Завершение «культурной революции»
Громадные преобразования в сфере экономики требовали все большее количество грамотных специалистов. Поэтому основной задачей культурного строительства в 30-е гг XX в. оставалась расширение рядов советской интеллигенции, главными качествами которой тогда считались не только профессиональная подготовка, но и преданность большевистскому режиму. Именно на подготовку таких кадров была ориентирована вся система образования в СССР. В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование. Системой всеобуча с этого момента были охвачены миллионы детей в возрасте от 8 до 11 лет. В те же годы на базе старших классов идет создание специализированных учебных заведений: школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ).
Расширяется система вузов. Растет количество студентов, их подготовка. В 1935 г. были отменены все социальные ограничения на поступления в вузы, введенные в период революции. К концу 1930-х гг. до 80—90% от общего числа специалистов составляли специалисты, получившие высшее образование уже за годы советской власти. Советский народ становится наиболее образованным народом, а советская система образования — одной из лучших в мире.
Быстрыми темпами развивается и советская наука, особенно те области знания, которые были связаны с индустриализацией страны. В 1930-е гг. продолжили свою научную работу такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели И. П. Павлов, В. И. Вернадский, физик А. И. Иоффе и др. На мировом уровне развивались в СССР ядерные исследования. Построенный в 1936 г. циклотрон в Радиевом институте на то время был самым крупным в Европе. Уже в 1930-е гг. в Советском Союзе начинаются работы по подготовке космических полетов, теоретическое обоснование которых принадлежит выдающемуся отечественному мыслителю К. Э. Циолковскому. Развитие советской науки сделало в те годы возможным освоение Севера, изучение Антарктики. Выдающийся вклад внесли советские ученые в развитие самой передовой для того времени техники.
В период развернутого социального переустройства советского общества свое развитие продолжают литература, живопись, театр и другие, существовавшие прежде, виды искусства, появляются новые. Так, особенно бурный рост в эти годы переживает кинематограф, возникает и развивается детский театр. В 1930-е гг. были созданы многочисленные произведения, вошедшие в золотой фонд не только отечественного, но и мирового искусства. Культурная жизнь в эти годы определялась сложными, противоречивыми процессами. Творческая инициатива, вызванная революцией, породила множество новых направлений во всех областях культуры.
В первое послереволюционное десятилетие новое искусство нередко развивалось на основе отрицания старого культурного наследия. В тридцатые годы процессы развивались в ином русле. То новое, что не выдержало испытание временем, отмирало в литературе, драматургии, театральном искусстве, живописи, градостроительстве. Ушло в прошлое одиозное детище эпохи революционного разрушения «Пролеткульт»: в 1932 г. была расформирована ассоциация пролетарских писателей (РАПП), а в 1934 г. вместо него и других подобных организаций был образован объединенный Союз Советских Писателей. Во главе ССП стал всемирно-известный писатель М. Горький. На своем I съезде ССП в качестве метода советского искусства провозгласил «социалистический реализм». В дальнейшем возникли союзы художников, музыкантов и другие творческие ассоциации.
Похожие процессы возврата к традиционализму были отмечены и в науке. Так, в начале 1930-х гг. в исторической науке подверглась настоящему разгрому так называемая «школа Покровского». Эта школа стояла на позициях догматического марксизма, административным путем изгоняла из исторической науки представителей всех прочих школ и направлений, прежде всего историков с досоветским прошлым. Когда официальный курс был изменен в сторону признания не только революционного, но и всего прошлого России, подходы и методы «школы Покровского» были отвергнуты. Сам М. Н. Покровский, крупнейший советский историк в годы революции и нэпа, до этого времени не дожил, но пострадали многие его ученики, вынужденные публично отмежеваться от взглядов своего учителя.
В школах было восстановлено преподавание обычной истории русского государства, а в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина был выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)», что означало установление полного контроля над исторической наукой со стороны властей. В те же годы была прекращена деятельность так называемых педологов, а педология запрещена. Вне закона оказалась и евгеника — дисциплина, пытавшаяся обосновать различия в умственных возможностях ребенка в зависимости от происхождения, а так же занимавшаяся вопросами «улучшения рас».
Тридцатые годы становятся временем резкого усиления государственного вмешательства во все сферы жизни общества. Усиливается репрессивность государства, а также роль карательных органов. Перемены самым непосредственным образом сказались на судьбах многих деятелей культуры. Уже в начале 1930-х гг. репрессиям подверглись многие ученые, боровшиеся с большевистским режимом. Среди них, например, были такие известные экономисты как А. В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев. В дальнейшем жертвами репрессий стали такие крупные исследователи, как микробиолог Г. А. Натансон, востоковед А. Н. Самойлович, естествоиспытатель Н. И. Вавилов и мн. др.
Та же участь ждала и многих деятелей искусства. Трудно перечислить всех литераторов, композиторов, музыкантов, художников и других деятелей культуры, которые были уничтожены в годы «большого террора». Среди них Н. А. Клюев, О. Мандельштам, И. И. Катаев, Б. П. Корнилов, Н. А. Заболоцкий, А. К. Воронский, В. Мейерхольд и многие другие. Суровым преследованиям подверглась Русская Православная Церковь. Тысячи священников оказались узниками ГУЛАГа, многие погибли. До середины 1930-х гг. проводилась политика разрушения церквей. Именно в те годы был разрушен Храм Христа Спасителя в Москве, закрыты и разрушены сотни других храмов и монастырей.