Политический режим и механизм фашистской диктатуры в Германии
Приход фашистов (национал-социалистов) к власти. Веймарская республика просуществовала немногим более 10 лет. Ее история - это во многом история острой борьбы могущественных финансово-промышленных корпораций, с одной стороны, и высокоорганизованных от- рядов рабочего класса - с другой. Несмотря на свое по- ражение Ноябрьская революция еще долго давала себя знать. В 1923 г. Германия снова пережила революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства, в Гамбурге рабочие поднялись на вооруженное восстание, но оказавшись в изоляции, вынуждены были прекратить борьбу. Восстанием руководили коммунисты, но к ним примкнула и часть социал-демократов.
Положение стабилизировалось, но разразился мировой экономический кризис 1929г. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а число безработных достигло 9 млн. Народные массы переходили на сторону компартии. На всеобщих выборах 1930г. она получила 4,5 млн. голосов на 1 300000 больше, чем в 1928 г. Опасаясь новой рабочей революции, немецкая буржуазия, особенно крупная, стала связывать свои интересы и свои надежды с фашистской партией Гитлера. Эта партия, демагогически именовавшая себя Национал-социалистской рабочей партией Германии, возникла в 1919г.; программа ее, лживая в своей рекламируемой части, была рассчитана на привлечение недовольных- рабочих, крестьян, мелких лавочников. Рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, лавочникам - ликвидацию крупных магазинов. Программа партии возвещала создание "нового немецкого рейха", великой империи, построенной на костях всех ненемецких народов, искоренение марксизма и коммунизма, физическое истребление евреев и пр.
Предвидя опасность фашизма, компартия Германии изменила тактику. Она предложила левым силам, в первую очередь социалдемократам, объединиться в едином антинацистском фронте. Это предложение было отвергнуто социал-демократическими лидерами, заявившими, что их партия не окажет сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти легальным, т.е. конституционным, путем. Позиция, занятая социал-демократами, большой и влиятельной партией, была гибельной для Германии, и она не избавила членов партии от преследований, как это было и с коммунистами. Между тем тактика единого антифашистского фронта, реализованная во Франции и отвратившая там наступление реакции, была единственно спасительной для Германии. В такого рода ситуациях "легализм" реакции губителен для демократии, что поняли, но слишком поздно, и теоретики германской социал-демократии.
На выборах в рейхстаг, состоявшихся в июле 1932 г., гитлеровцы получили 13 млн. голосов; не получив большинства голосов, они попытались поправить дела на выборах в ноябре, но неожиданно для себя за какие-нибудь три месяца потеряли 2 млн. голосов. В то же время компартия получила 6 млн. голосов -больше, чем на всех предыдущих выборах. Результаты ноябрьских выборов стали полной неожиданностью для монополистических кругов Германии, и они решили призвать Гитлера к власти. В самом начале 1933 г. при посредстве банкира Шредера состоялась встреча и достигнут компромисс между Гитлером и тогдашним реакционным канцлером Германии Ф. фон Папеном. Президент Германии фельдмаршал 11. фон Гинденбург, тяжело больной и очень старый человек, еще незадолго до этого клялся, что не допустит на пост рейхсканцлера "австрийского ефрейтора", каким был в свое время Гитлер. Но он не выдержал давления со стороны как штатских, так и военных членов своего окружения и незадолго до смерти призвал Адольфа Гитлера на пост имперского канцлера (рейхсканцлера). Это случилось 30 ноября 1933 г.- черный день не только для Германии, но и для всей Европы.
Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:
а) монополистическая буржуазия видела в диктатуре единственный выход из той острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом;
б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания гитлеровцев, особенно в ликвидации экономических трудностей, вызванных всевластием монополий и усугубленных кризисом;
в) рабочий класс Германии -и это едва ли не главное - оказался расколотым и поэтому ослабленным.
Компартия Германии была недостаточно сильна, чтобы бороться с фашизмом без помощи социал-демократии. Теперь, глядя на прошлое с новых позиций, очевидно, что непримиримая борьба компартии с германской социал-демократией, доходившая до обвинений в предательстве интересов рабочего класса, была ошибкой, предопределившей отчуждение двух рабочих партий Германии. При всем том компартия оказалась более дальновидной и смелой, чем социал-демократия, когда предложила последней тактику единого народного фронта.
Политический ре жим и устройство государственного механизма гитлеровской Германии. Как фашистский и авторитарный режим, германский фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. С этой целью уже в первые же месяцы гитлеровского правления были изданы чрезвычайные декреты.
