Общественно—политический строй Рима в период империи. Принципат и доминат.
Общественный строй
Падение значения республиканских магистратур, развитие экономических отношений между частями империи привело к тому, что римское государство утратило свое значение.
В 212 г. н.э. был издан эдикт императора Каракалла, по которому римское государство было предоставлено всему свободному населению империи, проживающему на землях городов.
Развитие производительных сил все более обнаруживало невыгодность рабского труда. Собственники крупных поместий латифундий во все возрастающем объеме стали прибегать к арендным отношениям, сдавая свою землю мелкими участками всем желающим.
Арендаторами становились главным образом малоземельные и безземельные крестьяне. Некоторое время они сохраняют личную свободу, но экономическая зависимость постепенно привела к зависимости юридической.
Законом 332 года было положено начало прикрепления арендаторов к земле. Им предложили насильственно возвратиться на самовольно оставленные земли без сидевших на них арендаторов.
Зависимые арендаторы – «колоны».
К концу империи юридическое различие в положении колона и раба, по ????на землю стирается. Убийство раба =свободного. Запрещено разъединять семью раба при продажи.
В городах ремесленники прикрепляются к их профессиям, образовывают наследственные корпорации ремесленников, выход из которых запрещался. Профессия важна –наследственная.
С 3 в. государство передает собственнику земли важные полномочия в отношении всех зависимых от него людей (право собирать с них налоги, судить, заточать в тюрьму). Всем этим постепенно расчищается дорога для перехода к феодализму.
Государственный строй
Этапы римской империи:
1. Принцепат (принципс – первый сенатор) с 27 г. до н.э. – 284 г. н.э.
2. Доминат –(доминце - господин) с284 г. по 476 г. н.э.
Принцепат.
« Монархия в республиканских одеждах».
Продолжают существовать все республиканские магистратуры и даже народное собрание, но значение и компетенция существенно ограничиваются.
Магистраты выполняют поручения принципса, а Народное Собрание созывается редко и их компетенция ограничена делами самого города Рима.
Власть принципса продолжала сохранять видимость особой республиканской магистратуры, соединяя в своих руках полномочия диктатора, консула, претора, цензора, народного трибуна и верховного жреца.
Октавиан имел пожизненный титул императора. Во времена республики его получали полководцы, одержавшие особенно блестящие победы, за которые армия провозглашала их императорами. У Октавиана этот титул указывал не только на неразрывную связь с армией, но приобретал и политический оттенок – значения «государь».
Императору принадлежало верховное командование всеми армиями, решал вопросы войны и мира, управлял императорскими провинциями непосредственно, а остальными через посредство Сената, осуществлял гражданские дела, председательствовал в Сенате, имел право вмешательства в дела всех других должностных лиц.
Свою законодательную власть осуществлял император, прикрываясь именем сената, формирование которого стало его компетенцией, т.к. он был цензором.
Избрание императора формально принадлежало сенату, но на деле императоры сами назначали себе приемников, оставляя сенату одни формальности.
Октавиан держался скромно, в тени.
В избрании императора часто последнее слово принадлежало личной гвардии императора, преторианцам, расквартированным в Риме и других городах Италии.
Командир преторианской гвардии – префект претория был одновременно градоначальником столицы и высшим должностным лицом империи вообще.
С 3 в. к нему перешли: надзор за императорскими чиновниками и право пересмотра всех гражданских и уголовных дел в порядке апелляции.
Все наиболее важные государственные учреждения сосредотачивались в императорском дворце. Из них особую роль играет канцелярия императора. В распоряжении императора находилась казна – «фиск », оттеснивший на второй план казну, которой распоряжается Сенат.
Только фиск ведал чеканкой золотой и серебряной монеты, а сенатская – могла чеканить только медную монету.
Доминат
Сложился к началу 3 в.
1. В связи с развитием натурального хозяйства сохраняются товарно – денежные отношения, ощущается острая нехватка денег.
2. Растут цены, особенно на продовольствие.
3. Ожесточаются наказания за недоимки по налогам.
4. Провинциальная знать особенно Испании предпринимает попытки обособления
5. К концу 2 в. кончилось равновесие Рима и варварской периферии и началось наступление соседних племен на Рим.
6. Происходит частая смена императоров, которая возводила на престол и смещала армия.
7. Огромного напряжения сил требовало противостояние тирану.
В такой обстановке внутреннего и внешнеполитического кризиса к власти пришел Диоклетиан. Императорская власть при нем обожествлялась и приобретала откровенно монархический характер.
Поскольку события 3 в. показали, что одному человеку невозможно охватить своим обзором всю империю, в условиях кризиса была создана тетрархия («четверовластие»).
