Обстоятельственные отношения
Модуль 1. Моя Родина – Казахстан.
Практическое занятие № 4-6
Тема 2: Законодательство РК. Права человека и их защита.
Цель занятия:
1.Ознакомление и изучение материала по данной лексической теме, воспитание гражданственности, активной жизненной позиции.
2.Повторение грамматического материала: обстоятельственные отношения причины и следствия в простом и сложном предложениях, способы выражения их.
3.Умение работать с документами, имеющими государственное значение.
Лексика: Закон, законодательный акт, законодательство, права, защита, Конституция, Основной закон, Президент, политика, языковая политика, государство, государственность, социально-политическая система, политическая философия, страна, народ, менталитет, евразийство, евразийский менталитет, рыночная экономика; язык, национальный язык, государственный язык, язык межнационального общения, мировой язык.
План занятия
1. Основной Закон государства.
2. Закон «О языках» Республики Казахстан.
Содержание занятия
Текст 1.
Задание. Прочитайте текст, определите основную мысль текста. Составьте план и перескажите текст по плану.
Конституция в жизни любого государства имеет важное значение, переоценить которое невозможно. Именно Конституция определяет социально-политическую систему государства.
Каждая страна в своем развитии выбирает такую форму Конституции и политической системы, которая наиболее полно соответствует истории, традициям, уровню политической культуры и, главное, менталитету своего народа. О Конституции можно сказать, что она – одежда, надеваемая на вышесказанные особенности конкретного народа, и если эта одежда соответствует менталитету народа (т.е. приходится «впору»), этот народ достигнет стабильности и процветания. Каждое государство проходит этап принятия Конституции и ее становления как главного документа страны.
В переводе с латинского слово «consttutio» означает «устанавливаю», «учреждаю». В юридическом значении конституция – это документ учредительного характера. Своим происхождением конституция обязана приходу к власти буржуазии, точнее говоря – ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах, были приняты документы конституционного характера, например, Орудие управления 1653г.; Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждения заточения за морями 1679 г. и др. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г., во Франции и Польше в 1791 г.
В основе концепции Конституции Республики Казахстан лежит концепция евразийства.
Народы, проживающие на евразийском пространстве, имеют свои исторические особенности. Естественно, имеют свой менталитет, который складывался на протяжении столетий. В казахских государствах предыдущих эпох всегда был хан (каган), опиравшийся на авторитетный совет (курултай), состоявший из глав наиважнейших родов и племен, биев и представителей духовенства. И наша сегодняшняя Конституция вобрала в себя характерное для Азии (Востока) единоначалие, что означает сильную президентскую власть (и это отражено в статьях Конституции) и наличие основанного на европейских традициях Парламента. Именно сочетание европейских и азиатских традиций, то есть политическая философия евразийства Н.А.Назарбаева, стало основой Конституции 1995 года, а также строительства современного государства, которое выдержало испытание временем и доказало на деле свою состоятельность, так как наиболее полно соответствует евразийскому менталитету народа Казахстана.
Наряду с принятием Конституции в том же 1995 году произошел перелом в развитии нашей государственности, когда Президент Казахстана в кратчайший срок один принял 147 законов, ставших крепким правовым фундаментом формирования рыночной экономики, политической системы, заложивших основы дальнейшего развития государства.
Первые результаты действия законов были очевидны уже к концу 1995 года. И сегодня, спустя годы, значительная часть нынешних законодательных актов Республики Казахстан базируется именно на тех принципах и указах, имеющих силу закона, принятых в1995 году.
(По К. Бурханову)
Текст 2
Задание. Прочитайте текст с целью общего ознакомления с его содержанием. Озаглавьте его, ответьте на вопросы.
Именно с языковой политики следует начинать, если мы хотим восстановить достоинство страны и не опозорить окончательно наши традиции. Языковая политика и состоит в определении приоритетных языковых форм и форм сознания тех качеств, которые и определяют реальное качество жизни. Здесь очень верна формула: скажите, какой язык используется, - и станет ясно, какой мир строит и культивирует этот человек.
Серьезное отношение к языку, понимание и правильное использование языковых форм является единственно возможным основанием для расцвета каждого человека, народа, страны.
Именно через язык только и может происходить выявление подлинной формы каждого человека, каждой личности, каждого народа, каждой государственности на земле.
Восстанавливая язык, мы вылепливаем нашу собственную форму, заново образуем человечность и человечество, народ и самих себя, восстанавливаем наше призвание и смысл. Необходима забота о языке.
