Взаимодействие институтов рынка и государства
Рыночная система — явление, находящееся в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в его эволюции стало отражаться влияние государства. В ходе последних двух столетий сложился богатый опыт взаимодействия двух экономических институтов — рынка и государства. Характеризуя данный социально-экономический «тандем», уместно отметить несколько типичных его признаков.
1. Обе системы взаимно обуславливают друг друга. Рынок нуждается в инфраструктуре, в «игровом поле» с совокупностью определенных правил, создать которые может только государство. Оно обеспечивает и систему защиты игроков (от внешних и внутренних угроз). Государству же рынок нужен для получения необходимых ресурсов (ради самосуществования и реализации предначертанных обществом функций).
2. Институты оказывают друг на друга позитивное влияние. Встречное воздействие приводит к эволюции и взаимной адаптации обеих систем. Государство в течение столетий приобретает более либеральный, толерантный (по отношению к бизнесу) характер. К системе правил приучается и бизнес. Хотя сокрытие от налогов сохраняется всегда, однако в целом это явление становится менее активным. Более того, взаимодействие двух институтов обеспечивает проявление дополнительной результативное, что рождает так называемый синергетический эффект. Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд его изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выраженный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого позитива зависит во многом от оптимальности сочетания сил двух «агентов». При этом следует учитывать, что разумная пропорция («рынок — государство») определяется историческими условиями развития.
В порядке иллюстрации отметим, что помощь, предоставляемая государством рынку на первом этапе индустриального развития — в XVIII — начале XIX в. (в форме обеспечения системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных, т.е. коллективных благ), оказала сильнейшее стимулирующее воздействие. Это привело к тому, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. К тому периоду у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы автоматически вызывать «тормозной рефлекс», необходимый для соблюдения общеэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. уже не следует трактовать (с позиции сегодняшнего понимания экономической истории) однозначно сбоем. Он явился первым сигналом, продемонстрировавшим мощь неконтролируемой экспансии рыночной стихии.
3. Каждый из двух институтом обладает относительной самостоятельностью. Это обусловливает наличие различных, иногда противостоящих интересов, вызванное тем, что оба института - как рыночный (но линии фирм), так и государственный представляют собой системы, построенные на централизованной иерархии. У каждой из них (помимо общих целей) существуют и свои собственные устремлении, побуждающие к самостоятельной экспансии, к своему, «личному», доходу Эти стимулы становятся понятными, если мы обращаемся к категории человеческого эгоизма. Как отмечали классики политической экономии, рынок (представленный совокупностью фирм) выражает концентрацию человеческой воли и желаний. По аналогии с этим государство можно рассматривать как «большую команду бюрократов», наделенную (хотя и с предписанными ограничениями) теми же слабостями человеческой натуры. В итоге на конкурентном поле неизбежны столкновения частных и государственных команд с противоположными устремлениями и интересами.
Наиболее яркий пример противостояния интересов проявляется в области налоговой политики. В основе этого лежит то обстоятельство, что государство (как любая живая система) стремится к экспансии. Для ее реализации нужны ресурсы. Сбор средств обеспечивается за счет налогов. Отсюда естественное стремление к растущим налоговым изъятиям (что порой может превышать чисто функциональные, оправданные для общества масштабы). В итоге усиливается налоговое давление, которое противостоит интересам фирм.
Другой наглядный пример противостояния интересов прослеживается в развитии феномена бюрократизации. Реализуемая государством законодательная, исполнительная деятельность объективно создает основу для системы порядка в обществе, что внешне реализуется через принятие законов, правил, предписаний (и соответственно создания кругопотока документации, что требует немалого времени). Однако чрезмерное нарастание «бюрократических потоков», затяжки в принятии решений имеют и целевой мотив, выражающий «личные интересы» государства. Этот интерес строится на экономической основе (возможность получения «левых» доходов) и подспудном стремлении к демонстрации своей власти, распорядительных прав и функций. Последнее дает госчиновнику благостное чувство самозначимости.
Более мягкий пример противостояния можно увидеть в растущей конкуренции двух институтов в области формирования объектов инфраструктуры. В последние десятилетия материальные затраты в этой сфере постепенно стал осуществлять и частный сектор. Вызвано это тем, что многие крупные корпорации приобрели финансовую мощь, достаточную для финансирования ряда объектов инфраструктуры (в сфера образования, здравоохранения, транспортного дела, страхования, системы связи и информации).
Взаимодействие двух институтов реализуется и определенной внешней среде, в рамках которой проявляется влияние дополнительных обстоятельств, глобализации и мировых политических процессов (рисунок 2.2.).
Рисунок 2.2. Взаимодействие институтов рынка и государства
При анализе взаимодействия двух институтов обычно принято рассматривать то влияние, которое государство оказывает на рыночную систему. Это предопределено тем, что недостатки рынка вызывают необходимость коррекции ряда сбоев, справиться с которыми самому рынку сложно. В процессе регулирования проявляется серия аспектов:
- государство формулируем цели воздействия и разрабатывает стратегию, которая должна быть оптимальной среди большой группы альтернативных решений;
- в реализацию экономической политики включается совокупность субъектов: государственных (министерство финансов, министерство экономики, центральный банк, органы местного самоуправления, юридические инстанции) и негосударственных;
- осуществление экономической политики происходит за счет использования определенных механизмов: финансовой (фискальной) и монетарной политики,
- потребность в широком спектре мер государства привела к созданию опыта действий государства по нескольким направлениям.
