Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г.)

Глава государства

    Президент Российской Федерации  
Исполнительная власть       ~ — — Судебная власть  
Правительство Российской Федерации       Конституционный Суд       Верховный Суд       Высший Арбитражный Суд  
       
                 

Законодательная власть

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации  
Совет Федерации   Государственная Дума  

ральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охрана исто-рико-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, пра­во свободы труда и право частной собственности. Конституция созда­вала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Межнациональные отношения.После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федера­ции складывались непросто.

Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Се­верном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось пре­кратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.

31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение пол­номочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к дик­тату. Документ стал основой государственного единства страны, раз­вития последующих взаимоотношений между центром и националь­но-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоре­чат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специ­фические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреп­лении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в ру­ководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чеч­ни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремле­ний чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась край­не напряженной и взрывоопасной.

Политические партии в Государственной Думе.В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной вла­сти— Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Ши­рокую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский,

Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократиче­ских реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственно­сти, усиление социальной защиты населения, за единство и целост­ность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановле­ние на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция «Выбор России», возглавляемая Е. Т. Гайдаром.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты при­няли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписа­на президентом. В их числе — законы о правительстве и конституци­онной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных эко­номических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объ­единения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платфор­ме КПРФ (председатель ЦК КПРФ — Г. А. Зюганов) занимали тре­бования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» объединило представите­лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринима­тельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принци­пах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была за­ключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подав­ляющую их часть составляли работники законодательных и исполни­тельных органов власти, многие из них являлись членами предыдуще­го депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила

КПРФ, 12% —«Наш дом — Россия», 11% —ЛДПР, 10% — блок Г. А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% — независимые и 14% — другие избира­тельные объединения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопро­сам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Яв­линского. В жестком противоборстве обсуждались и принимались ре­шения по вопросам, связанным с регулированием новых социально-экономических отношений. Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственная политика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с НАТО. Позицию парламентари­ев поддерживали некоторые слои российского населения.

Оппозиционные правительству силы попытались выступить еди­ным фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост прези­дента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зю­ганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В ре­зультате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. Заднего проголосовали 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил 40,7% голо­сов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ

Принципы внешней политики.Распад СССР изменил положе­ние России на международной арене, ее политические и экономиче­ские связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Рос­сийской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благо­приятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в каче­стве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья.После августовских со­бытий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для пе­реговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Же-лев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России,

о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили стра­ны Европейского Сообщества. В 1993—1994 гг. были заключены со­глашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей уда­лось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке пла­тежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды1. Европейские государст­ва поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Россия активно включалась в решение важнейших международ­ных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифициро­вала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.

В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоот­ношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключательно мирными средст­вами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взя­тые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организа­ции расширить свое влияние на Восток.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республика­ми бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятст­вования в торговле с США. Постоянными экономическими партнера­ми являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афгани­стане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились метал­лургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами быв­шего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители прода­вались и этим государствам. Ответными предметами торговли высту­пали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли со­кратилась к 1994 г. до 10%.

Совет Европы, созданный в 1949 г., объединял в указанное время 39 европей­ских государств.

Отношения с государствами СНГ.Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в со­став СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними зани­мали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, опреде­лившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с го­сударствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энер­гетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импорт­ных поступлений преобладали товары народного потребления и про­довольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финан­совая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициати­ве был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с цен­тром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Ка­захстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной ор­ганизации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политического сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.). В принятых документах подтверждались обязатель­ства стран Содружества выполнять международные обязательства, выте­кающие из договоров бывшего Союза ССР. В частности, подтвержда­лось участие СНГ в советско-американских договорах об ограничении систем противоракетной обороны (1970 г.) и о ликвидации ракет сред­ней и меньшей дальности (1987 г.).

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывши­ми республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами госу­дарств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территори­альных вопросов. Экономические и стратегические интересы Рос­сии в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструк-

тивно развивались взаимоотношения между Российской Феде­рацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на ме­ждународной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближ­него зарубежья.

Наши рекомендации