Калашников в. в., узлова и. в.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
УДК 940.1
ББК Чг11
К17
Калашников В. В., Узлова И. В.
К17 История России: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Калашникова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. 176 с.
ISBN 978-5-7629-1158-0
В сжатом виде изложены ключевые проблемы политической и социально-экономической истории России VII–ХХ вв.
Предназначено для студентов технических вузов как дополнение к лекционному курсу.
УДК 940.1
ББК Чг11
Рецензенты: кафедра русской истории РГПУ им. А. И. Герцена; д-р ист. наук Р. В. Костюк (СПбГУ).
Утверждено
редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
ISBN 978-5-7629-1158-0 Ó СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011
Введение
Предмет, формы, функции исторического знания.В буквальном смысле древнегреческий термин «historia» означал «разузнавание». История – наука, изучающая прошлое. Без знания прошлого нельзя понять настоящее, и этим обусловлена важность истории как науки.
Задача историка состоит в том, чтобы на основе анализа широкого круга источников достоверно реконструировать те или иные события, выявить и объяснить их основные причины и механизмы развития.
Предметом изучения может быть мировая цивилизация в целом, история отдельных стран и народов, отдельных событий и личностей, чьи дела оказались важными для человечества. При этом могут особо изучаться отдельные аспекты жизни общества, и историческое знание может иметь разные формы: социальная, политическая, экономическая история, история искусства, города, семьи и др. Однако в конечном счете историки стремятся к синтезу отдельных сторон общественной жизни и созданию целостной картины развития разных стран и народов.
История как наука выполняет следующие основные функции:
– познавательную: достоверное знание о прошлом позволяет лучше понимать настоящее и предвидеть будущее;
– мировоззренческую:осмысление прошлого формирует взгляд человека на окружающий мир;
– образовательную: передает накопленные знания последующим поколениям;
– воспитательную:на ярких положительных и отрицательных примерах из прошлого воспитывает новые поколения.
Все эти функции взаимосвязаны, и их выделение носит достаточно условный характер.
Исторические знания, переданные широкому кругу людей, формируют историческое сознание народа, т. е. коллективные представления народа о своей истории. Историческое сознание во многом определяет поведение людей в повседневной жизни и играет особую роль в критических ситуациях, когда идет выбор пути дальнейшего развития. Выбор зависит от гражданской зрелости большинства населения. А степень гражданской зрелости зависит от степени усвоения накопленного исторического опыта.
Теория и методология исторической науки.Теория истории – система положений, дающая целостное объяснение этапов и причин развития мирового исторического процесса или его части. Ведущими общими теориями истории являются формационная и цивилизационная.
Формационная теория описывает мировой исторический процесс как смену общественно-экономических формаций и выделяет такие формации, как первобытное общество, древнее общество, феодализм, капитализм и социализм (коммунизм). Переход от одной формации к другой происходит в результате развития производительных сил (человека и средств производства), которое влечет за собой изменения в производственных отношениях (отношения людей по поводу производства и распределения произведенного продукта). Производственные отношения составляют базис формации, который влияет на формирование «надстройки» – всех иных общественных отношений (политических, правовых, культурных). В свою очередь надстройка формирует механизмы (политические идеи и партии), которые производят смену базиса тогда, когда старые производственные отношения становятся тормозом для развития производительных сил. Формационная теория была создана К. Марксом при опоре на идеи, высказанные многими другими учеными.
Цивилизационная теория рассматривает мировую историю как историю сосуществования и взаимовлияния различных цивилизаций, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и проходит определенный цикл: рождается, достигает стадии зрелости, а затем умирает. Важную роль в развитии цивилизационной теории сыграли Н. Данилевский, М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев. Многие ученые сегодня полагают, что обе теории не исключают, а дополняют друг друга.
Метод – это инструмент для получения нового знания. Система используемых методов составляет методологиюнауки. Историки используют все основные научные методы: анализ, синтез, сравнительный, статистический, структурно-функциональный, системный и др. Однако важнейшим для историка является принцип историзма. Этот принцип предполагает изучение событий с учетом процесса их возникновения и развития, а также с учетом всех факторов, воздействующих на этот процесс. Принцип историзма помогает получить конкретное знание о конкретном историческом процессе.
