Внешняя политика Советского государства
После окончания Гражданской войны и прекращения иностранной интервенции Страна Советов активно проводила политику мирного сосуществования, прежде всего налаживая отношения с соседними странами.
В 1920–1921 гг. Советская Россия заключила мирные договоры с Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией и Польшей. В феврале 1921 г. был заключен договор с Персией (Ираном), по которому Советское правительство заявляло об отказе от всех неравноправных договоров и соглашений, заключенных во вред Персии царским правительством. Персии возвращались концессии и имущество, полученные царским правительством на ее территории. Договор произвел сильное впечатление в мире и вызвал недовольство Великобритании, поскольку ставил в невыгодный свет ее колониальную политику.
Вскоре был подписан равноправный договор с Афганистаном. Советская Россия обеспечивала беспошлинный транзит через свою территорию грузов, закупленных Афганистаном, и предоставляла материальную и культурную помощь. В марте 1921 г. был подписан равноправный договор с Турцией, а в ноябре – договор о дружбе с Монголией.
Активная восточная политика Советской России побудила Англию пойти на заключение с Москвой в марте 1921 г. советско-английского торгового соглашения. Это соглашение включало в себя ряд политических условий. Так, каждая сторона брала на себя обязательство «воздерживаться от враждебных действий и мероприятий против другой стороны». В течение 1921–1922 гг. торговые соглашения были подписаны с Германией, Чехословакией, Австрией, Швецией и другими странами.
Однако западные страны не торопились с дипломатическим признанием Советского правительства, стремясь решить проблему царских долгов. Осенью 1921 г. Антанта в условиях неурожая и голода в России заявила о готовности оказать помощь голодающим при условии признания Советской Россией царских долгов. Советское правительство согласилось признать лишь довоенные долги царского правительства при условии рассрочки выплат на 30 лет и предоставления новых займов. Эти условия не были приняты, но Россия получила помощь для голодающих по линии международных общественных организаций (Американская администрация помощи – АРА, Женевский комитет во главе с Ф. Нансеном).
10 апреля 1922 г. в Генуе открылась международная конференция, в которой приняли участие 34 государства. Делегацию РСФСР возглавлял нарком иностранных дел В. Чичерин. На этой конференции страны Антанты потребовали от РСФСР выплатить долги царского и временного правительств (18,5 млрд золотых рублей), возвратить прежним иностранным владельцам национализированные предприятия или выплатить им их стоимость, отменить монополию внешней торговли.
Советская сторона выдвинула встречное требование Антанте: возместить ущерб, причиненный иностранной интервенцией в сумме 39 млрд золотых рублей. Антанта отказалась. В этой ситуации в ночь на 16 апреля 1922 г. в местечке Рапалло был подписан советско-германский договор. Он предусматривал взаимный отказ двух стран от возмещения военных убытков и иных претензий, полное восстановление дипломатических отношений и активизацию торговых отношений. Рапалльский договор прорвал единый фронт капиталистических стран в отношении юридического признания Советского государства и заставил другие страны идти по пути Германии.
В 1924 г. начинается так называемая «полоса дипломатического признания СССР». В феврале 1924 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Англией, вскоре обе стороны подписали важный торговый договор. В 1924–1925 гг. СССР заключил соглашения об установлении дипломатических отношений с Италией, Китаем, Францией, Японией, а также со многими другими странами мира. Благодаря этим соглашениям заметно увеличился внешний торговый оборот Советского государства, упрочилось его международное положение.
Однако во второй половине 1920-х гг. международная ситуация осложнилась. В начале 1927 г. Лондон стал активно обвинять Москву и в осуществлении «коммунистической экспансии» в Китай. Дело было в том, что с 1923 г. правительство СССР поддерживало близкие отношения с правительством Сунь Ятсена, лидера национально-освободительной демократической революции в Китае. Он основал партию Гоминдан, в которую вошли и китайские коммунисты. Однако после смерти Сунь Ятсена в 1925 г. Гоминдан возглавил Чан Кайши, который пошел на сотрудничество с западными странами и в апреле 1927 г. произвел антикоммунистический переворот. В Пекине налету подверглось здание советского полпредства.
В этой ситуации Лондон опасался вмешательства СССР в китайские дела, что создало бы условия для победы китайских коммунистов и могло вызвать цепную реакцию в Индии и других колониях Британской империи.
Британские власти пошли на дипломатический конфликт. Лондон официально обвинил Коминтерн и руководство СССР в подготовке «коммунистического заговора» против законных властей Британии, сославшись на небольшую помощь, которую советские профсоюзы оказали бастующим британским шахтерам. Английская полиция совершила налет на советское торговое представительство в Лондоне, персонал которого был обвинен в шпионаже против Великобритании. После этого инцидента 25 мая 1927 г. власти Великобритании разорвали дипломатические отношения с СССР.
Летом 1927 г. прошли налеты на советские представительства в Берлине и Шанхае. В Варшаве был убит посол СССР Войков. 14 июня 1927 г. в Женеве по инициативе Великобритании состоялась конференция министров иностранных дел Англии, Франции, Германии, Японии, Италии и Бельгии. Английский премьер-министр Чемберлен призвал к крестовому походу против СССР. Как потом выяснилось, он не получил реальной поддержки от участников конференции, но в тот момент Советское правительство почувствовало серьезную внешнюю угрозу.
«Военная тревога» заставила руководство СССР проанализировать оборонный потенциал страны, и он оказался крайне малым. Еще накануне кризиса начальник Штаба РККА М. Н. Тухачевский в докладе Политбюро ЦК ВКП(б) от 26 декабря 1926 г. прямо заявил: «Ни Красная Армия, ни страна к войне не готовы. Наших скудных материальных боевых мобилизационных запасов едва хватит на первый период войны». Вооруженные силы СССР насчитывали 0,6 млн чел. На вооружении РККА состояло 60 танков, 99 бронеавтомобилей, 42 бронепоезда и 694 боевых самолета эпохи Первой мировой войны. Военная промышленность могла дать только 8 % снарядов от потребностей военного времени. Иными словами, если бы Англия предприняла какие-то военные акции против СССР, то отразить их было бы нечем. Осознание этого обстоятельства самым серьезным образом сказалось на последующем решении правительством вопросов о формах, темпах и методах осуществления индустриализации страны.
В 1929 г. возник серьезный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге, проходившей по китайской территории и являвшейся частью Транссибирской магистрали, связывавшей Москву с Владивостоком. По договору с Китаем от 1924 г. СССР и Китай управляли КВЖД на паритетных (равных) началах. Однако власти Китая решили установить полный контроль над дорогой. После неудачных попыток урегулировать конфликт мирными средствами Советское правительство в июле 1929 г. разорвало дипломатические отношения с Китаем. Затем Особая Дальневосточная армия под командованием В. Блюхера нанесла удар по китайским войскам. Вскоре Китай и СССР подписали соглашение о восстановлении ранее действовавших договоров.
Несмотря на сложности, международное положение СССР в конце 1920-х гг. оставалось достаточно прочным. Дипломатические отношения между Великобританией и СССР были восстановлены 3 октября 1929 г. после прихода к власти лейбористов. В мире не было реальной силы, способной развязать крупномасштабную войну против СССР. Ситуация изменилась только после прихода к власти Гитлера в Германии в 1933 г.
Глава 9. СССР в годы первых пятилеток (1929–1941)