Тема № 12. Реализация правовых норм. Правоприменение
Реализация норм права (правореализация) –это процесс воплощения правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права.
К формам реализации права относятся:
1. Соблюдение норм права –это такая форма их реализации, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Это пассивная форма поведения субъекта права. Примером может служить правовое предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения;
2. Исполнение норм права –это такая форма их реализации, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей. Так, согласно трудовому законодательству, администрация предприятий, организаций обязана предоставлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка;
3. Использование норм права – представляет собой такую форму их реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Примером такой формы реализации права является право на образование, на труд, на отдых которое реализуется субъектами права по их усмотрению;
4. Применение норм права – это особая форма реализации норм права, осуществляемая государством в лице органов государственной власти, должностными лицами применительно к конкретным жизненным ситуациям. Например, в соответствии с нормами уголовного закона суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления.
Правоприменение – это одна из форм реализации права, необходимость в которой возникает когда, физические и юридические лица не могут самостоятельно реализовать свои права и исполнить обязанности без участия государства, его органов, должностных лиц.
Основания правоприменения:
1. Отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом и др.);
2. Отношения в области распределения материальных благ в социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков и др.);
3. Отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных гражданских спорах подача виндикационных и негаторных исковых требований в целях защиты пострадавших законных интересов и восстановления нарушенных прав);
4. Отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания (например, вынесение постановления о привлечении в качестве подозреваемого, вынесение постановления об избрании меры пресечения, вынесение обвинительного заключения и др.);
5. Отношения по установлению юридических фактов (признание лица умершим, безвестно отсутствующим, установление отцовства и т.д.).
Признаки правоприменения:
1. Осуществляется компетентными государственными органами и должностными лицами;
2. Соблюдение процессуальной формы;
3. Индивидуальный (персонифицированный) характер;
4. Установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения;
5. Принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).
Правоприменение – это сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких стадий.
Принято выделять три стадии правоприменительного процесса:
1) Установление фактической основы дела;
2) Установление юридической основы дела;
3) Вынесение решения по делу.
На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.
На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, осуществляет юридическую квалификацию деяния.
На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.
Установление фактической и установление юридической основы дела выступают своего рода подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
Акт применения права – это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
1) Исходит от компетентных органов;
2) Носит государственно-властный характер;
3) Носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
4) Имеет определенную установленную законом форму.
Отличие правоприменительного акта от нормативного правового акта:
1) Применяется на основе нормативного правового акта;
2) Конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;
3) Носит персонифицированный характер;
4) Не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;
5) Выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.
Классификация правоприменительных актов:
1) По форме – следует различать акт применения права, как действие (конклюдентный акт) и как акт-документ, который должен иметь определенную структуру и состоять, как правило, из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Например, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам;
2) По субъектам, их издающим, – на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;
3) По функциям права – на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
4) По юридической природе – на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
5) По предмету правового регулирования – на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;
6) По характеру – на материальные и процессуальные.
Пробелы в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
На ситуацию пробела в праве указывают два условия:
1) Фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
2) Должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона –это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на схожие по своему характеру случаи (п. 1 ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ, п. 4 ст. 1 ГПК РФ).
Аналогия права –это решение конкретного юридического дела на основе общих начал и смысла законодательства (п. 2 ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ).
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Юридические коллизии вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством, снижают эффективность правового регулирования.
Принято выделять объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними – это состояние переживания законодательства) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Виды коллизий:
1) между Конституцией РФ и всеми иными правовыми актами (разрешается в пользу Основного Закона государства – Конституции РФ);
2) между законами и подзаконными правовыми актами (разрешается в пользу законов как актов обладающих большей юридической силой);
3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:
а) если акт субъекта Федерации принят в пределах ведения субъекта Федерации, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно акт субъекта Федерации;
б) если акт субъекта Федерации принят вне пределов ведения субъекта Федерации, то действует общефедеральный акт;
4) между правовыми актами одного и того же органа, равной юридической силы, но изданными в разное время – темпоральные коллизии (применению подлежит позже принятый правовой акт);
5) между актами, принятыми разными органами, разной юридической силы – иерархические коллизии (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);
6) между общим и специальным актом – содержательные коллизии:
а) если они приняты одним органом, то применяется специальный акт;
б) если они приняты разными органами, то действует общий акт.
Возможные способы разрешения коллизий:
1) толкование законодательства (интерпретационная деятельность);
2) принятие нового правового акта (правотворческая деятельность);
3) отмена старого правового акта;
4) внесение изменений и уточнений в действующие акты;
5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение;
6) систематизация законодательства;
7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;
8) конституционное правосудие.
Возможны и иные способы разрешения юридических коллизий, обращение к международным процедурам устранения конфликтов, а также возможно сочетание, совместное использование некоторых способов разрешения коллизий в целях преодоления противоречивости действующего законодательства и повышение эффективности правового регулирования в целом.