Глава 1. Киевская Русь
Смутное время
В 1598 г. династия Рюриковичей оборвалась, поскольку Федор Иоаннович умер, не оставив наследника. Земский собор избрал царем бояринаБориса Годунова (1598–1605), который по своему происхождению не мог претендовать на царский трон. Многие именитые бояре считали Бориса незаконным царем и сеяли сомнения в народе. Стремясь привлечь симпатии людей, Годунов снял недоимки по налогам, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинностей, объявил амнистию заключенным, отменил на 5 лет смертную казнь. Однако новому царю не везло: трехлетний неурожай вызвал страшный голод (1601–1603). К нему добавилась эпидемия холеры. На этом фоне появились слухи о том, что младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий не был убит в Угличе. В 1604 г. беглый монах Григорий Отрепьев, объявший себя в Польше царевичем Дмитрием, идет на Москву с отрядом поляков и казаков. Годунов готовится к обороне, но неожиданно умирает.
В июне 1605 г. Лжедмитрий торжественно вошел в Москву и сел на престол. Однако пришедшие с ним поляки вели себя заносчиво, что вызвало недовольство москвичей. Боярам было сообщено о тех обязательствах, которые взял на себя Лжедмитрий перед Польшей: уния с католической церковью, территориальные уступки и переход престола к польскому наследнику после смерти Лжедмитрия. В результате заговора бояр в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит.
Царем избрали родовитого бояринаВасилия Шуйского(1606–1610), главу заговора. Но мир не наступил. Появился Лжедмитрий II, которого поддержали повстанческие отряды беглого холопа Ивана Болотникова. В ноябре 1606 г. повстанцы осадили Москву, но были разбиты. В 1608 г. Лжедмитрий со своим отрядом стал лагерем в Тушино под Москвой («тушинский вор»). В июле 1610 г. бояре свергли Шуйского и пустили в Москву польские войска, призвав царем на Русь королевича Владислава. Лжедмитрий II был убит. Отряды поляков дошли до Волги, грабя русское население. Смутой на Руси воспользовалась Швеция, которая захватила обширные русские земли на северо-западе, включая Новгород.
Эти события вызвали всенародный протест. В 1611 г. первое ополчение во главе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым осадило Москву, но не сумело выбить поляков. В 1612 г. второе ополчение из Нижнего Новгорода во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским пошло на Москву и 26 октября 1612 г. принудило поляков сдаться и покинуть Кремль.
Положить конец Смуты могла только новая династия, которая была бы признана всеми как законная власть. В январе 1613 г. всесословный Земский собор, включивший и черносошных крестьян, после долгих споров избрал на царство шестнадцатилетнего юношу Михаила Романова, представителя разветвленного боярского рода. Отцом Михаила был влиятельный человек – митрополит Филарет, которого Борис Годунов отправил в монахи, чтобы убрать конкурента. Избрание царя всесословным собором положило конец Смуте, которая принесла России тяжелые потери.
Глава 3. Россия в XVIII в.
Реформы Петра Великого
Петр I – самый выдающийся монарх России. С ранней юности он остро осознавал отставание России от Европы и стремился его преодолеть.
В 1697 г. Петр первым из русских царей отправляется в Европу в составе Великого посольства, представляясь урядником Петром Михайловым. Он смотрел и учился. В 1699 г. в Москве произошел бунт стрельцов. Петр вернулся из-за границы, казнил зачинщиков.
Осенью 1700 г. Петр вступил в войну со шведами, стремясь вернуть берега Балтики. Северная война началась с поражения под Нарвой, которое убедило царя в необходимости создания новой армии и флота. Решая эту задачу, Петр постепенно реформировал все государство.
