Последствия конъюнктурных колебаний и меры антициклической политики государства
Социально-экономические последствии конъюнктурной цикличности неоднозначны. В экономических оценках превалируют однако негативные итоги. К их числу относятся:
- недогрузка производственных факторов в течение сравнительно длительного времени (простой оборудования, формирование безработицы);
- возникновение кризисной ситуации, разорение фирм, стрессовое состояние общества;
- усиление состояния неопределенности у всех субъектов экономики.
Именно преобладание негативных аспектов в циклическом развитии и побуждает государство проводить стабилизационную (антициклическую, конъюнктурную) политику. Причина проведения этой политики связана с тем, что механизм самокоррекции экономики не всегда может справиться с этими проблемами.
Задачи стабилизационной политики включают:
- сглаживание амплитуды циклических колебании;
- обеспечение более полного использования производственных факторов страны.
Антициклическое регулирование, нередко обозначаемое в экономической науке как политика краткосрочной стабилизации, или дискреционная экономическая политика, или политика тонкой настройки, есть комплекс государственных мероприятий, которые проводятся в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Главной целью такого регулирования является достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла. В случае достижения этой цели национальная экономика всякий раз в максимально возможной степени приближается к потенциальному уровню ВВП и полной занятости населения, а темпы инфляции (дефляции) оказываются стабильно низкими.
С точки зрения экономического содержания стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов». Любое современное государство имеет немалые возможности для достижения указанной цели, поскольку в его распоряжении находятся государственный бюджет, денежная масса и возможность прогнозирования предстоящих перепадов экономической конъюнктуры. Используя эти и некоторые другие инструменты в качестве неких контрдействий по отношению к уровню деловой активности, фискальные и монетарные власти способны противодействовать нежелательным изменениям конъюнктуры, связанным с всплеском инфляции и безработицы, изменить амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможны даже выпадение из цикла некоторых его фаз, непоследовательность их смены с точки зрения чистой теории.
Государство опирается на определенную систему показателей с тем, чтобы иметь возможность иронизировать возможные кризисные спады (таблица 7.4.).
Таблица 7.4.
Индексы, предсказывающие экономический спад
Группа показателей | Отражение состояния | Характеристика показателя |
«Опережающие показатели» | Отражают положение дел до наступления нижней переломной точки конъюнктуры | - Рост объемов товарно – материальных запасов; - Снижение цен на акции; - Снижение уровня загрузки производственных мощностей. |
«Запаздывающие показатели» | Отражают положение дел после наступления нижней переломной точки конъюнктуры | Уровень безработицы (ее масштабы достигают максимума несколько позже переломной точки на графике конъюнктуры). |
Качество антициклического регулирования, добавим, определяется также масштабами не допущенной в стране инфляции, которая вследствие достоверности предсказаний ее вероятных темпов оказалась не просто перенесенной в будущее, отложенной, а именно искорененной в самих глубинах ее многочисленных причин.
Сглаживание циклических колебаний экономики достигается с помощью регулярного чередования политики экспансии, проводимой в условиях нисходящей и низкой конъюнктуры, и политики рестрикции, используемой государством в период восходящей и высокой конъюнктуры (рис. 7.2.).
Рисунок 7.1. Сглаживание циклических колебаний экономики |
При достижении целей антициклического регулирования государство использует инструменты фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики. Накопленный к настоящему времени мировой опыт доказывает, что в стадии рецессии несравненно большей эффективностью регулирования обладает бюджетно-налоговая политика (и правительство как ее ведущий субъект), а при подъеме роль первой скрипки закономерно переходит к политике денежно-кредитной (и центральному банку как органу, реализующему ее цели). Правда, решающую роль центральный банк играет лишь в случае превалирования монетарных факторов в структуре инфляционного процесса. Но если в стране преобладает не инфляция спроса, а инфляция предложения, то ведущим субъектом антиинфляционного регулирования закономерно становится антимонопольное ведомство. Немаловажную роль при этом играют и фискальные органы, однако направленность их налоговых действий должна быть не рестриктивной, а, напротив, экспансионистской.
Рассмотрим инструменты, которые применяются в фазах спада и депрессии.
1. Сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты), которое приводит к наращиванию склонности к потреблению, стимулированию потребительского и инвестиционного спроса домохозяйств и компаний.
2. Увеличение государственных расходов как инвестиционной, так и социальной направленности, порождающих мультипликативный эффект. Разумеется, речь идет не об абсолютном увеличении правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может просто не хватить средств государственного бюджета), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВВП. В результате проведения указанных бюджетно-налоговых мероприятий в условиях неблагоприятной конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита: в жертву экономическому равновесию приносится равновесие бюджетное. Это в свою очередь неизбежно приводит либо к наращиванию государственного долга (при задействовании долгового способа финансирования дефицита бюджета), либо к ускорению инфляции (при использовании денежного способа). Тем не менее вызванное подобными экспансионистскими действиями стимулирование совокупного спроса, затем рост ВВП, а также занятости населения способны в дальнейшем заметно ослабить остроту не только экономических, но и финансовых проблем.
