Основные положения теории естественного права нашли закрепления в Декларации независимости США, Конституции США.
Данная теория исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного.
Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).
Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.
Историческая школа права–сложилась в первой третиXIXвека в Германии в противовес теорииестественного права (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта). Отрицала возможность существования
единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса). Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно, и служит выражением духа народа, присуще только народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как может изменить законы языка. Задача законодателя — зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, дать им юридическую форму как «общее утверждение па Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине или иного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не
обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.Закон–не единственный и не основной из источников права,формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте – обычай. Положительная роль – теория привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).
Психологическая теория права–наряду с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие прававключают и правосознание – начало XX века – Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Различают позитивное право (официально действующее в государстве, выражаемое в законах, мало доступно гражданам) и интуитивное право (истоки – в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются).
Считает, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции. Основоположником логического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого. Он полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право, которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном г.е. законодательстве. Таким образом, психологическая теория считает возможным