РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX—

НАЧАЛЕ XX в.

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Ка­питалистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (ад­министраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически об­разованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на раз­витие культуры. Сложился новый социальный слой — российская ин­теллигенция, для которой стала характерной не только принадлеж­ность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокуль-турных потребностей государства. Около 10% государственного бюд­жета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и соци­альное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование об­щественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта ли­ния реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и уси­лением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золо­того века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в ду­ховной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусст­во и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложил­ся своеобразный историко-художественный период, который его со­временники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование.В отличие от стран Западной Ев­ропы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профес­сионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамот­ности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй поло­вине ХГХ в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и цер-ковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму,




чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение посте­пенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уде­лялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностран­ных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные ес­тественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» за­прещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество спе­циальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государст­венных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на обществен­ные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведе­ний, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность.В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализа­ции этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-тех­нические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие кур­сы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были от­крыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и теат­рально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие неза­висимо от социального статуса, материального положения и вероис-

поведения. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, изда­вавшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличи­лось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они орга­низовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцев-ском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населе­ния способствовала деятельность научных (Исторический), техниче­ских (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемори­альных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих му­зеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собра­ние русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука.Во второй половине XIX — начале XX в. углубился про­цесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общест­ва накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гу­манитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органи­ческом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие рабо­ты в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования ма­тематиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в об­ласти теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математи­ческой физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Рабо­ты А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произ­вели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выстав­ке в Париже (1901) был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное со­общение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебе-

дев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» на­зывают Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэ­родинамики.

К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали по­явлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медици­ны. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии по­лучили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной дея­тельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечни­ков — автор фагоцитарной теории иммунитета. К. А. Тимирязев ос­новал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоиз­вестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Мак­лая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, соб­раны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океа­нограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Се­верного морей. Он же предложил использовать ледоколы для иссле­дования Северного морского пути. Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912—1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледо­витого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоак­тивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность нового осмысления приро­ды, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюци­онной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объясняв­шей биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи ре­лигиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России по­лучил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал


22}

11 Орлов. История России


своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении обще­ственно-исторических процессов. Однако политическая практика мар­ксистов, их нацеленность на преобразование общества революцион­ным путем, признание преобладания материальной жизни над духов­ной оттолкнули от них (особенно после революции 1905— 1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали скло­няться к идее, что только через нравственное совершенствование, ду­ховное очищение и творческие устремления можно создать справед­ливое общественное устройство.

Во второй половине XIX — начале XX вв. в связи с необходимо­стью понимания современных процессов и будущего России чрезвы­чайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим пробле­мам и фундаментальный труд «История России с древнейших вре­мен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечест­венную историю природными и этническими особенностями русско­го народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечествен­ной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вы­звали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже «Высшую русскую школу общест­венных наук». В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.

Литература.Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гу­манизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Турге­нев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Сал­тыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был ми­ровым лидером критического направления в литературе. В произве­дениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалисти­ческого метода с постановкой острых социально-политических про­блем России начала XX в.

Однако художественные приемы критического реализма переста­ли удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление мо­дернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие те­чения. Отличия определялись разницей философских, этических и эс-

тетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выраже­ний, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы симво­листов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком, К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым, ставшим их признанным гла­вой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия рус­ских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульвар­ной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопроб­ная мелодрама, детективы, эротика).

Театр.Во второй половине XIX — начале XX в. активно разви­валось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Че­хова, А. М. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных ар­тистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Моск­вы. В нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Че-хова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская дея­тельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

Кино.На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусст­во, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в уве­селительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзио­ны». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.

В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова воз­никли в 1907 —1908 гг. Первоначально они также создавали доку­ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая кар­тина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометраж­ный фильм «Оборона Севастополя». В 1911 —1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших бо­лее 600 картин. В 1911 — 1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.