Новую армию Петр создавал по европейскому образцу. Солдаты набирались по раскладу в общинах и служили 25 лет (рекрутская повинность). Уже к весне 1701 г. было сформировано 10 драгунских полков по 1 тыс. чел. На Урале в кратчайшие сроки развернулось строительство металлургических заводов, началось литье чугунных пушек и ядер. На медные пушки перелили часть колоколов, снятых с церквей.
Усилия царя быстро дали первые результаты. В 1702 г. войска Шереметева взяли шведскую крепость Мариенбург в Эстляндии. Осенью того же года пала шведская крепость Нотебург у истока Невы (древний русский Орешек). Петр присвоил крепости новое название – Шлиссельбург (Ключ-город), считая, что она открывает путь к овладению территорией вдоль берегов Невы – Ингрией.В 1703 г. русские взяли крепость Ниеншанц при впадении Охты в Неву, и на Заячьем острове на Неве был основан Санкт-Петербург. Через 10 лет Петр перенес сюда столицу России. Для прикрытия города с моря была заложена крепость Кроншлот на о. Котлин.
Решающим событием в ходе Северной войны стала победа русской армии над шведами под Полтавой 27 июня 1709 г. (Полтавская битва). Крупным успехом русского флота стали победы над шведами в сражении у мыса Гангут (1714) и у острова Гренгам (1720). В 1721 г. был подписан Ништадтский мир, закрепивший за Россией выход на побережье Балтийского моря. Россия получила шведские владения: Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию, часть Карельского перешейка с г. Выборгом. Теперь страна имела три первоклассных морских порта: Петербург, Ревель и Ригу. Важнейшая внешнеполитическая задача создания «окна в Европу» была решена. По окончании войны Сенат присвоил Петру титулы императора и Отца нации. Россия стала империей.
Административная реформа. В ходе войны шло преобразование органов государственного управления. В 1711 г. Правительствующий Сенат заменил Думу как высший орган законодательной и судебной власти при царе. В качестве органов исполнительной власти Петр вместо 44 приказов создал 9 коллегий (1718), потом их стало 12. Каждая коллегия заведовала определенной областью: военная, иностранная, юстиц-коллегия и т. д.
Петр поделил страну на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, назначенные царем. Губернии делились на 50 провинции, во главе которых стояли воеводы. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.
Сословная реформа.В 1722 г. царь ввел Табель о рангах, установив 14 рангов (классов) по военной, морской, гражданской и придворной службе. Табель узаконила порядок формирования дворянского сословия: чиновник или офицер, дойдя до 8 класса, получал потомственное дворянство. Главную роль в карьере играло не происхождение, а личные заслуги. Все дворяне были обязаны служить, пока царь не отпустит. Все были обязаны учиться: в 1714 г. царь издал указ о запрете недорослям жениться, если они не овладели грамотой. В этом же году был издан указ о единонаследии, в соответствии с которым поместье передавалось по наследству старшему сыну. Поместье стало наследственной собственностью, что стирало разницу между поместьем и боярской вотчиной.
В купеческом сословии вместо старого деления на сотни были введены деления на две гильдии: первая для богатых купцов и предпринимателей, вторая – для лавочников.
Крестьяне были разделены на две основные категории: государственные крестьяне (бывшие черносошные Севера, однодворцы Юга, ясачные Сибири); помещичьи крестьяне, крепостные.
Податная реформа. С 1718 г. вместо подворной и многих мелких податей была введена единая подушная подать, возлагавшаяся на мужскую душу без ограничения возраста. Для правильного обложения подушным налогом в 1720–1724 гг. была проведена перепись населения (ревизия). Новый прямой налог оказался в 2–2,5 раза больше суммы прежних налогов.
