895 гг. тоже в 5 раз — за счет увеличения доли более дорогой пшеницы, сокращения ржи, муки и круп. Если в первый период вывозилось примерно 5% чистого сбора хлебов, то за второй —15%, а пше­ницы—20%.

В первые пореформенные годы в экспорте страны на втором мес­те после хлеба шла шерсть, затем лен, далее масличные семена, са­ло, пенька. К середине 90-х гг. хлеб остался на первом месте (306 млн. руб.). Резко увеличилась стоимость вывозимого леса -в 10 раз и он занял второе место (58 млн.). Затем шел лен, экспорт которого вырос в 3 раза. Значительно сократился вывоз шерсти и сала. В 10 раз вырос вывоз яиц (до 1,5 млрд.), в 5 раз — масла. Вывоз промышленных товаров занимал второстепенное место, но темпы его роста были выше. Значительно вырос экспорт сахара (в 62 раза), хлопчатобумажных тканей, нефти, керосина. В струк­туре вывоза сельскохозяйственные товары составляли 75%, а про­мышленные—25%. Первое место в импорте товаров в Россию в 1860—1865 гг. составлял хлопок-сырец, затем чай, красильные ве­щества, ткани, машины, вина. К середине 90-х гг. уже на первом месте был импорт машин. Только ежегодный ввоз сельскохозяйст­венных машин вырос с 1869 по 1895 г. в 6,2 раза. Много ввозилось

машин для промышленности и транспорта. В целом импорт ма­шин составлял 15% общей стоимости ввоза. На втором месте стоял ввоз хлопка (10%), так как хлопчатобумажная промыш­ленность росла быстрее, чем хлопководство в Средней Азии и Закавказье. На третьем месте шел металл, затем уголь, далее чай, нефть. Ввоз металла и угля объяснялся не только их нехваткой в России, но и удешевлением перевозок путем постройки гигантских пароходов и строительства железных дорог. Уголь ввозился в Петер­бург, Ригу и другие порты.

К концу века на первое место в торговле с Россией вышла Гер­мания. В Германию шло 25% экспорта, и она ввозила 32% импор­тируемых товаров в Россию. Англия, торговые обороты которой с Россией в середине века были в несколько раз больше российско-германских, отошла на второе место. Она поглощала 20% экспор­та и давала около 20% импорта товаров. По экспорту на третьем месте шла Голландия (11%), потом Франция, Италия, Австрия. В эти 6 стран Россия вывозила около 4/5 своих товаров. А по импорту на третье место вышли США (9%), затем шли Китай (7%), Фран­ция (4%) и Австрия (около 4%). Если в 60-е гг. Россия вывозила и ввозила товаров примерно на одинаковую сумму, а в начале 70-х гг. ввоз был больше, то в 80-е — начале 90-х гг. вывоз превышал ввоз на 150—230 млн. руб. ежегодно. Таким образом, в стране накаплива­лось золото для проведения денежной реформы. Развитие торговли показывает, что Россия оставалась в основном аграрной страной, но более быстрыми темпами росла промышленность.

Развитиекапитализма вширь. Процесс образования рынка для капитализма в России имел две стороны: развитие капитализма вглубь в центре страны и «...развитие капитализма вширь, т. е. рас­пространение сферы господства капитализма на новые территории» {Т. 3.— С. 595). Проникновение капитализма вширь оказывало по­ложительное влияние на сельскохозяйственное и промышленное развитие окраин. Капитализм втягивал эти окраины в мировое то­варное обращение, способствовал вывозу продукции, миграциям на­селения. В качестве примера В. И. Ленин приводил колонизацию Кавказа — широкую распашку земель, вытеснение мелких кустар­ных промыслов, падающих под конкуренцией товаров из центра, нивелирование местных особенностей. Слабо заселенная страна «...превращалась в страну нефтепромышленников, торговцев вином, фабрикантов пшеницы и табака...» (Т. 3,—С. 595). Быстро росли посевы пшеницы и табака и их вывоз на внешний и внутренний рынок после проведения железной дороги Ростов — Владикавказ в середине 70-х гг. Капитализм стал проникать и в сельское хозяйст­во Закавказья, хотя значительно медленнее. В Азербайджане и Армении стало развиваться хлопководство и хлопок вывозился в центральные губернии. Из этих районов и из Грузии вывозили ви­ноград, другие фрукты. Железные дороги были проведены до Тиф­лиса, Батума, Баку.