U*



Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протаза­нова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холод­ная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произ­ведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художествен­ный уровень большинства картин оставался крайне низким. Стави­лись, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Музыка.Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, кото­рую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно прояви­лись национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали мно­жество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали консервато­рии в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина). Популяризации на­циональной музыки способствовала деятельность Русского музыкаль­ного общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубин­штейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений рус­ских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплат­ной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Не­ждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищни­цу мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета.

Особое значение для популяризации театрально-музыкального ис­кусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).

Живопись искульптура. В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывал­ся в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал прин­ципы демократической и гражданственной эстетики.

В 1863 г. 14 выпускниов Академии художеств образовали в Пе­тербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество

передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мя­соедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и другие стремились развить нацио­нальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В шко­ле передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Су­риков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразитель­ном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И, Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские худо­жественные традиции с новыми изобразительными формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к скла­дыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провоз­гласили новые художественно-эстетические принципы, противостояв­шие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от соци­альных и политических проблем. Главное для них — красота и тра­диции русской национальной культуры. Особое внимание они уделя­ли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейско­го искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, соз­давшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатери­не Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голуб­кина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пла­стические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

Архитектура.Градостроительство было связано с бурным эконо­мическим развитием пореформенной России. Облик городов опреде­ляли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначе­ния— банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассор­тимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эк­лектика— разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались эле­менты барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «рус­ский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены зда­ния Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три на­правления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле исполь­зовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпре­тации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изо­бразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое при­знание. Многие отечественные ученые были почетными членами ев­ропейских академий и научных учреждений. Имена русских путеше­ственников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влия­ние на развитие европейской и мировой культуры.

Глава 31.

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ

Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения спло­тились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Од­нако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Гер­манией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной,— все это породило массовое недовольство.

Внутреннюю ситуацию в стране усугублял экономический кри­зис, наметившийся в 1915—1916 гг. Промышленность, перестроенная на военный лад, в целом обеспечивала нужды фронта. Однако ее од­нобокое развитие привело к тому, что тыл страдал от нехватки пред­метов народного потребления. Это привело к повышению цен на них. Росла инфляция: покупательная способность рубля упала до 27 коп. В 1916 г. разразились топливный и транспортный кризисы. Низ­кая пропускная способность железных дорог не обеспечивала воен­ных перевозок и бесперебойную доставку продовольствия в города. Особенно острым оказался продовольственный кризис. Крестьяне, не получая необходимых промышленных товаров, отказывались постав­лять продукты своего хозяйства на рынок. В России впервые появи­лись очереди за хлебом. Процветала спекуляция. Попытки правитель­ства выйти из кризиса оказались тщетными. Слабо помогло привле­чение промышленников к решению хозяйственных вопросов в Особых совещаниях по обороне и Военно-промышленных комитетах.

Поражения России на фронтах первой мировой войны нанесли значительный удар по общественному сознанию. Население устало от затянувшейся войны. Росли забастовки рабочих и крестьянские волнения. На фронте участились братание с противником и дезер­тирство. Усилились национальные движения. В 1916 г. в Средней Азии восстало местное население. Его вожди пытались отделиться от России и создать независимые ханства.

Революционные агитаторы использовали все промахи правитель­ства для дискредитации правящих верхов. Опираясь на антивоенные настроения в обществе, меньшевики (Л. Мартов) и эсеры (В. М. Чернов) выступали за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира. Большевики (В. И. Ленин) желали пораже­ния царскому правительству и призывали народы превратить войну из империалистической в гражданскую.

Активизировалась либеральная оппозиция. Усилилось противо­стояние Государственной думы и правительства. Рушилась основа третьеиюньской политической системы — сотрудничество буржуаз­ных партий с самодержавием. Речь П. Н. Милюкова 1 ноября 1916 г. с острой критикой политики царя и его министров положила

начало «обличительной» кампании в IV Государственной думе. «Прогрессивный блок» — межпартийная коалиция большинства дум­ских фракций — потребовал создания правительства «народного до­верия», ответственного перед Думой. Однако Николай II демонстра­тивно отверг это предложение.

