Конституционная реформа во 1 страница
Франции 1954 г. пересмотр Конституции 1946 г. При этом премьер-министр наделялся правом распускать парламент на каникулы, если сессия последнего длилась более 7 месяцев. Созыв парламента на чрезвычайную сессию допускался лишь по требованию большинства, а не одной трети депутатов, как это устанавливалось Конституцией 1946 г. Парламентская неприкосновенность депутатов ограничивалась теперь лишь временем сессии парламента. Облегчался порядок формирования нового правительства, ибо для получения доверия со стороны Национального собрания достаточно было получить не абсолютное, а относительное большинство голосов всех депутатов Собрания. Было отвергнуто требование Конституции о том, что в случае роспуска Собрания правительство формируется из представителей всех партий и групп в парламенте, и установлено, что в этом случае действует старый кабинет, по инициативе которого осуществлен досрочный роспуск Национального собрания. Значительно возросло значение, особенно в законотворчестве, второй палаты французского парламента – Совета республики.
Конституция в Римской империи акт императора, который в отличие от многих других актов магистратов действовал на всей территории империи.
Конституция Германской
империи 1871 г. принята после объединения Германии и провозглашения ее империей, утверждена рейхстагом 16 апреля 1871 г., вступила в силу в мае того же года. По К. Германская империя имела федеративное государственное устройство. Из 25 входивших в ее состав земель было 4 королевства (Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 18 герцогств и графств, 3 вольных города (Аюбек, Бремен, Гамбург), имевших республиканскую форму правления. Федерация в целом обладала полным суверенитетом. За нею закреплялись такие важнейшие функции, как внешние сношения, руководство вооруженными силами, регулирование вопросов гражданства и миграции населения, таможенного и торгового законодательства, имперских налогов, системы мер, весов, основ денежной эмиссии, патентного дела, путей сообщения, почтово-телеграфной связи, основ законодательства, правоприменения в масштабах империи, законодательства о печати и общественных объединениях. Пруссия составляла более половины территории и на ней проживало 60 % населения империи, ей принадлежала политическая гегемония. Только прусский король мог быть германским императором. Пруссии предоставлялось 17 (из 58) депутатских мест в Союзном совете, а для блокирования изменений в К. было достаточно 14 голосов. Решающим было мнение прусских депутатов и при рассмотрении вопросов об армии, флоте, таможенных тарифах и др. Император (кайзер) Германской империи представлял ее во внешних сношениях, мог объявлять (как правило, с согласия бундесрата) войну и заключать мир, созывать и закрывать заседания обеих палат парламента. Он обнародовал законы, следил за их исполнением, издавал указы и распоряжения, которые, однако, считались законными при скреплении их подписью имперского канцлера. Союзный совет (бундесрат) создавался из представителей всех земель, председательствовал в нем рейхсканцлер. Бундесрат в качестве верхней палаты парламента вместе с рейхстагом принимал имперские законы, а также обладал правом контроля за нормотворческой деятельностью исполнительных органов, правоприменением, участвовал в назначении членов имперского суда, счетной палаты и других должностных лиц, выступал в качестве арбитра в спорах между землями. Рейхстаг (имперский съезд) состоял из 397 депутатов, избиравшихся в равных по численности населения одномандатных округах на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании на 3 (в 1887 г. – на 4) года. В компетенции рейхстага были законотворческие и бюджетно-финансовые вопросы, право парламентского запроса в адрес должностных лиц империи (не менее чем 30 депутатами). Непосредственно управлял государственными делами имперский канцлер (рейхсканцлер). Назначаемый императором, он был ответствен только перед ним. По обыкновению канцлер был прусским министром-президентом. Кабинета министров не было. Отдельными вопросами управления ведали назначаемые рейхсканцлером государственные секретари (исключение составляли военное и военно-морское ведомства). В октябре 1918 г. в К.Г.и. 1871 г. были внесены изменения, согласно которым ограничивалась власть императора, а деятельность канцлера, государственных секретарей и генерального штаба ставилась под контроль рейхстага. В ноябре 1918 г. кайзер Вильгельм II отрекся от престола, а в 1919 г. была принята Веймарская конституция.