В пореформенный период интенсивно заселялись Заволжье, Юг,

Предкавказье, Сибирь и Дальний Восток. Несмотря на стеснитель­ные законодательные меры правительства, опасавшегося, что поме­щики останутся без дешевых рабочих рук, тысячи крестьян пересе­лялись и осваивали новые земли. К концу XIX в. степные губернии Новороссии, Предкавказья и Заволжья стали типичными районами земледельческого капитализма. «Эти наиболее свободно развив­шиеся колонии,— отметил В. И. Ленин,—показывают нам, какие отношения могли бы и должны бы были развиться и в остальной России, если бы многочисленные остатки дореформенного быта не сдерживали капитализма» (Т. 3.— С. 256).

С 80-х гг. главным районом переселения стала Сибирь. От­сутствие помещичьих хозяйств, огромные массивы незанятых земель, слабость феодальных пережитков создавали условия для развития здесь капитализма по американскому пути. Проведение железных дорог до Челябинска, а затем строительство с 1891 г. Великой Си­бирской дороги дали толчок росту переселения в Сибирь и ее освоению. За 20 лет сюда переселилось около миллиона человек.

В Средней Азии с проведением железных дорог и с повышением пошлин на американский хлопок стало быстро расти хлопководство. К 1900 г. среднеазиатский хлопок составил более трети общего его количества в России. Сохранение пережитков крепостничества тор­мозило быструю, свободную колонизацию окраин, задерживало лик­видацию патриархальных и феодальных отношений на националь­ных окраинах.

Формированиепролетариата и буржуазии. Развитие капита­лизма привело и к изменению социальной структуры общества, формированию новых классов — пролетариата и буржуазии. Про­мышленный пролетариат стал складываться как класс на стадии капиталистической мануфактуры, но лишь фабрика завершает этот процесс. К пролетариату относились все наемные рабочие, в том числе и в сельском хозяйстве и в промыслах, но ядром его являлись фабрично-заводские, горные и железнодорожные рабочие, объеди­ненные в крупные отряды. В. И. Ленин уже в 1894 г. отмечал, что капитализм довел промышленность до стадии крупной машинной индустрии, обобществил производство, «...создал материальные условия новых порядков и в то же время создал новую социаль­ную силу: класс фабрично-заводских рабочих, городского пролета­риата» (Т. 1.—С. 194).

Ядро пролетариата, состоящее из фабрично-заводских, горных и железнодорожных рабочих, насчитывало в 1865 г. 706 тыс. человек, в 1890 г. —1432 тыс. и в 1903 г.—2208 тыс. (без семей). Всего к сере­дине 90-х гг. XIX в. в России было примерно 10 млн. лиц наемного труда. К 1,5 млн. названных рабочих добавлялись 3,5 млн. сельско­хозяйственных, 1 млн. строительных, 2 млн. лесных, строительных и чернорабочих, 2 млн. занятых в мелкой промышленности. Пример­но четверть из них составляли женщины и дети, так как капита­лизм увеличил эту категорию лиц в составе рабочего класса. По­скольку в 1894 г. было примерно 155 млн. взрослых работни-

ков мужского пола, то ровно половину составляли наемные рабочие.

