Экономика и социальный строй россии

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В первой половине XIX в. территория Российской империи вы­росла до 18 млн. кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кав­каз), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн. человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые (руды, уголь, нефть, драгоценные металлы и камни) давали все необходимое для быстро­го промышленного развития. Природное, хозяйственное и этническое разнообразие обусловливало специфику разных районов страны.

В первой половине XIX в. территория Российской империи дели­лась на губернии и области, которые, в свою очередь, подразделя­лись на уезды. Количество губерний за первую половину века увели­чилось в 1,5 раза за счет присоединения к России новых территорий, разукрупнения отдельных губерний или преобразования некоторых областей (Астраханской, Таврической) в самостоятельные губернии. Часть губерний объединялась в генерал-губернаторства и наместни­чества (Кавказское). Особый статус имели Великое княжество Фин­ляндское, присоединенное к России в 1809 г., и Царство Польское, образованное в 1815 г. из части польских земель.

Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое го­сударство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточив­ший все нити управления в своих руках. Основной социально-поли­тической силой оставались дворяне, получившие невиданные эконо­мические и социально-политические привилегии еще в XVIII в. Государство в лице самодержавия в своей внутренней и внешней по­литике всеми средствами продолжало поддерживать их.

Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне. Они подразделялись на несколько категорий: помещичьи или частновла­дельческие, государственные, удельные (принадлежавшие император­ской фамилии), экономические (бывшие монастырские) и др. Таким образом, свободного крестьянского населения в России вообще не существовало. Купцы и мещане составляли всего несколько процен­тов населения. На особом положении находилось казачество — вое­низированное сословие, выполнявшее функцию охраны пригранич­ных территорий государства.

Для экономики России первой половины XIX в. характерны глу­бокие контрасты. Обновление — расширение товарно-денежных отно­шений и применение вольнонаемного труда, начало технического пе­ревооружения промышленности — сочеталось с натурально-патриар­хальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внеэкономического принуждения, рутинным состоя-




нием техники. Капиталистический способ производства требует, во-первых, рынка свободной наемной рабочей силы, во-вторых, капита­лов, т. е. денежных средств, вложенных в производство, и, в-треть­их, относительно высокой покупательной способности населения. Од­нако крепостническая система препятствовала складыванию этих ус­ловий, тормозила развитие производительных сил и, следовательно, мешала модернизации страны.

Россия шла своим путем, во многом отличавшимся от Запада. Буржуазные революции, произошедшие в Англии, Франции и других странах, миновали Россию. В течение первой половины XIX в. она сохраняла свое традиционное экономическое и социальное устройст­во. Тем не менее объективные, общенациональные потребности госу­дарства и субъективные интересы самодержавия, постепенное разви­тие производительных сил привели к падению крепостного права в 1861 г. и, следовательно, изменению экономического и социально-политического устройства России.

Сельское хозяйство.В первой половине XIX в. Россия остава­лась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/ю ее на­селения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного фео­дализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само госу­дарство.

Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине XIX в. Главным явле­нием стало разложение натурального хозяйства и проникновение то­варно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине XIX в. около 70 млн. пудов.

Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков при­нимать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и северо-западных районах это достигалось за счет применения наем­ного труда крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствова­ния методов ведения хозяйства. Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, использовали сельскохозяйственные ма­шины (сеялки, веялки, молотилки), расширяли ассортимент земле­дельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру.

Однако в основной массе помещичьих имений продолжал приме­няться принудительный труд крепостных крестьян. В условиях крепо­стничества наиболее распространенным способом повышения эффек­тивности хозяйства было усиление эксплуатации крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный и денежный) и отрабатывать барщину. В течение первой половины столетия оброк вырос по раз­ным регионам в 2—5 раз. Все больше увеличивалась барщина. Кре-

стьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины была так называемая «месячина», т. е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Все эти меры не были эффективными. Происходил посте­пенный упадок помещичьего хозяйства. К середине XIX в. 65% всех имений было заложено. Общая сумма помещичьего долга государству и кредитным учреждениям достигла более 400 млн. рублей.

Русское крестьянство традиционно было малоземельным. Наделы, полученные от помещика или государства для выплаты оброка и го­сударственных налогов, не давали возможности развивать товарное хозяйство, едва обеспечивали прожиточный минимум. Растущий оброк и барщина тормозили развитие собственного хозяйства крестьян. Час­тые неурожаи обрекали сельских тружеников на полуголодное сущест­вование. Таким образом, усиление эксплуатации крепостных крестьян обусловливало застой и рутинность производительных сил в деревне.

Для России было характерно (в отличие от Западной Европы) со­хранение и упрочение общинной системы крестьянского землеполь­зования, при котором земля делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. Это ме­шало подъему продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производительных сил в деревне. В социальном отношении это препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян, разделению их на богатых и бедных. Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шел очень медленно. Лишь единицам крестьян, занимавшимся торговлей и промыслами, удава­лось скопить немалые средства. Деревня в своей массе оставалась нищей, голодной, темной, забитой и политически инертной.