Так, февральский декрет 1933 г. "В защиту народа и государства" отменял свободу личности, слова, печати, собраний; принятый в том же месяце декрет "В защиту германского народа" наделял неограниченными правами полицию и т.д. Репрессии обрушились прежде всего на коммунистов. По закону от 23 марта 1933 г. депутаты-коммунисты в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы, в марте же компартия была запрещена, ее пресса закрыта. Гитлеровцы прибегли к провокациям. В ночь на 26 февраля 1933 г. они подожгли здание рейхстага, чтобы обвинить в этом компартию и получить новый предлог для гонений на коммунистов. Известный Лейпцигский процесс, призванный доказать это обвинение, провалился: обвиненные в поджоге болгарские коммунисты-Г.Димитров и другие, были оправданы за полной недоказанностью обвинения.
Тем не менее провал дела не помешал развернуть в стране травлю коммунистов и демократов вообще, включая членов социалдемократической партии. Затем наступила очередь всех остальных партий, не исключая и буржуазных. Право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистская партия. Профессиональные союзы были распущены, их средства конфискованы. Опираясь на опыт фашистской Италии, нацисты создали собственные профсоюзы, контролируемые партией, в которые насильственно загоняли людей.
Очень скоро нацистская партия стала частью правительственной системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все сколько-нибудь существенные вопросы правления. Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям местных "фюреров", которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились так называемые штурмовые отряды, охранные отряды, известные под названием эсэсовских, наконец, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера. Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы, и по особому ритуалу (на тайных заседаниях). Особое место в системе репрессивного аппарата занимало гестапо (государственная тайная полиция), располагавшая огромными денежными средствами и массой сотрудников, которые перед назначением подвергались проверке на верность фюреру и национал-социализму.
Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть -в руках фюрера. Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству без санкции парламента издавать акты, которые "уклоняются от конституции" 1919г. Августовский закон 1934г. ликвидировал должность президента республики, его правомочия передавались фюреру, который вместе с тем оставался главой правительства. Ни перед кем не ответственный, фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника. Рейхстаг был сохранен для парадных демонстраций. Той же цели служили и так называемые народные опросы, результат которых был известен заранее, ибо всякий, кто пользовался правом тайного голосования, объявлялся врагом народа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Традиционное деление государства на земли, которым немцы так дорожат, было ликвидировано в интересах централизации управления. А в качестве предлога было выбрано единство нации. Областями управляли чиновники, назначенные в Берлине центральным правительством. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат, предварительно подвергшийся чистке (что характерно для подобных режимов), был увеличен в два раза. От Веймарской конституции, формально не отмененной, не осталось и следа.
Образование ФРГ. Государственный строй по Конституции 1949г.
Послевоенное устройство Германии. Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США, Великобритания, Франция - выработали согласованную политику в отношении Германии. Было решено, что войска стран-победительниц займут каждая одну из четырех оккупационных зон; 5 июня 1945 г. было принято решение, что из четырех командующих образуют Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии. Наконец, летом 1945 г. (17 июля - 2 августа) в Потсдаме, близ Берлина, состоялась конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим, для чего территория страны была разделена на четыре зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе.
Было решено распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных преступников: уничтожить монополистические союзы капиталистов - опору фашистского режима; произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников (денацификация); ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии с тем, чтобы она больше никогда не могла производить оружие.Восстанавливалось действие демократических институтов: местного самоуправления, свободы собраний, слова, печати.
Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете. Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств - одного на западе - будущая Федеративная Республика Германии и другого на востоке - будущая Германская Демократическая Республика
Конституция ФРГ. В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей три западные зоны соединились в единое государстве. под названием Федеративная Республика Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую конституцию, названную Боннской по столичному городу Западной Германии. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию.
Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно составилось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга (ст. 109). Каждая земля имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией. Правительство каждой из земель (в настоящее время 14) назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента -бундесрат. (Союзный совет). Нижняя палата (бундестаг) сохранила свою демократическую первооснову - она избирается народом. Голосование происходит по мажоритарной и пропорциональной системам. В первом случае достаточно получить относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами в депутаты, во втором - по признаку партийных епископ (в парламент проходит именно то число кандидатов, которое определяется числом голосов, поданных за данный список).
Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства. Главным законодательным органом является бундестаг, но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам - изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы - бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверждался не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.
Главой государства Конституция провозгласила президента, избираемого на пять лет. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Действительная власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительстве государства и особенно в руках его председателя - канцлера. Правительство контролирует законодательство и все важное исходит от него, осуществляет всю предоставленную ему исполнительную власть и т.д.
Важными функциями наделен федеральный Конституционный суд, в первую очередь правом толкования Конституции и соответственно определения того, насколько принятый парламентом закон отвечает ее букве и духу. Этот суд также решает вопросы о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности в случаях, когда этот вопрос становится предметом спора между федерацией и землями. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно.