Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи

Задачи.

1. Ко времени учреждения прокуратуры (1722 г.) назрела необходимость реформировать систему надзора, ибо в деятельности фискалов обнаружились серьезные недостатки. «Указ о должности генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 г. (док. № 5) устанавливает главенствующее положение генерал прокурора в системе прокурорских органов, подчиняя ему и фискалов.

Кому подчинялся генерал-прокурор?

Какими правами и обязанностями он наделялся?

2. Петровским законодательством должности прокуроров учреждались только при надворных судах. В ходе реформ Екатерины II, должности прокуроров были созданы при всех судебных местах губернии. Однако, прокуроры осуществляли не только судебный надзор, но и общий надзор и надзор за местами лишения свободы. Изучите «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 7 ноября 1775 г. (док. № 6).

Охарактеризуйте систему органов прокуратуры.

Какими правами и обязанностями обладали прокуроры и стряпчие?

3. В ходе проведения правовых реформ 1864 г. совершенствовалась система органов прокуратуры, увеличивался штат прокуратуры. На 31 декабря 1913 г. в ее штате состояло три обер-прокурора Сената, 26 их товарищей, 14 прокуроров судебных палат, 67 их товарищей, 109 прокуроров окружных судов и 951 их товарищ[1]. Строгая иерархическая дисциплина, единоначалие и независимость от каких бы то ни было местных, административных и судебных органов - основополагающие принципы организации пореформенной прокуратуры, выделявшие ее в самостоятельный элемент государственного аппарата (док. № 7).

Какие принципы были заложены в основе организации прокуратуры?

Какие положения закона характеризуют тот или иной принцип организации прокуратуры?

Найдите аналогичные положения в современном законе о прокуратуре.

4. Судебные уставы закрепляли право прокурора не только надзирать, но и осуществлять руководство дознанием и следствием. Изучите документ № 8 и ответьте на вопросы.

Какими полномочиями обладал прокурор по надзору за дознанием и следствием?

Могли ли прокуроры возбуждать уголовные дела и производить по ним отдельные следственные действия?

Какими правами обладал прокурор в стадии судебного процесса по уголовному делу?

5. Конституцией СССР 1936 г. на прокуратуру возлагался высший надзор за исполнением законов на территории СССР. Изучите документы № 9, 10 и ответьте на вопросы.

За какими органами и учреждениями осуществлялся прокурорский надзор?

Кем и на какой срок назначались прокуроры?

6. Общесоюзным законодательным актом, регулирующим прокурорский надзор, стал Закон о прокуратуре СССР, принятый Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. (док № 11).

Назовите задачи, основные направления и принципы деятельности прокуратуры.

Из каких органов состояла система прокуратуры?

Какие требования предъявлялись к прокурорам и следователям прокуратуры?

Какими полномочиями обладали прокуроры при осуществлении общего надзора, надзора за следствием, надзора при рассмотрении дел в судах?

Документ № 5

Указ о должности генерал-прокурора.

Апреля 1722 г.

І

1. Генерал прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная притчина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал.

2. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, о чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может.

3. И буде не исполнено, то ему ведать надлежит для какой притчины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностию.

4. И о том немедленно Сенату предлагать должен.

5. Для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено, и для чего, и протчия обстоятельства нужныя вносить.

ІІ

1. Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал.

2. А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили.

3. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить.

4. И немедленно донесть нам, если весьма нужное.

5. А о протчих — в бытность нашу в Сенате, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет.

6. Також надлежит генералу прокурору в доношениях явных, которые он будет подавать нам, осторожно и рассмотрительно поступать, дабы напрасно кому бесчестия не учинить.

7. Таким образом, ежели увидит какое дело, хотя и противное ему покажется, да неясно, или два вида имеющее, то протестациею остановя, не тотчас доносить, но посоветовать, с кем он за благо разсудит.

8. И ежели увидит, что подлинно так или более изъяснить и сумнения миновать не может, то доносить нам, однакож более недели в том не мешкать.

9. А ежели зело ясно, то немедленно доносить в нужных, а в протчих, как выше писано, також не медля более недели ж, не отговариваясь никакими нуждами;

10. разве мы будем во отлучении, то однакож письмом, в то ж время написанным, и немедленно с нарочным послать.

11. А ежели какое неправое доношение учинит по какой страсти, то будет сам наказан по важности дела.

ІІІ

1. Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали.

2. А ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате.

3. И должен все прокурорский доношения предлагать Сенату и инстиговатъ, чтоб по них исполнено было.

4. Также, ежели на прокураторов будут доношения, что они званий своих истинно и ревностно не исполняют, то их в суде представлять Сенату ж.

IV.

1. Должен от фискалов доношения, о чем их должность есть против 7 пункта о их должности, примать и предлагать Сенату и инстиговатъ.

2. Также за фискалами смотреть и, ежели что худо увидит, немедленно доносить Сенату.

V.

1. Ему ж должно в своей дирекции иметь канцелярию сенатскую и служителей оной.

VI.

1. Эксекутор в Сенате имеет быть под дирекциею генерала прокурора.

VII.

1. Фискалы в коллегиях и надворных судах должны доносить о всем своим прокурорам, а земских судов фискалы — в земских судах.

2. А ежели в тех судах не будут следовать и праведно исправлять, то доносить в коллегиях и надворных судах прокурорам же, о чем где надлежит.

3. А ежели прокуроры по тем доношениям будут мешкать взысканием через положенное время или манить, о том должны фискалы доносить обор фискалу;

4. а обор фискал — генералу прокурору.

