Политическая жизнь страны второй половины 1960-х — 1980-х гг.

Смещени е Н. С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПС С на октябрьско м Пленуме 1964 г. стало возможны м в результате объедине - ни я усилий представителей различных партийно-государственных ор - ганов, министерств и ведомств. Формально на смену единоличному прав- лени ю Хрущева пришл о коллегиальное руководство в лиц е JI. И. Бреж- нева (стал Первы м секретарем ЦК КПСС) , А. Н. Косыгина (возглавил Совет Министров ) и других государственных деятелей, руководителей отделов ЦК и ключевых министерств.

Однак о уже в скоро м времени наметился отход от принцип а колле - гиального правления. Перво й жертвой стал А. И. Микоян , которого в декабре 1965 г. по достижени и им возраста 70 лет отправили на пенсию . Председателем Президиума Верховного Совета (ВС) ССС Р был избра н Н. В. Подгорный. В Секретариате ЦК место Подгорного перешло к вы - движенцу Брежнева А. П. Кириленко. В 1966 г. министр внутренних дел В. С. Тикунов был замене н ставленником Брежнева Н. А. Щелоковым . В 1967 г. произошл а смена и руководства КГБ . Воспользовавшись бег- ством в СШ А дочери Сталина Светланы Аллилуевой, J1. И. Брежнев до - бился отставки председателя КГ Б В. С. Семичастного, которого заме - ни л Ю. В. Андропов. Смерть министра оборон ы маршала Р. Я. Мали - новского привела к перестановкам и в этом ведомстве, которое с 1967 по

1976 г. возглавлял маршал А. А. Гречко, боевой соратни к Брежнева.

Таким образом, JI. И. Брежнев, выдвинувшись на руководящие роли в партийно-государственном аппарате (членом Политбюро (Президиу- ма) ЦК он был еще с 1957 г., а в 1960—1964 гг. являлс я даже Председате- ле м Президиума Верховного Совета СССР) , начал активно реализовы - вать практику назначени я на ответственные посты своих сторонников , известных ему по совместной работе в Днепропетровске , Молдави и и Казахстане. В результате из 17 прежних членов Политбюро ЦК КПС С через 10 лет в его составе осталось только семь. Кроме того, лидер партии взял курс на расширени е состава Центрального Комитета — числ о его членов за те же 10 лег увеличилось почти на 40%. Сконцентрирова в в своих руках основные рычаги власти и управления, в 1966 г. JI. И. Бреж - нев становится Генеральным секретарем ЦК КПСС . В 1977 г. он вернул себе и пост главы государства, став Председателем Президиума Верхов- ног о Совета СССР.

Изменени я в социальной, экономическо й и национально й облас- тях, происшедши е в СССР, была призвана закрепить новая Конститу- ция. Руководство страны приняло решение активизировать работу кон - ституционной комиссии под председательством J1. И. Брежнева. Новы й Основно й Зако н государства должен был, кроме того, в больше й мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою клю- чевые достижения советской власти. 4 июня 1977 г. впрессебы л опубли- кова н проект Конституции, в обсуждении которого в различных формах

14 История России

принял и участие 140 млн человек. 7 октября 1977 г. текст Конституци и был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в ССС Р развитого со- циализма , складывание новой исторической общности люде й — совет- ского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенародном у го- сударству рабочих, крестьян и интеллигенции. Главным направление м развити я политическо й системы советского общества в ст. 9 Конститу- ци и провозглашалось «дальнейшее развертывание социалистическо й демократии». В ст. 6 законодательно закреплялась роль КПСС , провоз - глашенно й «руководящей и направляющей силой советского общества, ядро м его политической системы».

К конц у 1970-х гг. персонализация власти в ССС Р достигла своего апогея. Большинств о членов Политбюр о Ц К КПС С н е были заинтере - сован ы в каких-либ о кадровых перестановках. Их средний возраст пре- высил 70 лет. В 1982 г. резко ухудшилось состояние здоровья JI. И. Бреж- нева . В этих условиях возни к вопрос о возможно м преемник е и, следо- вательно, о путях эволюции советского общества.