(По Ю. Крупнову)
Для справки:
Культивировать – вводить в употребление
Приоритет – первенство по времени в открытии чего-нибудь
Вопросы к тексту:
1.Как вы считаете, для чего нужна языковая политика? В чем она заключается?
2. Каковы условия и особенности языковой политики в Республике Казахстан?
3.Составьте простой план текста.
4.Выпишите из текста по два словосочетания с различными видами связи (согласование, управление, примыкание).
Текст 3
Задание . Прочитайте Закон «О языках» Республики Казахстан.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.
Законодательство о языках распространяется на граждан Республики Казахстан, на иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан.
Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык.
Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории Казахстана.
Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народов Казахстана.
Правительство, иные государственные, местные представительные и исполнительные органы обязаны:
- всемерно развивать государственный язык в Республике Казахстан, укреплять его международный авторитет;
- создавать все необходимые организационные, материально-технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан;
- оказывать помощь казахской диаспоре в сохранении и развитии родного языка.
В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Государство заботиться о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. В местах компактного проживания национальных групп при проведении мероприятий могут быть использованы их языки.
В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку.
Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Государственный и все другие языки в РК находятся под защитой государства. Государственные органы создают необходимые условия для функционирования языков. Развитие языков обеспечивается государственной программой, предусматривающей приоритетность государственного языка.
Для справки:
Консолидация – упрочение, сплочение, укрепление чего-нибудь
Диаспора – пребывание значительной части народа вне страны его происхождения
Задание. Законспектируйте текст Закон «О языках» Республики Казахстан, пользуясь следующим планом:
1. Законодательство о языках в Республике Казахстан.
2. Государственный язык РК.
3. Забота государства о языках.
4. Государственная защита языков.
5. Ответственность за нарушение законодательства о языках.
6. Язык в международной деятельности.
Задание. Порассуждайте на тему: «Полиязычие – веление времени».
Задание. Как вы понимаете высказывание И.Гончарова? Как писатель оценивает роль родного языка?
«Больше всего языком человек принадлежит своей нации… Язык не есть только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека – его ума, того, что называют сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных. Да, язык есть весь человек в глубоком, до самого дна его природы, смысле… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина».
Обстоятельственные отношения
Выражение значений причины (почему? отчего? по какой причине?)
и следствия (что из чего следует?). Способы выражения.
Части речи | Формы слов, типы констр-ций | Предлоги, союзы | Примеры |
Имена существительные | 1)Родительн. пад.; 2)Дательный пад. | 1)От,с; из,из-за; по случаю ,ввиду, вследствие, на основании, в силу, в результате, по поводу; 2)по, благодаря, согласно, по невнимательности, по ошибке, по уважительной причине | Забыл от волнения, устал с непривычки; пойти из интереса; ввиду экзаменов, в силу обстоятельств, по поводу дискуссии; согласно расписанию, благодаря усиленной подготовке |
Деепричастные обороты | Деепричастия сов/несов вида | Хорошо подготовившись к сессии, студенты успешно сдали экзамены. | |
Сложноподчиненные предложения | Придаточные причины и следствия | Потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, поскольку, ввиду того что, так что | Студенты успешно сдали экзамены, так как хорошо подготовились к сессии. – Студенты хорошо подготовились к сессии, так что успешно сдали экзамены. |
Задание.Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найдите обстоятельства и определите их виды. Охарактеризуйте способы их выражения. Укажите, в каких случаях обстоятельства причины являются обособленными.
1.Благодаря высокой реакционной сп…собности атомарный водород во…станавливает окислы при комнатной температур… . 2.В связи с открытием витаминов ученые смогли уст…новить причины многих забол…ваний. 3.(В) следствие наибольшей т…плоемкости среди жидких и твердых веществ вода сравнительно медленно нагревается и сравнительно медленно остывает. 4.(В) виду недостатка в пр…довольствии сокр…щение пути теперь было особенно важно. 5.Она вся вспыхнул от стыда. 6.Измучив, изнурив себя бе…прерывной, напряженной работой, наш шеф вынужден был взять отпуск. 7.Цветы, оттого что их только полили, издавали влажный, раздражающий запах. 8.Так как искусство, со стороны своего сод…ржания, есть выражение историческ… жизни народа, то эта жизнь имеет на него велик… влияние.
Задание.Подберите из текстов (по выбору) 7-8 предложений на все случаи выражения причинных отношений.