Серия библиотека журнала «голос эпохи»
Алексей Мозговой. Свобода и Совесть (Стихотворения, интервью и биография легендарного Комбрига)
Е.В. Семёнова. Добровольцы. Век XXI (битва за Новороссию в портретах её героев)
Е.В. Семёнова. Русский Жребий (Новороссийская повесть)
И.М. Друзь. Мы - русская контрреволюция. Советник Игоря Стрелкова о демонах Евромайдана и донбасской весне Святой Руси Евромайдан и Русская Весна: история, факты, аналитика (И. Михеев, B.Башлачёв, Л. Фионова, Ю. Лисовский, А. Самарин, Е. Семёнова, А. Жучковский, М. Назаров, Е. Чудинова, Д. Соколов)
И. Васильев. Украинский национализм, украинизация и украинское культурное движение на Кубани
Е.В. Семёнова. Без Христа или Порабощение Разума. Цели, методы, следствия (к истории вопроса)
А.Л. Марков. Записки о прошлом (1893 -1920)
Е.В. Семенова. Честь - никому! (Док. роман о Белом Движении, 2-е издание)
Е.В. Семёнова. Претерпевшие до конца (роман-хроника 1914-1956 гг. в 2 томах)
И.Н. Михеев. Пути Русские. Книга I. В поисках русской идеи
И.Н. Михеев. Пути Русские. Книга 11. Россия: между Сциллой и Харибдой
И.Н. Михеев. Антисистемы и Этнохимеры. Что стоит за гибелью народов и государств?
C. Н. Новохатский. Этнический терроризм
Е.В. Семенова. Пророчества и указания (П. Вяземский, Н. Гоголь, Ф. Достоевский)
Е.В. Семенова. Литературные портреты (А. Солженицын, Б. Можаев, К. Воробьёв)
A. Б. Можаев. Верноподданные России
С. Н. Новохатский. Приговор либерализму
Е.В. Семенова. Хроники Великого Провала (2008-2010 гг.)
B. С. Михановский. Сибирские этюды А.Б. Можаев. Поперек времени
А.Б. Можаев. Глаголы прошедшего времени
А.Н. Башкиров. Непобеждённая любовь. Николай Рубцов
Н.А. Толстиков. Пожинатели плодов (избранная проза)
Лаура Цаголова. Высший русский пилотаж (поэма памяти Сергея Есенина)
Ф. Дашлай. Лики Кавказа (история Кавказа в портретах его главных деятелей)
Е.В. Семёнова. Лики Дома Романовых
Геннадий Галкин. «Я не уйду с твоих путей, Россия...» (стихотворения)
Н.А. Толстиков. Без креста (повести и рассказы)
B. Е. Бородин. Казаки в Большой Игре
А.Н. Башкиров. Душа России (Пушкин и Рубцов: православный взгляд)
А.А. Цыганов. Портрет Императора (современные повести)
А.Б. Можаев. Самая дорогая сердцу сказка (были и небыли моей Москвы)
C. Резниченко. Репортаж с тонущей Атлантиды. Конец нашей цивилизации
С. Резниченко. Неофеодализм
А.Н. Башкиров. «Из пламя и света рождённое слово...» (Лермонтов и Рубцов - поэты православного народа)
А.Н. Башкиров. Под трепетом ангельских крыл. Поэты С.А. Есенин и Н.М. Рубцов - продолжатели великой поэзии А.С. Пушкина
С. Резниченко. Русские коллективы выживания. В чём наше спасение?
А.Н. Башкиров. «Не изменяй себе, Великая Россия!» (Ф. Тютчев и Н. Рубцов - поэты Святой Руси)
С. Резниченко. Опыт скептического консерватизма или самопоедание цивилизации
A. В. Шахматов. Вселенная Россия
Журнал «Голос Эпохи » (№1 (2010г.) - №3(2015г.))
АРХИВ РОВС
И.А. Эйхенбаум. СРАЖАТЕЛИ (Записки пехотного офицера)
МИССИЯ РОССИИ
B. В. Аксючиц. Русский Характер
В.В. Аксючиц. В тисках идеала и реальности. Коллизии Русской истории
В.В. Аксючиц. Идеократия в России
ВНЕСЕРИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ
А.Н. Савельев. Русофобия в России. Аналитический доклад 2006-2009 гг.
А.Н. Савельев. Осколки эпохи Путина (в 2 книгах)
A.Н. Савельев. Русофобия в России. Аналитический доклад 2010 г.