Данные переписи 1897 г. дали возможность выделить отдельно весь промышленный пролетариат—5,1 млн. рабочих и определить весь пролетариат вместе с семьями —22 млн. человек. Нужно от­метить еще одно чрезвычайно важное обстоятельство при подсчете численности пролетариата в стране: он был тесно связан с окру­жающими его слоями полупролетариата, которые по своему клас­совому положению относились тоже к пролетариату. Наличие раз­личных слоев пролетариата, его тесное окружение и связь с много­численными полупролетарскими слоями В. И. Ленин считал при­сущими капитализму вообще, «Капитализм не был бы капитализ­мом,— писал он,— если бы «чистый» пролетариат не был окружен массой чрезвычайно пестрых переходных типов от пролетария к полупролетарию (тому, кто наполовину снискивает себе средства к жизни продажей рабочей силы), от полупролетария к мелкому крестьянину (и мелкому ремесленнику, кустарю, хозяйчику вообще), от мелкого крестьянина к среднему и т. д.; если бы внутри самого пролетариата не было делений на более и менее развитые слои» (Т. 41.—С. 58—59). Значение этого положения состоит в том, что вместе с полупролетариатом пролетариат составлял наиболее многочисленный класс в стране. По переписи 1897 г. к полупроле­тариату относилось 41,7 млн. человек (с семьями) и вместе с 22 млн. пролетариев общая численность их составляла несколько более по­ловины населения России. Буржуазные авторы всегда подчерки­вали и сейчас любят повторять, что Октябрьская социалистическая революция была проведена в интересах небольшой горстки рабочего класса, имея в виду лишь фабрично-заводских рабочих, не учиты­вая весь состав пролетариата и полупролетариата. В конце века бо­лее половины промышленного пролетариата городов (55%) было потомственным, т. е. дети рабочих. Основным источником пополне­ния рабочего класса были крестьяне и ремесленники.

Пролетариат России имел ряд особенностей, обусловленных ис­торическими условиями его формирования.Он был тесно связан с крестьянством, потому что значительная часть фабрик и заводов размещалась в селах, а сам промышленный пролетариат постоянно пополнялся выходцами из деревни. Пролетариат формировался из представителей разных национальностей, был многонациональным. Росли отряды пролетариата на национальных окраинах — Украине, в Прибалтике, Закавказье.

В России наблюдалась значительно большая концентрация про­летариата на крупных предприятиях, чем в других капиталистичес­ких странах. В 1890 г. на предприятиях с числом рабочих более 100 человек было сосредоточено три четверти всех фабрично-заводских и горных рабочих, в том числе почти половина из них работала на предприятиях, имеющих 500 и более рабочих. Эта особенность способствовала возрастанию общественно-политической роли рабо­чего класса, лучшей организации и сплоченности рабочих. Сила промышленного пролетариата заключалась в том, что он экономи-

чески господствовал «над центром и нервом всей хозяйственной системы капитализма» (Т. 40.— С. 23), что он был наиболее поли­тически сознателен и организован. Сила его в России в конце XIX в. была и в том, что он по историческим условиям был единственным классом, который мог возглавить революционное движение, повести за собой всех трудящихся, все демократические элементы, и прежде всего крестьянство. В середине 90-х гг. в России начался проле!ар-ский этап освободительного движения.

Промышленная буржуазия начала складываться еще до рефор­мы как торговая буржуазия, но оформилась как класс во второй по­ловине XIX в. Крупная и средняя буржуазия в России с самого своего появления на исторической сцене не была революционным классом, она была тесно связана с помещиками экономически и политически и нуждалась в помощи царизма против своих рабочих. По переписи 1897 г. было примерно 1,5 млн. человек крупной бур­жуазии и 0,9 млн. рантье, т. е. примерно 2,4 млн. человек (с семьями).

