Русская культура начала XX в. «Серебряный век»
Серебряный век»
Русская культура начала XX в. развивалась в условиях социального и духовного кризиса, сопутствовавшего революциям 1905 и 1917 гг. Это было время поиска новых форм научной и образовательной деятельности, художественного творчества. В трудах видных современников (С.К. Маковского, Н.А. Бердяева и др.) оно было названо русским «Серебряным веком», что сближает его с античной мифологией и культурой.
Умонастроения начала XX в. резко контрастировали с мироощущением, господствовавшим ранее. На смену размеренности и спокойствию царствования Александра III пришли неуверенность, смятение и, по словам Л.Н. Толстого, ожидание «великого переворота». А.М. Горький говорил о начале «века духовного обновления». А.С. Суворин опасался, что «переходное время», характеризовавшееся бессилием как старой власти, так и «общества», может породить лишь «кавардак». С.П. Дягилев в 1905 г. рассуждал об эпохе «новой, неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет». Общественным сознанием овладели философско-материалистическая теория К. Маркса, антицерковное учение Л.Н. Толстого, концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше. Революция 1905-1907 гг. вовлекла многих деятелей культуры в политическую жизнь и способствовала становлению различных творческих объединений. К их числу относились: «Мир искусства», журналы «Весы» (редактор В.Я. Брюсов) и «Золотое руно» (издатель Н.П. Рябушинский), спектакли Художественного театра. В столицах насчитывалось более 40 художественных объединений, в провинции – около 30.
Крупнейшим был кружок «Мир искусства». Название кружку дал журнал, выходивший с 1899 г. на средства княгини М.К. Тенишевой, а затем – художника В.А. Серова. Членами кружка были: художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, публицист Д.В. Философов, антрепренер С.П. Дягилев и др. Мирискусники были модернистами и западниками, прославляя Петра I и Петербург как символ европеизации русской культуры. Критикуя передвижников за верность русской самобытности, они считали себя продолжателями русского искусства XVIII в. – наиболее «европейского» по своим сюжетам и формам. Благодаря одному из лидеров кружка – С.П. Дягилеву, шедевры русского искусства обрели мировое признание. Дягилев был организатором художественных выставок, концертов русской музыки, а в 1908-1914 гг. – устроителем «Русских сезонов» в Париже и Лондоне (выступлений русских балетных и оперных трупп, в которых участвовали лучшие русские мастера сцены – певец Ф.И. Шаляпин, балерина А.П. Павлова и др.).
Дискуссии интеллигенции с церковными деятелями, начиная с 1901 г., происходили на Религиозно-философских собраниях. Здесь звучала критика церкви, предлагались пересмотр и «обновление» православного вероучения. Проповедником «нового религиозного сознания», «нового христианства» был Д.С. Мережковский, опиравшийся на учение В.С. Соловьева о синтезе религий и торжестве всемирной теократии. Ее утверждение Мережковский связывал с «национальной революцией» против самодержавия, объявленного оплотом «антихриста». Мережковский называл русское декадентство «революционным славянофильством», отождествляя «революцию» и «религию». Источник «религиозной революции» он нашел в «великом русском расколе-сектантстве» – «народных революционерах», которые соединятся с «революцией социально-политической». Но революционный «апокалипсис» был для писателя лишь «эстетическим» идеалом, который мгновенно рухнул после того, как революционная реальность вышла за пределы мечтаний теоретиков декадентства. Так, в 1917 г. Д.С. Мережковский и его супруга – писательница З.Н. Мережковская (Гиппиус) отреклись от революции, увидев в ней новую «пугачевщину». В 1920 г. чета Мережковских эмигрировала.