После кончин ы в ноябре 1982 г. JI. И. Брежнева на первые рол и в парти и и государстве выдвинулся Ю. В. Андропов. Его поддержали ми - нист р оборон ы Д. Ф. Устинов и минист р иностранны х дел А. А. Громы- ко , а также молодые члены Политбюро М. С. Горбачев и Г. В. Романов. В ноябр е 1982 г. Ю. Андропов становится новы м Генеральным секрета- ре м ЦК КПСС , а с июн я 1983 г. также Председателем Президиума ВС ССС Р и Председателем Совета обороны.

За короткий период своего правления Андропов сделал попытку ре- формироват ь политическую верхушку общества, провести «кадровую революцию». Был снят с должности и исключен из партии министр внут- ренни х дел Н. А. Щелоков, в преддверии ареста покончивши й жизн ь самоубийством. Его заместитель Ю. М. Чурбанов (зять Брежнева) за зло- употреблени я был приговорен к длительному тюремному заключению . Проходил а и активна я чистка партийных кадров, в ходе которо й за два года лишилис ь своих постов около 50 членов ЦК . Усилились санкци и в отношени и случаев коррупций, хищений, взяточничества и семействен- ности . Предпринимаемы е меры преследовали своей целью снизит ь со- циальну ю напряженност ь в обществе, возникшу ю в связи с многочис - ленным и злоупотреблениями, прежде всего в торгово-распределитель- но й сети. Одновременно укреплялись позиции официальной идеологии государства. Оппозици я и диссидентское движение, ранее представлен- ны е многочисленным и деятелями, были разгромлены КГ Б и фактиче - ски е прекратили существование как массовое явление.

Внезапна я смерть Андропова в феврале 1984 г. приостановил а реа- лизаци ю программы намеченных преобразований советского общества. Сменивши й Андропов а представитель «днепропетровско й группы» К. У. Черненк о за год своего пребывания на должности Генерального сек- ретаря КПС С лиш ь обозначил возвращение к брежневской эпохе застоя в области экономики , идеологии и общественной жизни . На прежни е должност и были возвращены около 50 ответственных работнико в ЦК ,

снятых Андроповым ; восстановле н в партии с сохранением партстажа соратни к Сталина В. М. Молотов.

В марте 1985 г. новы м Генеральным секретаре м ЦК КПС С стал М. С. Горбачев. Его избрани е было связано с поддержкой министра ино - странныхделА . А. Громыко , а также с желанием члено в Политбюр о по- кончит ь с та к называемо й «пятилеткой генеральных похорон». На ап - рельско м Пленуме ЦК КПС С 1985 г. полноправным и членам и Полит - бюр о стал и сторонник и Горбачева: секретар и Ц К Е . К . Лигаче в и Н. И. Рыжков , председател ь КГ Б В. М. Чебриков; кандидато м в член ы Политбюро — маршал Советског о Союза министр обороны С. Л. Соко - лов. В июле 1985 г. А. А. Громыко занял пост Председателя Президиум а ВС СССР, а министро м иностранны х дел и одновременн о членом По - литбюр о стал Э. А. Шеварднадзе . В Политбюр о сложилос ь «горба- чевское большинство». И з состава Политбюро постепенн о выводятся противник и Горбачева: Г. В. Романов , Н. А. Тихонов , В. В. Гришин , Д. А. Кунаев, Г. А. Алие в и др. На смену им пришл и ставленник и нового Генерального секретаря: Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов , В. А. Медведев. В цело м в 1985—1988 гг. Горбачеву удалось завершит ь начатую еще Андроповы м кадровую чистку. Проводнико м идей нового генсека в Москв е стал сменивши й Гришина на посту первого секретаря Московског о обком а КПС С Б . Н . Ельцин.

28 июня — 1 июля 1988 г. состоялась XIX партийная конференция , которая положила начал о конституционным реформам в СССР. Соглас- но решениям конференци и предполагалось возобновление деятельности Съезда народных депутатов с сохранением ВС СССР. Выборы на съезд должн ы были проходить как по избирательным округам, так и от обще - ственных организаций ('/ 3 — 750 делегатов). На внеочередной 12-й сес- сии ВС ССС Р 11-го созыв а 1 декабря 1988 г. были внесены изменени я в Конституцию. На конференци и также обозначилось противостояни е центра и республик, по ее завершении в Эстонии был принят Зако н о верховенстве на территори и республики Конституции Эстони и над Кон - ституцией СССР.