Пропорция, в которой ресурсы государственного регулирования направляются в фазе кризиса на поддержку потребительского и инвестиционного спроса, зависит в первую очередь от самой глубины кризисного спада производства. Чем глубже последний, тем более значимым становится восстановление спроса потребителей и тем важнее накачивание совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением. Конечно, поддерживая производителей в ущерб конечным потребителям, финансовые власти тоже стимулируют спрос коль скоро немалая часть финансовых средств, выделяемых государственным предприятиям, оказывается в руках занятых на них работников. Однако на фондоемких предприятиях тяжелой промышленности доля подобных средств заведомо невелика. Значит, в состоянии рецессии эффективность антикризисного регулирования закономерно нарастает по мере концентрации бюджетных ресурсов в тех звеньях народнохозяйственного организма, которые отличаются повышенной трудоемкостью. А таковыми, бесспорно, являются конечные (а не промежуточные) отрасли, которые к тому же в случае государственной поддержки запускают в национальную экономику мощный мультипликативный эффект.
3. Денежно-кредитная экспансия. Оживление конъюнктуры достигается путем притока в экономику дополнительной денежной массы, или, как принято говорить сегодня, «количественного смягчения» монетарной политики. Подобные действия центрального банка конечно же таят в себе определенную угрозу ценовой стабильности, стимулируя инфляционный процесс. Однако, поскольку национальное хозяйство в этот период находится на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения или в самом начале отрезка промежуточного, существенное расширение совокупного спроса, вызванное денежной накачкой экономики, в несравненно большей степени приводит к росту объема совокупного выпуска, нежели к повышению общего уровня цен (последнее может вообще не случиться).
Реализуемая государством политика «дешевых» денег оказывает, по меньшей мере, троякое позитивное воздействие на экономику. Во - первых, увеличение денежной массы в обращении означает открытую инфляцию (в определенных, строго очерченных границах). У потребителей через некоторое время срабатывает рефлекс инфляционных ожиданий, они тратят свои сбережения и наращивают предельную склонность к потреблению. В результате совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что, собственно, и требуется государству для преодоления кризиса перепроизводства. Во-вторых, происходит кратковременное снижение процентных ставок. Предприниматели, получая «дешевый» кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары. В-третьих, в связи с уменьшением процентной ставки сбережения домохозяйств и компаний направляются не в банки, а на покупку растущих в цене акций, что ведет к росту деловой активности и уменьшению безработицы.
Антициплические меры государства, графически представлены в таблице 7.5.
Таблица 7.5.
Меры конъюнктурной политики государства
Инструменты | Меры на этапе спада (стимулирование экономической активности субъектов) | Меры на этапе подъема (сдерживание экономической активности субъектов) |
Монетарные | - Операции на открытом рынке: покупка государством ценных бумаг; - Учетная политика: понижение ставки процента (политика «дешевых денег) - Политика обязательных резервов (понижение нормативов резервирования). | - Операции на открытом рынке: продажа государством ценных бумаг; - Учетная политика: повышение ставки процента (политика «дорогих» денег); - Политика обязательных резервов (повышение нормативов резервирования) |
Финансовые | - Нормативное снижение уровня ставок подоходного и корпорационного налогов; - Автоматическое действие прогрессивной ставки подоходного налога: снижение доходов домашних хозяйств ведет к сокращению взимаемой суммы налога; - Составление новых инвестиционных программ, предоставление кредитов фирмам; - Уменьшение занятости ведет к повышению числа безработных и тем самым к росту выплачиваемых пособий по безработице. | - Нормативное повышение уровня ставок подоходного и корпорационного налогов; - Автоматическое действие прогрессивной ставки подоходного налога: рост доходов домашних хозяйств ведет к возрастанию взимаемой суммы налога; - Сокращение государственных кредитов фирмам; - Рост занятости ведет к сокращению числа безработных и тем самым к сокращению выплачиваемых пособий по безработице. |
В целом, как показывает практика, каждый механизм влияния имеет свой потенциал и свои границы воздействия. Наиболее заметны границы действенности монетарного механизма в условиях рецессии, спада. Это обусловлено тем, что в условиях низкого спроса на производимые фирмами блага стимулирующие действия государства не всегда могут побудить фирмы к активизации действий. Лишь реальный рост спроса на инвестиционные и потребительские блага дает оживление экономики. Многое зависит от степени пессимистичности настрои бизнеса, от его ожиданий. Страх перед возможной безработицей, слабые ожидания роста прибылей — все это может сдерживать использование льготных кредитов государства (из-за опасения оказаться в долгах).