Интерес к «богостроительству» и сектантским мотивам в революции проявляли социал-демократы А.В. Луначарский и В.А. Базаров, писатель А.М. Горький, поэт А.А. Блок. Поэма Блока «Двенадцать» (1918) завершается идеальной картиной шествия «с кровавым флагом», с которым идет «Исус Христос» (написание имени с одним «И» заимствовано у старообрядцев). П.А. Флоренский, М.М. Пришвин, Ф.А. Степун и др. отмечали сектантскую природу этого художественного образа. Проповедь «нового христианства» и иных «духовных» новшеств подрывала многовековые основы православного мировосприятия, русского самосознания. Обществу внушалась неизбежность смуты как залога будущего «возрождения». Г.П. Федотов, другие мыслители позднее называли революционеров «иудео-христианской апокалиптической сектой». «Образованной» средой, по словам Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, «глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции».
Рубеж XIX–XX вв. был временем формирования интеллигенции – специфически российского явления. Интеллигенция стала новым и уникальным социальным слоем, сплотившим образованных представителей различных сословий и классов. Основой для их объединения стала общая борьба против исторических устоев российской государственности и традиционного уклада жизни русского народа, за проведение радикальных реформ по западному образцу. Обладая политическим весом и контролем над печатью, интеллигенция присвоила себе роль выразителя интересов народа. Правда, часть творческой интеллигенции (А.А. Блок, С.П. Дягилев) предвидела, что подъем народной стихии станет пагубным для либерально и революционно настроенного «просвещенного общества». Но при этом Блок позитивно оценивал даже самые деструктивные инстинкты широких масс, а А.М. Горький уповал на то, что интеллигенции удастся возглавить народное недовольство.
1.7.2 Народное образование и печать
В начале XX в. система народного просвещения по-прежнему включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы и народные училища), среднюю (реальные училища и гимназии) и высшую (институты и университеты). Принципы всесословности, утверждавшиеся в ходе реформ Александра II, обусловили демократизацию системы народного просвещения в России. Среди студентов росла доля выходцев из крестьян и мещан.
Сеть церковно-приходских школ в провинции, созданная в 1890-х гг. по инициативе обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, продолжала расти. К 1905 г. количество церковно-приходских школ составило почти 43,5 тыс., а число учеников в них – около 1,7 млн чел. В начале XX в. в стране ежегодно открывалось около 2 тыс. новых начальных школ. Начальное обучение было бесплатным, на его нужды государство ежегодно выделяло до 500 млн руб. В 1914 г. в начальных учебных заведениях обучалось около половины детей. Среди детей старше 8 лет грамотными были 40%. Грамотность быстро распространялась среди социальных низов. В 1918 г. в России насчитывалось 64% грамотных рабочих и 30% грамотных крестьян. В 1907 г. П.А. Столыпин внес во II Государственную думу законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Но узкокорыстные соображения политиков и деловых кругов помешали решению этого вопроса.
Учителей начальных школ готовили учительские семинарии, их число к 1917 г. составило более 170 (из них 145 мужских). Учительские институты (в 1917 г. – 47) вели подготовку учителей для городских и уездных училищ, а университеты обеспечивали новыми учителями гимназии.
Высшими учебными заведениями, стоявшими во главе классической системы образования, оставались университеты. В 1909 г. был открыт новый университет в Саратове. Значительно выросло число студентов. В середине 1890-х гг. в университетах обучалось 14 тыс. студентов, в 1907 г. – 35,3 тыс. Потребность российской промышленности в квалифицированных кадрах стимулировала рост числа студентов инженерных специальностей и открытие новых политехнических институтов. Плата за обучение в высших учебных заведениях составляла 50-150 руб. в год, но малоимущие студенты могли быть освобождены от платы за обучение.
