Теория развития личности Лоуренса Колберга
На ранних стадиях (доморальный уровень социализации) дети стремятся избежать наказания или получить вознаграждение; на средних стадиях (мораль конвенциональной ролевой конформности) люди осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем; на последних стадиях (уровень собственных моральных принципов) происходит становление нравственных принципов личности, не зависящих от общепринятых ценностей.
Процесс социализации продолжается всю жизнь. Стадии (основные жизненные циклы) социализации — детство, юность, зрелость и старость. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п.
Все социальные субъекты, влияющие на процесс социализации называются агентами социализации. Направляют процесс социализации личности социальные институты общества.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Они составляют непосредственное, ближайшее окружение человека, стоят на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации — должностные лица школ, вузов, предприятий, армии, полиции, церкви, сотрудники прессы, телевидения, радио и т. д. Они оказывают менее важное влияние на человека.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека.
Особыми сферами социализации являются: адаптация — ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям, обучение — процесс приобретения новых знаний, воспитание — целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида, взросление — социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет.
Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности. Десоциализация может быть результатом добровольного отказа от старых ценностей: уход в монастырь; уход для жизни в дикой природе; нелегальная антиправительственная деятельность и пр. Такая десоциализация не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.
Но чаще десоциализация бывает вынужденной, ее причинами являются резкие и неблагоприятные изменения социальных условий.
1) Биолого-физиологическая десоциализация. Причины — врожденные физические недостатки, неизлечимая болезнь, травма, приведшая к инвалидности.
2) Психологическая десоциализация. Причина — психологическая травма, сильный психологический стресс, ведущие к утрате смысла существования, потере жизненных целей, ориентиров.
3) Экономическая десоциализация. Причины — потеря работы, крах бизнеса, ведущие к утрате жизненной перспективы.
4) Политическая десоциализация. Причины — политический кризис в обществе, резкое изменение политической конъюнктуры.
5) Культурная десоциализация. Причины — неспособность адаптироваться в инокультурной среде.
Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности. Десоциализации сопутствуют и способствуют алкоголь, наркотики. По мере десоциализации личность утрачивает элементы культуры и может превратиться в настоящее животное.
Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциализацией.
Ресоциализация успешна, если во-первых, сама десоциализированная личность обладает сильной волей, нацелена на ресоциализацию; во-вторых, если десоциализированная личность получает активную поддержку ближайшего социального окружения.