Основные факты, касающиеся пенитенциарной системы
Тюремная система в настоящее время находится под управлением Министерства юстиции
Приднестровья. Прокурор и омбудсмен имеют полномочия по посещению и оценке условий содержания
в этих учреждениях. Также имели место посещения Парламентариями.
В Каменке есть образовательное учреждение для несовершеннолетних осужденных; пенитенциарные
колонии для осужденных мужского пола в Глинное (тюремный № 1) и Тирасполе (тюрьма № 2); еще
одно пенитенциарное учреждение находится в Тирасполе (№ 3), где содержатся (в отдельных частях
здания) осужденные мужского пола, осужденные женского пола и задержанные, числящиеся за судом.
Эксперт посетил эти учреждения.
Эксперту сообщили, что по состоянию на 1 октября, в этих учреждениях находилось 2 858 человек, из
которых 2 224 были осужденными и 634 числились за судом. Это означает, что приблизительно 500
заключенных приходится на каждые 100 000 человек; это один из самых высоких показателей в Европе.
В течение 2012 года это количество снизилось с еще более высокого показателя в результате
освобождения путем сокращения сроков и помилования значительного числа заключенных.
Кроме того, осенью были внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс с целью сократить
количество людей, находящихся в предварительном заключении в течение следствия. Другая поправка
касалась менее тяжких преступлений, открывая возможность для альтернатив заключению, например,
штрафы или общественно-полезный труд без заключения в тюрьму.
Предварительное заключение
Когда эксперт посетил учреждение предварительного заключения, находящегося в тюрьме № 3 в
Тирасполе, там находилось 344 задержанных лиц. Некоторые находились под досудебным следствием;
другие были обвинены и являлись ответчиками в судебных процессах. Третья категория включала тех,
кто обжаловал приговоры судов первой инстанции.
Ни одна из этих трех категорий не имела безоговорочного права принимать посетителей. Приведенное
объяснение причины состояло в том, что посещения могли бы нарушить ход следствия. Однако
родственники могут, по запросу, получать разрешение от следователя или судьи на посещение, хотя и не
наедине.
13 Офис Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций (ОВКПЧ) в
сотрудничестве с Международной ассоциацией юристов, Серия Профессиональное обучение № 9:
«права человека в отправлении правосудия»: Пособие по правам человека для судей, прокуроров и
адвокатов, Организация Объединенных Наций: Нью-Йорк и Женева, 2003
25
Правило состоит в том, что решение о продлении срока задержания может быть принято только судьей, а
максимальное время предварительного расследования составляет девять месяцев в случаях
незначительных преступлений и 18 месяцев в случаях более серьезных преступлений. Однако если
судебные процедуры уже начались, срок задержания может быть продлен решением суда без каких-либо
временных ограничений – предполагается, что суд принимает решение в отношении срока на основе
соображений разумности и адекватности.
Вопросы, рассматриваемые при принятии решения в отношении предварительного заключения,
следующие: серьезность расследуемого преступления; риск, что подозреваемый, скроется от суда или
будет оказывать влияние на расследование; защита свидетелей и потенциальных жертв.
Эксперт беседовал с арестованными, которые находились в предварительном заключении более 18
месяцев. Одна женщина, которая обжаловала первоначальный приговор, содержалась там в течение
четырех лет. Ее двое маленьких детей были помещены в детский дом, и она не имела возможности
видеть их в течение всего периода ее нахождения под стражей.
Эксперту сообщили, что общий срок содержания под стражей до и во время суда может составлять семь
лет.