Демократизация системы просвещения позволила открыть ряд частных институтов, учащиеся которых принадлежали ко всем социальным слоям. Частные институты были высшими специальными учебными заведениями. К их числу относились: Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Высшие курсы П.Ф. Лесгафта (с 1930 г. – Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта) и мн. др. В частных институтах преподавали крупные ученые – И.П. Павлов, В.И. Семевский, Е.В. Тарле и др. Создавались новые педагогические учебные заведения, главным образом – женские курсы, выпускницы которых преподавали в училищах и гимназиях. В 1900 г., после 12-летнего перерыва, возобновили деятельность Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье; в 1903 г. основан Женский педагогический институт в Петербурге, в 1908 г. – Высшие женские сельскохозяйственные курсы Д.Н. Прянишникова. Высшие женские курсы появились во многих городах. Их содержали частные лица и общественные организации. Всего в начале XX в. действовало около 30 высших женских учебных заведений; Россия лидировала в Европе по числу женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях. В 1911 г. был принят закон о высшем женском образовании, уравнявший в профессиональных правах женщин и мужчин, имевших высшее образование. Первый Всероссийский съезд по женскому образованию (1912) предложил перейти к совместному обучению в высших учебных заведениях.
По общественной инициативе открывались просветительские учреждения, служившие повышению образовательного уровня рабочих, - воскресные школы, рабочие курсы. Самые известные – Пречистенские рабочие курсы были созданы в Москве в 1897 г. на средства владелицы Тверской мануфактуры В.А. Морозовой. Они состояли из трех отделений, программы которых соответствовали начальной, средней и высшей школе. Среди преподавателей были крупные ученые – И.М. Сеченов, В.И. Пичета и др. В 1906 г. в Нижнем Новгороде, Твери, Воронеже и Уфе были открыты первые народные университеты. В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства, завещанные меценатом – генералом А.Л. Шанявским (1837-1905). Сюда мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, независимо от социального положения, вероисповедания, пола. В университете имелось два отделения – научно-популярное (в объеме гимназии) и академическое, выпускники которого получали диплом о высшем образовании. В 1913-1914 г. в университете им. Шанявского учился Сергей Есенин. По инициативе С.Ю. Витте расширялась сеть технических училищ по подготовке квалифицированных рабочих для железнодорожного дела, военной и металлургической промышленности.
Успехи в развитии народного образования были достигнуты во многом благодаря прогрессу в печатном деле, книгоиздании. В 1900-1910 гг. Россия по числу издаваемых книг заняла третье место в мире после Германии и Японии. До 2/3 русской печатной продукции выпускалось в обеих столицах – Петербурге и Москве. Крупнейшими издателями России были А.С. Суворин и И.Д. Сытин. Бывший провинциальный учитель Суворин издавал крупную газету «Новое время». Он открыл сеть книжных магазинов в Петербурге, Москве и др. городах. Там продавались как дорогие издания, так и общедоступные по ценам книги. С 1880-х гг. в серии «Дешевая библиотека» Суворин издавал сочинения русских писателей XVIII–XIX вв., произведения древнерусской литературы. Костромской крестьянин Сытин начинал деятельность в московской книжной лавке, а затем открыл свою литографию, где печатались популярные лубочные картинки. Став в начале XX в. крупнейшим книжным монополистом, Сытин издавал просветительскую литературу для народа. В серии «Библиотека для самообразования» выходили книги по истории, философии, экономике, географии. Миллионы букварей, учебников и детских книг, выпущенных И.Д. Сытиным, распространялись по всей России. Издательское товарищество «Знание» печатало сочинения писателей-реалистов – И.А. Бунина, А.И. Куприна, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. С 1910 г. издательство возглавлял А.М. Горький, привлекавший к сотрудничеству, наряду с известными, начинающих литераторов. Одним из лучших энциклопедических изданий той эпохи стала энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная в Петербурге в 1890-1907 гг.
Неотъемлемой частью научной и просветительской сфер были более 500 научных журналов. Распространению научных знаний способствовали знаменитые научно-популярные журналы: «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Научное обозрение».
Научная мысль
В начале XX в. научными центрами России оставались Академия наук со своей сетью научных институтов, университеты с состоявшими при них научными обществами и всероссийские съезды ученых. Олицетворением жизни научного сообщества страны служили авторитетные научные издания, а также публичные лекции видных ученых.