Конституция Индии 1950 г. объявила Индию «суверенной и демократической республикой». Экономической основой была провозглашена частная собственность на средства производства. Устанавливалась парламентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом. Ее высшим законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат: Народной палаты и Совета штатов. Депутаты Народной палаты избираются на 5 лет путем прямых, всеобщих выборов на основе мажоритарной системы. Активное избирательное право предоставляется с 21 года, пассивное – с 25 лет. Глава государства – президент, избираемый коллегией выборщиков, состоящей из депутатов центрального парламента и парламента штатов, сроком на 5 лет. Он назначает премьер-министра, членов Верховного суда (в составе главного судьи и 7 членов суда), Генерального прокурора, членов высших судов штатов и губернаторов штатов. Президент имеет право вето в отношении законов, может объявлять чрезвычайное положение в стране и приостанавливать действие Конституции. Правительство Индии формируется премьер-министром, и оно ответственно перед парламентом.
Конституция Италии 1947 г. принята в обстановке подъема послевоенного демократического движения. В ее разработке приняли участие коммунисты. Наряду с традиционными для буржуазных конституций основными правами и свободами граждан в К.И. были закреплены право на труд и поощрение условий, которые делают это право реальным, охрана труда «во всех его формах и проявлениях», ограничение рабочего дня, право трудящегося на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда, право на еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска. К.И. допускала принятие закона о передаче государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или пользователей «в целях общественной пользы» предприятий, которые относятся к основным публичным службам, источникам энергии, монополиям, эксплуатирующим природные ресурсы, и «составляют предмет важных общественных интересов». В К.И. также предусматривалось проведение аграрной реформы «в целях рационального использования земли и установления справедливых социальных отношений». К.И. установила в Италии парламентскую республику с унитарным государственным устройством, с признанием автономии некоторых областей и буржуазно-демократическим политическим режимом. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат – палаты депутатов и сената. Президент республики выбирался парламентом с участием представителей областей сроком на 7 лет. Реальная исполнительная власть находилась в руках Председателя Совета министров, который нес политическую ответственность перед парламентом.
Конституция Китайской
Народной Республики 1954 г. провозгласила «основными задачами в переходный период постепенное осуществление социалистической индустриализации страны, постепенное завершение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, кустарной промышленности, а также в капиталистической промышленности и торговле». КНР объявлялась государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Высшим органом государственной власти провозглашалось Всекитайское Собрание народных представителей (в перерывах между его сессиями – Постоянный комитет ВСНП). Глава государства – Председатель КНР – избирался Всекитайским Собранием народных представителей на 4 года. Высшим исполнительным органом государства являлось Центральное народное правительство (или Государственный совет), возглавляемое премьером. Власть на местах закреплялась за местными собраниями народных представителей.
Конституция США 1787 г. приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканских штатов, угрозой гражданской войны. По решению конгресса для пересмотра Статей конфедерации был созван Конвент из представителей всех 13 штатов в составе 55 делегатов. С мая 1787 г. под председательством Дж. Вашингтона проходили заседания Конвента. За 4 месяца был разработан текст Конституции, который подписали 39 делегатов Конвента. К. состоит из преамбулы и 7 статей (4 статьи разбиты на разделы). В преамбуле от имени народа Соединенных Штатов зафиксированы цели принятия К.: создание более совершенного Союза, установление правосудия, обеспечение внутреннего порядка, организация совместной обороны, поднятие общего благосостояния и обеспечения самим и потомству благ свободы. В статьях К. регулируются система и компетенция органов власти единого государства, устанавливается верховенство К. над иными нормативно-правовыми актами в стране, порядок ее вступления в силу и внесения в нее поправок. В основу организации властных структур был положен принцип разделения властей в его американском варианте. Было создано три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная; взаимоотношения между ними определяются системой сдержек и противовесов. Каждая из ветвей власти имеет особый источник формирования, различные сроки полномочий и может нейтрализовать узурпаторские притязания