В обобщенном виде процесс государственного регулирования можно представить следующим образом (рисунок 2.3.).
Рисунок 2.3. Воздействие государства на рыночную систему
Обозначит общие параметры воздействия государства на рыночную систему, обратимся к краткой характеристике тек аспектом, которые отражают встречное воздействие: рыночной системы на государство (рисунок 2.4.).
Рисунок 2.4. Воздействие рыночной системы на государство и экономические процессы
Анализ встречного влияния побуждает опираться на некие аналогичные структурные компоненты (цели, субъекты, механизмы, направления реализации), которые использовались при анализе воздействия государства на рыночную экономику.
Характеризуя встречное воздействие рыночной системы, необходимо учитывать, что данный институт имеет менее четкую структуру по сравнению с институтом государства. В ней заключается двойственная природа, соседствуют два начала: спонтанность, с одной стороны, и иерархичность, жесткая организованность с другой.
Многоаспектность рынка побуждает экономистов искать пути его воздействия на хозяйственную систему и государство по двум относительно самостоятельным направлениям. Первый путь реализуется по линии анализа роли рыночной среды как стихийного, спонтанного начала. Второй путь осуществляется но линии воздействия фирм, корпораций, что предполагает четко обозначенные целевые (стратегические) установки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое социально – экономическая система. Охарактеризуйте виды социально – экономических систем.
2. Охарактеризуйте основные модели социально – экономических систем. Какими чертами можно охарактеризовать российскую социально – экономическую систему?
3. Что такое национальная экономика? Раскройте структуру национальной экономики.
4. Что такое отрасль экономики и ОКВЭД?
5. Какие институциональные образования вы можете назвать среди субъектов экономической политики? Чем объясняется их разнообразие? Почему в российской практике несколько иное понимание субъектов регулирования?
6. Каким образом выбор целей экономической политики государства зависит от политического цикла в стране? Как распределяются популярные и непопулярные меры регулирования на протяжении политического цикла?
7. Что характерно для регулирования макроэкономики со стороны государства?
8. Какова целевая ориентация регулирования макроэкономики со стороны рынка?
9. В чем специфика peгулирующей деятельности фирм? Каково содержание прямых и косвенных методов воздействия на экономическую политику государства?
10. В чем заключается сходство и в чем различия между бизнесом и государством в деле макроэкономического реагирования?
11. Что представляет собой «рынок коррупционных ycлуг? Какое научное обозначение получил доход, присваиваемый бюрократом?
12. Если коррупция стала одной из острейших проблем в современном мире (о чем говорилось на заседании стран «восьмерки» в 1999 г.), можно ли говорить, что она — составной элемент теневой экономики?
13. В чем заключается смысл рынка коррупционных услуг?
14. Каково содержание рынка государственных услуг на международном уровне?
15. Почему государство стремится адаптировать в свой институт элементы рыночной экономики? Каким образом оно это делает?
16. В последние десятилетия сложился международный рынок услуг для иностранных инвесторов. Какой товар предлагает государство зарубежным клиентам? Какие блага планирует оно получить в качестве оплаты своего товара?
17. Что представляет собой государственно-частное партнерство? Какие цели реализуются? В чем при этом проявляется воздействие бизнеса на экономические процессы в стране?
18. Какие изменения происходят в разделении труда между бизнесом и государством при реализации партнерских отношений? На чем сосредоточивается бизнес, на чем — государство?
19. Что означает термин «капитализм альянсов»?
20. Является ли институт лоббизма легальным или нелегальным институтом?
21. Какие стороны лоббизма оправданны для рыночной экономики, а какие нет?
22. Какова взаимосвязь между понятиями «лоббизм» и «коррупция»?
23. Какие стороны лоббизма проявляются в реальной экономической жизни, по вашему мнению, более определенно, позитивные или негативные?
24. В действиях органов власти, как считают аналитики, могут возникать так называемые разрывы позиций. О чем идет речь? Почему эти разрывы мешают частному бизнесу? Какие меры по преодолению этих проблем традиционно предпринимает бизнес?
25. Почему фирмы заинтересованы в либеральном настрое населения?
26. Почему СМИ являются столь желанным полем деятельности для корпораций? Можете ли назвать примеры того, кто является владельцем крупнейших экономических газет и журналов в России?
27. В чем состоят возможности СМИ в деле влияния на экономическое мировоззрение населения?
28. Какую классификацию российских СМИ (газеты, журналы, радио и ТВ-станции) вы Могли бы предложить, разделяя их на приверженцев левого направления (социально ориентированные) и правого направления (либерально ориентированные)?
29. При какой системе финансирования партий (бюджетной частной) у бизнеса больше шансов воздействия на политические партии (а через них — на атмосферу в обществе)?
30. Какие две особенности российского менталитета особенно «удобны» корпорациям для их влияния на российских покупателей?