Межгосударственное регулирование мировой торговли

Важнейшей мировой организацией в структуре которой находится подавляющая часть организаций осуществляющих регулирование мировой торговли является Организация Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была основана в 1945 году. В настоящее время членами Организации являются 193 государства. Миссия и деятельность Организации Объединенных Наций определяются целями и принципами, изложенными в Уставе ООН.

В связи с полномочиями, предоставленными Уставом ООН, и ее уникальным международным характером, Организация Объединенных Наций может принимать решения по вопросам, стоящим перед человечеством в 21-м веке, таким, как мир и безопасность, изменение климата, устойчивое развитие, права человека, разоружение, терроризм, гуманитарные и чрезвычайные ситуации, гендерное равенство, управление, производство продовольствия и многое другое.

ООН предоставляет площадку, где представители каждой страны могут выразить свои взгляды в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном Совете и других органах и комитетах. Оказывая содействие в налаживании диалога между государствами-членами и в проведении переговоров, Организация становится механизмом, при помощи которого правительства разных стран находят точки соприкосновения и сообща решают проблемы.

Главным административным должностным лицом Секретариата ООН является Генеральный секретарь.

Организационная структура Организации Объединенных Наций приведена на рисунке 8.1.

Межгосударственное регулирование мировой торговли - student2.ru

Рисунок 8.1. Организационная структура Организации Объединенных Наций

Среди международных организаций, регулирующие МТ особо выделяются такие, как ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП и др.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - крупнейшая международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли. Переговоры о создании ГАТТ завершились в 1947 г. в Женеве, а 1 января 1948 г. соглашение вступило в силу. Инициатором выступили США, т.к. укрепив свою экономику после Второй Мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил МТ, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

На основе американских предложений был разработан проект Устава Международной торговой организации (МТО) в виде специализированного агентства при ООН. В 1946 г. 23 страны решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая Мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли. Переговоров завершились успешно, были снижены 45 тыс. тарифов, затрагивавших торговый оборот на сумму 10 млрд. долл. (пятая часть мирового торгового оборота). Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название ГАТТ. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ.

Устав МТО был утвержден на сессии Конференции ООН по торговле и занятости в Гаване в 1948 г., но ратифицировать этот документ ряд стран отказался из-за несовместимости с их национальными законами. Вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики в виде Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Соглашение включало в себянесколько частей: общий режим наибольшего благоприятствования и взаимных таможенных уступок; свод правил торговой политики, которых должны придерживаться страны-члены; процедурные вопросы, исключения в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли; декларацию о необходимости увеличения экспортных поступлений развивающихся стран, развития их экономик и повышения уровня жизни населения.

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

1) абсолютный приоритет тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;

2) фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;

3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;

4) транспарентность регулирования торговли;

5) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

6) принцип взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ), означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций, которые получили название "раундов". С 1947 по 1994 г. прошло восемь торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров: Женева, 1947 г.; Аннеси (Франция), 1949 г.; Торквей (Великобритания), 1951 г.; Женева, 1956 г.; Женева (раунд Диллона), 1960-1961 гг.; Женева (раунд Кеннеди), 1964-1967 гг.; Токио, 1973-1979 гг.; Пунта дель-Эсте (Уругвайский раунд).

Уругвайский раунд (1986-1994 гг., соглашения были подписаны в Марракеше) стал последним в истории ГАТТ. Рассмотрение на нем проблем, связанных с необходимостью разработки ГАТС (Генерального соглашения по торговле услугами), по охране интеллектуальной собственности, об инвестициях в сфере торговли, о совершенствовании механизма деятельности ГАТТ, требовало расширения компетенции этой международной организации, результатом чего стала замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Главным же результатом деятельности ГАТТ явилось снижение средних импортных пошлин с 40% в 1947 г. до 5%.

Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений, и осуществляет контроль за более широким перечнем торгово-политических соглашений.

Главная задача ВТО - либерализация МТ путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. ВТО регулирует торговлю товарами и услугами, вопросы инвестиций и защиты прав интеллектуальной собственности в международной торговле.