Промышленность, торговля, финансы. Петр активно строил мануфактуры, которые производили железо, порох, сукно, паруса для нужд армии и флота. Главным металлургическим районом страны стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы. На Урале было простроено 12 заводов. Уральский металл на многие годы стал лучшим в мире. К 1708 г. в стране было 30 мануфактур, а в 1725 г. – 100. Царь втягивал в промышленныедела купцов, дворян и даже крестьян. Первые заводы создавались в основном как казенные. Затем казенные мануфактуры часто передавались в частные руки. Госконтроль сохранялся путем казенных заказов, фиксированных цен, контроля за качеством. Русская мануфактура отличалась от западноевропейской своей тесной связью с государством и характером используемой рабочей силы. Если в допетровский период на мануфактурах трудились как по вольному найму, так и по принуждению, то при Петре I рабочие на мануфактурах стали почти полностью подневольными. В 1721 г. Петр I специальным указом разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. Продукцию отечественных мануфактур царь защищал высокими таможенными тарифами. С тем, чтобы аккумулировать деньги в казне, царь осуществлял контроль за внешней и внутренней торговлей. Внутри страны государство имело монополию на продажу соли, табака и вина. Во внешней торговле существовала государственная монополия на экспорт хлеба, льна, сала и пушнины.
В 1721 г. вместо патриаршества Петр учредил Святейший Правительствующий Синод как высший государственный орган церковной власти. Во главе Синода стоял светский чиновник – обер-прокурор. Церковь лишилась самостоятельности и превратилась в составную часть государственного бюрократического аппарата. Царь ограничил число монахов. Обязал священников доносить об умыслах против государства, что нарушало тайну исповеди.
В 1718 г. Петр казнил сына Алексея, не разделявшего политику отца. Затем он издал указ о престолонаследии, согласно которому монарх сам определял своего наследника. В 1725 г. царь заболел и умер, но объявить о наследнике не успел.
Итоги царствования.Петр дал первый в истории России пример форсированной модернизации, которую осуществляло государство в целях ликвидации отставания от Европы. Модернизация имела ограниченный характер: Петр европеизировал лишь правящий класс, госаппарат и армию. Он создал новую элиту, более грамотную и открытую для новаций, однако это привело к культурной пропасти между ней и простым народом.
Петр проводил реформы методом насилия, жестко эксплуатировал основные массы населения. Крестьяне бежали на окраины и поднимали восстания. Наиболее сильными были Астраханское восстание (1705–1706) и восстание на Дону под предводительством К. Булавина (1707–1708). Они были жестоко подавлены.
Цена петровских реформ была высока. По мнению видного историка П. Н. Милюкова, Россия в эпоху Петра потеряла около 20 % населения.
Глава 4. Россия в XIX в.
Эпоха Николая I (1825–1855)
По закону о престолонаследовании трон должен был перейти к среднему брату Александра I Константину, и столица ему присягнула. Однако Константин отказался, и трон перешел к младшему брату Николаю.
В день присяги Николаю (14 декабря 1825) члены тайной организации «Северное общество» попытались поднять восстание (восстание декабристов), однако действовали нерешительно и были расстреляны из пушек. На Сенатской площади остались тела 1271 убитого. Главным образом это были представители нижних чинов гвардии (282), «чернь» (903) и малолетние (150).
Декабристы выступали против самодержавия за конституционную монархию или республику, за отмену крепостного права. В начале января 1826 г. на юге России было подавлено восстание Черниговского полка, организованное членами «Южного общества». По делу декабристов 579 чел. было арестовано, 289 преданы суду, пятеро казнены, 120 отправлены в Сибирь, остальные на Кавказ – в армию. Восстание побудило царя усилить роль Собственной его императорского величества канцелярии, которая контролировала и порой подменяла другие органы управления. Третье отделение канцелярии выполняло функции тайной полиции. Усилилась цензура. Царь ограничил автономию университетов. Восстановил сословный принцип обучения. В то же время Николай упорядочил положение государственных крестьян, закрепивихправана самоуправление(реформа П. Д. Киселева), расширив систему начального образования для крестьянских детей. Указом от 1842 г. «Об обязанных крестьянах» дал помещикам право отпускать крестьян на волю с передачей части земли в аренду.
К числу позитивных событий царствования следует отнести денежную реформу (1839), по которой бумажные деньги получили обеспечение серебром; кодификацию российского законодательства, проведенную усилиями М. М. Сперанского; строительство железной дороги из Петербурга в Москву (1851).