других. Законодательную власть представляет двухпалатный конгресс. Палата представителей избирается непосредственно гражданами на 2 года, члены сената избирались законодательными органами штатов (до вступления в силу XVII поправки к К. США в 1913 г.) с переизбранием трети сенаторов через каждые 2 года. Конгресс принимает законы по всем вопросам, отнесенным к ведению федерации (законопроект подлежит принятию обеими палатами). Каждая из палат имеет и свою особую компетенцию. Сенат дает согласие на назначение высших федеральных должностных лиц, заключение международных договоров. Может выступать в качестве судебного органа в процедуре импичмента, а возбуждает преследование по этой процедуре палата представителей. Исполнительную власть олицетворяет президент. Он является главой и государства, и правительства. Президент формирует правительство, назначает (с совета и согласия сената) высших должностных лиц, членов Верховного суда, послов и т.д.; является главнокомандующим вооруженными силами, заключает международные договоры, имеет право отлагательного вето на законопроекты, принятые конгрессом, пользуется правом помилования по приговорам, вынесенным федеральными судами. Он должен периодически информировать конгресс о положении в стране с предложением необходимых и полезных мер, может собирать чрезвычайные сессии конгресса. Президент избирается коллегией выборщиков на 4 года. Судебная власть вручена Верховному суду США и иным федеральным судам, которые следовало создавать конгрессу. Члены Верховного суда пребывают в своей должности пожизненно. Хотя в К. нет прямого указания на федеральную форму государственного устройства, она заложена в основу К. К ведению федеральных органов власти относятся: федеральные налоги, пошлины и займы, чеканка монеты, внешняя и междуштатная торговля, объявление войны, комплектование и содержание армии и флота, внешние сношения, а также подавление беспорядков и мятежей в штатах. По К. штаты лишались права заключать международные договоры, вступать В конфедеративные и союзнические отношения, чеканить монету, выпускать кредитные обязательства, жаловать дворянские титулы, а также отменять республиканскую форму правления. По всем иным вопросам штаты сохраняли свои права, являясь, по сути, автономными субъектами федерации. В заключительных статьях К. установлено, что К. вступает в силу после ратификации ее девятью штатами, поправки к К., при необходимости, вносятся по решению конгресса (2/3 состава каждой палаты) и ратифицируются законодательными собраниями (или конвентами) 3/4 штатов. Первые 10 поправок к К. были приняты в 1789 - 1791 гг. (см. Билль о правах США), а всего было принято 27 поправок к К. США.
Конституция Франции 1799 г. (Конституция VIII года) – создана после государственного переворота Наполеона Бонапарта, который 9-10 ноября 1799 г, (18-19 брюмера VIII года Республики) при помощи войск разогнал Законодательный корпус, упразднил Директорию, взял власть в свои руки, стал первым консулом. Конституция, разработанная под руководством Н. Бонапарта, открыла ему путь к единоличной власти. Государственная власть строилась на принципах цезаризма, характерного для римского принципата. К.Ф. 1799 г. была утверждена на плебисците 13 декабря. В ней не было, как в предыдущих конституциях, декларации прав. Вместе с тем от имени французского народа в ней объявлялось, что купленное на законных основаниях национальное имущество сохраняется за его законным приобретателем. Предусматривалось установление пенсий для раненых воинов, для вдов и детей военных. Французская республика провозглашалась единой и неделимой, ее европейская территория разделялась на департаменты и коммуны. Правами гражданства пользовались лица, проживавшие постоянно в округе коммуны не менее года. Граждане этих округов избирали 1/10 часть своих сограждан, которых они считали «наиболее достойными вести общественные дела». Из составленного таким образом «доверительного списка» назначались должностные лица коммунального округа. Они же избирали в свою очередь из своей среды 1/10 часть граждан, которые составляли департаментский список. Из него формировалась администрация департамента и избиралась 1/10 часть в центральный список, из которого избирались должностные лица общенационального масштаба. Охранительный сенат составлялся из лиц, назначавшихся пожизненно консулами, с последующей кооптацией отдельных членов. Государственный совет формировался первым консулом, а Трибунат, Законодательный корпус и правительство (в последующем) – Охранительным сенатом. Правительством назначались полновластные в департаментах префекты, а также супрефекты, мэры, члены совещательных советов коммун и городов. Все должностные лица были в строгой иерархической подчиненности. «Правительственная власть» формально вручалась трем консулам на 10 лет (с правом переизбрания). Первым консулом Конституцией назначался Бонапарт, также назначались