Характеристика основных эконом. субъектов МХ.

МХ означает, прежде всего, взаимодействие между его тремя основными субъектами: домохозяйствами, предпринимателями и местным правительством.

1)Домашнее хозяйство. Это конечные потребители национального продукта. В эту экон.категорию вкл. семей; некоторые организации, не занимающиеся производственной деятельностью: партии, профсоюзы, церковь. Здесь внимание акцентируется на том, что отношения внутри самого домашнего хозяйства не принимают товарную форму. Важным условием роста потребления домашних хозяйств является развитие кредита: потребительского, ипотечного и др. Кредитные отношения охватывают всю сферу потребления населения, что означает капитализацию финансовой системой части будущего прироста стоимости рабочей силы. В результате расширяются массовые рынки сбыта и обеспечивается устойчивая динамика всего производства.

2) Предпринимательский сектор. Общая экономическая теория относит к предпринимательскому сектору всех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. В эту категорию включаются промышленные и торговые фирмы, сельскохозяйственные и ремесленные предприятия, банки, другие кредитные институты и т.д. Сюда же относят как крупные корпорации, так и индивидуальных предпринимателей, как частные фирмы, так и государственные и муниципальные предприятия.

С этой точки зрения целесообразно выделить следующие критерии.

1.Критерий прибыльности (или убыточности) предприятия имеет принципиальное значение, поскольку по крайней мере часть налогов на предприятия и отчислений от их деятельности являются важным источником пополнения местного бюджета. 2.Критерий занятости. 3.Критерий качества рабочих мест. 4.Критерий связи предприятия с местной ресурсной базой. 5.Критерий вписанности предприятия в структуру местной экономики связан с предыдущим. 6.Критерий пространственной интегрированности связан с пространственным планированием в местном сообществе.

3) Местное правительство. Общая экономическая теория вообще не оперирует понятием «местное правительство», поскольку в макроэкономическом анализе это и не нужно. В макроэкономике используется обобщающий термин «государство» (правительство), в котором не различаются уровни управления и, соответственно, специфика каждого из них. Главное внимание обращается на то, что государство действует как самостоятельный по отношению к домохозяйствам и предприятиям субъект.

Роли местного правительства в разных странах существенно различаются. Эти отличия зависят от сложившейся социально-политическойсистемы, взаимоотношений местных правительств с национальным. C точки зрения разделения полномочий с национальными правительствами, теория местных сообществ выделяет три основных типа местных правительств.

Первый тип – администрация. В этом случае местное правительство рассматривается как низший уровень системы государственного управления. Местные органы власти фактически являются отделениями центрального правительства на местах, которые поручают им исполнение определенных функций. Национальное правительство осуществляет полный контроль за деятельностью местного правительства, включая назначение руководителя и финансирование, и в любой момент может вмешаться в жизнь местного сообщества.

Второй тип – агентство. В этом случае создаются местные органы с некоторой финансово-административной самостоятельностью. Центральное правительство делегирует свои полномочия этим органам власти, передает им некоторые функции.

Третий тип – автономия. Здесь речь идет не столько о претворении в жизнь установленных центром задач (как в случае администрации) или выполнении функций, определенных центральным правительством, сколько о передаче права принятия решений, постановки задач, использовании соответствующих ресурсов на места и создании автономных, не зависимых от национального правительства органов местной власти. Эти органы избираются демократическим путем и представляют интересы конкретного местного сообщества (района, города, станицы и т.д.).

МО в РФ и его признаки.

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; (ФЗ-131 ст.2)

Приведенное определение основано на перечислении существенных признаков данного типа публично-правовых образований2:

а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ;

б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;

в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;

г) наличие системы местного самоуправления в основе которой – наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (их структура обязательно включает представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию);

д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления);

е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

Признаки муниципального образования:

-создается для осуществления местного самоуправления;

-является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей -территорией, либо частью населенного пункта;

-населенность (главный признак территории муниципального образования);

-наличие органов местного самоуправления;

-четкое разграничение компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти;

-наличие местного бюджета и муниципального имущества;

-наличие своего устава о местном самоуправлении.

13. Типы МО и их характеристика. .1ст. ФЗ 131

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Иными словами, муниципальное образование представляет собой территорию, на которой осуществляется муниципальное управление. Основанием для классификаций муниципальных образований является тот тип территории, на которой осуществляется муниципальное управление. Федеральным законом предполагается существование следующих типов муниципальных образований:

- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- поселение - городское или сельское поселение;

- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

- внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

- межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

14. Структура и классификация ОМС. Структура органов местного самоуправления состоит из следующих элементов:

• глава образованной муниципии;

• местный административный исполнительно-распорядительный орган;

• орган контроля муниципии;

• другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах.

Обязательными в данной структуре являются представительный орган, руководители муниципальных образований, а также местной администрации. Структура органов местного самоуправления может быть изменена, если в сам муниципальный устав будут внесены какие-нибудь изменения. Решение об изменении вступит в силу тогда, когда истечёт срок полномочий того представителя муниципальной власти, которым было принято данное решение.

Согласно действующему законодательству, структура органов местного самоуправления состоит из представителей, избираемых собственно населением, и лиц, которых избирают местные органы самоуправления. Между органами самоуправления и органами, осуществляющими власть в государстве, существует некоторое сходство. И те, и другие являются представителями власти, наделены, согласно закону, рядом полномочий, имеют право издавать правовые акты, которые обязательны к исполнению, обеспечивать это исполнение некоторыми принудительными мерами. Эта сходство объясняется тем, что данные органы олицетворяют собою власть народа.

Разница же между ними в том, что в первом случае власть осуществляется сугубо на уровне муниципальных образований, а во втором - на государственном уровне со всей присущей ему масштабностью, специфическими методами.

Структура органов местного самоуправления включает в себя не только органы как таковые, но и должностных лиц. Это лица, избранные или работающие по трудовому договору (контракту), обладающие исполнительными и распорядительными полномочиями в решении вопросов на местах или по организационным вопросам деятельности местной власти. Должностных лиц не считают государственными служащими.

Структура местного самоуправления состоит из представительных органов и исполнительных. Представительные органы – выборные, они занимаются выявлением интересов и потребностей местного населения и разрабатывают, намечают пути дальнейшего развития муниципальных образований. Претворяют в жизнь их планы и решения органы исполнительные, которые бывают как избираемыми, так и постоянными. классификация по следующим основаниям:1 По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае могут быть разделены на выборные и другие. Если в отношении выборных органов не требуется дополнительных разъяснений (нужно только отметить, что обязательность наличия выборного органа в муниципальном образовании является одним из основных принципов местного самоуправления), то другие органы создаются по мере необходимости и, в свою очередь, могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.)

Наши рекомендации