Развитие водного транспорта в 1945 – 1980 гг
Водный транспорт.
Перед войной, гонка за размер и скорость привела к гигантским судам. Первая миро-вая война приостановила развитие океанских лайнеров. Когда закончилась Первая Мировая война, у всех стран мира не хватало средств на восстановление своего коммерческого флота. Германия, согласно Версальскому соглашению, передала практически весь свой коммерче-ский флот странам-победителям Первой мировой войны. И если последние могли восстано-вить свой флот немецкими репарациями, то Германии предстояло начать воссоздавать флот с пустого места. После того, как трио класса «Император» было передано США и Велико-британии , от немецкого торгового флота остался только старый «Дойчланд», построенный ещё в 1900 году. Но двадцатые годы принесли экономическое благосостояние, и вскоре ве-дущие пароходства решили возродить гонку.
Один из лидеров рынка трансатлантических перевозок после войны была француз-ская компания Compagnie Générale Transatlantique (более известная как Френч Лайн). Рос-кошные внутренние помещения, превосходное обслуживание и беспрецедентная кухня бы-ли отличительными чертами Френч Лайн. В 1927 году появилось судно, которое всегда бу-дет вспоминаться как шедевр компании – «Иль де Франс». Если предыдущие суда были украшены в стиле Эдвардианской эпохи, то «Иль де Франс» был сделан в стиле Арт Деко. Появление «Иль де Франс» ошеломило мир, и впервые в истории, гостиницы начали под-ражать судну, а не наоборот. Наряду с другими новшествами Френч Лайн, это сделало но-вый лайнер королём Северной Атлантики.
«Иль де Франс» был известен благодаря своим интерьерам, но он не был ни самым большим, ни самым быстрым лайнером. Германия решила бороться за Голубую Ленту Ат-лантики. Было принято решение о постройке двух больших лайнеров компанией «Северо-германский Ллойд». Суда должны были быть достаточно быстрыми, чтобы побить рекорд «Мавритании», а также достаточно роскошными, безопасными и большими.
В 1929 году Северогерманский Ллойд ввел в эксплуатацию лайнер «Бремен», а в 1930 и его сестру «Европу». Тоннажем в 50 000 тонн, эти два судна не могли превзойти в размере «Маджестик», но они отобрали у Кунард Лайн Голубую ленту Атлантики.
В гонку сразу включились другие компании. И Кунард Лайн и Уайт Стар Лайн за-планировали построить суда более 300 метров в длину, и способных развивать скорость, до-статочную для отвоевания Голубой ленты Атлантики. Френч Лайн также запланировала строительство супер лайнера. Но крах 1929 года и начало Великой депрессии несколько за-тормозили работу над новыми суперлайнерами. Кроме того, конгресс США ввел ограниче-ния на иммиграцию в страну, на чем до конца 1920-х зарабатывали трансатлантические лайнеры.
Детище итальянского пост-военного кораблестроения, Rex и его «брат», Conte de Savoia, были ответом на успехи германского флота. SS Rex удерживал пальму первенства как самый быстрый коммерческий корабль, пересекающий Атлантику, на протяжении не-скольких лет, начиная с 1933.
Френч Лайн начали в 1931 постройку «Нормандии», это было революционное судно, оригинальный профиль корпуса которого, имевший своеобразные «бульбообразные» обво-ды разработал русский инженер эмигрант Юркевич (особая конструкция носа корабля полу-чила в дальнейшем название Бульб Юркевича). Первоначально, планировалось ввести «Нормандию» в обслуживание в 1934 году, но из-за Депрессии достройку задержали до вес-ны 1935 года.