второй и третий консулы, которые имели при совершении «правительственных актов совещательный голос». Исключительной прерогативой первого консула было обнародование законов, назначение и отзыв «согласно собственной воле» членов Государственного совета, министров, посланников, офицеров армии и флота, членов местной администрации, правительственных комиссаров при судах. Назначал он и пожизненных судей. Законодательная инициатива могла исходить от правительства, законопроекты редактировались в Государственном совете, обсуждались в Трибунате, принимались (или отвергались) целиком без прений Законодательным корпусом. Декретированный сенатом законопроект поступал на подпись к первому консулу, который мог направить его в Охранительный сенат, имевший право его одобрить или отменить, как неконституционный. Было положено начало формированию административной юстиции. Таким образом, по Конституции устанавливалось верховенство правительства с полновластием Н. Бонапарта, и представительство по плебисциту, что должно было восстановить политическую стабильность, обеспечить экономическое развитие. В результате плебисцита 1802 г. Н. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а с принятием Органического сенатус-консульта 1804 г. он становится императором французов – Наполеоном I.
Конституция Франции 1958 г. утвердила Пятую Республику, для которой характерна сильная власть президента. Согласно К., он может распустить парламент и не несет перед ним ответственности, осуществляет руководство правительством, председательствует на его заседаниях, смещает министров ПО рекомендации премьер-министра. Президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и руководства в военной области, может издавать ордонансы – акты, имеющие силу закона. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената, которые имеют одинаковые права. В К.Ф. 1958 г. позднее вносились изменения.
Конституция Французской
Республики 1946 г. определяла государственный строй Четвертой Республики. Она принята Учредительным собранием, одобрена на референдуме и вступила в силу в декабре 1946 г. В К.Ф.Р. торжественно подтверждались права и свободы, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. К.Ф.Р. дополнительно закреплялись право на организацию профсоюзов и на забастовки, равноправие женщин и мужчин; запрещалась дискриминация по мотивам национальной принадлежности, вероисповедания или политических убеждений, предусматривалось ограничение частных монополий, гарантировались необходимые условия для развития личности и семьи, охрана здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, бесплатное светское образование всех ступеней. Франция объявлялась неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Закреплялась принадлежность национального суверенитета французскому народу. Этот суверенитет народ осуществляет через своих представителей или посредством референдума. Избирательными правами обладали все совершеннолетние обоего пола французские граждане и подвластные, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Парламент учреждался из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание (Национальная ассамблея) формировалось путем всеобщих, прямых выборов; Совет республики – коммунами и департаментами на основе всеобщего косвенного избирательного права. Законодательная власть сосредоточивалась в руках Национального собрания. Совет республики мог рекомендовать поправки к законопроекту. Правительство несло политическую ответственность перед Национальным собранием. Президент избирался на 7 лет обеими палатами парламента, и ему принадлежало право назначения правительства, но с предварительного одобрения Национальным собранием. Власть прецедента была весьма ограничена и носила скорее представительский и почетный характер. Был учрежден Высший совет магистратуры (как высшая судебная инстанция), куда входили: президент республики, министр юстиции, шесть членов, избранных Национальным собранием, четыре представителя судебного ведомства и некоторые другие. В 1948-1954 гг. проведены конституционные реформы. Действовала К.Ф.Р. 1946 г. до 5 октября 1958 г.
Конституция ФРГ 1949 г. («Боннская конституция») – «Основной закон Федеративной Республики Германии», разработанный в период оккупации Западной Германии войсками США, Великобритании и Франции. К. закрепила установление в ФРГ парламентской республики с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократическим режимом. В состав ФРГ вошли 10 земель. Высшим законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат – бундестага и бундесрата. Первый избирается гражданами на 4 года, второй формируется из представителей правительств земель. Главой государства является президент, выбираемый Федеральным собранием без прений на пятилетний срок. Ведущую роль в системе исполнительной власти играет правительство во главе с канцлером. Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель.
Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). К.Я. связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клана Токугава и возвращением власти императорам клана Ямато. Сердцевиной последовавших за этим глубоких политических, государственно-правовых, социально-экономических реформ стало принятие 11 февраля 1889 г. первой К. Японии. Почти 2/3 ее статей (из 76) перекликались с текстом Прусской К. 1850 г. По К. 1889 г. Япония оставалась монархическим, сильно централизованным государством. Императорский трон наследовался по мужской линии. Императору принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. В соответствии со ст. 6 К. он утверждал законы, вводил их в действие, издавал чрезвычайные декреты, имевшие силу закона, созывал и распускал парламент, решал вопросы войны и мира, заключал межгосударственные соглашения, объявлял военное и чрезвычайное положение, жаловал титулы и ордена, осуществлял верховное командование армией и флотом. Высшим органом конституционных советников императора был Тайный совет, который составлял государственные планы, готовил новые законы и мог их толковать, вносить предложения об изменении и дополнении К., обсуждать бюджет. Члены Совета назначались пожизненно. Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Палата пэров состояла из принцев крови, князей, графов, лиц, оказавших услуги государству, а также выборных от налогоплательщиков, от императорской академии и префектур. Срок ее полномочий был 7 лет. Палата представителей избиралась населением на 4 года в количестве 300 человек (с 1919 г. – 446 человек). Активным избирательным правом пользовались мужчины с 25 лет, уплатившие налог в 70 йен. К выборам не допускались военные, чиновники, студенты. Палата пэров обсуждала бюджет страны. Палаты могли делать представление правительству по поводу законов и запросы, но им запрещалось обсуждать изменения статуса императора. По К. создавалась буржуазная судебная система. В К. предусматривались обязанности подданных (платить налоги, нести военную службу), а также свободы: перемещения, выбора местожительства, слова, печати, собраний, петиций, союзов, вероисповедания. К. 1889 г. действовала до 1947 г. – вступления в силу Конституции 1946 г.
Конституция Японии 1946 г. принята парламентом и утверждена Тайным советом согласно ст. 7 Конституции 1889 г. как измененная эта Конституция. Вступила в силу в 1947 г. По К. в Японии устанавливалась парламентарная монархия с унитарным государственным устройством и буржуазно-демократическим политическим режимом. За императором формально сохранены довольно широкие полномочия, но он может их осуществлять только по совету и с одобрения» кабинета министров. Высшим органом власти и единственным законодательным органом страны является двухпалатный парламент, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров. В К. провозглашаются традиционные буржуазно-демократические права и свободы, отделение церкви от государства, запрещается рабство и принудительный труд, устанавливаются свобода выбора профессии и местожительства, равноправие супругов и т.п. Декларируются равное право на труд для всех, запрещение эксплуатации детей, право на создание организаций, а также на коллективные переговоры и прочие коллективные действия. В К. содержится отказ Японии от войны как средства разрешения международных споров и от восстановления армии.
Консул высшее должностное лицо римской магистратуры (в Риме избиралось два консула), наделенное полномочиями набора в армию и командования ею, назначения военачальников, заключения перемирий и распоряжения военной добычей, вынесения смертных приговоров.
Континентальная (романо-германская)
система правасформировалась во Франции в конце XVIII – начале XIX вв. в результате революции 1789-1794 гг. Характеризуется следующими признаками: 1) основными источниками права являются статуты; 2) имеет развитую кодификацию; 3) широко использует римское право, что обусловливает: а) деление права на публичное и частное; б) четкость, совершенство формулировок; в) ограничение свободы завещания; 4) в ней почти полностью отсутствуют архаизмы. Наиболее полно эти черты проявились в Гражданском кодексе Франции 1804 г. К.с.п. получила распространение в большинстве стран континентальной Европы и в их бывших колониях.
