Курс на стабилизацию советского общества

Смена политического курса.С отставкой Н. С. Хрущева завер­шился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое ру­ководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.— Генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и орга­низаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консерва­тивный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и тек­стильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секре­тарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они пола­гали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и даль­нейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они высту­пали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Су­слов, А. Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-госу­дарственного аппарата. Достижение стабильности общества они свя­зывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства перио­да хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в по­литике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности но­вого руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой со-

циализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло до­биться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о ком­мунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков долж­на была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андро­пов и преемник последнего — К. У. Черненко.

Две тенденции развития.В общественно-политической жизни 60—70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйст­вом. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в ча­стности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечест­венной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.

В начале 70-х годов Л. И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского на­рода. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнацио­нальных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие неза­медлительного разрешения. Представители республик требовали рас­ширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в националь­ной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократиче-


г

екая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производст­венными и государственными делами.

На рубеже 60—70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятель­ность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или долж­ностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на пред­приятиях и в учреждениях. Создавались организации народного кон­троля и технического творчества, постоянно действующие производ­ственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни ты­сяч рабочих, специалистов, служащих. Отдельные обязанности, выполнявшиеся прежде государственными управленческими структу­рами, были переданы общественности. К примеру, широкое распро­странение получили добровольные народные дружины по охране об­щественного порядка.

Деятельность массовых объединений, руководили которыми пар­тийные организации, создавала иллюзию участия в управлении обще­ственным производством широких слоев населения.

Общественные объединения из представителей различных катего­рий населения действовали при местных Советах. Но социальный со­став самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и ин­теллигенции определялись партийными органами.

Руководство деятельностью государственных и общественных ор­ганизаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х го­дов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах. Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на пар­тийных съездах —XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (де­вятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совер­шенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, од­нако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн. чиновников. На­растание трудностей и негативных явлений в экономике не осознава­лось руководством страны.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сес­сия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предва­рительно проект Основного Закона бьи опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях

прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свобод­ное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как дока­зательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.

В основу новой Конституции была положена концепция «разви­того социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле до­кумента. Главным принципом государственной власти провозглаша­лось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.

Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Вер­ховные Советы союзных и автономных республик, краевые, област­ные и другие Советы составляли единую систему органов государст­венной власти.

Наши рекомендации