Политическая нестабильность проявлялась в раздорах министров, их частой смене («министерская чехарда»). Даже часть аристократи­ческих кругов и высшего генералитета, некоторые члены император­ской фамилии высказывали недовольство деятельностью правительст­ва. В придворной камарилье усилились прогерманские настроения. Многие высокопоставленные чиновники были заподозрены (и не без оснований) в шпионаже и государственной измене. Среди ближайше­го окружения царя вызревала идея сепаратного мира с Германией, чтобы использовать армию для подавления народных выступлений. Николай II катастрофически терял авторитет в обществе из-за «рас-путинщины», бесцеремонного вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего. К зиме 1916—1917 гг. все слои населения России осознавали неспособность царского пра­вительства преодолеть политический и экономический кризис.

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловского завода. Ад­министрация объявила о его закрытии. Это послужило поводом к на­чалу массовых выступлений в столице.

23 февраля, в Международный женский день (по новому стилю это — 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Их политическая демонстрация положила начало революции.

25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Не прекра­щались демонстрации и митинги. Вечером 25 февраля Николай II из Ставки, находившейся в Могилеве, направил командующему Петро­градским военным округом С. С. Хабалову телеграмму с категориче­ским требованием прекратить беспорядки. Попытки властей исполь­зовать войска положительного эффекта не дали, солдаты отказыва­лись стрелять в народ. Однако офицеры и полиция 26 февраля убили более 150 человек. В ответ гвардейцы Павловского полка, поддержав рабочих, открыли огонь по полиции.

Председатель Думы М. В. Родзянко предупредил Николая II, что правительство парализовано и «в столице анархия». Для предотвра­щения развития революции он настаивал на немедленном создании

нового правительства во главе с государственным деятелем, поль­зующимся доверием общества. Однако царь отверг его предложение. Более того, он и Совет министров приняли решение прервать заседа­ния Думы и распустить ее на каникулы. Момент для мирного, эво­люционного преобразования страны в конституционную монархию был упущен. Николай II послал из Ставки войска для подавления революции, но небольшой отряд генерала Н И. Иванова был задер­жан под Гатчиной восставшими железнодорожниками, солдатами и не пропущен в столицу.

27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу ре­волюции. Начались аресты царских министров и образование новых органов власти.

В тот же день на заводах и в воинских частях, опираясь на опыт 1905 г., когда родились первые органы политической власти рабочих, были проведены выборы в Петроградский Совет рабочих и солдат­ских депутатов. Для руководства его деятельностью был избран Ис­полнительный комитет. Председателем стал меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителем — эсер А. Ф. Керенский. Исполком взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продо­вольствием. Петросовет представлял собой новую форму социально-политической организации. Он опирался на поддержку народных масс, владевших оружием, и его политическая роль была очень велика.

1 марта Петросовет издал «Приказ № 1» о демократизации армии. Солдаты уравнивались в гражданских правах с офицерами, запреща­лось грубое обращение с нижними чинами, отменялись традиционные формы армейской субординации. Легализовывались солдатские коми­теты. Вводилась выборность командиров. В армии разрешалось вести политическую деятельность. Петроградский гарнизон был подчинен Совету и обязывался выполнять лишь его распоряжения.

27 февраля на совещании лидеров думских фракций было реше­но образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М. В. Родзянко. Задачей комитета было «восстановление государст­венного и общественного порядка», создание нового правительства. Временный комитет взял под свой контроль все министерства.

28 февраля Николай П выехал из Ставки в Царское Село, но был задержан по дороге революционными войсками. Ему пришлось повер­нуть на Псков, в штаб Северного фронта. После консультаций с ко­мандующими фронтами он убедился, что сил для подавления револю­ции нет. 2 марта Николай подписал Манифест об отречении от пре­стола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Однако, когда депутаты Думы А. И. Гучков и В. В. Шульгин привезли текст Манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии. 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Закончилось 300-летнее правление

дома Романовых. Самодержавие в России окончательно пало. Это был главный итог революции.