Конституционны е изменени я конц а 1980-х гг. проходили на фон е многочисленных межнациональны х конфликтов, среди которых наибо- лее острыми был и противоречи я 1988—1990 гг. между Армение й и Азер- байджаном из-з а Нагорного Карабаха, вылившиеся в погромы, а затем в затяжную войну. Впоследствии ССС Р потрясли кровавые событи я в Ферган е (1989 г.)ивОшско й области Киргизи и (1990 г.). Вооруженные конфликт ы в 1991 г. проходили на Кавказе, где таким способо м реша - лис ь территориальные проблемы между Грузией, Абхазией, Южно й Осе- тие й и другим и автономным и и союзным и республиками. Эскалаци я насили я стала возможно й в результате дезинтеграции объединяюще й роли центра.

В марте 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР. На открывшемс я в мае I съезде народных депутатов ССС Р Председате- ле м Верховного Совета бы л избран М. С. Горбачев. Ему удалось зару- читься поддержко й большинств а делегатов съезда. Однак о радикальн о

14*

настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народ- ны х депутатов (ее сопредседателями стали: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попо в и В. Пальм). Он и выступили за ускорение политически х и экономически х преобразований в СССР, за радикаль- но е реформирование советского общества.

Осенью 1989 г. состоялся II съезд народных депутатов СССР. Он про- ходил на фон е революционных преобразований в Восточной Европе. Событи я в странах бывшего социалистического блока способствовали поляризаци и съезда. Радикальное меньшинство, которое после смерти А. Д. Сахарова в дн и съезда возглавил Ельцин , требовало отмен ы ст. 6

Конституции СССР, закреплявшей монополию КПС С на власть. В свою очередь, консервативное большинство указывало на дестабилизирую- щи е дезинтеграционные процессы в ССС Р и, следовательно, на необхо- димост ь усиления полномочи й центра (группа «Союз»). В этих услови- ях Горбачев в перерыве между II и III съездами народных депутатов ССС Р поше л на отмену ст. 6, одновременно инициируя вопрос о необходимо- ст и дополнительны х полномочи й исполнительно й власти. III съезд

15 марта 1990 г. согласился на введение института президентства в СССР. Тогда же делегаты выбирают на съезде Президентом ССС Р М. С. Горба- чева.

Полученны е Горбачевым дополнительные полномочи я нескольк о обесценивалис ь становлением оппозиционн о настроенного к центру республиканского съезда депутатов. 1 съезд народных депутатов РСФС Р избра л своим руководителем Б. Н. Ельцина и 12 июн я 1990 г. провоз - гласил Деклараци ю о государственном суверенитете РСФСР. Уход из- по д контрол я центра российских структур власти (в крупнейши х горо- дах России руководство также перешло к демократам: в Ленинграде — к A. А. Собчаку, в Москве — к Г. X. Попову) дополнилс я еще более ради- кальным и решениям и законодательных органов в Прибалтик е и в дру- гих республиках.

С конца 1980-х гг. в Советском Союзе происходило становление мно- гопартийно й системы . В свое м большинств е новообразованны е парти и находились в оппозиции к режиму. Сама же КПС С переживала серьезны й кризис. XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привел лиш ь к вы- ходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Числен- ность партии в последний год перестройки снизилась с 20 до 15 млн чело- век, самостоятельными себя провозгласили Компартии Прибалтики.

Центральная власть попыталась найти выход из положения , наде- ли в Президент а ССС Р чрезвычайным и полномочиями . Произошл о фактическо е переподчинение Президенту Совета Министров, переиме- нованног о теперь в Кабине т Министров. Дл я контрол я над Президен то м был введен пост вице-президента, на который IV съезд народных депутатов избрал Г. И. Янаева. Стремясь получить силовой вариант Ка бинет а министров , Горбачев прове л кадровы е изменения . Вместо B. В. Бакатин а Министро м внутренних дел стал Б. К. Пуго, Э. А. Ше варднадзе на посту министр а иностранных дел заменил А. А. Бессмерч ных.

Внутриполитические кризис ы 1989—1990 гг. был и продиктован ы прежде всего стремлением центра вновь взять на себя исключительно е право проводить реформы . Противостояни е центра и регионо в готови- ло очередную волну местного сепаратизма.

