Великое княжество литовское и русское в xiii - xv вв.
Большую роль в отечественной истории сыграло Великое княжество Литовское. Оно не только вобрало в себя огромный массив древнерусских земель, история которых долгое время протекала в рамках истории Литовского княжества. В процессе своего становления и развития литовские князья выступили могущественными соперниками московских князей. Борьба за лидерство в деле объединения Руси во многом определяла политику московских правителей.
Многочисленные литовские племена (летьгола, земигола, литва, жмудь, ятвяги и др.) жили по течению рек Западная Двина, Неман и Балтийскому побережью. Принадлежали они к земледельческим народам, занимались животноводством и рыболовством, охотой и бортничеством.
Процесс формирования государства у литовских племен пришелся на XIII в. В результате острого соперничества на первый план выдвинулся Миндовг, провозгласивший себя в 1237 г. великим князем. Созданное им Литовское княжество включало в себя Аукшайтию, Жемайтию (Восточная и Западная Литва) и Новогрудскую землю («Черная Русь»). Чтобы обезопасить себя со стороны Ливонского ордена, совершавшего военные походы против язычников, Миндовг принял католичество. Но это был не более чем маневр. Стоило ситуации измениться, как князь вернулся в язычество и, поддержанный литовскими племенами, разгромил немцев. Однако созданное им объединение не отличалось прочностью и с гибелью Миндовга (1263 г.) распалось.
Князем, которому удалось основать династию великих литовских князей и сделать процесс становления государственности необратимым, стал Гедимин (1316—1341). Талантливый и удачливый политик, он силой, интригами, союзами и династическими браками расширил территорию Литвы. В состав нового государства вошли Туровское, Пинское и Витебское княжества. Гедимин поддерживал тесные связи с князьями Северо-Восточной Руси. Его дочь Мария стала женой тверского князя Дмитрия Михайловича; по-видимому, одна из дочерей вышла замуж за московского княжича Семена (князя Семена Гордого).
Гедимин, пытаясь отвоевать захваченные русские земли, начал борьбу с ордынцами. Население древнерусских земель увидело в Литве приемлемую альтернативу ордынскому владычеству. Опираясь на помощь Гедимина, Смоленское княжество с 30-х годов XIV в. перестало платить «выход» в Орду. Свое влияние Гедимин распространил на Киевскую, Галицкую и Волынскую земли. К концу его
княжения русские земли составляли уже более двух третей всей территории Литовского государства.
Политику Гедимина продолжил князь Ольгерд (1345—1377); действовавший в тесном союзе с братом Кейстутом. К княжеству были присоединены Чернигово-Северские земли. Ольгерд начал наступление на Смоленское княжество и зависимые от него Верховские княжества.
В 1363 г. Ольгерду в сражении у Синих Вод (недалеко от Буга) удалось разгромить ордынцев. Победа ускорила освобождение Южной Руси от ордынского владычества. За Литвой окончательно закрепились Киевская, Подольская (Восточная часть) и Волынская земли. Великое княжество Литовское стало одним из центров объединения древнерусских земель, оставив позади более слабые в военном о 1 ношении Тверское и Московское княжества. Политические амбиции Ольгерда побуждали его вмешиваться в дела северо-восточных соседей — «соперников» в деле объединения. На рубеже 60— 70-х годов это привело к столкновению с Московским княжеством, в котором молодой князь Дмитрий Иванович оказался стороной оборонявшейся.
В составе Литвы русские князья и бояре не чувствовали себя сильно стесненными. На землях княжества действовали нормы «Русской Правды» и церковного права. Русский язык в его западном варианте стал государственным языком и средством общения между литовцами и русскими. Рюриковичи, признавшие власть Гедимина, на правах наместников управляли подвластными землями, получая «корма» и судебные пошлины. Их отношения с великим князем определялись договорами.
Покровительствовал в своих владениях Ольгерд и православной церкви. После того как ему не удалось поставить под контроль деятельность митрополита, он попытался получить согласие Константинополя на создание в Литве самостоятельной митрополии. Греки не пошли навстречу литовскому князю. Москва, как место пребывания первосвятителя, сохранила свое преимущество, а митрополиты — единство епархии.