5. А ежели и обор фискал не донесет, или станет мешкать в том, то прямо генералу прокурору доносить и на обор фискала.

VIII.

1. Все о важных делах указы, также ежели неисправление какое будет в которых управителях, что розыску или доправки какого штрафа на оных, посылать не на почте, но с посылными от эксекутора, дабы с полным репортом всегда возвращались, что сделано, или зачем нельзя было сделать.

2. А в коллегии и в протчие ближние места указы посылать с эксекутором, дабы репорты в Сенат писменные от президентов за их руками приносил, которого числа оные из Сената получили,

3. которое должно вносить в книгу, дабы ежели в такое время, в какое по указу какое дело мочно исполнить, а вооное репорту не будет в Сенате, мочно б было по оной записке взыскать.

IX.

1. Генерал и обор прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего.

2. А ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времени не терпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и розыскивать, а дело приказать иному кому;

3. однакож, никакой пытки, эксекуици, или наказания, не чинить.

X.

1. О которых делах указами ясно не изъяснено, о тех предлагать Сенату, чтоб учинили на те дела ясные указы, против указу апреля 17—1722, которой всегда на столе держится.

2. И, как сочинят, доносить нам.

3. И ежели в пополнении сей инструкции что усмотрит, о том доносить же.

XI.

1. И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет.

2. И ежели в чем поманит, или инако, каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то, яко преступник указа и явной разоритель государства, наказан будет.

3. Буде же веема не вымыслом, то оному в вину не ставить, понеже лутче доношением ошибится, нежели молчанием.

4. Однакож, ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет.

XII.

1. Обер прокурор есть помощник генералу прокурору в ево делах, а в небытность ево должен дела ево отправлять.

(Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М. —Л., 1945, с. 308—311.)

Документ № 6

Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи

Ноября 1775 г.

(извлечение)

Глава XXVII

О прокурорской и стряпчей должности

404. Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякаго порядка законами определеннаго, и в производстве и отправлении самых дел. Они сохраняют целость власти, установлений и интереса императорскаго величества, наблюдают чтоб запрещенных сборов с народа ни кто не собирал, и долг имеют истреблять по всюды зловредные взятки.

405. Должность губернского прокурора.

1. Когда присланы будут новые общия узаконения, или учреждения, или указы в губернию, или наместничество, тогда для записания в книгу законов, учреждений и указов, губернское правление и палаты выслушивают на перед заключения губернскаго прокурора, сей предложит им тогда новоизданный закон, учреждение или указ, с каким узаконением сходен, или каким узаконениям противен, или в отмену, или в поправление, или дополнение которых.

2. Буде губернский прокурор где усмотрит злоупотребления противныя законом, учреждениям или указам, то долженствует о том напамятовать и уведомить наместническое правление и генерал прокурора, дабы злоупотребление поправлено было.

з. При начатии срочнаго заседания, губернский прокурор велит прочесть те статьи из законов, учреждений, или указов, о коих мнит, что нужно возобновить в памяти для наивящшаго соблюдения в силу присяги, порядка и правосудия в присутственных местах, но чтение таковое да не продолжится более получаса.

4. Губернский прокурор долженствует доносить наместническому правлению все то, что до сведения его дойдет, касательно до губернскаго правления обязанности, а именно 1. о не точном где в судебном месте исполнении законов, учреждений и указов, 2. буде где в наместничестве есть непослушание, или ропот, 3. о ленивых в исполнении должности, 4. о медлении в исполнении повелений, 5. о медлении по делам в производстве, 6. о нарушении правил благочиния и о всяком причиняющемся многим соблазне, законам противном поступке, вине, или преступлении, 7. о запрещенной торговле, или о помешательстве законам противном дозволенной торговле, 8. о нарушении общей тишины, 9. о нарушении в верности присяги, 10. о казенном и общественном ущербе.

5. Губернский прокурор прележно смотрит, чтоб в наместничестве одно место не присвояло себе власти и отправления дел учреждениями другому месту порученных, и чтоб дела вершились, а вершенныя дела скоро и безостановочно самым делом по решении исполнены …

8. Губернскому прокурору для совета определяются губернской стряпчей уголовных дел, и губернской стряпчей казенных дел, и почитается, что они все трое едиными устами говорят.

9. Губернскому прокурору, или губернским стряпчим ни кто да не перебивает речь, но терпеливо и в молчании да выслушивают их заключения и предложения по должности.

10. Наместническое правление и палаты посредством губернского прокурора и губернских стряпчих сносятся сообщениями, и для того губернский прокурор и губернские стряпчие во всякое время входят как в наместническое правление, так и в палаты.

11. Губернскому прокурору подчинены как прочие прокуроры, так и стряпчие того наместничества, и он должен принимать от них доношения, и об оных предлагать, где надлежит.

12. Буде губернский прокурор усмотрит за кем не исправление должности, то повинен доносить о том не токмо генерал губернатору, но и генерал прокурору; ибо во всех делах губернский прокурор есть око генерал прокурора.

13. Губернский прокурор попечение имеет о прокормлении под стражею содержащихся, и чтоб дела сих людей скорее решение получили, и они бы скорее отправлены, или выпущены были; и для того губернский прокурор должен ходить чаще по тюрьмам по крайней мере единожды в неделю, а именно по пятницам после обеда, дабы посмотреть состояние в тюрьме содержащихся, и доходит ли до них все то, что им определено, и содержат ли их сходственно их состоянию и человеколюбию.

(Российское законодательство X—XX веков. В 9-ти т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. - М.: Юрид. лит., 1987.)

Документ № 7

Наши рекомендации