У лайнера, имевшего одиннадцать палуб, была особенная по архитектуре кормовая оконечность, придававшая ему элегантный вид, а также застеклённая прогулочная палуба длиной 290 метров, несколько выступавшая за борт судна. Лайнер, по сложившейся в то время традиции, имел роскошный внутренний интерьер общей стоимостью 55 млн долла-ров. На корабле имелось 11 пассажирских лифтов, 22 подъемника для грузов и автомашин. На верхней палубе находились теннисные корты, сад с птицами, магазин и даже католиче-ская часовня размером 5,24 м на 8,23 м и высотой 6,40 м. Главный обеденный салон на 1000 посадочных мест имел высоту в три межпалубных пространства. На судне также распола-гался театральный зал на 380 мест, двадцатичетырёхметровый плавательный бассейн разме-ром 24,99 м на 5,79 м, оранжерея зимнего сада, гараж на 100 автомобилей. Общий камбуз для всех ресторанов был длиной 50 м, шириной 35 м с электрической плитой размерами 17 на 2 метра. Из рекламных проспектов следовало, что на «Нормандии» было 847 кают, 320 чугунных эмалированных ванн, 480 душей, 1490 умывальников и прочих сантехнических приборов, необходимых для нужд пассажиров.
4 июня 1935 года «Нормандия» отобрала Голубую ленту Атлантики у тогдашнего ре-кордсмена, итальянского лайнера «Рекс», пройдя Атлантику за 4 дня, 3 часа и 2 минуты, со средней скоростью в 29.98 узлов. Путешествие на "Нормандии" в 1935 г. из Франции в США описали советские писатели Илья Ильф и Евгений Петров в своих путеводных замет-ках "Одноэтажная Америка" (1937).
Пока «Нормандия» трудилась в северной Атлантике, Кунард-Уайт Стар Лайн закан-чивали свое «изделие № 534». В 1934 году Уайт Стар Лайн и Кунард Лайн несли серьёзные убытки от Великой Депрессии, поэтому два прежних конкурента должны были слиться в мае того же года.
С 1936 года начала совершать регулярные рейсы “Куин Мери”, водоизмещение кото-рой равнялось 80 тыс. т. Хотя «Куин Мэри» водоизмещением оказалась меньше французской «Нормандии», её пассажировместимость была выше: 2139 пассажиров против 1972. Гордо-стью компании стал главный обеденный салон, по размерам равный дворцовому залу. На отделку салона и других помещений пошли лучшие породы дерева, шелк, бархат, стены и потолок украсили картины и гобелены, также скульптурная лепка. Интерьер дополняли огромные зеркала и изящная мебель из орехового и красного дерева. Роскошные интерьеры «Нормандии» были действительно красивы, но они подавляли людей пафосом и помпезно-стью. Она была судном для звезд – киноактеров и других знаменитостей. Поэтому «Норман-дия» никогда больше не ходила полностью загруженная пассажирами. «Куин Мэри» была украшена в более скромном стиле. Она была роскошна, но не такая пафосная, как её фран-цузский конкурент.
В августе 1936 года «Куин Мэри» побила рекорд «Нормандии». Развив скорость в 30.14 узлов в западном направлении «Куин Мэри» стала первым судном, которое пересекло Атлантику менее чем за 4 дня. В следующем сезоне, в июле 1937 года, двигатели «Норман-дии» были улучшены, что позволило ей побить рекорд «Куин Мэри». Она была самым быстрым пассажирским судном в мире. Но Кунард-Уайт Стар Лайн не сдавались. В августе 1938 года, «Куин Мэри» разогналась до 30.99 узлов, идя на запад, и 31.69 узлов на восток, таким образом, опять выиграв у «Нормандии»и удержав титул до 1952 года.
С началом Второй Мировой, осенью 1939 г. оба лайнера остались в Нью-Йорке. В марте 1940 года, новый большой лайнер присоединился к «Нормандии» и «Куин Мэри». Это была новая 83 673-тонная сестра «Куин Мэри» «Куин Элизабет», которая только совер-шила свое секретное первое плавание через Атлантику. В течение короткого периода, един-ственные три лайнера, чей тоннаж превысил 80 000 тонн были пришвартованы друг около друга. В 1942 Нормандия сгорела во время ее переоборудования в транспортный корабль и сдана на металл.