Власть и общество в 1900-1904 гг.
Император Николай II
На рубеже XIX–XX вв. государственный строй России оставался самодержавным. Вся полнота власти принадлежала императору. Но самодержавие давно не имело ничего общего со старым феодальным абсолютизмом. В стране действовали выборные органы всесословного самоуправления –земства, городские учреждения, а также бессословная и независимая судебная система. Законопроекты обсуждались в высших консультативных инстанциях Империи (особых совещаниях, Государственном совете и др.) с участием экспертов – общественных деятелей, ученых. Однако решающее слово при принятии государственных решений принадлежало монарху.
В 1894 г. на русский престол вступил 26-летний император Николай II (1868-1918). Он был широко образованным человеком, хорошо знал и любил русскую культуру, был развит физически, отличался большой работоспособностью и эрудицией. Царь воспринимал самодержавную власть как «тяжелое и ответственное служение России». Николай II вполне справлялся с обязанностями главы государства. В основе мировоззрения Николая II лежали вера в Бога и сознание долга царского служения Отечеству. Отвергая западные формы политического устройства, монарх был убежден, что самодержавная власть священна для русского народа. Славянофильская доктрина единения царя с народом была близка последнему самодержцу. Идея самодержавия была для Николая II, по сути, религиозной, не подлежащей ревизии. Широкий резонанс имела речь царя перед земскими депутациями в январе 1895 г., в этой речи Николай II назвал предложения об участии выборных деятелей в законодательной работе «бессмысленными мечтаниями». Но позже, по мере обострения обстановки в стране, взгляды царя стали меняться.
Николай II планировал проведение крупных социально-экономических преобразований. В 1890-е гг. состоялись финансовые реформы С.Ю. Витте. В 1903-1904 гг. правительство разработало широкую программу реформ, отраженную в манифесте 26 февраля 1903 г. и указе 12 декабря 1904 г. Она включала в себя: подготовку аграрной реформы, расширение гражданских прав населения и свободы вероисповедания, реформу местной администрации, местного самоуправления и судебной системы, меры по улучшению положения рабочих и др. На совещаниях высших сановников обсуждался вопрос об участии выборных лиц в работе Государственного совета. Решение выпустить Манифест 17 октября 1905 г. о политических свободах и законодательной Думе было принято монархом, по его собственным словам, «совершенно сознательно». Николай II не стал вводить военную диктатуру, чтобы не допустить «потоков крови» и провала назревших реформ. Вместе с тем, последний русский император не имел многих политических качеств, необходимых в условиях острых социальных и международных конфликтов. Он не сумел своевременно и правильно оценить опасность, нависшую над страной. Надежда на реформы не подкреплялась ни ясными представлениями о будущем облике России, ни политической гибкостью, ни твердостью и волей.
В годы своего царствования Николай II так и не создал вокруг себя сплоченную и деятельную «команду». В кризисные моменты он не находил поддержки в своем окружении. В октябре 1905 г. он признался матери, что ему «не на кого опереться, кроме честного Трепова». В марте 1917 г. царь покинул престол, записав в дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман». Николай II не нашел опору и среди членов императорской фамилии. Окружение матери – вдовствующей императрицы Марии Федоровны состояло их салонных дельцов, лоббировавших «конституционные» реформы. Многие великие князья осыпали монарха просьбами личного и денежного характера, но при этом с пренебрежением относились к своим прямым обязанностям, а в разгар революции 1905 г. оставили государя в полной политической изоляции. Наученный этим опытом, Николай II перестал назначать великих князей на правительственные посты. К 1917 г. в оппозиции царю находилась почти вся императорская фамилия. Представители придворной «камарильи», роль которой сильно преувеличивалась, на деле заботились, в основном, о собственном благополучии. Распространяя сплетни о царской чете, они потакали либеральным кругам, ненавидевшим царя как помеху на пути к власти. В данной среде редко встречались защитники трона. В рядах правящей бюрократии также царили разброд и шатания. Лишь немногие государственные деятели тех лет – С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.А. Столыпин, А.В. Кривошеин пытались следовать четкой политической программе. Остальные прошли свою школу волокиты, интриганства и действовали с оглядкой на обстоятельства. «Министерская чехарда» последних лет царствования Николая II была тщетной попыткой царя пробудить к жизни свежие силы, способные справляться со сложными государственными задачами.