Основополагающие принципы ВТО:

1) принцип наибольшего благоприятствования (недискриминации в торговле), в соответствии с которым льготы, предоставленные страной участницей-ВТО какому-либо товару из другой страны, немедленно распространяется на все страны-члены ВТО;

2) принцип национального режима торговли, означающий, что государства-участники должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также в области национального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю;

3) защиты национальной промышленности только таможенными тарифами, а не на иных торгово-политических мерах (квотах, стандартах, импортных и экспортных лицензиях);

4) принцип создания устойчивой основы торговли, предполагающий, что основные тарифы должны соблюдаться и сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии;

5) содействия справедливой конкуренции путем решения вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила регулирования демпинга правительствами стран, на внутреннем рынке которых он обнаружен;

6) общего запрещения количественных ограничений импорта (исключение составляют случаи применения количественных организаций в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего спроса);

7) возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающий "изъятия" (возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО) и применение "защитной оговорки" (возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в возрастающих количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям;

8) принцип региональных торговых договоренностей, который в качестве исключения из общего правила РНБ для региональных торговых группировок в форме таможенного союза (зоны свободной торговли), когда пошлины и др. барьеры практически во всей взаимной торговле ликвидируются;

9) создание специальных условий для развивающихся стран, предусматривающих поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров;

10) разрешения торговых споров путем переговоров и консультаций.

ВТО – это, прежде всего, комплекс многосторонних международных соглашений (договоров), который представляет собой организационно-правовую основу современной системы международной торговли, его нормами и правилами регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Соглашения Уругвайского раунда включает более 50 соглашений и договоренностей, основу которых составляет Соглашение об учреждении ВТО и пакет документов:

1. Многосторонние соглашения по торговле товарами: по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); по сельскому хозяйству; по применению санитарных и фитосанитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам в торговле; по применению антидемпинговых мер; по субсидиям и компенсационным мерам и др.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В соглашении устанавливаются более высокий уровень защиты в отношении таких прав, и страны обязуются принять национальные законы, которые призваны защитить эти права.

4. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).

5. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

6. Механизм обзора торговой политики - система коллективного мониторинга со стороны стран-членов ВТО за торговой политикой отдельных стран и соблюдением ими правил, норм и обязательств ВТО.

7. Многосторонние соглашения с ограниченным участием, обязательные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и говядине.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, состав которой формируют представители всех государств-членов организации Конференция проводятся не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения торгового баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде. В полномочиях Министерской конференции - назначение Генерального директора ВТО.

Второй по значению орган ВТО, Генеральный совет, собирается по несколько раз в год для решения большого спектра вопросов, входящих в круг ведения ВТО. Генеральный совет созывается также для выполнения функций Органа по разрешению споров и для выполнения функции Органа по обзору торговой политики. Генеральный совет играет важную роль в организации и проведении многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.

Первая Министерская конференция ВТО состоялась в 1996 г. в Сингапуре. Она одобрила программу будущей деятельности ВТО, где особое внимание было уделено т.н. сингапурским вопросам (правила конкуренции, взаимосвязь между торговлей и капиталовложениями, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли).

На второй конференции, в 1998 г. (Женева) было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).

Третья конференция (1999 г., Сиэтл) была посвящена анализу хода выполнения соглашений Уругвайского раунда и началу нового раунда МТП, в рамках которого планировалось начать переговоры по вопросам, не решенным в ходе Уругвайского раунда (т.н. "встроенная повестка дня"): с/х, торговля услугами и др. Конференция не достигла поставленных целей, не сумев дать старт широким многосторонним торговым переговорам в рамках ВТО. Не была даже выработана конкретная повестка раунда, что обуславливалось наличием серьезных противоречий между развитыми и развивающимися странами во взглядах на задачи, содержание и формат таких переговоров.В ходе конференции обозначились разные подходы к решению стоящих проблем среди развитых стран.