Великое княжество Литовское находилось под постоянным давлением со стороны Тевтонского ордена. С 50-х годов Кейстут и Ольгерд вели войны с рыцарями, пытаясь вернуть земли ятвягов и пруссов. Противостояние, несомненно, оттягивало силы Ольгерда с востока на запад, давая московским князьям возможность собраться с силами. Одновременно возрастала зависимость литовских князей от боярства русских земель, которое составляло значительную часть вооруженных сил.
Постоянное колебание литовских правителей между восточным и западным направлениями внешней политики, и, как следствие, колебание между православной и католической культурой — характерная черта истории Литвы. Выбор в пользу западного направления был сделан во многом под давлением обстоятельств: смертельная угроза, исходившая от Тевтонского ордена, побудила сосредоточиться на борьбе с рыцарями-завоевателями. Общая борьба сблизила Литву с Польшей.
Польская сторона выдвинула идею объединения (унию) двух государств.
Условием брака наследника Ольгерда, князя Ягайло, и польской королевны Ядвиги, и получения литовским князем польской короны стало распространение в Литве католичества. Династическая уния, заключенная в 1385 г., положила начало объединению двух государств.
Сближение Литвы и Польши проходило крайне болезненно. Стоявшая ниже в политическом и культурном отношении литовская знать не без оснований опасалась оказаться на вторых ролях. Сопротивление возглавил сын Кейстута Витовт. Литовский летописец писал о молодом Витовте как о «храбром юноше, смелом сердцем, любещем войну». Историки прозвали Витовта Великим. Он не допустил активного проникновения поляков на земли Великого княжества. Ягайло вынужден был уступить ему великое княжение. Формально Витовт признавал главенство польского короля, но по сути они были равноправными суверенными государями.
В 1409 г. началась «Великая война» королевства Польского и Великого княжества Литовского против Тевтонского ордена. В 1410 г. у местечка Грюнвалъд войска Ордена потерпели поражение. Немецкая экспансия была остановлена.
Успехи Витовта, крупного и дальновидного политического деятеля, упрочили позицию Литовского княжества. В 1413 г. Ягайло и Витовт подписали Городельскую унию. Согласно ее условиям, стороны обязались выбирать государей не иначе, как по взаимному соглашению; литовские паны, исповедовавшие католичество, получали такие же права и привилегии, что и польские феодалы; наследовать должности и владения имели право только католики. Таким образом, уния открывала путь для проникновения в Литву католической религии и польской культуры. Местная землевладельческая элита в православных землях Литвы — русские князья и бояре, православная община — вынуждена была выбирать: или, примирившись с дискредитацией, остаться в «вере отцов», или, приобретая привилегии и должности, перейти в католичество. Будущее показало, что часть русской элиты предпочла последний вариант.
Витовт продолжил восточную политику Ольгерда. Пользуясь ослаблением Орды и усобицами, он усилил давление на князей Центральной и Северо-Восточной Руси. При этом войны чередовались с дипломатическими и династическими акциями. Витовт выдал свою дочь, Софью Витовтовну, за Василия I Дмитриевича. Брак привел к возникновению новых связей между Москвой и Вильно. Умирая, Василий I оставил своего малолетнего сына на попечение князя Витовта. Наступление на Смоленское княжество завершилось захватом Смоленска (1404 г.). Ряд договоров привели к тому, что Тверь и Рязань оказались в номинальном подчинении Литве.
При Витовте Литва стала одним из самых сильных государств Восточной Европы. Стремясь наладить союзнические отношения с литовским князем, император Священной Римской империи Сигизмунд предложил Витовту корону. В 1430 г. Витовт решил принять
титул короля, что должно было упрочить самостоятельность княжества. Коронация угрожала польско-литовской унии, и польские магнаты сорвали ее.
Смерть Витовта (1430 г.), не оставившего прямого наследника, привела к смуте. Ситуацией воспользовались польские паны, захватившие южные земли Литвы — Западное Подолье. В этот период участились переезды православных литовских князей на службу к московскому князю.
При сыне Ягайло Казимире (1440—1492), короле Польском (с 1446 г.) и великом князе Литовском, упрочилось государственное устройство Литвы и возобновилось сближение с Польшей, завершившееся в XVI в. объединением «двух народов». Наделение служилых людей землями в наследственное владение привело к появлению феодальных вотчин-латифундий. В результате в политической жизни княжества большой вес стала приобретать могущественная нетитулованная знать литовского происхождения. Латифундии крупных магнатов обыкновенно располагались на бывших русских землях.
