Внешнеторговая политика государства
Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки. Внешнеторговая политика конкретного государства определяет субъективные возможности данного государства в МРТ и международном товарообмене, отражает условия взаимодействия внутреннего рынка и международного рынка. Внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внешней политикой государства в целом.
Основными целями внешнеторговой политики являются: обеспечение экономического роста; изменение способа и степени включения данной страны в МРТ; выравнивание структуры платежного баланса за счет изменения объема экспорта и импорта; изменение товарной и географической структуры внешней торговли; обеспечение стабильности национальной валюты; сохранение политической и экономической независимости страны; обеспечение страны необходимыми ресурсами.
Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух форм:
1) протекционизма - политики, направленной на использование различного рода ограничений, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок и, как следствие, снижающий конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Политика автаркии отражает, как правило, нездоровое состояние экономики, она основывается на болезненно обостренном чувстве патриотизма, желании избежать превращения экономики в придаток мировой экономики. Автаркия противоречит закономерностям развития мировой экономики, снижает ее эффективность, обусловливает хозяйственную отсталость.
2) свобода торговли (фритредерство) - курс на устранение ограничений в международной торговле с целью активизации внешнеторгового оборота и международных экономических отношений. Такая политика направлена на снижение барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, т.к. в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, и снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
В современной мировой практике внешнеторговый политический курс обычно сочетает в себе элементы и протекционизма, и фритредерства. В мировой торговле господствуютсмешанные формы внешнеторговой политики,предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций,каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. При этом меры внешнеторговой политики, имеющие протекционистскую направленность, как правило, носят внутренний характер и оформляются актами национального (внутреннего) права, а меры по либерализации внешней торговли чаще всего являются результатами двусторонних или многосторонних международных переговоров.
В 50-60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е гг. отмечена волна "нового" протекционизма. Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на МТ, вводимые странами в дополнение к традиционно применяемым формам ограничения нежелательного импорта товаров. Среди приемов дополнительного воздействия на экспортеров товара в данную страну чаше всего применяются механизмы "добровольного ограничения экспорта", "упорядоченных торговых соглашений", навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в МТ доминировала политика свободной торговли. Кризис конца 2000-х гг. оживил протекционистские тенденции.
Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация МТ при большей гибкости протекционистских барьеров.
Но развиваются итенденции протекционизма:
1. Протекционизм приобретает региональный характер. В интеграционных группировках происходит либерализация торговли, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран: а) происходит постепенное "размывание" принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе "режима наибольшего благоприятствования"; б) на региональном уровне вводятся правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины при нанесении "значительного ущерба" национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.
2. Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта - в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.
Протекционистские меры применяются во внешнеторговой политике не только развивающихся, но и развитых стран: а) прямое субсидирование экспорта (особенно на с/х товары); б) экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта); в) страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).