Русская наука выходила на передовые рубежи в мире, открытия русских ученых повлекли за собой появление новых отраслей промышленности. Фундаментальные идеи профессора Московского Высшего технического училища (ныне – им. Н.Э. Баумана) Н.Е. Жуковского и калужского учителя физики и математики К.Э. Циолковского в области гидро- и аэродинамики, воздухоплавания стали базой для российского самолето- и ракетостроения. Великий русский ученый Циолковский – основоположник космонавтики. В 1903 г. он поместил в журнале «Научное обозрение» статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где изложил свою теорию движения ракет. Затем ученый обосновал возможность космических полетов с помощью «реактивных приборов» (ракет). Русская авиация начала свое развитие с создания в 1913 г. на Русско-Балтийском заводе в Петербурге первых русских самолетов – «Русского витязя» и «Ильи Муромца». Тогда же летчик-испытатель П.Н. Нестеров впервые выполнил фигуру высшего пилотажа – «мертвую петлю»; другой летчик – С.И. Уточкин совершил десятки полетов по городам России и за границу для пропаганды авиационного дела. В 1911 г. ученый Г.Е. Котельников изобрел первый ранцевый парашют.
Автором еще одного крупного изобретения – угольного противогаза (1915) был русский ученый-химик Н.Д. Зелинский. В 1896 г. в петербургских каретных мастерских П.А. Фрезе был собран первый русский автомобиль, а в 1909 г. началось его серийное производство на заводе «Руссо-Балт» в Риге.
Большое влияние на развитие естественных наук в России оказали открытия в мировой науке, сделанные на рубеже XIX–XX вв.: обнаружение рентгеновских лучей и радиоактивности, делимости атома и превращаемости элементов, а также появление генетики и иных новых наук. Великий русский ученый П.Н. Лебедев, основатель русской научной школы физиков, опытным путем доказал существование давления света и возможность измерения его величины. Труды Лебедева имели ключевое значение в разработке квантовой теории и астрофизики. Физик Б.Б. Голицын стал родоначальником новой науки – сейсмологии. Всемирно известный ученый В.И. Вернадский стал создателем геохимии, биогеохимии, радиогеологии, а также изучал проблемы и перспективы биологического и нравственного бытия человека. Венцом этой работы стало учение Вернадского о биосфере (области жизни) и ноосфере (области разума), созданное в 1920-1930-е гг.
Работы великого ученого-физиолога И.П. Павлова – автора теории условных рефлексов и высшей нервной деятельности также получили мировое признание. В 1904 г. за труды в области физиологии пищеварения Павлов первым из русских ученых получил Нобелевскую премию. В 1908 г. Нобелевская премия была присуждена ученому И.И. Мечникову за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
Начало XX в. – время многих крупных научных экспедиций, связанных с геофизическими и геологическими исследованиями. В 1912 г. состоялась экспедиция Г.Я. Седова к Северному полюсу. Масштабные геологические исследования в Забайкалье, Сибири, Центральной и Средней Азии проводил В.А. Обручев. За научные открытия во время Полярной экспедиции 1900-1902 гг. А.В. Колчак был избран действительным членом Русского Географического общества. Русская гидрографическая экспедиция на ледоколе «Вайгач» в Северном Ледовитом океане в 1913 г. открыла архипелаг, названный Северной Землей. В 1914-1915 гг. «Вайгач» впервые совершил переход по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.
В исторической науке господствовало направление, связанное с В.О. Ключевским и его школой. Труды русских историков – В.О. Ключевского по истории российской государственности, П.Н. Милюкова по истории русской культуры, Н.И. Кареева по новой истории, С.Ф. Ольденбурга по истории Востока и др. – получили широкое признание. Важное значение приобрело изучение социально-экономической истории России.
