Понятие и признаки государства
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства
Существуют множество теорий происхождения государства. Традиционно выделяются теологическая, патриархальная, договорная (теория общественного договора) теории, теория насилия.
Теологическая теория основывается на божественном происхождении государства, согласно которой государство предписано человеку богом, утверждается тезис "вся власть от бога". Теория возникшая еще в древности /ИУДЕЯ/, отражала теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).
Данная теория была весьма распространена в средние века, ее использовали для обоснования неограниченной власти монарха. Теологическая теория, исходящая из религиозных воззрений, не являясь научной, вместе с тем отражала отдельные реальные процессы, имевших место в процессах становления государств.
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшийся семьи, где власть отца перерастает во власть монарха. Патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, истоки этой власти виделись в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Данная теория зародилась в Греции и первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, а в дальнейшем получила свое развитие в ХУП веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх», Фильмер пытался доказать, что Адам, который получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну - патриарху, а тот уже своим потомкам - королям.
Теория договорного происхождения получила свое распространение в ХУП - ХУШ веках. По этой теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", догосударственном состоянии, при этом заключающие договор объединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой власти. Договорная теория была большим шагом вперед в познании государства, т.к. порывала религиозные представления о происхождении государства и государственной власти.
Теория насилия основой происхождения государства полагает акт насилия, т.е. завоевание одного народа другим. Государство создается для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним. По мнению представителей этой теории, государство возникало из силы, навязанной обществу извне.
Действительно, завоевание одним народом другого имели место, отражались и на социально-этнической структуре вновь возникающего общества и, тем не менее, теория насилия не раскрывает сущностных проблем, причин происхождения государства, а только открывает отдельные его формы, главным образом вторичные.
Теория насилия антинаучна. Она противоречит историческим фактам. Насилие нигде не являлось первой причиной образования государства, т.к. насилие, являясь политическим актом, производно от экономических причин.
Наука знает и другие теории происхождения государства органическая, психологическая, экономическая, классовая, ирригационная теория и др., которые, как и выше названные, не подкрепляются данными исторической науки.
Понятие и признаки государства
Государство является одной из необходимых, важнейших организационных форм существования и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая весьма значительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность.
Государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Смысл такой организации - обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических и духовных факторов.
Государство - это политико-территориальная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Такое краткое определение является общим. Оно охватывает и несовершенное, неразвитое государство и развитое государство, которое имеет широкий комплекс институтов, позволяющих ему обеспечивать в обществе народовластие, экономическую свободу, свободу личности. В данном определении государства суммированы и его общие признаки и особенности власти в нем,
Основными особенностями государственной власти являются:
- публичная власть, которая выступает от имени всего общества всего народа;
- аппаратная власть, она воплощается в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется;
- власть, поддерживаемая законом, она способна делать свои веления обязательными для населения всей страны;
- суверенная власть, она самостоятельна и независима ни от какой другой власти;
- легитимированная власть, т.е. получившая юридическое обоснование и общественное признание, в том числе и со стороны мирового сообщества.
Признаки государства тесно переплетаются с особенностями государственной власти, ими являются;
- наличие особой публичной масти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть, ее
осуществляет особый слой людей, выполняющих функции правления и принуждения - аппарат государства;
- территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты - суши, моря, воздушного пространства;
- государственный суверенитет, т.е. независимость;
- правотворчество - государство является единственной организацией, которая издает законы и иные правовые акты, обязательные для всего населения;
- сбор налогов с населения, которые взыскиваются в принудительном, порядке.
Функции государства
Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности в достаточной степени выражается в функциях государства, которые предопределяются основными направлениями его деятельности.
Функция государства– это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.
Наиболее распространено деление функций на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу (внутренняя функция) и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).
Внутренние функции государства проявляются в экономической, политической, социальной сферах жизни общества. К их числу относятся охранительные и регулятивные.
Охранительные функции предполагают деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений: соблюдение законности и правопорядка, равная защита всех форм собственности, охрана окружающей среды, восстановления нарушенных прав и др.
Регулятивные функции предполагают роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых предпосылок для формирования личности: регулирование хозяйственной деятельности, забота о материальном состоянии людей, их духовное развитие, развитее образования, науки и др.
К регулятивным функциям можно отнести такие функции, как экономическая, социальная, информационная, функция налогообложения и др.
Экономическая функция предполагает выработку единой экономической политики, развитие хозяйственных связей между предприятиями, поощрение конкуренции, свободное передвижение товаров, финансовая стабильность, свобода экономической деятельности и др.
Социальная функция предполагает создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: охрана труда, материнства, развитие социальных служб, гарантированная минимальная заработная плата, установление пенсий, пособий и др.
Информационная функция характеризует деятельность средств массовой информации: информированность населения, передача различной информации, свобода печати и т.д.
Функция налогообложения является одной из важных функций государства. Это связано, прежде всего, с тем, что бюджет государства состоит из различного рода налогов, сборов, иных обязательных платежей. Сбор налогов является главным источником финансирования всей государственной деятельности.