После смерти Казимира польский и литовский престолы вновь были разделены. Великим князем Литовским стал Александр Казимирович. Войны, которые он вел против Ивана III, выявили превосходство Москвы над Литвой. Неудачи подтолкнули литовских магнатов к Польше. Эта тенденция при Сигизмунде /и Сигизмунде II Августе была закреплена государственной унией Польши и Литвы (Люблинская уния 1569 г.).
В начале XVI в. Литва — развитое феодальное государство во главе с великим князем, носившим титул господаря. Власть его была ограничена. К высшим слоям господствующего класса относились князья и паны. Многочисленной и пестрой по своему юридическому и социальному положению была шляхта — мелкие и средние феодалы-землевладельцы. Реальная власть принадлежала совету при великом князе (паны-рада), куда входили представители крупнейших магнатских родов. Рада принимала решения по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. Ее члены владели ключевыми государственными должностями. До середины XV в. в ее состав входили православные феодалы. Со второй половины столетия рада стала открытой только для католиков.
Большое значение имели местные поветовые и общелитовские сеймы, решавшие самые разнообразные вопросы жизни княжества — от избрания великого князя до утверждения новых законов (статутов) и налогов. Поветовые сеймы обыкновенно сильно зависели от магнатов, вокруг которых объединялась местная шляхта.
Уже в XV в. на русских землях Литвы возникли столь тяжелые формы личной зависимости земледельцев, что это дает основание говорить о возникновении крепостничества. Крестьяне делились на похожих, т. е. имеющих право в определенное время перехода от одного землевладельца к другому, и непохожих, утративших право перехода. Очень многочисленной была прослойка челяди и холопов, отличавшихся бесправным положением.
Великое княжество Литовское долгое время не имело единого закона, что косвенно свидетельствовало о незавершенности процесса политического объединения земель. В Литве одновременно существовало русское, польское, литовское право. При Казимире предпринимается первая попытка обобщить и систематизировать существующее законодательство. Но наиболее разработанным сводом законов стал Литовский статут 1588 г., принятый при Сигизмунде I. Статьи статута защищали феодальную собственность и обрекали крестьянство на бесправное положение. Многие разряды земледельцев юридически сближались с положением челяди, что дает основание говорить о появление в княжестве в XVI в. единого сословия крепостных крестьян. Статут закреплял права и привилегии шляхты, ее обязанность участвовать в местных сословных институтах — поветовых сеймиках.
С распространением католицизма и католической культуры Великое княжество Литовское уже не могло претендовать на роль объединителя русских земель. К тому же резко возросло могущество московских князей, которые после Куликовской битвы стали лидерами освободительного движения и защитниками православной церкви. Эти перемены отразились на поведении части православных русских и литовских князей. Гедиминовичи (Вельские, Трубецкие) и Рюриковичи (Одоевские, Белевские, Новосильские и др.), чьи владения располагались на восточных границах Литвы, стали переходить на службу к московским князьям.
Перед выбором оказались не одни только князья. В XV в. «литовский элемент» тонул в массе русской народности, составляя, по подсчетам исследователей, лишь одну десятую часть населения. В сознание обращенной в католичество шляхты внедрялась мысль, что православие — религия «хлопов». Изменялся характер гнета низов, сохранявших приверженность к православию. На Украине и в Белоруссии к социальному гнету добавлялся гнет национальный и религиозный. Высокий уровень внутренней напряженности выступает фактором, постоянно присутствующем в истории Литовского княжества.
Этническая неоднородность и слабая централизация Великого княжества Литовского способствовали сохранению значительной автономии вошедших в него русских земель. Во второй половине XV в. владельцы части этих земель стремятся перейти в Русское государство. Одновременно в славянских землях в составе Литвы идет процесс становления украинской и белорусской народностей. Он, однако, был осложнен тем, что в нем почти не участвовала политическая и духовная элита, которая активно воспринимала польскую культуру. Патриотическое сознание становится уделом низов и той части феодалов, которые не утратили корней православной религии и культуры.
Глава VI