СМК и интерес аудитории, личности и общества в целом.

СМК является бизнесом, продукт которого эквивалентен не только деньгам, но и требует времени для его потребления. Соответственно, Аудитория, ее интересы и потребности должны определять в значи­тельной мере деятельность СМК.

Место Аудитории в коммуникативном процессе позволяет ответить на кардинальные вопросы, связанные с анализом этого явления: что значат СМК для людей, как они используются людьми, чего люди ожидают от СМК.

Что «подключает» Аудиторию к СМК? - Прежде всего, следует иметь в виду чисто человеческую потребность в информировании. Обеспе­чение жизнеспособности человека не в последнюю очередь зависит от осознания принадлежности к социальному целому, осознания того, что твои ценности поддерживаются социальным окружением.

Престиж знания и информированности— также важный фактор нашего обращения к СМК.

Информация как социальная ценность, под­держивается всеми формами общественного сознания, порожденны­ми современной цивилизацией.

Интереск той или иной проблематике также становится двигателем нашего выбора. Зна­чение русского слова интерес: а) вни­мание, возбужденное чем-нибудь значительным, привлекательным; б) занимательность, значительность; в) нужды, потребности; г) выго­да. Таким образом, спектр значений этого слова формируется не только нашим положением в профессиональной структуре, но и многочис­ленными социальными ролями, которыми «обрастает» человек в со­временном мире.

Многообразие социальных ролей современного человека делает чрезвычайно многообразными его информационные интересы, именно поэтому отношения современного человека с СМК многофакторны — они зависят от социальных ролей индивида. Даже потребляя информационную телевизионную передачу, исключительно «новостную», мы реализуем свои разнообразные интересы. Помимо решения проблемы информированности, мы обеспечиваем себе возможность выполнения своей социальной роли в микросоциуме (к примеру, чтобы было о чем поговорить с соседями), с помощью дополнитель­ной информированности поддерживаем свой социальный статус.

Именно этот многоцелевой характер обращения людей к СМК при­водит к тому, что разные социально-демографические характеристики индивидов являются определяющими, существенными для контактов человека с прессой. Социологам известно: чем определеннее функция, в которой выступает тот или иной журналистский материал, тем опре­деленнее зависимость между его потреблением и социально-демо­графической характеристикой индивида. И наоборот — чем более многофункционален материал, к которому обращается Аудитория, тем более сложные характеристики личности регулируют сам факт такого обращения: уровень образования, род занятий и, не в послед­нюю очередь, информационное пространство личности, сформиро­ванное опытом ее общения с разными источниками информации.

Аудитория потребляет то, что ей интересно. Стой информацией, которая непонятна, не нравится, не сходится с убеждениями, пред­ставлениями, привычками, индивид поступает сообразно: или не по­требляет ее совсем, или воспринимает частично, а иногда и трансфор­мирует заложенную в ней идею определенным образом. Аудитория рассчитывает, что найдет в СМК нужные ей материалы, ее обращение к ним привычно, ритуализовано. Это, собственно, и делает возможным постоянное отслеживание поведе­ния Аудитории индустрией медиа - измерений.

Но и коммуникатор оставляет за собой право предоставлять Ауди­торий информацию с определенной избыточностью, рассчитывая пе­рекрыть узкие информационные потребности отдельных групп, вызвав у потребителя ощуще­ние «права на выбор информации».

Потребности в информации:

долгосрочные (про­гноз развития социума, диагноз его состояния, индивидуальный опыт отдельной личности),

сиюминутные потребности (в информировании, образовании, коммуникации, снятии напряжения).

Наши рекомендации