Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата.

Основная задача российской дипломатии во второй половине 50-х — 60-е годы XIX в.— отмена ограничительных условий Париж­ского мирного договора. Отсутствие военного флота и баз на Чер­ном море делали Россию уязвимой для нападения с юга, что факти­чески не позволяло ей занимать активную позицию в решении меж­дународных проблем.

Борьбу возглавил министр иностранных дел князь А. М. Горча­ков, крупный дипломат, обладавший широким политическим круго­зором. Им была сформулирована программа, суть которой — отказ от вмешательства в международные конфликты, энергичные поиски со­юзников и использование противоречий держав для решения главной внешнеполитической задачи. Его историческая фраза: «Россия не сердится, она сосредоточивается...» — образно выражала основные принципы внутренней и внешней политики России того времени.

Первоначально Россия, изменив своему традиционному курсу опоры на германские государства, пыталась ориентироваться на Францию. В 1859 г. был заключен русско-французский союз, кото­рый, однако, не привел к желаемому Россией результату.

В связи с этим началось ее новое сближение с Пруссией и Авст­рией. Россия стала поддерживать Пруссию в стремлении объединить все германские земли под своим главенством, а во франко-прусской войне 1870—1871 гг. заняла позицию нейтралитета.

Воспользовавшись моментом, в октябре 1870 г. А. М. Горчаков разослал «циркулярную ноту», уведомляя великие державы и Тур­цию, что Россия не считает себя связанной обязательством не иметь военный флот на Черном море. Пруссия в благодарность за нейтра­литет поддержала ее. Англия и Австрия осудили одностороннее ре­шение русского правительства, а разгромленная Франция не имела возможности протестовать.

Лондонская конференция великих держав 1871 г. закрепила отме­ну нейтрализации Черного моря. Россия вернула право иметь военный флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье. Это позволило воссоздать оборонную линию южной границы государ­ства. Кроме того, расширилась внешняя торговля через проливы, бо­лее интенсивно развивался Новороссийский край — причерноморский регион страны. Россия вновь смогла оказывать помощь народам Бал­канского полуострова в их освободительном движении.

Союз трех императоров.В 70-е годы XIX в. международная си­туация в Европе претерпела значительные изменения. Франция была сильно ослаблена после франко-прусской войны. В центре европей­ского континента сложилось новое государство, сильное в экономи­ческом и военном отношении,— Германская империя. С самого нача­ла своего существования она проводила агрессивную внешнюю по­литику, желая обеспечить доминирующее влияние в Европе, создать и расширить свои колониальные владения. Между Германией, с од­ной стороны, Францией и Великобританией, с другой, сложился ком­плекс противоречий. Активизировала свою внешнюю политику на Балканах Австро-Венгрия.

В этих условиях Россия, стремясь избежать изоляции и не наде­ясь на Францию, потерявшую свой международный престиж, стала искать сближения с центрально-европейскими государствами. Герма­ния охотно пошла на союз с Россией в расчете окончательно изоли­ровать Францию. В 1872 г. в Берлине состоялась встреча императо­ров и министров иностранных дел России, Германии и Австро-Венг­рии. На ней была достигнута договоренность об условиях и принципах будущего союза. В 1873 г. был подписан трехсторонний договор между Россией, Германией и Австро-Венгрией — Союз трех императоров. Три монарха обещали друг другу устранять разногла­сия между собой путем политических консультаций, а при угрозе нападения какой-либо державы на одну из сторон Союза договари­ваться о совместных действиях.

Германия, окрыленная этим дипломатическим успехом, готови­лась повторно разгромить Францию. Германский канцлер князь О. Бисмарк, вошедший в историю как проводник германского мили­таризма, сознательно нагнетал напряженность в отношениях с Фран­цией. В 1875 г. вспыхнула так называемая «военная тревога», кото­рая могла вызвать новый европейский конфликт. Однако Россия, не­смотря на союз с Германией, выступила в защиту Франции. Ее

активно поддержала Великобритания. Германии пришлось отступить. Франция была спасена от разгрома, но в русско-германских отноше­ниях выросли недоверие и отчужденность. Хотя позднее три импера­тора несколько раз подтверждали приверженность союзу, российская дипломатия все более склонялась к мысли о необходимости приобре­тения других партнеров. Постепенно намечалась возможность рус­ско-французского сближения.

Наши рекомендации