Четвертая министерская конференция в 2001 г. в г. Доха (Катар) открыла новый раунд многосторонних торговых переговоров (первый в рамках ВТО) - "Дохийский раунд", или "Раунд развития". В повестку дня МТП были включены вопросы снижения промышленных тарифов, торговли услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, правилам ВТО по субсидиям и антидемпингу, а также по вопросам поддержки с/х.

Пятая конференция прошла в 2003 г. в г. Канкун (Мексика). На ней предполагалось определить формат дальнейшего продолжения МТП. Но из-за отсутствия консенсуса между развитыми и развивающимися странами, в первую очередь, по проблемам с/х и "сингапурским вопросам" конференция закончилась безрезультатно. Неудача конференции нарушила первоначальные сроки окончания переговоров Дохийского раунда - 1.01. 2005 г.

Шестая министерская конференция ВТО состоялась в 2005 г. в Гонконге. К разногласиям между развивающимися и развитыми странами по вопросам формата и программы переговоров добавились разногласия между США и ЕС по вопросам с/х политики. Конференция едва была спасена от провала. Члены ВТО приняли итоговую декларацию, в которой 30.04.2006 г. объявлялось крайним сроком полного согласования вопросов "Дохийского раунда" переговоров. Был достигнут компромисс по вопросу о субсидирования производителей хлопка.

В августе 2008 г. прошла очередная встреча в рамках Дохийского раунда. Переговоры снова зашли в тупик. США, ЕС, Китай и Индия так и не смогли прийти к компромиссу по поводу мер защиты фермеров в бедных странах.

Провал переговоров лишил развивающиеся страны, прежде всего Бразилию, Индию и африканские государства, надежды на получение более широкого доступа на потребительские рынки развитых стран. Камнем преткновения стали продовольствие и аграрное сырье. Хотя на их долю приходится всего 8% мировой торговли, именно этот сектор особенно чувствителен к протекционистской политике: в среднем в развитых государствах тарифы на импорт аграрного сырья составляют 30%, в развивающихся - 54%. Действующая тарифная система сложилась по результатам Уругвайского раунда ВТО. В нач. 1990-х гг. страны ВТО договорились отказаться от квотирования импорта аграрного сырья, трансформировав квоты в тарифы. Но развивающиеся страны, особенно с большим сельским населением, не хотят открывать свои продовольственные рынки, опасаясь разорения крестьян и миграции десятков миллионов человек в города. И эти опасения обоснованны: в Индии, напр., в с/х занято 60% всех трудовых ресурсов, которые производят почти 1/5 часть ВВП. В Китае в аграрном секторе трудится 43% всех занятых, которые производят 12% ВВП. В обеих странах вопрос обеспечения продовольствием стоит довольно остро.

В развитых государствах с/х играет менее важную экономическую роль. Так, в ЕС на этот сектор приходится 2% ВВП и 4,4% занятых, в США - 0,6 и 0,9% соответственно. Но аграрное лобби, играющее в этих странах непропорционально большую роль, апеллирует к необходимости сохранить традиционный сельский уклад. Поддерживающие идеи "защитить отечественных фермеров" партии проходят в парламенты развитых стран и успешно лоббируют выделение огромных субсидий для местных производителей. Так, на аграрные субсидии в ЕС тратится 44% общеевропейского бюджета (68 млрд. долл.). В США на эти же цели в 2000-2008 гг. в среднем расходовалось 16 млрд. долл. В результате провала переговоров больше всего пострадали интересы стран, которые являются эффективными производителями аграрной продукции, - Бразилии, Аргентины, ЮАР, Австралии и Нов. Зеландии.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 164 страны (в т.ч. и Россия), ряд государств находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 г. Генерального соглашения по торговле услугами. Разработка ГАТС проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.