Достижения русской экономической мысли были отражены в трудах П.Б. Струве, М.М. Ковалевского, М.И. Туган-Барановского и др. Основоположником русской политической науки стал на рубеже XIX–XX вв. видный ученый и общественный деятель Б.Н. Чичерин – автор либерально-консервативной концепции, объясняющей закономерности исторической эволюции социальных отношений и типов государственности.
«Серебряный век» русской философии связан с именами незаурядных мыслителей – В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского и др. Как представители школы религиозной философии, они выражали идею противоборства человека, как свободной творческой силы, с промышленно-технической цивилизацией, разрушающей человечность. Под сомнение были поставлены материалистические взгляды на «прогресс» как основополагающее понятие, с помощью которого в «просвещенном обществе» привыкли истолковывать (часто – в примитивной и циничной форме) процессы развития человечества. В.В. Розанов выступал с критикой дарвинизма. Религиозные философы считали, что духовные качества человека – добро, любовь и творчество должны усовершенствовать мир, сделать его гармоничным, спасти от разрушающей силы эгоизма и зла. В их трудах социально-экономические вопросы ставились в зависимость от религиозно-духовных. Рассуждения о всемирной теократии («вселенской церкви») как социальном идеале стали попыткой дать рациональное научно-философское обоснование христианскому учению.
Художественная культура
Русская художественная культура начала XX в. находилась в состоянии духовного кризиса, связанного с настроениями «рубежности», нарастанием индивидуалистических тенденций, отрицанием реализма и социальности в искусстве. По словам М.В. Нестерова, пришла эпоха «всеобщей переоценки ценностей». Одним из явлений того времени стало декадентство – господство упаднических мотивов, безнадежности и неприятия жизни; оно было чаще всего присуще модернистским течениям. Понятие «модернизм» (фр. moderne – современный) подразумевало новые тенденции в литературе и искусстве, шедшие вразрез с реалистическими традициями прежних лет. Последователи модернизма искали пути самовыражения личности в искусстве, уходили от объективной реальности и демонстративно отказывались от ее правдивого отражения. В литературе, живописи и музыке возобладал неоромантизм.
Для русской литературы начало XX в. – особый период. На это время приходятся последние годы жизни и творчества Л.Н. Толстого. В романе «Воскресение» (1899) писатель осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие революционным силам. Разрыв Толстого с церковью (1901) превратил «толстовство» в секту, враждебную православию. Большую популярность приобрело творчество А.П. Чехова, написавшего в те годы свои лучшие повести и рассказы – «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста», а также драмы «Чайка» и «Вишневый сад», поставленные на сцене Московского Художественного театра. Произведения Чехова стали летописью жизни русской интеллигенции на рубеже веков. Чуждый «политики», Чехов предвосхищал новую счастливую жизнь соотечественников, которые должны трудиться «во имя великого будущего». Сочинения А.М. Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» и др. воспевают стремление человека к свободе и любви, его готовность к самопожертвованию в борьбе за высокие идеалы. Горький провозгласил новое направление в литературе – «героический реализм», который не только изображает жизнь, но и способен быть «выше ее, лучше, красивее». В 1906 г. Горький написал драму «Враги» и роман «Мать». Выразив солидарность с революционерами, он снискал себе репутацию пролетарского писателя. На рубеже веков русская литература пополнилась именами молодых талантливых писателей – И.А. Бунина и А.И. Куприна, продолживших реалистические традиции XIX в.
Противовесом реализму в литературе стали модернистские направления – символизм, акмеизм, футуризм.