B.А. Башлачев. Русское крестьянство в зеркале демографии Е.П. Чудинова. Бремя белых
А.Н. Савельев. Опыты русского сопротивления
М.В. Переяслова. Дамское рукоделие. Проза. Критика. Эссе
Н.В. Переяслов. Ветер с востока. Роман-наваждение
«Я имею две ценности в жизни - Православие и Русскость» (Последний Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший митрополит Виталий (Устинов))
Книги можно приобрести на портале журнала
«Голос Эпохи» www.golos-epohi.ru
тел.: +7(910) 412-71-64, +7(909) 626-81-86
Notes
ПРИМЕЧАНИЯ
*1
Считается, что термин «Империя Лжи» по отношению к коммунистической системе впервые использовал диссидент Дмитрий Михеев (См.: Вагин Е. Воспоминания о прошедшем // Вече. 1998. № 62. С.186). Позднее стало широко известным выражение «Империя Зла», употреблённое президентом США Р. Рейганом. (Здесь и далее - прим. автора).
*2
Традиционно к первой волне российской эмиграции XX в. относят тех, кто покинул Россию в период революции и Гражданской войны 1917-1922 гг. Ко второй - бежавших от большевиков в 1945 г. Третья волна - преимущественно еврейская эмиграция, начавшаяся в массовом порядке с 1970-х гг. К третьей волне относят и советских немцев, уезжавших в ФРГ в то же время, а также «невозвращенцы», диссиденты и др. В период с 1970 по 1988 гг. из СССР уехало примерно 291 тыс. евреев и членов их семей. Немецкая эмиграция в этот период была значительно меньшей. КГБ нередко использовал эмигрантский поток третьей волны для заброски на Запад своей агентуры, в т.ч. под видом «невозвращенцев» и «высылаемых» диссидентов.
*3
См. напр.: Митрохин Н. Русская партия. Движение русских националистов в СССР 1953-1985. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. 624 с.
*4
Валентин Петрович Соколов (1927-1982), русский поэт, литературный псевдоним - Валентин Зэка (Валентин З/К). Род. в г. Лихославле Калининской (ныне Тверской) обл. Недолго учился в Московском институте стали и сплавов. В 1947 г., будучи солдатом срочной службы, арестован за написание антисоветских стихов. В 1948 г. осуждён военным трибуналом по ст. 58-10 и 58-11 (антисоветская агитация) на 10 лет. Впоследствии неоднократно судим по политическим и якобы «уголовным» статьям. В конце 1960-х - 1970-е гг. находился в одном из мордовских лагерей вместе с некоторыми членами ВСХСОН. Известно стихотворение Валентина З/К 1967 года, посвящённое Евгению Вагину, одному из руководителей ВСХСОН. В 1977 г., находясь в заключении, В.П. Соколов отказался от советского гражданства и был отправлен в психиатрическую тюрьму МВД в г. Черняховск. Умер в психбольнице г. Новошахтинска 7 ноября 1982 г., похоронен на местном кладбище.
*5
Имена участников этой истории автору известны, но не приводятся здесь по этическим соображениям.
*6
В материалах карательных органов эмблемы ВСХСОН упоминаются, в частности, в связи с обыском 14 апреля 1967 г. в квартире В.Ф. Ивойлова, где таковые были обнаружены и изъяты. Соблюдая конспирацию, подпольщики открыто не использовали символику своего Союза. Эмблема ВСХСОН использовалась только при приёме в состав организации новых членов.
*7
«Венгерская лирика» и «Адмирал Колчак» упомянуты на стр.54 Обвинительного заключении КГБ по «Делу семнадцати», как «враждебные стихотворения», а также в тексе Приговора судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского городского суда от 4-5 апреля 1968 г. В обоих документах отмечается, что летом 1965 г. эти стихотворения были переданы автором Михаилу Садо в целях помещения в подготавливавшийся к выпуску журнал ВСХСОН.
*8
В некоторых материалах советских карательных органов этот документ, написанный И.В. Огурцовым, иногда ошибочно именуется: «46 лозунгов освобождения».
*9
Статья 70 УК РСФСР. Антисоветская агитация и пропаганда. Агитация и пропаганда, проводимая в целях подрыва и ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания - наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 7 лет и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет /.../
Статья 64 УК РСФСР. Измена Родине, а). Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти - наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества /.../
*10
У христиан, так же как у иудеев и мусульман, собаки считаются животными нечистыми. Апостол Павел называл «псами» лжеучителей (Филипп. III, 2), а апостол Пётр сравнивал с псами грешников (II Петр.II, 22). В Священном Писании иносказательно «псы» - это нечестивые люди (Мϴ. II,6).