Основными обязательствами стран-членов ВТО в соответствии с ГАТС являются:

1) взаимное предоставление РНБ в торговле услугами (за некоторыми временными и другими исключениями);

2) взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения;

3) развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем;

4) обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами;

5) создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) по решению ЭКОСОС ООН была создана в 1962 г.. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам третьего мира. Задачи ЮНКТАД: максимальное расширение возможностей развивающихся стран в области торговли, инвестиций и развития, решении вызовов, возникающих в связи с глобализацией, интеграции в мировую экономику развивающихся стран на равноправной основе,выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных МЭО; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения МТ.

В структуре ЮНКТАД действуют 3 постоянные комиссии: по торговле товарами и услугами, по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам, по предпринимательству, содействию бизнесу и развитию.

Главный принцип работы ЮНКТАД - групповой по социально-экономическому и географическому признакам: А - афро-азиатские страны; В - промышленно развитые страны; С - латиноамериканские страны; Д - бывшие социалистические (европейские) страны. Наибольшая активность деятельности ЮНКТАД пришлась на конец 60-х и 70-е гг., когда формировалась концепция нового международного экономического порядка. Среди наиболее эффективных результатов деятельности ЮНКТАД можно выделить принятие "Интегрированной программы для сырьевых товаров", в результате чего улучшились условия торговли на мировых рынках 18 сырьевых товаров, занимающих особое место во внешней торговле развивающихся стран.

Велика роль ЮНКТАД в установлении режима преференций для товаров из развивающихся стран на рынках промышленно развитых стран. На сессии ЮНКТАД в Дели в 1988 г. была принята "Общая система преференций при импорте готовых товаров из развивающихся стран", в соответствии с которой промышленно развитыми странами были введены режимы преференций по отношению к развивающимся, однако в последующем имел место рост новых нетарифных барьеров. В настоящее время ЮНКТАД не играет такой важной роли в регулировании МТ, как 20-25 лет тому назад, но свой потенциал еще сохраняет.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)учреждена в 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок, в т.ч.: всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила; правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение; обновляемую информацию о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права.

В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила"), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже 1980 г.), Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г. и др.

В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

Международная торговая палата (МТП)была создана в 1919 г. Это независимая некоммерческая международная организация, объединяющая более 7 тыс. предприятий-членов и 1 600 союзов и ассоциаций из 140 стран мира.

Основными направлениями деятельности МТПявляются:

• разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса;

• решение задач, связанных с либерализацией международной торговли;

• разработка рекомендаций в области международной торговли, финансовых услуг, энергетики, информационных технологий, интеллектуальной собственности, маркетинга, рекламы, налогообложения, инвестиций, транспорта;

• международный арбитраж и разрешение торговых споров;

• борьбы с коррупцией и преступлениями в сфере торговли;

• координация межпалатского сотрудничества в мире в рамках Всемирной федерации торговых палат.

Основные документы, разрабатываемые МТП:ИНКОТЕРМС, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Арбитражный регламент МТП, типовые международные контракты.

МТП не только распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли, а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами, но и издает сборники международных коммерческих терминов (ИНКОТЕРМС).

Имеется несколько редакций ИНКОТЕРМС. Первая принята МТП в 1936 г., а последняяприменяется с 2010 г. (ИНКОТЕРМС-2010). ИНКОТЕРМС пересматривались и дополнялись несколько раз: в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 гг.

Торговые термины ИНКОТЕРМС представляют собой различные типы основных или, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска случайной гибели (повреждения) товара и др.

В ИНКОТЕРМС-2010 дается регламентация 13 типов базисных условий договора купли-продажи, применяемых в международной коммерческой практике. Все термины объединяются в 4 группы, расположенных в зависимости от возрастания обязанностей продавца по доставке товара покупателю (от минимальных обязанностей в первой группе до максимальных в последней), что сделано для удобства понимания Правил. Каждая группа терминов обозначена индикатором - буквой латинского алфавита (Е, F, С, D) и краткой характеристикой (соответственно "отгрузка", "основная перевозка не оплачена", "основная перевозка оплачена", "прибытие").

В Инкотермс-2010 определены 11 терминов, 7 из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки.