Принципы символизма, возникшего в 1890-е гг., декларировали Д.С. Мережковский и К.Д. Бальмонт. Причиной упадка литературы Мережковский считал преобладание реализма, противопоставляя ему «божественный идеализм». Основой нового искусства, по его мнению, предстояло стать «мистическому содержанию», выражаемому «символами». Символисты – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский и др. манили читателя сказочным идеальным миром, живущим по законам «вечной Красоты». Увлеченные «чистым» искусством, доставляющим эстетическое наслаждение его создателям, символисты отдавали предпочтение индивидуализму, самолюбованию и вели поиски сакрального мира, где торжествовал бы их «стихийный гений». Это сближало их с идеей «сверхчеловека» Ф. Ницше. Символисты уходили от социальной реальности. В 1905 г. они восторженно приняли «красные стяги революции» (А. Белый), но эта их «революционность» была лишь «эстетизированным» бунтарством, далеким от подлинной исторической драмы. Только самые талантливые из символистов сумели подняться над «чистым» эстетством. А.А. Блок написал циклы стихов «Родина» и «На поле Куликовом», обращаясь к сюжетам из народной жизни и русской истории. Творчество Блока и А. Белого тех лет находилось под сильным влиянием поэзии Н.А. Некрасова.
Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка, цветущая пора) в русской поэзии возник как реакция на символизм с его отрицанием реальности. Родоначальниками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М. Городецкий. В 1910 г. Гумилев произнес «надгробную речь» символизму, а в 1911 г. создал литературный кружок – «Цех поэтов». Акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, Г.В. Иванов и др. обратились к реальной «земной проблематике» с ее эстетическими и чувственными образами. Они считали поэзию профессией, ремеслом (отсюда название «цех») и пытались заново осмыслить простые житейские истины, намеренно избегая социально-философских исканий. Живой отклик публики встретил первый поэтический сборник Анны Ахматовой «Вечер». Отмечались академизм ее слога, проникновение в мир человеческой души, доверительность. Выдающимся поэтом-акмеистом был Гумилев. Его стихи на исторические и природно-экзотические темы имеют неповторимую чеканность и точность. Идеалом лирического героя для Гумилева была самодостаточная и волевая личность.
В 1910-1912 гг. в русской поэзии появился футуризм. Название данного течения указывало на желание его последователей быть поэтами «будущего». Существовало несколько кружков футуристов. Самый крупный – кубофутуристы – Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Лидером эгофутуристов был И.В. Северянин. Б.Л. Пастернак и Н.Н. Асеев начинали творческий путь в футуристическом кружке «Центрифуга». Футуризм провозглашал свободу поэтического слова, космополитизм и отказ от литературных традиций во имя нового слова, нового стиля, нового героя, нового мира. Хлебников объявил себя «председателем Земного шара» и предрекал «перерождение языка» – создание «заумного языка», который объединит народы. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) футуристы призвали сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности», а на своем съезде в 1913 г. создали театр «Будетлянин», символом которого вскоре стал «черный квадрат» Малевича. Особое место занимало творчество Маяковского. Его ранние стихи полны лиризма, остроумия, искреннего протеста против ханжества и социального разложения, а также готовности участвовать в практическом созидании нового.
Настоящим явлением русской литературы начала XX в. стали «поэты из народа» с совершенно новым эстетическим кругозором. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин, А.В. Ширяевец, П.А. Радимов и др. проникновенно воспевали природу, дух и традиции крестьянской России, православную веру народа, его стремление к лучшей жизни (сборники «Радуница» и «Сельский часослов» Есенина, «Сосен перезвон» и «Песнослов» Клюева, «Песни» и «Потаенный сад» Клычкова, лирическая и бунтарская поэзия Орешина). Крестьянские поэты входили в различные кружки и общества – в монархическое по духу «Общество возрождения художественной Руси» при Феодоровском государевом соборе в Царском Селе (1915), в группу «Краса» (1915) и общество «Страда» (1915-1917) в Петрограде. До 1917 г. тема революции и «классовой борьбы» была не очень заметна в их творчестве, хотя Клычков участвовал в Московском восстании 1905 г., а Клюев 6 месяцев находился в тюрьме по «политическим» обвинениям. Оба поэта сочувствовали революционерам. Клюев восхищался их жертвенным служением «святому делу», сравнивал их с первыми христианами-мучениками и оплакивал «опаленных, сгибнувших, убитых». Поэтическое мировосприятие Орешина было менее сентиментальным. Его героем был обездоленный мужик-крестьянин. «Поэты из народа» едины в своих представлениях о прошлом, настоящем и будущем великорусского крестьянства с его «берестяным раем» или, как у Клюева, «избяным космосом» и собственным «мужицким Спасом».