*11
Хотя в 1967 г. инсценировка штурма Зимнего дворца так и не состоялась, она послужила сюжетом для сатирической повести известного писагеля-фантаста Кира Булычёва «Осечка-67» (1968). Из-за своего антисоветского характера это произведение смогло увидеть свет только в 1996 г. Повесть легла в основу сценария двухсерийного комедийного телефильма режиссёра В. Макарова «Осечка» (1993).
*12
17 декабря 1933 году в память Ф.С. Аверичкина, улица Викторская в г. Кронштадте, носившая это историческое название с XVIII века, была переименована в улицу Аверичкина. Ныне эта улица не существует, т.к. в 1970-е гг., в результате перепланировки, она вошла в застройку ул. Мануильского и Пролетарской ул.
*13
В качестве курьеза отметим, что в эпоху «демократии» бывший прокурор Ленинграда С.Е. Соловьёв был объявлен в прессе чуть ли не оппозиционером брежневскому руководству и поборником христианства, а одна из православных газет объявила коммунистического карателя «Святым человеком Ленинграда» (см.: Польский Феликс. Святые люди Ленинграда // Вечный Зов. Российская православная газета. URL: http://www.vz0v.ru/2005/07/13.html (дата обращения: 21.04.2012)
*14
Савинков Борис Викторович (1879-1925) - революционер, писатель, глава "Боевой организации" эсеров, участник подготовки убийств В.К. Плеве (1904) и Вел. Кн. Сергея Александровича (1905). После падения монархии — комиссар Временного правительства в 8-й армии, комиссар Юго-Западного фронта, товарищ военного министра. После октябрьского переворота - противник большевиков, организатор антибольшевистских выступлений в Ярославле, Рыбинске, Муроме. В 1920 г. в Польше, глава "Русского политического комитета", создатель "Русского эвакуационного комитета", "Народного союза защиты Родины и свободы" и др. С 1921 г. во Франции. В 1924 г. обманом заманен агентами ГПУ в СССР, арестован и судим. По официальной советский версии, покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна внутренней тюрьмы ГПУ. Вероятнее всего, был выброшен из окна чекистами, инсценировавшими самоубийство.
*15
Статья 72 УК РСФСР. ...Организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, к созданию организации, имеющей целью совершить такие преступления, а равно участие в антисоветской организации - наказываются соответственно по статьям 64-71 настоящего Кодекса.
*16
В 2010 г. большой противолодочный корабль проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков», после долгого ремонта и перевооружения, вновь введён в строй и под тем же названием зачислен в состав Северного Флота ВМФ Российской Федерации.
*17
Марголис Юрий Давидович (1930-1996), кандидат исторических наук (1960), преподаватель кафедры истории СССР исторического факультета ЛГУ. После исключения из КПСС и изгнания из ЛГУ (1968) пытался доказывать свою невиновность и лояльность, для чего обращался в высшие партийные инстанции, в том числе с письмом лично к Л.И. Брежневу, но безрезультатно. Лишь в 1976 г., по решению Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, восстановлен в партии и на преподавательской работе. Завкафедрой истории СССР Сыктывкарского университета (1976-1980). В 1980 г. добился перевода в ЛГУ; доктор исторических наук (1985), профессор СПбГУ (1987).
*18
Гендлер Юрий Львович (1936-2011), род. в Ленинграде, окончил юридический факультет ЛГУ, работал юрисконсультом на различных предприятиях. В 1968 г. арестован, приговорён к 3 годам ИТЛ. В 1973 г. эмигрировал в США. С 1974 г. работал на радиостанции «Свободная Европа», возглавлял нью-йоркское бюро. В 1992-1998 гг. - директор русской службы радиостанции «Свобода», первоначально в Мюнхене, затем в Праге.
*19
Из Заявления православного писателя Ю.А. Ветохина в Верховный Суд РФ от 22 июня 1998 г. // Вече. -1998. - № 62. - С. 215-216.
*20
Данилов Николай Николаевич, род в 1935 г. По окончании Харьковского юридического института (1956), направлен работать в КГБ, в г. Полтаву, затем переведён следователем в г. Южно-Сахалинск, занимался вопросами реабилитации бывших политзаключённых. Писал и публиковал в печати стихи. Уволен со службы и исключён из КПСС за публичное выражение несогласия с критикой Н.Хрущёвым творчества поэта Е. Евтушенко. Переехал в Ленинград, работал грузчиком, юрисконсультом Ленинградского завода художественных красок. В 1968 г. заключён в психбольницу. После освобождения уехал в г. Одессу, работал лаборантом-технологом на заводе «Автогенмаш». Председатель правления историко-просветительского правозащитного общества «Одесский Мемориал», почётный поисковик Украины, автор документальной повести «Чти отца своего».