В сфере идеологии противостоять революционным идеям была призвана теория «официальной народности», провозгласившая вечными основами бытия России православие, самодержавие и народность. В своих указах Николай I подчеркивал связь монархии с народом и роль монарха как защитника народных обычаев и православной веры. В 1826 г. во время коронации царь трижды поклонился народу с Красного крыльца в Кремле, заложив новую традицию коронации.
На международной арене Николай выступил как «жандарм Европы» при подавлении Польского восстания (1830–1831) и Венгерского восстания за независимость от Австрии (1848). В то же время Россия продолжала воевать в защиту кавказских и балканских христиан и укрепления влияния России на Кавказе и Балканах. В результате русско-иранской войны (1826–1829) Россия получала Восточную Армению. В результате русско-турецкой войны (1827–1829) по Адрианопольскому миру 1829 г. к России отошли устье Дуная, кавказское побережье от устья Кубани до Аджарии, ряд крепостей в Закавказье. Русские суда получили право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. Молдавия и Валахия получили статус автономий в рамках Оттоманской империи.
В 1853 г. Россия ввела войска в Молдавию и Валахию, поставив их под свой протекторат. В ответ турки объявили войну (Крымская война –1853–1856). В Синопском бою адмирал Нахимов разбил турецкий флот, но Франция и Англия, не хотевшие усиления России на Балканах, высадили свои войска в Крыму. Главная крепость Севастополь пала после 11 месяцев героической обороны, в ходе которой погибли адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин. Николай был потрясен военными неудачами, заболел и умер. Его наследник заключил в марте 1856 г. Парижский мир, по которому Россия признавала протекторат западных держав над Молдавией и Валахией и лишалась права иметь военный флот и крепости на Черном море. Россия проиграла войну из-за своей военно-технической отсталости: ее парусный флот был не способен противостоять паровым фрегатам союзников, гладкоствольные ружья уступали нарезным штуцерам и т. п.
Февральская революция
Февральское восстание в Петрограде. 23 февраля (8 марта по новому стилю) жены рабочих, отстояв морозным утром в очереди за дешевым ржаным хлебом, узнали, что этого хлеба – основного продукта питания городских низов – в булочные не привезли. Они пошли по улицам, скандируя первый лозунг революции: «Хлеба!» Полиция не решилась стрелять в толпу, где было много женщин. Стихийный марш слился с митингами и демонстрациями, которые подготовили социалисты на крупных заводах в честь международного женского дня. Успех этих акций воодушевил рабочих. Через день забастовки и демонстрации рабочих охватили весь город.
Николай II, уехавший накануне в ставку в Могилев, прислал телеграмму: «Завтра же прекратить беспорядки в столице». Прекратить «беспорядки» можно было только силой оружия. Утром 26 февраля, в воскресенье, митинги были особенно многолюдны. Солдаты, получив приказ, стреляли в демонстрантов. Более 100 человек были убиты и ранены. Царю доложили: «Войска действовали ревностно».
Это было повторение «Кровавого воскресения»: вновь по приказу царя войска расстреляли мирные демонстрации и вновь расстрел стал началом революции. Вечером в казармах шло бурное обсуждение событий. Те, кто стреляли, клялись больше не стрелять в народ. На следующий день, 27 февраля, солдаты Волынского полка с оружием в руках вышли на улицу и присоединили к себе другие полки. Главная причина «бунта»: осознание солдатами вины за пролитую кровь и нежелание стрелять в народ. В военное время это был акт гражданского мужества, который отрезал солдатам путь назад. Тысячи солдат подошли к Таврическому дворцу и потребовали от депутатов Думы возглавить движение народа.