В связи с этим аграрно-крестьянский вопрос был центральным в экономической и социально-политической жизни России на протяже­нии XIX и начала XX в. Он включал три стороны: личное освобож­дение крестьян, наделение их землей и изменение общинной систе­мы землепользования.

Промышленность.В начале XIX в., как и во второй половине XVIII в., на промышленных предприятиях России использовался в основном принудительный и частично вольнонаемный труд. Про­мышленное производство находилось в рутинном состоянии. Урал и другие районы, где были широко распространены частновладельче­ские и государственные мануфактуры, основанные на принудитель­ном труде, постепенно утрачивали свое прежде ведущее положение в экономике. Эти предприятия были нерентабельны, малопродуктивны и не могли удовлетворить возрастающие запросы населения в про­мышленной продукции. Россия все больше отставала от капиталисти­ческих стран по темпам развития и объемам производства. (Напри­мер, по выплавке чугуна от Англии — в 3,5 раза. Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях.)

В 30 — 40-е годы XDC в., позднее, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот (промышленная револю­ция). Его главным содержанием была замена мануфактурного произ­водства фабричным. С одной стороны, он был связан с техническим перевооружением промышленности, повсеместной заменой ручного труда на машинный, внедрением в производство различных двигате­лей и передовых для того времени технологий. С другой стороны, он сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капиталистического общества.

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено, во-первых, на­учно-техническим прогрессом: созданием новых — паровых двигате­лей и различных механизмов, облегчавших процесс производства, позволявших углубить разделение труда и высвободить руки многих работников. Труд их заменялся машинным. Во-вторых, формирова­нию предпосылок промышленного переворота способствовало зарож­дение элементов капиталистического уклада в хозяйстве: накопление капиталов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые заводы, и постепенное формирование постоянного рынка воль­нонаемной рабочей силы. Крепостное право замедляло эти процессы. Его отмена в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворо­та в конце 70-х — начале 80-х годов XIX в.

На основе применения вольнонаемного труда в России начали формироваться основные промышленные районы — Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный (Харьковский). Концентрация промышленности в отдельных частях России была одной из специфических особенностей ее экономики.

Новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкой промышленности (текстильной, пищевой и бумагоделательной). В этих отраслях ручной труд рабочих быстро заменялся машинным, создавались новые и реконструировались старые предприятия (тек­стильная Прохоровская мануфактура в Москве и др.). Несколько мед­леннее осуществлялись перемены в тяжелой промышленности. При производстве железа и чугуна стали использовать вместо конного привода паровые двигатели (Петербургский чугунолитейный завод и др.). Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Тем не менее в первой половине XIX в. начала зарождаться отечественная машиностроитель­ная промышленность. Первые заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сормово) и других городах. Однако эта отрасль была не­достаточно развитой вплоть до конца XIX в.

Вдали от крупных городских центров и главных торговых путей процветало кустарное производство. Наряду с фабричным оно было характерно для многих отраслей легкой промышленности (текстиль­ной, кожевенной, деревообрабатывающей). Даже некоторая часть ме­таллических изделий производилась кустарным способом. В много-


L

численных деревенских кузницах ковались плуги, лемехи, ножи, то­поры и другие предметы крестьянского быта. Жители некоторых крестьянских деревень специализировались на художественных про­мыслах. Там возникали центры, известные до сегодняшнего дня: Па­лех, Гжель и др. Кустарное производство развивалось и во второй половине XIX в.

Следовательно, в первой половине XIX в. в России сосущество­вали крепостная и вольнонаемная мануфактуры, фабричное производ­ство и кустарная (мелкотоварная) промышленность.

С началом промышленного переворота связано формирование но­вого социального слоя — вольнонаемных рабочих. Работные люди, занятые на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необхо­димые производственные навыки, нередко ломали и портили меха­низмы. Только с развитием вольнонаемного труда можно было пе­рейти к эффективному фабричному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13 — 14-часовой рабочий день. Отличие в положении российских рабочих от западно­европейских состояло в том, что они зависели не только от предпри­нимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на за­работки общины. Бесконтрольная эксплуатация рабочих, связанная во многом с традициями крепостного права, стала в дальнейшем причи­ной их мощного социального протеста.

Формирование российской буржуазии также имело свою специ­фику. Во-первых, капиталы, необходимые для создания крупномас­штабного производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями. Купцы наживали большие состояния на продаже вина и на крупных казенных (государственных) подрядах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались неза­конными действиями — казнокрадством, взяточничеством, вымога­тельством денежных средств у населения. Во-вторых, длительное время «молодая» российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян.