*21
Эта цифра была названа 6 мая 1968 г. в совершенно секретном докладе особой важности «О результатах работы Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР и его органах на местах за 1967 г.», подготовленном Ю. Андроповым для Л. Брежнева и членов Политбюро.
*22
В СССР существовали следующие режимы содержания заключённых в лагерях (в порядке ужесточения): общий, усиленный, строгий, особый. Согласно УК РСФСР 1960 г., к осуждённым по «антисоветским» статьям 70 и 72 применялись наиболее жёсткие режимы. В 1966 г., введены ещё три «политические» статьи - 190-1, 190-2, 190-3 - за менее тяжкие с точки зрения коммунистического режима деяния, например, за «систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». По этим трём статьям предусматривалось заключение в лагеря общего режима.
*23
Дубравлаг - Дубравное лагерное управление, комплекс исправительно-трудовых лагерей с центром в пос. Явас Зубово-Полянского района Мордовской АССР. В 1960-е гг., входившие в систему Дубравлага концлагеря являлись основным местом содержания политических заключённых в СССР.
*24
Официального гимна ВСХСОН никогда не существовало. Песня, известная под названием «Гимн ВСХСОН», была написана уже после ареста подпольщиков. Её автор, бывший офицер Советской Армии, политзаключённый Иван Овчинников, не имел отношения к социал-христианскому подполью. Но, оказавшись с членами ВСХСОН в одной камере ленинградского следственного изолятора КГБ, он был так вдохновлён примером и идеями социал-христиан, что написал песню, названную им «Гимном ВСХСОН».
*25
В концлагерях социал-христиане лицом к лицу столкнутся с участниками РОА, а также других антибольшевицких формирований, и откроют для себя тщательно скрываемую и извращаемую в СССР трагическую страницу войны 1939-1945 гг. Эта встреча окажет на членов ВСХСОН столь сильное впечатление, что годы спустя некоторые из них специально обратятся к истории РОА и оставят на эту тему исключительно интересные воспоминания и размышления. См.: Аверичкин Б. Власов и РОА // Вече. - 1996. - №58. - С. 12-41.; Бородин Л. Музей измены? // URL: www.moskvam.ru/borodin/post_8.html (дата обращения: 19.06.2013); Вагин Е. Не «реабилитация», а оправдание перед судом истории // Вече. - 1998. - № 60. - С. 293-306.
*26
В данном случае подразумеваются осуждённые по чисто «религиозным» статьям, те, кого советский режим преследовал только за их религиозные убеждения, - истинно-православных христиан и др.
*27
Группа Революционного Коммунизма (ГРК) в 1967-1969 гг. действовала в Саратове, Рязани и Петрозаводске. В 1970 г. по делу ГРК состоялось два судебных процесса, на которых по ст.ст. 70 и 72 УК РСФСР к срокам заключения от 3 до 7 лет были в общей сложности приговорены 8 человек. В лагере взгляды участников ГРК, как это часто и происходило с членами марксистских организаций, претерпели кардинальные изменения: русские члены группы пришли к православию, евреи - к иудаизму. В 1984 г., израильское издательство «Мория» опубликовало воспоминания Ю.В. Вудки «Московия», в которых автор, избегая упоминать о деятельности в революционно-коммунистическом подполье, описал свою жизнь в советских застенках, а также высказал критические взгляды на историю России и русского народа.
*28
В РФ преступления против человечности, совершенные советской карательной психиатрией, замалчиваются и покрываются до сих пор. Организации и лица, причастные к психиатрическому террору, к ответственности не привлечены, а бывшие руководители КГБ пытаются отрицать даже сам факт существования карательной психиатрии в СССР. Например, генерал Ф.Д. Бобков в своих мемуарах объявил факты использования психбольниц для изоляции свободомыслящих здоровых людей «лживой версией», якобы выдуманной журналистами (См.: Бобков Ф. КГБ и власть. М., ЭКСМО, 2003. С. 268-269.)
*29
См., напр.: Кулмагамбетов Махмет. Социал-Православие: цели и методы // Форум. - 1986. - № 14. - Мюнхен, изд. «Сучасність», С. 62-80; Янов А.Л. Русская идея и 2000-й год. Нью-Йорк, 1988.
*30
Караванский Святослав Иосифович (род. 1920) - филолог, журналист, участник украинского националистического движения, узник сталинских и брежневских концлагерей, в 1979 г. эмигрировал в США.
*31
Поправка 1974 г. конгрессменов Г. Джексона и Ч. Вэника к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, препятствующих эмиграции своих граждан. Поправка была направлена, главным образом, в поддержку эмиграции евреев из СССР.