Дума и революция.Лидеры Думы не имели отношения к стихийным выступлениям рабочих и солдат, но были готовы воспользоваться ими для достижения своей цели. Председатель Думы М. Родзянко уже 26 февраля направил царю телеграмму: «Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. …Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца». Царь проигнорировал призыв. К вечеру 27 февраля, когда стало ясно, что большинство гарнизона на стороне восставших, Родзянко объявляет о создании Временного комитета Думы с «целью восстановления общественного порядка». Правый депутат В. Шульгин вспоминает, что Родзянко долго не решался возглавить Временный комитет: «Я не бунтовщик, никакой революции не делал и не хочу делать. Если она сделалась, то именно потому, что нас не слушались». Шульгин убедил Родзянко следующим образом: если «все обойдется – государь назначит новое правительство – мы ему и сдадим власть. А не обойдется, так если мы не подберем власть, то подберут другие. Те, которые уже выбрали каких-то мерзавцев на заводах». Вот так думские либералы «возглавили» революцию.
Наряду с Временным комитетом Думы 27 февраля в Петрограде был создан Совет рабочих депутатов, который в своем обращении призвал рабочих сплачиваться вокруг Совета для полной победы революции. Совет рабочих вскоре преобразовался в Совет рабочих и солдатских депутатов. В его руководстве доминировали эсеры и меньшевики.
Царь и революция. Узнав о событиях в Петрограде, Николай послал войска на Петроград, но они были остановлены железнодорожниками, испортившими пути. Узнав о попытке царя послать карательную экспедицию, Совет рабочих депутатов стал требовать отречения царя. Стремясь спасти монархию в принципе, командующие фронтами поддержали идею Родзянко об отречении царя в пользу сына при регентстве великого князя Михаила, брата царя. Однако Николай II, узнав о провале карательной экспедиции, 2 марта в Пскове подписал Манифест об отречении в пользу Михаила. 3 марта находившийся в Петрограде Михаил отказался принять корону, боясь за свою безопасность. Трон оказался пуст.
Думские деятели сформировали Временное правительство во главе с князем Г. Е. Львовым, которое обещало созвать Учредительное собрание для решения всех ключевых вопросов. В провинции революция «прошла по телеграфу». Никто не выступил на защиту монарха.
Февральская революция была стихийной в том плане, что ни одна политическая партия заранее не назначала ее дату. С другой стороны, революция была бы невозможна без долгих лет подготовительной работы, которую вели левые партии. Активисты этих партий, несмотря на отсутствие вождей, находившихся в ссылке и в эмиграции, сделали свое дело. В благоприятный момент они направили потоки стихийного движения в одно русло. Главным итогом Февраля стало падение самодержавия.
Брестский мир
Одной из первых акций Советского правительства стало выведение России из мировой войны. Уже 8 ноября 1917 г. нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий предложил всем воюющим сторонам начать переговоры о мире. Державы Антанты отвергли это предложение, а Германия и ее союзники приняли его. Второго декабря в Брест-Литовске между Россией, Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией было заключено перемирие на 28 дней. Начались переговоры о заключении мира без аннексий и контрибуций. Германия заявила о согласии на такой мир, но страны Антанты отказались. Тогда Германия потребовала от Советской России заключения временного сепаратного договора, по которому германские войска до окончания мировой войны оставались бы на захваченной ими территории Российской империи (в Польше, Литве, части Латвии и Белоруссии).
Ленин предложил принять условия Германии. Во-первых, он полагал, что такой мир будет недолгим, так как в Германии зрела революция. Во-вторых, считал, что Германия, подписав мир на восточном фронте, будет вести войну до победы на западном фронте, что не позволит Антанте и Германии договориться о совместном крестовом походе против России. Большая часть членов ЦК высказывались против подписания мира в надежде, что германский пролетариат не допустит продолжения войны против Страны Советов. Л. Д. Троцкий предложил сделать демонстративный жест: мира не подписывать, но заявить о прекращении войны. Ленин остался в меньшинстве.