Контрасигнатура, контрасигнация правило, согласно которому акт главы государства или главы правительства для своей законной силы нуждается в подписи соответствующего министра, принимающего тем самым ответственность за данный акт.
Контуберниум в Древнем Риме постоянное, подобное браку, но не влекущее юридических последствий сожительство раба со свободной.
Конфедерация союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для координации действий в определенных целях, главным образом внешнеполитических и военных (например, США в конце XVIII в. (1781 - 1789), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865), Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848).
Конфуцианство этико-политическое учение, разработанное в Китае VI в. до н.э. Конфуцием. Объявляло власть правителя (императора) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. Со II в. до н.э. и до начала XX в. К. являлось официальной государственной идеологией. На основе учения Конфуция в уголовном праве Китая сложилась классификация тяжких преступлений на 10 зол, ставшая традиционной в период феодализма. К первым трем относились заговор, мятеж, бунт, измена, затем – «неподчинение и «непокорство», «несправедливость» и «неправедность», «великое непочтение» и «великое пренебрежение». Завершало перечень преступлений зло кровосмесительных половых связей.
Концентрационные лагеря специально оборудованные места превентивного заключения для реальных или возможных противников государства, политического режима и т. п. Впервые созданы англичанами в годы Англо-бурской войны 1899—1902 гг., существовали в Советской России с 1918 г., в США в годы Второй мировой войны и других странах Существовавшие в нацистской Германии наиболее известны жестоким обращением с узниками и нечеловеческими условиями их содержания.
Концерн договорное объединение в многоотраслевой комплекс разнородных предприятий для совместной финансовой деятельности, но при сохранении их хозяйственной самостоятельности.
Копигольд в средневековой Англии зависимое землевладение, связанное с личными и поземельными повинностями крестьянина, зафиксированными в копиях судебных решений манора.
Король монарх, имеющий высший, после императора, титул, равный царю. Королевская власть возникла из власти вождя и военачальника племени или племенного союза. Титул К. носили главы Франкского государства и их преемники. В раннефеодальный период К. принадлежала законодательная, исполнительная, судебная, финансовая и военная власть. Он был и верховным собственником земли. Феодализация общества и формирование сюзеренно-вассальной иерархии сословного и государственного строя страны привели к минимизации королевской власти и ее зависимости от земельных магнатов. Ослабление власти светских и духовных магнатов, усиление политического влияния дворянства и горожан привели к появлению сословно-представительных органов, усилению власти К. и формированию сословно-представительных монархий. В свою очередь ослабление коллективной солидарности сословий и их политического влияния, превращение всех в подданных К., индивидуализация сословных привилегий и зависимость их от королевской власти способствовали формированию абсолютной монархии, где К. принадлежала законодательная, исполнительная, судебная, военная, финансовая, а также церковная власть. Переход к предпринимательским формам ведения хозяйства, основанным на частной собственности, привело к ликвидации прав сословий, появлению представительных органов, обладающих законодательной властью и контрольными полномочиями, передаче исполнительной власти ответственному правительству, а судебной власти – независимым судебным органам, что обусловило ликвидацию королевской власти или ограничение ее конституционными органами.
Корпоративная система созданная в Италии фашистами для подъема экономики и военизации страны, имела целью установить классовый мир». В соответствии с Законом о правовой организации трудовых отношений 1926 г. и Хартией труда 1927 г. во всех отраслях производства образовывались постоянные центральные и провинциальные комитеты «классового сотрудничества» (корпорации) из представителей синдикатов (профсоюзов) и союзов предпринимателей, которые должны были разрешать вопросы, касающиеся условий труда и взаимоотношений между предпринимателями и синдикатами. Сначала были созданы только провинциальные корпорации, в состав которых, кроме представителей союзов предпринимателей и синдикатов, входили также префекты и секретари провинциальных фашистских организаций. В 1930 г. из представителей предпринимательских организаций, синдикатов и фашистской партии был образован Национальный совет корпораций во главе с Муссолини. Одним из первых его мероприятий было решение о всеобщем снижении зарплаты от 8 до 25 %. В 1934 г. функционировали корпорации, охватившие все отрасли народного хозяйства.