*32
В 1980 г. А.Д. Сахаров был лишён званий лауреата Сталинской и Ленинской премий, ордена Ленина и звания трижды Героя Социалистического Труда. Отметим, что за всю историю СССР звания Героя Социалистического Труда трижды были удостоены всего 16 человек - в большинстве своём разработчики оружия, в т.ч. ядерного, а также партийные руководители: Н.С. Хрущёв, К.У. Черненко, Д.А. Кунаев.
*33
«Континент» - литературный, общественно-политический и религиозный журнал. С 1974 по 1992 гг. издавался в Западной Европе под редакцией В.Е. Максимова, писателя-эмигранта «третьей волны».
*34
Заключённым Чистопольской тюрьмы, разрешалось отправлять на волю, в том числе и заграницу, не более одного письма в два месяца. И.В. Огурцов воспользовался этой официальной возможностью для выражения соболезнований папе Иоанну-Павлу II. Разумеется, все письма заключённых тщательно просматривались чекистами, поэтому шансов дойти до адресата посланная И.В. Огурцовым телеграмма имела не много.
*35
Это стихотворение убористым почерком было написано на открытке узником Владимирской тюрьмы и переправлено на волю в начале 1970-х гг. Стихотворение «Психическая атака» автор озаглавил как фрагмент из поэмы «20-й год». Считается, что впервые оно опубликовано в журнале «Поиски», откуда затем перепечатано русскими белоэмигрантскими изданиями.
*36
На Западе эта версия первоначально была публично высказана в книге К. Эндрю и О. Гордиевского «КГБ: взгляд изнутри». Утверждение о том, что Горбачёв был продвинут на вершину власти спецслужбами впервые прозвучало в книге А. Авторханова «От Андропова до Горбачёва» (См.: Альбац Е. Мина замедленного действия. С. 151).
*37
В память об этом 13 июля 1992 г., на средства бывших политзаключённых - жителей г. Перми - и Пермского общества «Мемориал», на территории бывшей политзоны ВС-389/35 была установлена мемориальная доска с надписью: «Отсюда уходили на волю последние заключённые коммунистического режима».
*38
Звания Героя Советского Союза майор В.В. Огурцов так и не получил. Причиной этого стал его решительный отказ вступить в ряды ВКП(б). «Политически несознательного» майора наказали: вместо золотой звезды Героя представили ко второму ордену Боевого Красного Знамени.
*39
Общество "Память" возникло в Москве в начале 1980-х гг. как общественная организация (Общество книголюбов). В 1986-89 гг. одноименные организации появились и в других городах России. "Память" раздробилась на множество групп, часто не связанных друг с другом и нередко даже враждующих. Количество агентов КГБ, внедрённых в эту организацию, и их скандальная провокаторская деятельность ныне стали притчей во языцех.
*40
Наиболее известными акциями «Русского Знамени» были: инициатива и проведение кампании за возвращение Санкт-Петербургу его исторического названия; инициатива и проведение кампании за официальное признание Национального бело-сине-красного флага; установка в июле 1991 г. первого на территории СССР памятника героям Белого движения и др. В августе 1991 г. добровольческий отряд «Русского Знамени» активно участвовал в сопротивлении путчу ГКЧП.
*41
Заигрывать с кришнаитами в СССР начали с 1971 года - в Прибалтике это делалось под патронажем РК ВЛКСМ (См.: Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород, 2000. С. 284). Но к 1980 году отношение к кришнаизму изменилось, и его немногочисленные в Советском Союзе адепты подверглись преследованиям (по разным данным репрессировано от 22 до 50 человека). Новая волна сближения коммунистического режима с кришнаитами началась с 1988 г.
*42
Считается, что сам термин «тоталитарная секта» появился и получил широкое распространение только в начале 1990-х гг.
*43
Через много лет, 12 марта 2005 года, в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Горбачёв вновь подтвердил эти слова: организаторам «перестройки» и спустя десятилетия есть что скрывать от народа...
*44
За время своего существования карательные органы коммунистической партии многократно меняли название: ВЧК (1917-1922), ГПУ при НКВД (1922-1923), ОГПУ (1923-1934), НКВД-НКГБ (1934-1946), МГБ (1946-1953), МВД (1953), КГБ (1954-1991). Смена вывесок предпринималась в т.ч. для того, чтобы таким образом «маскировать» причастность партийных спецслужб к ранее совершённым ими преступлениям. После 1991 г. КГБ также многократно менял название.
*45
Главное Разведывательное Управление (ГРУ) также нередко использовалось для борьбы с политическими противниками коммунистического режима, но для ГРУ это направление работы всё же не являлось «профильным»: основной сферой его деятельности была военная разведка.