2 марта после переговоров представителей Временного комитета Государственной думы и Исполкома Петросовета было сформирова­но Временное правительство. Председателем и министром внутрен­них дел стал князь Г. Е. Львов, министром иностранных дел — кадет П. Н. Милюков, военным и морским министром — октябрист А. И. Гучков, министром торговли и промышленности — прогрессист А. И. Коновалов. От «левых» партий в правительство вошел эсер А. Ф. Керенский, получивший портфель министра юстиции. Эсеро-меньше-вистское руководство Петроградского Совета считало совершившую­ся революцию буржуазной. Поэтому оно не стремилось взять всю полноту государственной власти и заняло позицию поддержки Вре­менного правительства. В России образовалось двоевластие.

ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ

Февральская революция победила. Старая государственная систе­ма рухнула. Сложилась новая политическая ситуация. Однако победа революции не предотвратила дальнейшего углубления кризисного со­стояния страны. Экономическая разруха усиливалась. К прежним со­циально-политическим проблемам: война и мир, рабочий, аграрный и национальный вопросы — добавились новые: о власти, будущем го­сударственном устройстве и путях выхода из кризиса. Все это обу­словило своеобразие расстановки общественных сил в 1917 г.

Время от Февраля к Октябрю — особый период в истории Рос­сии. В нем выделяются два этапа. На первом (март — начало июля 1917 г.) существовало двоевластие, при котором Временное прави­тельство было вынуждено согласовывать все свои действия с Петро­градским Советом, занимавшим более радикальные позиции и обла­давшим поддержкой широких народных масс.

На втором этапе (июль — 25 октября 1917 г.) с двоевластием было покончено. Установилось единовластие Временного правитель­ства в форме коалиции либеральной буржуазии (кадеты) с «умерен­ными» социалистами (эсеры, меньшевики). Однако и этому полити­ческому альянсу не удалось добиться консолидации общества. В стране усилилась социальная напряженность. С одной стороны, рос­ло возмущение масс проволочками правительства в проведении са­мых насущных экономических, социальных и политических преобра­зований. С другой стороны, правые были недовольны слабостью пра­вительства, недостаточно решительными мерами по обузданию «революционной стихии». Монархисты и правые буржуазные партии готовы были поддержать установление военной диктатуры. Крайние левые — большевики — взяли курс на захват политической власти под лозунгом «Вся власть Советам!» Временное правительство не

осознало глубину экономического и политического кризиса, не суме­ло его преодолеть, а потому и не смогло удержать власть.

Классы и партии.Буржуазия, обуржуазившиеся помещики, зна­чительная часть состоятельной интеллигенции (около 4 млн. человек) опирались на экономическую мощь, образованность, опыт участия в политической жизни и управлении государственными учреждениями. Они стремились предотвратить дальнейшее развитие революции, ста­билизировать общественно-политическую обстановку и упрочить свою собственность.

Рабочий класс (18 млн. человек) состоял из городских и сельских пролетариев. Они успели почувствовать свою политическую силу, были предрасположены к революционной агитации и готовы с ору­жием защищать свои права. Они боролись за введение 8-часового рабочего дня, гарантию занятости, повышение заработной платы. В городах стихийно возникли фабрично-заводские комитеты (фабзавко-мы) для установления рабочего контроля над производством и реше­ния спорных вопросов с предпринимателями.

Крестьянство (130 млн. человек) требовало уничтожения крупной частновладельческой земельной собственности и передачи земли тем, кто ее обрабатывает. В деревне создавались местные земельные ко­митеты и сельские сходы, которые принимали решения о переделе земли. Отношения между крестьянами и помещиками были крайне напряженными.

Особой полит<

Наши рекомендации