Тетрархия была поделена на 4 части – запад с центром в Медиалане и восток с центром в Никомедии.
Каждая из частей имела главу – августа, но империя считалась единой.
Цезари были усыновлены Августами и через 20 лет должны были занять их место.
Значение тетрархии:
1. Сокращала возможное появление узурпаторов.
2. Упорядочивала центральные власти.
3. Обеспечивала централизованность власти и военно – административную оперативность.
Реформы Деоклитиана были завершены Константином великим в первой половине 4 века.
Хотя тетрархия была упразднена, империя по прежнему делилась на 4 части – префектуры.
Преефктуры делились на диоцезы.
Диоцезы на провинции.
Империя->префектуры->диоцезы->провинции, т.е. была завершена административно – территориальная реформа. В каждой из частей гражданская власть была отделена от военной (стабилизация).
Во главе префектуры стояли префекты претория, теперь они – наместники императора, заведующие групповым управлением, судопроизводством, финансами, полицией, почтой, чеканкой монет, наблюдатели за исполнением законов.
Военное управление в префектурах поручалось двум главнокомандующим пехоты и конницы. При Константине была завершена военная реформа, армия состояла из 2-х частей:
1. Пограничные войска, постоянно находятся в определенной пограничной полосе.
2. Мобильные части.
Пленные варвары были обязаны служить в римской армии, они получили возможность продвигаться по служебной лестнице.
Вместо преторианской гвардии, уменьшенной в числе при Диокритиане были созданы особые дворовые части.
В отличие от Диокритиана, который организовывал гонения на христиан (в том числе на жену и дочь), Константин в 337 г. признал христианство, проповедовавшее духовное равенство, уважение к труду государственной религией. Христианство, духовенство, становится привилегией. Суд по религиозным, брачно-семейным и наследственным делам, освобождение от налогов, от военной службы.
Император утверждал избранных Епископов, созывал соборы, руководил их совещаниями, утверждал принятые решения.
Центральное управление в период Доминиката сосредоточено в руках нескольких ведомств, руководимых чиновниками, назначенными императором и ему подчиненными. Среди них особую роль играл государственный свет, подготавливающий проекты законов, представлял их на подпись императору и обсуждал по поручению последнего наиболее серьезные дела.
Важную роль играл кабинет министров (правительство), среди министров –министр двора.
Чиновничество получило особую организацию, ему присвоили особые привилегии (пенсия).
В 395 г. император Феодосий, умирая разделил империю между сыновьями: восток – старший, Аркадий, запад –младший, Гопорий.
Образовалось 2 самостоятельных враждебных друг другу государства – латиноязычный Запад и грекоязычная Восточная Римская империя.
Впоследствии не прекращалась борьба за императорский трон, хотя большее значение имели не императоры, а находившиеся на римской службе вражеские вожди.
В 455 г. Вандалы разграбили и разрушили мир.
В 476 г. предводитель германских наемников Одоакр сверг последнего Римского императора Ромула Августина. Императорская корона была отослана в Константинополь, а сам Одоакр ограничился королевским титулом.
К концу 5 в. по всей территории Западной Римской Империи образовывались варварские королевства. Они явились переходной формой от позднеримской государственности и военной демократии варваров к ранне – феодальному государству.
(16. Этапы развития, система и источники Римского права
Право просуществовало на 200 лет дольше государства Рим.
Характеристика источников права: (почему заимствовано другими народами, почему просуществовало дольше). Самостоятельность права обусловлена
Социально-экономическими условиями: рабовладельческий способ производства развился до такого уровня, что уже сильно укрепились товарно-денежные отношения и их надо было закрепить юридически.
Политическими условиями: кризис рабовладельческой формации, конфликты между слоями, могли урегулироваться правовыми нормами, война, как успокаивающее средство, была слишком опасной. Вследствие этого стали совершенствовать право, чтобы оно способствовало устойчивости государства. Право на последней стадии своего развития было систематизировано, кодифицировано и доступно всем для изучения, но это уже не помогло сохранить старые порядки. Поэтому (из-за высокого развития) римское право использовалось в Европе, и одной из его функции там, было социальное урегулирование.
Большинство правовых систем Европы заимствовали римское право и его институты. Они также характерно для современного общества, использовалось в эпоху новой истории (Франция, Германия).
Периодизация права:
Доклассический 6в до н.э. – 3в до н.э.
Классический 3в до н.э. – 3в н.э.
Постклассический 3в н.э. – 6в н.э.
Источники права по периодам:
Доклассический.