*46
Пережив ряд переименований и трансформаций, это подразделение, занимающееся политическим сыском, после проведённой в 2004 г. очередной реформы, стало именоваться «Службой по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ».
*47
Действующий резерв КГБ - оперативные работники спецслужб, работавшие под прикрытием какого-нибудь «гражданского» ведомства или организации.
*48
Не путать с Русским Обще-Воинским Союзом (РОВС), основанным в 1924 г. генерал-лейтенантом бароном П.Н. Врангелем.
*49
В это время РОВС возглавлял представитель второго поколения Белой эмиграции, сын священника Дроздовского полка, капитан В.Н. Бутков. Последний из остававшихся на посту непосредственных участников Белой борьбы 1917-1920 гг., Почётный Председатель РОВСа, Атаман Всевеликого Войска Донского за Рубежом, Георгиевский кавалер, профессор Николай Васильевич Фёдоров скончался 23 сентября 2003 г. в США, на 102-м году жизни.
*50
Савицкий Виталий Викторович (1955-1995), участник антикоммунистического движения, лидер ХДС Ленинграда, депутат Государственной Думы 1-го созыва (1993-1995), председатель Подкомитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. Несмотря на убеждение в бесперспективности парламентской деятельности в сложившейся в РФ политической ситуации, Савицкий, по настоянию своего духовника, митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), в 1995 г. вновь дал согласие баллотироваться в Госдуму. Но за неделю до выборов, 10 декабря 1995 г., он погиб в автокатастрофе, происшедшей при странных обстоятельствах, что сразу дало повод увязывать гибель депутата с его политической деятельностью.
*51
Левашовская пустошь под Ленинградом являлась тайным могильником НКВД-КГБ. Территория этого объекта была обнесена высоким забором и охранялась сотрудниками Ленинградского УКГБ. В 1989 г. чекисты рассекретили могильник и объявили, что с 1937 по 1954 гг. в Левашовской пустоши были тайно захоронены более 47 тыс. человек, убитых органами НКВД-КГБ, из них более 40 тыс. - по политическим мотивам.
*52
См. «Дневник писателя за 1877 год». «Общечеловеки» - термин Ф.М. Достоевского, употреблённый им по отношению к части интеллигенции, ставившей т.н. общечеловеческие ценности - над ценностями религиозными и национальными. Известно, что, размышляя над текстом Апокалипсиса, в том месте, где говорится о пришествии антихриста, писатель сделал на полях пометку - «общечеловек».
*53
Юлиан Отступник - римский император (361-363), ярый сторонник возрождения язычества и враг христианства. Ахмат (ск. 1481) - хан Большой Орды, последний ордынский правитель, в политической зависимости от которого находились московские князья. Фока - узурпатор, захвативший в результате солдатского бунта византийский престол у императора Маврикия; правление Фоки (602-610) было ознаменовано необузданным террором и свирепыми казнями, привело к расстройству государственных дел и упадку Византийской империи. Преподобный Иосиф Волоколамский (1439 или 1440-1515) основатель и игумен Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря, русский богослов, канонизирован в 1579 г.
*54
«Класс всесильных монополистов» - одна из формулировок Программы ВСХСОН.
1
1. Хроника текущих событий. - 1968. - 30 апр. - Вып.1.
2
2. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях. - Париж: YMKA-PRESS, 1975. С 22.
3
3. Коммунистический режим и народное сопротивление в России 1917-1991. - М.: Посев, 2002. С. 59.
4
4. Семичастный В. Беспокойное сердце. М.: Аргус, 2002, С. 348.
5
5. Бочарова Т.П. Новочеркасск. Кровавый полдень. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2002. 256 с.
6
6. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. - Лондон. 1986. С.664.
7
7. Там же. С. 665.
8
8. См.: Гаврилов Г.В. Спаси себя сам. Автобиографическая повесть. - Тверь: Союз фотохудожников, 1993. 295 с.; Аресты офицеров Балтфлота // Хроника текущих событий. - 1969. - 31 окт. - Вып. 10.; Следствие по делу офицеров Флота продолжается // Хроника текущих событий. -1969. - 31 дек. - Вып. 11.
9
9. Крамола. Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе 1953-1982 гг. - М., 2005. С. 317.
10
10. О применении органами ГБ предостережения в качестве меры профилактического воздействия. Решение Политбюро ЦК № П 67/ХУШ от 16.11.72. по записке КГБ и Прокуратуры № 2594-Ф от 11.10.72. // Александр Исаевич Солженицын. Великий русский писатель [сайт]. URL: http://solzhenicyn.ru/modules/pages/KPSS_i_terror_v_SSSR_Do_1975_g.html (дата обращения: 22.01.2009).