9 февраля 1918 г. немцы подписали сепаратное соглашение с делегацией Центральной рады Украины, которая реально не имела контроля на Украине, но хотела восстановить его при помощи германских штыков. Троцкий, который вел переговоры в Брест-Литовске, не хотел признавать соглашение, грозившее потерей Украины, огласил свою формулу «ни войны, ни мира» и заявил о демобилизации русской армии. Две недели в Берлине и Вене шли споры: начинать или не начинать наступление на русском фронте. Правительство Австро-Венгрии было против наступления. 18 февраля немцы начали движение на Псков и Нарву, встретив разрозненное сопротивление русской армии.
Осознав свою ошибку, ЦК партии большевиков принял предложение Ленина о заключении мира, но немцы теперь выдвинули более тяжелые условия: вывод русских войск с территории Прибалтики, Украины и Финляндии. Брестский мир был подписан 3 марта на германских условиях. Он просуществовал 8 месяцев до ноября 1918 г., до начала революции в Германии, а затем был аннулирован Советским правительством.
Период «мирной передышки»
Накануне Октябрьской революции Ленин разработал программу переходных шагов к социализму в условиях отсталой России. Программа предусматривала немедленную национализацию лишь банков и крупнейших монополий. Остальные промышленные предприятия должны были оставаться в руках хозяев, но находиться под контролем фабрично-заводских комитетов и органов Советской власти. Лишь постепенно контроль должен был перерастать в национализацию фабрик и заводов. Уже весной 1918 г. органы рабочего контроля были созданы почти на всех крупнейших и на большинстве крупных предприятий. Однако уже к маю 1918 г. местные Советы национализировали 836 предприятий. Ленин считал, что процесс национализации идет слишком быстро, определил его как «красногвардейскую атаку на капитал» и предложил ее приостановить, но рабочие на местах продолжали национализацию. «Красногвардейская атака» была реакцией на закрытие предприятий прежними хозяевами, а также отражала стремление рабочих самим управлять фабриками. В ряде случаев рабочее управление было успешным, в других – вело к дезорганизации производства.
Однако ни рабочий контроль, ни рабочее управление не могли обеспечить подъем промышленного производства, поскольку в стране не хватало сырья и топлива. Германия оккупировала Украину и лишила Россию угля Донбасса и железной руды Кривого Рога. Национальные окраины империи прекратили традиционные поставки шерсти, хлопка и других товаров. Проблема обострялась полной изношенностью транспорта. Весной 1918 г. промышленные центры России, оставшись без сырья и топлива, не могли производить промтовары и обменивать их на хлеб в деревне. А государственные запасы хлеба были крайне скудными: Временное правительство осенью 1917 г. не смогло создать достаточных запасов хлеба.
Образование СССР
Успешное экономическое развитие России и большинства других бывших территорий Российской империи было невозможным без воссоздания единого государства, поскольку экономика Российской империи, сложившаяся в конце XIX в., представляла собой единый народно-хозяйственный комплекс. Так, единственная современная топливно-металлургическая база в начале ХХ в. находилась на юге Украины (Донбасс – Кривой Рог), почти вся нефть добывалась в Баку, металлообрабатывающая промышленность была сосредоточена в Петербурге, текстильные фабрики – в Москве и вокруг нее, а хлопок поступал из Средней Азии.
К концу Гражданской войны большевикам удалось решить сложнейшую задачу: собрать в единое целое большую часть территорий распавшейся империи. Уже в годы Гражданской войны на национальных окраинах возникали советские республики, которые заключали договоры с РСФСР о военном и хозяйственном союзе. Согласно этим договорам объединялись вооруженные силы, промышленность, транспорт, внешняя торговля и т. д. Создавались соответствующие объединенные комиссариаты. В феврале 1922 г. советские республики передали РСФСР право защиты их внешнеполитических интересов.
К 1922 г. на территории бывшей царской России существовало 6 советских республик: РСФСР (в составе которой имелись 8 автономных республик и 14 автономных областей), Белорусская, Украинская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская советские социалистические республики, Дальневосточная республика, а также Бухарская и Хорезмская республики.
Для образования союзного государства имелись предпосылки политического, экономического и культурного характера. Решающими факторами были единство их политического и экономического строя, а также интернациональный принцип построения компартии.