Внешние функции характеризуют деятельность государства во взаимоотношениях с другими странами. К их числу относятся такие функции как внешнеэкономическая, внешнеполитическая, оборона страны от внешнего нападения, экологическая функция и др.
Внешнеэкономические функции предполагают взаимовыгодное сотрудничество с другими странами в различных областях их деятельности: импорт и экспорт товаров, обмен технологиями и т.д.
Внешнеполитическая функция предполагает признание и уважение государственного суверенитета всех стран, невмешательства в их внутренние дела уважении территориальной целостности и нерушимости существующих границ, добросовестного выполнения обязательств, принципов и норм международного права, уважения прав и свобод человека.
Функция обороны страны основана на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности, обеспечения целостности и неприкосновенности границ государства.
Экологическая функция в настоящее время приобрела важное международное значение. Радиоактивные отходы, промышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, иные неблагоприятные последствия - все это настоящая реальность современного человеческого существования. В том случае, если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность - поддерживать условия существование людей на собственной территории, не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении окружающей среды, может наступить экологическая катастрофа.
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
Для обеспечения выполнения функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Форму государства можно определить как устройство /строение/ государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения,
Для полного понимания формы государства необходимо более подробно рассмотреть три основных, взаимосвязанных блока, составляющих форму государства: форму государственного правления, форму государственного устройства, политический режим.
Классификация государств по трем блокам, позволяет не только упорядочить по определенным критериям множество различных политико-правовых явлений и процессов, но и позволяет выделить самое типичное, сущностное в этих явлениях и процессах.
Хотелось бы отметить, что термины "форма правления", "форма государственное устройство" и "политический режим" имеют строго определенный смысл и требуют точного их использования,
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Под формой государственного правления понимается система, порядок образования и соотношения полномочий высших органов государственной власти, т.е. организация высшей власти в государстве.
Выделяются два основных устройства /строения/ государственной власти, которые характеризуют содержание формы государственного правления: монархия и республика.
Монархическая форма правления - форма правления в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и функция других властей - законодательной и исполнительной - и которая принадлежит одному лицу - монарху - представителя правящей династий, обретающему власть в порядке наследования.
Монархическая форма появилась на рубеже 1У - III тыс. до н.э. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, главы династий, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений.
Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали большое разнообразие организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, императоры, султаны, цари, фараоны и т.д.
Монархии подразделяются: на абсолютисткие /неограниченные/ и ограниченные /конституционные/ монархии.
Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительских учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. В своей высшей власти монарх не ограничен законом, он единодержавно осуществляет законодательство, назначает чиновников, собирает и расходует налоги, контролирует правосудие, местное самоуправление.
Абсолютистские монархии сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх. Наиболее типичным примером данной формы абсолютистской монархии является Саудовская Аравия.
Конституционной монархии свойственно законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности. Власть монарха ограничена законом, прежде всего основным законом - конституцией, и сосредоточена на функциях главы государства. Хотя монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед нам, а перед парламентом. Все исходящие от монарха нормативные акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом. В конституционной монархии монарх является своего рода символом, представителем нации, государства.
В настоящее время насчитывается немало государств с монархической формой правления например, Великобритания, Швеция, Япония. Монархия, традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая может быть полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, устраняющих монархию.
Республиканская форма правления также является древней формой государственного развития общества.
Республиканские формы правления проявились в первых месопотамских городах-государствах / 1У-- III тис. до н.э./, а впоследствии в древнегреческих полисах, власть в которых имела сложную систему: городская община - собрание и совет, дворец, храм. Зачастую верховенство оставалось за демократическим органом власти - собранием и советом.
Республиканское правление - это коллективное правление. Высшие органы власти имеют сложную структуру, наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.
Республика это такая форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, Президенту, они же осуществляют контроль над правительством.
Республиканская форма правления знает два основных вида республик: президентскую и парламентскую и различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти - Президент или парламент - формирует правительство, осуществляет прямое руководство им и перед кем правительство непосредственно несет ответственность.
Парламентская республике характеризуется тем, что правительство в республике формируется парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, избирается или назначается должность премьер-министра. Участие президента в формировании правительства номинально, хотя президент и обладает большими полномочиями, любые его действия могут быть реализованы только с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем президентская республика. Основное распространение данная форма получила в таких странах как ФРГ, Турция, Финляндия, Индия и др.
Президентская республика характеризуется тем, что избрание президента осуществляется внепарламентским способом /всенародным голосованием/, при этом президент непосредственно, при известном парламентском контроле формирует правительство, и оно несет ответственность за свою деятельность перед президентом. В данной республике государственное управление строится по принципу разделения властей, т.е. президент управляет, а парламент принимает законы, при этом президент лишен права роспуска парламента, в свою очередь, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти /импичмент/, в том-случае, если президент умышленно, грубо нарушает конституцию, допускает злоупотребление своей властью.
Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение, например США, Россия, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Существуют также смешанные формы республиканского правления, парламентско-президентские или президентско-парламентские, которые четко не укладываются в приведенную классификацию республик, это происходит в тех случаях, когда парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству / напр. Франция/.