11
11. Шкаровский М. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. - М.: Вече, 2007. С. 26-27.
12
12. Яковлев А. Крестосев. М., 2000. С. 195.
13
13. Игумен Дамаскин (Орловский). История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» [сайт] URL: http://www.fond.ru/calendar/about/damascene_2.htm (дата обращения: 08.02.2009).
14
14. «Я - христианка!» // Русское Дело. Бюллетень представительства российских эмигрантов в Америке. - 1964. - № 6 (42). - С. 14.
15
15. Солженицын А. Рассказы. - М.: Современник, 1989. С. 282.
16
16. Осипов В.Н. Бердяевский кружок в Ленинграде: сб. ст. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Париж: YMCA-PRESS, 1975. С. 110-118.
17
17. Коносов М. Б. «Сгореть бенгальским огнём» // Невское Время -1993. -13 августа.
18
18. Советская Военная Энциклопедия. М., 1976. Т.1. С.16.
19
19. Чирва Е. Подводная война на Балтике 1939-1945. М., «Яуза», «ЭКСМО», 2009. С. 390.
20
20. Гулыга А. Творцы русской идеи. М., 2006. С. 270.
21
21. Бородин Л. Без выбора. М.: Молодая гвардия, 2003, С. 94.
22
22. Ивойлов В. «По белым кудрям дня...» // Вече. - 1998. - №62. - С. 158.
23
23. Бородин Л. Без выбора. С. 54.
24
24. Ивойлов В. «По белым кудрям дня...» С. 159.
25
25. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР №78-с8-1. 1968 г. С.3.
26
26. Садо М.Ю. «Церковь спасла нам жизнь» // Архив христианской газеты Севера России «Вера-Эскöм» за 1991-1999 гг. URL: http://rusvera.mrezha.ru/6/12.htm (дата обращения: 11.01.2009).
27
27. Коносов М. Б. Адмирал Колчак // Стихи.ру [сайт] URL: www.stihi.ru/2011/04/14/9228 (дата обращения: 25.04.2012).
28
28. Бородин Л.И. Без выбора. С. 188.
29
29. Там же, С. 446.
30
30. Джейн Эллис. Русская Православная церковь. Согласие и инакомыслие. - [Б. м.: б. и.], 1990. С. 15-16.
31
31. Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). - М.: Русская книга, 2001. С. 419-420.
32
32. Бородин Л.И. Без выбора. С. 463.
33
33. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях. - Париж: YMKA-PRESS, 1975, С. 19.
34
34. Обвинительное заключение по уголовному делу № 32 по обвинению Платонова В.М., Иванова Н.В., Устиновича С.С. и других - всего 17 человек в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 70 ч.I. и 72 УК РСФСР, а Константинова С.В. также по ст. 218 ч. I. УК РСФСР, С. 131.
35
35. Там же, С. 65.
36
36. Вагин Е. Прозрения и подозрения («Последняя ступень» Вл. Солоухина) // Вече. - 1998. - № 62. - С.74.
37
37. Двадцать лет спустя // Вече. - 1984. - № 13. - С. 162.
38
38. Вагин Е. Бердяевский соблазн // Наш современник. -1992. - № 4. - С. 175
39
39. Бородин Л.И. Без выбора. С. 72.
40
40. Любимов М.П. Шпионы, которых я люблю и ненавижу. М., 1998. С. 94.
41
41. Вагин Е. Бердяевский соблазн. С. 177.
42
42. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. URL: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/author3cd8.html?id=271 (дата обращения: 06.05.2011).
43
43. Бородин Л.И. Собрание сочинений. Т.7, М.,: Издательство журнала «Москва», 2013, С. 431-433.
44
44. Обвинительное заключение по уголовному делу № 32 по обвинению Платонова В.М., Иванова Н.В., Устиновича С.С. и других - всего 17 человек в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 70 ч.I. и 72 УК РСФСР, а Константинова С.В. также по ст. 218 ч. I. УК РСФСР, С.92.
45
45. Там же, С. 78.
46
46. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР №78-c8-1. 1968 г., С. 8.
47
47. Там же.
48
48. Братья по крови. Буэнос-Айрес: Издание Аргентинско-Русского Антикоммунистического Института Культуры, 1958. С. 52, 62-64.
49
49. Там же, С. 45.
50
50. Там же. С. 64.
51
51. Пушкарёв Б. Две России. М., Посев, 2008. С. 386.
52
52. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях. - Париж: YMKA-PRESS, 1975., С. 116-117.
53
53. Там же, С. 117-118.