В изобразительном искусстве главным творческим союзом оставалось Товарищество передвижников, объединявшее лучших живописцев России. В начале XX в. в него входили В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и др. Их картины отличаются высокообразным и правдивым изображением народной жизни, сюжетов русской истории, родной природы. К передвижникам были близки художники А.П. Рябушкин, А.М. Васнецов, В.В. Верещагин и др. Традиции этой школы во многом унаследовали живописцы, получившие известность в начале XX в.: М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и др.
Новым направлением в живописи стал импрессионизм, видными представителями которого были К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин и др. В своих работах они непредвзято запечатлели динамичный и быстро меняющийся окружающий мир. Восторженной поэтизацией человека проникнуты работы Серова. Ученик И.Е. Репина, Серов умело изображал глубокий психологизм человеческих образов, а также снискал известность своими пейзажами и историческими картинами. Символизм представлен в творчестве М.А. Врубеля, создавшего свой фантастический сказочный мир и стремившегося к раскрытию сложного внутреннего мира человека, и В.Э. Борисова-Мусатова. Модерн получил развитие в творениях мирискусников: А.Н. Бенуа, А.И. Куинджи, Е.Е. Лансере и др. В отличие от них, художники К.С. Петров-Водкин, М.Ф. Ларионов и др. следовали традициям русского лубка и иконописи. На рубеже веков пристальное внимание художников привлекала тема Древней Руси. Она нашла яркое отражение в работах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Философское осмысление православных первооснов русской жизни, исторического и духовного достояния русского народа находим в ранних работах М.В. Нестерова.
После революции 1905 г. в живописи усилились радикальные модернистские течения. В 1910 г. возник авангард, к которому относят футуризм А.В. Лентулова, абстракционизм В.В. Кандинского и К.С. Малевича, и др. В 1910-1911 гг. авангардисты образовали общество «Бубновый валет». По определению Малевича, авангард – искусство «чистых» форм и беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петрограде было представлено концептуальное творение Малевича – «Черный квадрат». Опыты В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, П.Н. Филонова, М.З. Шагала и других авангардистов были посвящены не конкретике реального мира, а воображаемым схемам мирового устройства.
Тема жизни и социальных чаяний крестьянства, его стремления к справедливому общественному переустройству («всеобщему благоденствию») накануне и после революции 1917 г. всесторонне раскрыта в творчестве Е.В. Честнякова и других народных художников.
Индустриализация страны привела к перевороту в архитектуре. Новые стройматериалы (железобетон, металлоконструкции) ускоряли темпы градостроительства, меняли облик городов. В архитектуре господствовали модерн и неорусский стиль. Неорусский стиль, следуя традициям и духу древнерусской архитектуры, гармонично сочетался с модернистскими тенденциями. Представители модерна и неорусского стиля – Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.М. Васнецов, А.В. Щусев и др. занимались постройкой зданий, предназначение которых было обусловлено потребностями эпохи. Наряду с храмами и особняками, это были вокзалы, банки, биржи, телеграфы, фабрики, заводы и магазины, ставшие украшением городов России.