Именно поэтому в 1930-х гг. Дж. Кейнс предложил правительству стимулировать собственный спрос, чтобы затем дать толчок спросу во всей частной экономике. В свою очередь повышение спроса со стороны государства обеспечивается в этих условиях путем займов (поскольку денег в бюджете недостаточно). Итогом такой политики неизбежно становятся дефицитность государственного бюджета и, следовательно, государственный долг.
Таким образом, более активное воздействие на этапе спада проявляет финансовая политика (но при этом центральный банк должен создавать необходимые предпосылки — с точки зрения подготовки денежных масс).
На фазе подъема государство сокращает свой собственный спрос, что достаточно быстро успокаивающе воздействует на экономику. Эти меры финансового ведомства поддерживаются центральным банком, который вводит свои сдерживающие рычаги.
Итак, конъюнктурная политика это сфера постоянною взаимодействия двух инструментов регулирования, при котором возможности одного инструмента могут быть расширены за счет взаимодействия с другим инструментом.
Регулирующий эффект инструментов предполагает определенную длительностьих применения. Как правило, требуется использование мер в течение шести месяцев (в частности, для того чтобы смягчить рецессию или успокоить перегретую конъюнктуру).
Такое обстоятельство ставит задачу своевременного прогноза конъюнктурных перепадов,чтобы своевременно подключить регулирующие меры правительства. Оперативность принимаемых мер важна для того, чтобы лаг времени (time-lag) от начала регулирующих шагов до получения результата был относительно короче. При этом важно отметить, что существует проблема своевременного обнаружения (предсказания ) опасной ситуации в национальной экономике.
Технический инструмент применяется для оперативного решения о возможных мерах государства — так называемый совокупный индикатор, представляет собой набор важнейших индикаторов национальной экономики, но отношению к которым указываются три величины:
- нормативный уровень показателя;
- верхний допустимый уровень;
- нижний допустимый уровень.
Эффективность рычагов регулирования зависит также от институционального устройства государства. В условиях федерации, например, наличие множества субъектов и уровней управления приводит к тому, что действенность применяемых мер может снижаться.
Так что конечный результат антикризисной политики предопределяется самой комбинацией стабилизационных мероприятий властей. В частности, эффективность использования фискальных инструментов обусловлена структурой правительственных расходов — являются ли они преимущественно трансформационными или трансфертными.
Во время затяжного и бурного подъема, когда назревает опасность резкого сокращения товарных запасов (а значит, расширения импорта и ухудшения торгового баланса), повышения заработной платы, издержек производства и общего уровня цен, правительство, наоборот, сознательно повышает налоги и параллельно сокращает государственные расходы. Безусловно, подобная фискальная рестрикция оказывается далеко не безболезненной, она заметно тормозит экономический рост, ее реализация сопровождается неминуемым расширением теневой экономики, утратой значительного количества рабочих мест и др. Однако, сдерживая дальнейшее нарастание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, подобные действия государства в рамках его рестриктивной бюджетно-налоговой политики приводят к уменьшению дефицита бюджета, а в ряде случаев даже к его положительному сальдо. Возникающий в этих условиях бюджетный излишек власти направляют на погашение ранее накопленных внешних долгов или на формирование резервного фонда. В результате указанных стабилизирующих действий предотвращается чрезмерный инфляционный перегрев экономики, а значит, грядущий спад производства в стране становится менее заметным, да и сама проблема накопленного в депрессивный период государственного долга перестает быть столь острой.
Еще более значимой при восходящей и высокой конъюнктуре (особенно в случае инфляции спроса) является денежно-кредитная рестрикция. Проводимая центральным банком политика «дорогих» денег означает сжатие чрезмерно разросшейся денежной массы, влечет за собой повышение процентных ставок и, как результат, спад потребительской и инвестиционной активности в стране. Однако в монетарной (как, впрочем, и в любой другой) политике необходима осторожность. Если при реализации политики «дешевых» денег нарастает угроза инфляции, то при проведении политики «дорогих» денег усиливается опасность сокращения инвестиций, производства, занятости и реальных доходов населения, т.е. социальная цена за торможение инфляционных процессов может оказаться слишком высокой. Здесь крайне важна правильная дозировка непопулярных стабилизационных мер, просчет оптимальных параметров которой в практике социальноэкономического прогнозирования с разбивкой во времени противодействует чрезмерно «жесткой посадке» национальной экономики. Но еще более разрушительные последствия порождает игнорирование сложившегося алгоритма чередования политики «дорогих» и «дешевых» денег.