54
54. Ивойлов В.Ф. «По белым кудрям дня...» // Вече. 1998. № 62. С. 164-165.
55
55. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях, С. 113.
56
56. Обвинительное заключение по уголовному делу № 32, С.131.
57
57. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях, С.111.
58
58. Семичастный В. Беспокойное сердце. М.: Вагриус, 2002, С. 409.
59
59. Бородин Л.И. Без выбора. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 92.
60
60. Вагин Е. Спасти Огурцова! (Текст несостоявшегося доклада на Сахаровском слушании в Риме) // Русское возрождение. - 1978. - №1. - С.152.; Русская мысль. - 1977. - 11 августа.
61
61. Ивойлов В.Ф. «По белым кудрям дня...» // Вече. 1998. № 62. С. 165.
62
62. Бегер А. Смерть живьём: воспоминания: тюрьма - лагерь - ссылка: Ленинград - Мордовия - Сибирь: 1969 - 1974 // Всесоюз. Гуманит. Фонд. Им. А.С. Пушкина. - М.: Б-ка газеты «Гуманит. Фонд», 1991, С.20.
63
63. Еккл. IX, 4.
64
64. Бородин Л.И. Без выбора. С. 71-72.
65
65. Электронная библиотека Псковской области. URL: http://pskovgrad.ru/pervaya-mirovaya-vojna/1146926870-averichkin-fedor-stepanovich.html (дата обращения: 31.07.2012).
66
66. Лурьи Ю. На процессе ВСХСОН // Новый журнал. -1975. - Кн. 119. - С.125.
67
67. Вагин Е. Спасти Огурцова! (Текст несостоявшегося доклада на Сахаровском слушании в Риме) // Русское возрождение. - 1978. - №1. - С.153.
68
68. Вагин Е. Воспоминания о прошедшем // Вече. -1998. - № 62. - С. 190.
69
69. Вагин Е. Спасти Огурцова! // Русское возрождение. - 1978. - №1. - С.156.
70
70. Там же, С. 155.
71
71. Приговор именем РСФСР 2 и 3 декабря 1967 года Судебной коллеги по уголовным делам Ленинградского Суда по Делу № 0210/67; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР №78-с8-1.1968 г. С. 2.
72
72. Семичастный В. Беспокойное сердце. М.: Вагриус, 2002, С. 352.
73
73. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях, С. 173.
74
74. Там же, С. 175.
75
75. Лурьи Ю. На процессе ВСХСОН. С.126.
76
76. Ивойлов В.Ф. «По белым кудрям дня...» С.169.
77
77. Вудка Ю. Московщина // Fantasy Read. Электронная библиотека [сайт] URL: http://fanread.ru/book/6856178/?page=28 (дата обращения: 15.03.2012).
78
78. Сударев А. Мой бунт (некоторые размышления по поводу) // Вече. - 1997. - С. 118.
79
79. Лурьи. Ю. На процессе ВСХСОН. С.129.
80
80. Обвинительное заключение по уголовному делу № 32, С. 127.
81
81. Там же, С. 93-127.
82
82. Источник. - 1994. - № 6. - С. 106-107.
83
83. Там же.
84
84. Григ Е. Да, я там работал. Записки офицера КГБ. М., 2001, С. 244-245.
85
85. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях. - Париж: YMKA-PRESS, 1975., С. 89-91.
86
86. Хроника текущих событий. - 1968, 30 августа. - Выпуск 3. - С. 58.
87
87. Хроника текущих событий. - 1968, 31 декабря. - Выпуск 5.
88
88. Гин Виктор. Данилов (Из дневников) // Ежемесячная газета «Информпространство» [сайт] URL: http://informprostranstvo.ru/N156_2011/sudba.html (дата обращения: 29.04.2013)
89
89. Вагин Е. А. Религиозное инакомыслие в сегодняшней России // Русское возрождение. - 1978. - № 1. - С. 55.
90
90. Цит. по: Русское возрождение. - 1978. - №1, С.20.
91
91. Вагин Е. А. Религиозное инакомыслие в сегодняшней России. С. 56.
92
92. Джейн Эллис. Русская Православная церковь. Согласие и инакомыслие. - [Б. м.: б. и.], 1990. С. 21.
93
93. Сахаров А. Д. Тревога и надежда. М.: Интер - Версо, 1990. С. 227.
94
94. Русак А. Православный религиозный художник А. Линицкий // Русское возрождение. - 1979 (II)/ - № 6. - С. 78.
95
95. Сахаров А. Д. Тревога и надежда, С. 63-69.
96
96. Солженицын о Сахарове и о себе (на встрече в редакции га