1. EXW (англ. ex works, франко-склад, франко-завод): товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.

2. FCA (англ. free carrier, франко-перевозчик): товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.

3. CPT (англ. carriage paid to…): товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несёт покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.

4. CIP (англ. carriage and insurance paid to…): то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.

5. DAT (англ. delivered at terminal): поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.

6. DAP (англ. delivered at place): поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.

7. DDP (англ. delivered duty paid): товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех таможенных пошлин и рисков.

Также в Инкотермс-2010 определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:

1. FAS (free alongside ship): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.

2. FOB (free on board): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.

3. CFR (cost and freight): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.

4. CIF (Cost, Insurance and Freight): то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец.

ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран мира. Они периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара.

Использование ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки. ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается внешнеторговая политика страны, и какие цели преследует государство, проводя ее?

2. Охарактеризуйте формы современной внешнеторговой политики.

3. Почему во внешнеторговой политике развитых стран до сих пор сохраняются протекционистские меры?

4. Какие функции выполняет таможенный тариф?

5. Дайте классификацию таможенных тарифов.

6. В каких случаях страны применяют меры нетарифного регулирования? Приведите конкретные примеры.

7. Что такое экономическая интеграция, и каковы ее основные признаки?

8. Каковы предпосылки способствуют объединению государств в интеграционные группировки?

9. Какие цели преследуют страны, объединяясь в интеграционные объединения?

10. Какие преимущества дает странам участие в интеграционных объединениях?

11. Чем характеризуются этапы интеграционного процесса?

12. Проанализируйте перспективы развития СНГ и ЕАЭС.

13. Назовите причины создания и цели деятельности Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

14. Каково значение для международной торговли решений, принятых в ходе Уругвайского раунда?

15. Что представляет собой "режим наибольшего благоприятствования", и как он действует?

16. Чем деятельность Всемирной торговой организации отличается от деятельности ГАТТ?

17. Какие обязательства принимают на себя страны-члены ВТО в соответствии с ГАТС?

18. В чем состоит роль ЮНКТАД в регулировании международной торговли?

19. Какое значение для мировой торговли имеет деятельность Международной торговой палаты?

20. Какова роль ИНКОТЕРМС в осуществлении международных сделок?

Список использованной литературы

Основная литература:

1. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / 5-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 518 с. - (Бакалавриат).

2. Мельников А.А. Государственное регулирование экономики. М.: Московский Университет им. С.Ю. Витте, 2012 https://online.muiv.ru/media/lib/books/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki/xbook342/book/index/index.html

3. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебник / В. М. Соколинский под ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 243 с.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.

Дополнительная литература

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.:Питер, 2009.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.

3. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Издательство «Омега – Л», 2012. – 335 с.

4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.П. Васильев. – М.:»Дело и сервис», 2010. – 176 с.

5. Ефимова Л.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ. – М.: Лаборатория книги, 2010, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/37351/

6. Крылов А.П. Теория экономических циклов. Методы государственного регулирования на различных этапах экономического цикла. – М.: Лаборатория книги, 2011, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/43186/

7. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Артамонова В.С., Иванова С.А. и др. - СПб.: Питер, 2009.

8. Организация денежно-кредитного регулирования: учебное пособие / Ю.А. Соколов, С.Е. Дубова, А.С. Кутузова. – М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО «МПСИ», 2011, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/27740/

Интернет-ресурсы

1. Газета «Ведомости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/

2. Газета «Коммерсант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/

3. Интернет-периодика финансовых журналов [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://dis.ru/static/magaz/fm/index.html

4. Консультант Плюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

7. Официальный сайт министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economy.gov.ru

8. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru

9. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org

10. Центр информационных исследований: Бюджетная система РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/

11. Статистика по денежно-кредитной сфере [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/

12. Общероссийский информационно-аналитический журнал «Имущественные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iovrf.ru/

13. Журнал «Эксперт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.expert.ru/

14. Журнал «Финанс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finansmag.ru/

15. Онлайн библиотека Московского университета имени С.Ю. Витте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru


Наши рекомендации