1. Правовые обычаи – их предшественниками были нравы, традиции, ритуалы. Правовые обычаи – правила поведения, которые обеспечивались военной силой государства. Предшествующие формы (вышеуказанные) основывались на божественных началах, обеспечивались приношениями. Принудительной силой был страх перед божественной волей. Правовые обычаи не разрывали связь с религией, сохранили религиозную форму, но дополнились силой государства. Вначале были в устной форме (неписаные), толкователями таких обычаев в древнем Риме были жрецы (понтифики), в соответствии с этим выработали особую процедуру, составляли судебные календари (когда проводить суд), вырабатывали соответствующие юридические формы (иски), были хранителями обычаев. Но с развитием правовых обычаев, появление их в писаной форме, требовало установления особого рода их фиксации (кто составитель, дата, содержание). Писаные обычаи выражались в форме запретов. Увеличилась сфера действия, доступ к ним.
2. Акты римских царей. ///Право толковалось в интересах толкующих, но плебс создал свою общину, и, соответственно, свои обычаи, своё толкование их.///
3. Законы – “12 таблиц”, являются записью правовых обычаев. Дата принятия середина 5-го века (451-450г до н.э), явились результатом борьбы плебса и патрициев, состоят из 3-х частей: о авторе, правила поведения, санкции. Законы, так как являлись следствием перехода от царства к республике в 459г до н.э. Законы принимались следующим образом: авторами были магистраты, все проекты поступали в распоряжение Сената, который или давал рекомендацию, или посылали назад. В случае если рекомендация была дана, то проект отсылался на одно из 3-х народных собраний. Если принимали по большинству голосов, то отправляли назад в Сенат, проект окончательно утверждался в нём, и, наконец, предавался гласности, то есть выставлялся на главную площадь для всеобщего обозрения, чтоб затем никто не оправдывался, что не знал закона. Закон – это акт высшего органа власти, с соблюдением особой процедуры, связанной с этим органом.
4. Акты Сената – назывались “сенатус-консульт” исходили от Сената, в тех законодательных рамках, которыми он обладал. Акты о расходах и пополнениях казны.
5. Акты магистратов (Эдикты магистратов) – последнее определение более узкое, имеется ввиду конкретные магистратуры. Стояли рядом с только что упомянутыми.
Вывод: сложная система источников, которая характеризуется многочисленностью, систематизированностью и их ролью в обществе.
Классический:
Дальнейшее развитие источников, связанных с деятельностью преторов.
1. Эдикты преторов – помощников консулов, управляли, когда консулы отсутствовали из-за управления армией, они выполняли судебные функции консулов. После окончания эпохи войн, они стали заниматься единственной деятельностью, судебной. Занимали высшее место в системе магистратур. При вступлении в должность принимали акт, на весь срок деятельности (1 год), в котором содержались указания на порядок рассмотрения дел, способы, перечислены особые формы для рассмотрения дел, в которых участвуют римские граждане. Но конкретно ничего не было, каждое дело было импровизацией. Классический пример, дело о пилигримах. Сначала преторы руководствовались 12 таблицами, которые требовали уничтожения чужаков-пилигримов, это в дальнейшем препятствовало развитию товарно-денежных отношений. Исходя из закона 12 таблиц, пилигрим – чужак, следовательно, с ним можно было делать, что только захочется, можно было убить, отобрать имущество, сделать рабом. Но с развитием экономических отношений, римляне осознав необходимость общения с чужаками вводят новые законы. Всего существовало 3 новых права:
2. Квиритское право – действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима.
3. Преторское право – система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Это право отвечало потребностям развития римского общества.
4. Юсгентум (право народов) – внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме. Обеспечивало выход этих отношений “во вне”.
Фактор внешнего порядка устранил противоречия между этими системами. С 27г до н.э. Рим существовал как империя, отсюда появление новых актов – законов римских императоров, получивших название “конституции императоров” (это определение не соответствует современному понятию термина Конституция), но содержит их зачатки. Правотворчество выражается в следующих формах: рескрипты, мандаты, декреты, эдикты. Появляется новый источник: деятельность римских юристов, это обусловлено римской традицией, уважением к права. 12 таблиц просуществовали до 6 века н.э. Адриан (римский император), указал на то, что нормы права обязательны для исполнения судьями (в смысле нормы права римских юристов). Каждый римский юрист должен был давать ответ на любой юридический вопрос любого римского гражданина, судьи эту консультацию закрепляли подписью, и она становилась юридической нормой. Главой всех юристов в Риме был Папиниан, его мнение по поводу запроса гражданина в случае возникновения противоречий было решающим.
Постклассический:
Этот период характеризуется отсутствием появления новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, форма – систематизация. Систематизировали нормативный материал по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. “Институция Гая” построена по институционной системе, “всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах”. Институционная система – о лицах, вещах и формах.