Постепенно складывались династии российской буржуазии — Са-пожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрашовы и др. День­ги, нажитые в торговле, вкладывались в промышленность. Например, выходец из торговых кругов И. М. Кондрашов построил крупные шелковые фабрики, продукция которых славилась по всей Европе. Морозовы стали производителями хлопчатобумажных тканей. Мно­гие родоначальники буржуазных династий, вышедшие из крепост­ных, сохраняли крестьянский менталитет, благоговение перед царем и дворянами. В целом, российская буржуазия была еще экономиче-

ски слабой, политически аморфной и не играла активной роли в со­циальной жизни страны. Правительство мало заботилось об интере­сах складывавшейся российской буржуазии и настороженно следило за формированием нового общественного слоя.

Финансы.В начале XIX в. для финансирования войн против На­полеона и поддержки дворянского землевладения русское правитель­ство производило крупные выпуски (эмиссии) ассигнаций — бумаж­ных денег, впервые введенных в середине XVIII в. В первой четвер­ти XIX в. эмиссия ассигнаций выросла в 4 раза. В результате они резко обесценились. Попытки Павла I и Александра I преодолеть ин­фляцию не удались.

Поэтому в 1839—1844 гг. по инициативе министра финансов гра­фа Е. Ф. Катерина была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ас­сигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа на некоторое время ук­репила финансовую систему России. Однако Крымская война 1853—1856 гг. вызвала новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз.

Торговля.В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. С одной стороны, его стимулировали развитие промышленности, рост городов и хозяйственная специализация ре­гионов. С другой, этот процесс тормозила низкая покупательная спо­собность населения, обусловленная крепостным состоянием крестьян и нищенским существованием широких народных масс. Основными покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествующий период.

Внутренний рынок претерпел существенные изменения за счет расширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров. Особое значение имело распространение на рынке промышленных изделий, наряду с сельскохозяйственной продукцией.

По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, всероссий­ские и местные. Их в России насчитывалось более тысячи. Они представляли собой сезонную, оптовую и мелкооптовую систему торговли. Широкой известностью пользовались Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири и Ростовская в Ярославской губернии.

В крупных городах России интенсивно развивалась магазинная (постоянная розничная) торговля.

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла внеш­няя торговля. Ее баланс почти неизменно оставался активным, т. е. вывоз превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него исчезли черные металлы (железо и сплавы на его основе), стала пре­обладать сельскохозяйственная продукция. Вывозили пшеницу, лес,

пеньку, кожи, лен и т. д. В вывозе этих продуктов в Европу (в основ­ном в Англию) были заинтересованы прежде всего русские помещики, использовавшие вырученные деньги на приобретение предметов рос­коши. Русская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Неболь­шая часть промышленной продукции шла в Китай, Иран, Турцию. Даже в этих азиатских странах Россия была малоспособна конкуриро­вать с Западом. Попытки правительства помочь буржуазии развить внешнюю торговлю были неэффективными. Огромный среднеазиат­ский рынок русские купцы смогли освоить лишь к концу XIX в.

Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потреб­ностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др. Часть импорта составляли машины, инст­рументы и другие предметы, необходимые для развития промышлен­ности и сельского хозяйства страны.

Транспорт.Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (яр­марок) — все это требовало реорганизации и улучшения транспорт­ной системы. Основными видами транспорта были водный и гуже­вой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой поло­вине XIX в. малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование было связано главным образом с развитием водного транспорта. В 1808—1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы ка­налов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На реках России появились первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддер­живать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соот­ветствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим по­требностям страны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Ниж­ним Новгородом.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Запад­ной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был не­многочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дороги. По тому же традиционному принципу строились и россий­ские железные дороги.

Создание разветвленной железнодорожной сети для России с ее огромной территорией имело особое значение. В 1837 г. была от­крыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Мо­сквой. Протяженность железнодорожных линий в России к 1861 г. составляла около 1,6 тыс. км, чего, конечно, было недостаточно и

7 ОрЛОВ ИсТОрИЯ РОССИИ 193

для развития торговли и для обороны страны. (Это особенно нагляд­но проявилось во время Крымской войны 1853 —1856 гг.) В желез­нодорожном строительстве первой половины века в России, в отли­чие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. С этого вре­мени в стране начал зарождаться так называемый государственный капитализм.

В целом в первой половине XIX в. политический строй и соци­альная система сдерживали развитие производительных сил и модер­низацию экономики России. Владение дворянством большей частью земельного фонда страны, денежными средствами и другими форма­ми собственности, сохранение отживших методов хозяйствования были основными причинами экономической отсталости государства. Тем не менее в России в первой половине XIX в. не было острого экономического кризиса, что обусловливалось фактически неисчер­паемыми возможностями экстенсивного развития, а также тем, что в ее хозяйственной структуре развивался капиталистический уклад. В нем вызревали новые производительные силы и тот способ произ­водства, который стал господствующим во второй половине XIX в. Вместе с тем запоздавшая по сравнению с Западной Европой про­мышленная революция в России надолго определила догоняющий ха­рактер ее экономического развития.

Глава 19.

Наши рекомендации