Основными источниками пополнения промышленной буржуазии были выходцы из мелкой промышленности, купцов, кулачества, из дворян, иностранцев. В Петербурге среди владельцев металличес­ких заводов было 257 мещан (50%), 192 крестьянина (37,4%), 45 купцов (9%) и 18 дворян (3,6%). В 367 городах Европейской Рос­сии (кроме столиц) из 25 тыс. владельцев торгово-промышленных предприятий купцы и мещане составляли 81,7%, крестьяне—5,9%, дворяне —2,2%. Среди крупнейших промышленников была значи­тельно выше доля выходцев из крупных купцов (Губонин, Мамон­тов, Мещерин), дворян (Бобринские, Браницкие, Потоцкие, Шипо-вы, фон Мекк и др.), но много было и выходцев из крестьян (Моро­зовы, Рябушинские, Прохоровы, Горелины, Гучковы, Коноваловы и др.). Многие крупные помещики вкладывали капиталы в промышлен­ность, а выходцы из крестьян и купцов покупали поместья, титулы, дворянское звание. Значительную долю крупной буржуазии состав­ляли выходцы из других стран — немцы, французы, евреи и др., а также из других национальностей России — украинцы, армяне, азер­байджанцы, татары, поляки, немцы, евреи и т. д. Буржуазия не выс­тупала против помещиков, она добивалась лишь влияние на полити­ческую жизнь страны в союзе с царизмом.

Для защиты своих классовых интересов буржуазия имела бирже­вые комитеты, а также создает свои представительные организа­ции типа «Совет съезда горнопромышленников Юга» (1874), «Совет съездов горнопромышленников Уральской горной области» (1880). Значительное представительство она имела и в городских думах.

Основные итоги развития капитализма. «Прогрессивную истори­ческую роль капитализма,— писал В. И. Ленин,— можно резюми­ровать двумя краткими положениями: повышение производительных сил общественного труда и обобществление его». Развитие произ­водительных сил в пореформенную эпоху резко отличалось от всех предшествующих периодов истории применением машин. «Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала

быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мель­ницы и парового ткацкого станка» (Т. 3.— С. 197—198). Примене­ние машин в сельском хозяйстве и в промышленности стало глав­ной особенностью экономики. Уже конные сенокосилки, молотилки, жнеи заменяли труд десятков рабочих. К ним добавились паровые молотилки и мельницы. В промышленности завершился промышлен­ный переворот, а в земледелии осуществлялся еще переход к ману­фактурной стадии в хозяйствах помещиков и кулаков. Миллионы крестьянских хозяйств находились на стадии мелкотоварного, часто полунатурального производства. Господствующим типом было мел­кобуржуазное крестьянское хозяйство.

Обобществление труда происходило путем объединения местных рынков в единый национальный рынок. Капитализм создал в Рос­сии «на место прежней раздробленности производства невиданную раньше концентрацию его как в земледелии, так и в промышлен­ности» (Т. 3,—С. 599). Капитализм подорвал вековой застой сельского хозяйства, дал толчок преобразованию его техники. «Не­сколько десятилетий капиталистической «ломки» сделали в этом отношении больше, чем целые века предшествующей истории» (Т. 3.— С. 311). В России было создано крупное капиталистичес­кое земледелие, основанное на употреблении машин и широкой кооперации рабочих, объединенное рынком.

Развитие общественного хозяйства после реформы 1861 г. пошло чрезвычайно быстро, и за десятилетия Россия прошла путь, который другие передовые страны прошли за века. В конце XIX в. В. И. Ле­нин отметил наличие в стране материальных предпосылок для бо­лее высокого общественного строя — социализма и завершение фор­мирования пролетариата, что делало реальным широкое социал-демократическое движение.

Вместе с тем, если бы в России не было тормозящего действия пережитков крепостничества, то развитие могло пойти гораздо быстрее при том уровне техники и культуры. Не были решены еще задачи буржуазно-демократические по расчистке пути для более быстрого и более демократического развития американского типа капитализма в сельском хозяйстве. Это определило отсталость по производству промышленной продукции на душу населения, в раз­витии индустриализации, отставание тяжелой промышленности.

ГЛАВА 6.

Наши рекомендации