Первые Конституции Штатов.
Период создания первых конституций в штатах стал кульминацией процесса создания конституционных документов в Америке. Значение данных документов поистине огромно: Конституция 1787 года не стала бы полным документом без них.
К причинам возникновений первых в истории конституций можно отнести восприятие американцами английской модели неписанной конституции как олицетворение колониализма, как противоречие республиканским идеям, двигавшим революцию. Это отразилось в том, что колонисты считали дарованные им хартии верховной правовой силой по отношению не только к актам местных законодательных органов, но и статутов Английского Парламента.
Первая конституция появилась еще до подписания конгрессом резолюции о формировании в колониях правительств- 6 января 1776 года штат Нью- Гемпшир принял первую конституцию. Но она принималась на период состояния войны с Великобританией. Действовал данный документ до 13 июля 1784 года, когда Нью- Гемпширом была принята новая Конституция.
Примером для всех остальных штатов стала Конституция Вирджинии, принятая 29 июня 1776 года, носившая название “Конституции, или Формы правления”. Отвергалась возможность реставрации колониального состояния, детально описывалась новая структура политической власти. Провозглашалось право на революцию и суверенитет народа, запрет на передачу должностей по наследству, признавалось незаконным любое налогообложение без представительства. Действовал принцип разделения властей. За него Конституция подверглась критике Томаса Джефферсона:”Вся власть правительства- законодательная, исполнительная и судебная- заключена в законодательном органе. Концентрация этой власти в одних руках является точным определением деспотического правительства. Нет смягчающих обстоятельств тому что эта власть будет находится во многих руках, а не в одних. 173 деспота будут, конечно, так же деспотичны, как один”.
4 июля 1776 года Континентальным Конгрессом была утверждена Декларация прав, по которому все бывшие колонии признавались “свободными и независимыми штатами”. Под “штатом” понималось полноценное государство. Это внесло свои изменения в характер будущих конституций, например, присутствовала конституционная норма- формула, о праве народа на управление внутренней политикой штата. В каждой конституции в разной степени воспроизводились идеи и принципы Декларации, а Основной закон Нью- Йорка полностью включил ее в свой текст. Она стала формой юридического закрепления концепции “естественных и неотчуждаемых прав”. Концепция строилась на понимании народа как источника политической власти и главного ее носителя. Поэтому в Декларации было закреплено право народа на революцию.
Однако у конституций штатов возникали и противоречия с Декларацией. Под народом понималась лишь его наделенная избирательным правом часть, что противоречило принципу равенства всех граждан и конституционной норме, по которой запрещалось предоставлять кому- либо “исключительные или особые права и привилегии”. В 1780 году в Массачусетсе принятая на конвенте конституция впервые в истории штатов была вынесена на референдум. Произошло это так поздно вследствие острой политической борьбы консерваторов и радикалам, в течении которой первым 4 года удавалось оттягивать проведение коренных конституционных реформ. Так в этой Конституции, где провозглашалось равенство всех граждан, устанавливалось, что право избирать в Палату Представителей имеют только взрослые белые мужчины, обладающие достаточным имуществом. Из-за этого большая масса населения оказалось отстранена от политической жизни. Право на участие в политической жизни во многих штатах было связано с обладанием частной собственностью.
Значительное место в конституционной системе прав и свобод было отведено процессуальным гарантиям. Общее право, традиции которого остались в силе, выступало по преимуществу как право, созданное в рамках судебной процедуры1лаф. Такие нормы конституций, как право на суд присяжных на лишение свободы только по суду и в по определенной процедуре относятся к Великой хартии вольностей 1215 года. Из Петиции о правах 1628 года был взят запрет на принуждение обвиняемого на свидетельствование против себя в суде. Билль о правах 1689 года не допускает чрезмерных залогов, необычных и жестоких наказаний. В Конституции Северной Каролины у граждан было право обратиться в суд с требованием "рассмотрения законности принятой меры и отмены ее, если она незаконна". Именно им была заложена норма конституционного контроля, по которой у суда было право определять правомерность действий органов власти с точки зрения их соответствий конституции штата.
Наиболее демократичными были конституции первого типа в Пенсильвании 1776 года и Вермонта 1777 года. Устанавливалась однопалатная структура законодательных собраний, в соответствии с требованиями радикалов. В Вермонте в легислатуру могли избираться мужчины старше 21 года и прожившие в штате не менее 1 года. В Пенсильвании в добавок к вышесказанным требованиям необходимо было в течении года проживания выплачивать все налоги. В обоих Конституциях устанавливалось правило, по которому каждые 7 лет вводились новые нормы представительства соответственно с численностью населения штата. Целью этого нововведения было "обеспечение навечно свободы и превращение голоса большинства народа в закон страны". Деятельность легислатур носила публичный характер, за соблюдением Конституций в штатах следил совет цензоров, который также был избираемым органом.
Похожий характер носит Основной закон Джорджии. Здесь также присутствовала однопалатная структура, но избирательный цензы был достаточно высок, необходимо было иметь в собственности не менее 250 акров земли или имущество, стоимостью не менее 250 фунтов, что лишало избирательных прав львиную долю населения. Высокий избирательный ценз был характерен для всех штатов, кроме Пенсильвании и Вермонта.
Второй тип конституций может быть охарактеризован Основным законом Вирджинии 1776 года. Помимо высоких избирательных цензов, она также устанавливала двухпалатную структуру легислатур, чтобы было выгоднее состоятельной части населения. Во всех штатах с такой структурой, кроме Вирджинии и Делавэра, в верхнюю палату избирательный ценз был выше, чем в нижнюю. В Мэриленде членом верхней палаты мог стать только мужчина старше 25 лет с состоянием не менее 1000 фунтов стерлингов.
Однако, несмотря на различия, оба типа конституций имеют много схожих черт. Легислатуры предполагались как постоянно действующий орган, избирались раз в год ( в 5 штатах- на более долгий срок), были наделены наиболее полным объемом прав. Они имели право по своему усмотрению смещать и назначать должностных лиц как в исполнительных, так и в судебных органах. Последние вообще полностью контролировались легислатурой. Полновластие легислатур штатов подтверждалось и тем, что центральный орган- Континентальный Конгресс (с 1781 года- Конгресс конфедерации) не имел права вмешиваться в дела штата.
Но такое всевластие легислатур не могло продолжаться вечно. В обществе, преимущественно состоятельных американцев, стали возникать опасения, что законодательные собрания под давлением народных масс могут принять меры, идущие в разрез с интересами крупных собственников. Данная тенденция отразилась в Конституции Нью- Йорка 1777 года. Губернатор теперь избирался электоратом на 3 года, в то время как нижняя палата на 1. Глава исполнительной власти получил право вето, был образован совет по ревизии, состоявший из канцлера- верховного судьи по спорам о праве справедливости и судьями Верховного суда. Конституция предусматривала возможность отмены закона, если он был принят "поспешно и необдуманно" и если "противоречил духу Конституции или общественному благу".
Ещё более ограничивает демократическое правление Конституция Массачусетса 1780 года. Ее относят к третьему типу конституций. В ней впервые и в завершенной форме был сформулирован и положен в основу политической организации принцип разделения властей. Губернатор обладал правом вето и назначал большое количество должностных лиц. Впервые была создана независимая судебная власть, с целью осуществления контроля за исполнительной и законодательной властями. Впоследствии этот принцип будет закреплен во всех конституциях штатов.