Специфика исторического подхода в международных и региональных исследованиях.
Предметом изучения истории являются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций. История – это история событий, процессов, структур, частной жизни человека.
Отношение к собственному историческому прошлому, доминирующее в социуме, определяетего представление о себе и знание задач дальнейшего развития. Таким образом, история, или картина прошлого, является частью социального сознания, элементом политико-идеологических представлений, исходным материалом для определения стратегии социального развития. Без истории невозможно формирование социальной идентичности и представления о своих перспективах ни для отдельного сообщества, ни для человечества в целом.
Исторический подход в регионоведении основывается на понимании территориальных объектов как пространственно-временной реальности, учете временного фактора в процессах территориальной организации общества, этапизации ретроспективы и т.д.
Исторический подход в регионоведении позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых явлений и процессов (производственных, демографических, расселения населения, международного взаимодействия, этнических и т.д.), познать тенденции и закономерности их развития, вскрыть временной аспект территориальных систем разных рангов, сочетание эволюционного и революционного путей, мобильности и инерционности. Познание хода развития региона дает, в конечном счете, возможность объяснить особенности современного состояния регионов.
Таким образом, исторический подход в изучении стран и регионов включает выявление элементов предыдущих эпох и их воздействия на современную «ткань» территории стран, регионов.Этот анализ может оказаться полезным для прогнозирования развития территорий.
Исторический подход в регионоведении, страноведении имеет двоякое проявление.
В одном случае он состоит в анализе природопользования, размещения хозяйства и населения в регионах на конец определенных исторических периодов – в периоды древней истории, средних веков, в последующие века новой и новейшей истории. При таком подходе речь идет о временном срезе территории с характеристикой смены характера и форм хозяйственного развития, природопользования, занятий, состава, размещения и расселения населения.
В другом случае рассматривается не содержание («наполнение») территории региона по определенным историческим эпохам, а особенности становления и смены различных типов хозяйства. Это уже не временной разрез через территорию, а характеристика смены ее основных функций. В учебно-образовательном регионоведении и страноведении, видимо, более оправдано использование первого подхода. В научном регионоведении чаще всего эффективен второй подход.
Разновидностью общего исторического (генетического) подхода является этногенетический подход. Он имеет особо важное значение для изучения традиционного природопользования народов. Последнее является основой жизнедеятельности немногочисленных коренных народов мира. Если у них не будет условий для занятия привычным трудом, может быть потерян уникальный экологический опыт, составляющий богатство не только этих малых народов, но и всего человечества.
Этногенетический подход дает возможность:
a) учесть стадию этногенеза, что позволяет определить характер взаимоотношений этносов;
b) познать отношения «человек-природа» применительно к конкретным этническим общностям;
c) подойти к решению этнических проблем с позиций уважения к глубинным слоям жизни народов, их духовной сущности, национального сознания.