Важной вехой в истории русского театрального искусства стало открытие в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ), созданного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко – создателями новой школы актерского искусства и режиссуры. Станиславский предлагал сделать новый театр «разумным, нравственным, общедоступным». Первой постановкой МХТ была драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», а в конце 1898 г. состоялась премьера «Чайки» Чехова, ставшей затем эмблемой МХТ. Репертуар театра почти полностью состоял из драматургии Чехова и Горького. В 1902 г. на средства мецената С.Т. Морозова было построено здание МХТ (архитектор Ф.О. Шехтель). МХТ стал примером умелого сочетания классических театральных традиций с насущными запросами современности. Опыт МХТ приобрел большое общественное значение, стремление передать на сцене «правду жизни» вызвало горячие споры. Яростными оппонентами МХТ были символисты В.Я. Брюсов и В.Э. Мейерхольд. Брюсов критиковал МХТ за «ненужную правду». Реалистическим и демократическим принципам МХТ Мейерхольд противопоставил эстетические эксперименты условного театра. В 1904 г. Петербурге был открыт Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской, близкий по духу МХТ и демократической интеллигенции.
Всемирную славу русскому балету принесли легендарная балерина А.П. Павлова и прославленный балетмейстер М.М. Фокин. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» композитора К. Сен-Санса был исполнен Анной Павловой и запечатлен художником В.А. Серовым, став символом балетного искусства. В 1911 г. Дягилев создал из лучших артистов балета, собираемых для участия в «Русских сезонах», постоянную труппу – «Русские балеты Сергея Дягилева». Помощником Дягилева являлся неутомимый новатор М.М. Фокин, видевший в балете «содружество танца, музыки и живописи».
Развитие русского музыкального искусства воплотилось в творчестве выдающихся композиторов и в создании системы музыкального образования. В начале XX в. были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве. Появились формы внешкольного музыкального образования: в 1906 г. в Москве по инициативе С.И. Танеева была открыта народная консерватория.
В музыке возрос интерес к внутреннему миру человека, «знамением времени» стало усиление лирического начала. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков – наследник традиций «Могучей кучки», написал лирическую оперу «Царская невеста» (1898). Лирические мотивы отражены в сочинениях С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина – выпускников Московской консерватории. Мастер оригинальных решений, Рахманинов, однако, следовал традициям русской классики и был верным учеником П.И. Чайковского. Творчество Скрябина было более сложным, новаторским и философским. Музыка И.Ф. Стравинского имела успех на балетной сцене (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Композитор проявлял интерес к далекому историческому прошлому русского народа, его фольклору.
Центрами музыкальной жизни оставались Мариинский и Московский Большой театры. Здесь выступали великие оперные певцы – Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Но возрастал авторитет и частной оперы С.И. Мамонтова, затем – С.И. Зимина. На сцене оперы Мамонтова впервые раскрылся уникальный талант актера и певца Шаляпина, ставшего, по словам А.М. Горького, такой же «эпохой» в русском искусстве, «как Пушкин».
Новым и очень популярным видом искусства стал кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов. Он построил в Москве кинофабрику, а также кинотеатры «Художественный», «Москва» (ныне – дом Ханжонкова) и др. Среди первых русских игровых фильмов – «Князь Серебряный» (1907), «Стенька Разин и княжна» (1908), «Петр Великий» (1910), «Оборона Севастополя» (1911).
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные черты политико-административного устройства Российской империи в начале XX в.?
2. Какие факторы обусловили переход от сословного деления российского общества к классовому?
3. Каковы итоги и социально-политические последствия революции 1905-1907 гг.?
4. Опираясь на содержание Основных законов 1906 г., проанализируйте характер изменений в государственном строе России. Стал ли этот строй конституционным?
5. В чем причины незавершенности Столыпинской аграрной реформы?
6. Какими мотивами руководствовалась Россия при выборе внешнеполитических союзников в начале XX в.? В чем заключались трудности выбора союзников?
7. Каковы основные противоречия в развитии русской культуры «Серебряного века»?
Литература:
1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. М., 2006.
2. Дневники императора Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 т. / Отв. ред., сост. В.М. Хрусталев. М., 2012.
3. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911—1917 гг. М., 2001.
4. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.
5. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.
6. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.
7. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.
8. Шацилло К.Ф. От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М., 2000.
9. Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914. М., 1991.