В верхах партии существовали различные проекты создания единого многонационального государства. Нарком по делам национальностей Сталин выступал за вхождение всех республик в состав Российской Федерации на правах автономных республик («план автономизации»). Однако этот план встретил противодействие со стороны руководителей Грузии и Украины, которые хотели не входить в состав России, а объединиться с ней на равных условиях. Формы объединения предлагались разные.
Узнав о разногласиях, Ленин, который в это время был болен и находился в Горках, написал членам Политбюро ЦК партии письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркнул, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз. Позиция Ленина позволила преодолеть разногласия. На съездах Советов Белоруссии, России, Украины и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения, Грузия) были приняты решения о созыве общего съезда и об объединении в союзное государство.
30 декабря 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд Советов, провозгласивший образование Союза ССР в составе Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. На съезде были утверждены Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В этих документах говорилось, что советские республики «объединяются в одно союзное государство» – Союз Советских Социалистических Республик, что «Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза». Высшим органом власти в СССР провозглашался Съезд Советов СССР, Правительством СССР являлся Совет народных комиссаров СССР, первым Председателем которого стал Ленин.
Декларация и Договор составили Конституцию СССР. Она была принята в окончательном варианте II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция определяла только основы государственного устройства Союза ССР. Все остальные вопросы регулировались конституциями союзных республик. Конституция подтвердила, что верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов – Центральный исполнительный комитет (ЦИК).
Конституция СССР сохранила разные нормы представительства для города и деревни, установленные в 1918 г. Съезд Советов СССР созывался из представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей и из представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей. Это позволило закрепить политическое господство рабочего класса в СССР и обеспечить политическую власть партии большевиков, традиционно поддерживаемую рабочими.
В 1924–1925 гг. национально-государственное строительство продолжалось. В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР (как самостоятельная республика Молдавия войдет в состав СССР в 1940 г.). В 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую и Туркменскую республики, образовавшиеся в результате национально-государственного размежевания республик Средней Азии. В составе Узбекской республики была создана Таджикская АССР. В 1929 г. Таджикская АССР стала союзной республикой.
Внешняя политика СССР
В начале 1930-х гг. международное положение СССР было относительно прочным. Этому способствовали и активные внешнеторговые контакты, которые СССР установил в условиях мирового экономического кризиса с Германией и США. Эти страны занимали соответственно первое и второе места в советском импорте машин и оборудования.
В 1931 г. был продлен Берлинский договор с Германией о ненападении, заключенный в 1926 г. В 1932–1933 гг. СССР подписал договоры о ненападении с Францией, Эстонией, Латвией, Польшей, Финляндией и Италией. В ноябре 1933 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и США.
На Востоке позитивно развивались отношения СССР с Монголией, Афганистаном, Ираном и Турцией. В 1931 г. Япония захватила Манчжурию, и Китай в 1932 г. пошел на восстановление дипломатических отношений с СССР, прерванных в связи с конфликтом на КВЖД в 1929 г. Начавшаяся в июле 1937 г. широкомасштабная война Японии против Китая подтолкнула Китай и СССР в августе 1937 г. к подписанию договора о ненападении. СССР оказывал Китаю помощь вооружением и военными специалистами.
Германский фашизм: угроза новой мировой войны. В 1933 г. в Германии к власти пришли нацисты. Это событие кардинально изменило международную ситуацию, сделав реальной угрозу новой мировой войны, угрозу нападения Германии на СССР. Внешнеполитическое кредо Гитлера было известно. Еще в 1923 г. в программной книге «Моя борьба» он заявил: «…Если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать в первую очередь только о России и подчиненных ей окраинных государствах».
В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу наций. Советская дипломатия стремилась использовать этот международный институт для создания системы коллективной безопасности в Европе. Однако западные страны не поддержали инициативы СССР в этом вопросе. Поэтому в середине 1930-х гг. СССР заключил двусторонние военно-политические договоры с государствами, которые более других опасались германского реваншизма. В мае 1935 г. был подпис