Экономика в периоды «застоя» и «перестройки»

Падени е темпов роста производства, связанно е с низко й отдачей капиталовложений , продовольственный кризи с 1962—1964 гг., усугуб- ленны е реформационно й лихорадко й последни х ле т правлени я Н. С. Хрущева, привели экономику ССС Р в тяжелое состояние. С 1965 г. начала осуществляться хозяйственная реформа , задуманная еще в хру- щевски й период, но затем свернутая. Стержнем нового политическог о курса и хозяйственно й реформ ы были идея долгосрочного и постепен - ного совершенствования социализма и курс на стабильность управлен- ческих структур.

Начало экономическим преобразованиям положили реформы в сель- ском хозяйстве — наиболее кризисно м участке советской экономики . На мартовском пленуме ЦК КПС С 1965 г. поборнико м рефор м в сель- ском хозяйстве выступил JI. И. Брежнев. Он предложил увеличить ка - питаловложения с одновременны м стимулированием производитель - ности труда. Фактическ и это была попытка интенсификаци и аграрного сектора. Деревня получала дополнительное количество машин , удобре- ни й и электроэнергии. Обща я сумма капиталовложени й в сельское хо- зяйство за 1966—1980 гг. составила 383 млрд рублей. С совхозов и колхо- зов списывалис ь долги, повышалис ь закупочные цен ы и устанавлива- лись надбавки до 50% за сверхплановую продажу продукции государству, а также за ее качество.

Правительство начало пересмотр своих взглядов на положени е жи - телей советской деревни. 16 мая 1966 г. постановлением ЦК КПС С и Совета Министро в ССС Р объявлялось о повышени и материально й за- интересованности колхозников в развитии общественного производства. Вводилась гарантированная оплата труда колхознико в «деньгами и на - турой». Жизненны й уровень сельского населения в 1970-е гг. значитель- но вырос, хотя ликвидироват ь разницу между городом и деревне й та к и не удалось: ежегодно деревню покидало до 700 тыс. человек. К середине

1970-х гг. экономически е преобразовани я в сельском хозяйстве приоб - рели дотационны й и экстенсивны й характер.

Параллельно с преобразованиями в сельском хозяйстве развивалась реформа промышленности . Активную роль в разработке и осуществле- ни и реформ ы сыграл А. Н. Косыгин . Начало реформа м в промышлен - ности положил сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС . Решени я Пле - нума определяли три главных направлени я реформ: изменени е плано - вы х показателе й и отчетности , расширени е хозяйственно й самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересо - ванности рабочих в результатах их труда.

В 1966 г. начался перевод промышленны х предприяти й на новы е условия работы. К концу 1970 г. из 49 тыс. предприятий реформ а затро-

нула в той или иной степени 41 тыс. заводов и фабрик . Однако, несмот - ря набольшу ю самостоятельность предприятий, количество министерств в конц е 1960-х — 1970-е гг. неуклонно увеличивалось. Многие позитив - ны е преобразования становились препятствием для развития производ- ства. Главной причино й постоянны х сбоев в экономик е оставалась «ве- домственность». Расширение допущенной самостоятельности предпри- яти й плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочи й центра. Таким образом, реформ а не затронула верх эконо - мическо й пирамиды — министерства, централизацию управления и ад- министративно-командный аппарат. Постепенно начали ограничивать- ся права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Реформа затухала.

На ход реформ повлияло открытие в ССС Р богатых месторождений нефти . В 1980 г. ее добыча в Западно й Сибир и составила 315 млн т, что составляло более 50% всего производства нефт и в СССР. Эксплуатаци я новы х богатейших месторождений в ССС Р совпала с мировы м энерге - тически м кризисом 70-х гг. и скачком цен на нефть. Советски й Сою з получил возможность увеличить экспор т нефт и в обмен на твердую ва- люту. Если в 1960 г. дол я нефти и нефтепродуктов в советском экспорте составляла 11—12%, то в 1975 г. — уже 24,6%, а в 1981 г. — 37,9%. Нефте - доллар ы позволяли решить многие из социальных проблем, стоявши х перед страной, не прибегая к радикальным экономически м и полити - чески м преобразованиям. В новых условиях стал возможны м и сам от- ка з от реформ.

В промышленност и в 1970-е гг. акцент был перенесен на освоение и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК) : Запад- но-Сибирског о по добыче и переработке нефти , Павлодарско-Экибас - тузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенског о и Братско-Усть-Илимског о по обработке алюмини я и цветных металлов. Лето м 1974 г. ЦК КПС С приня л постановление «О строительстве Бай - кало-Амурской железнодорожной магистрали». Трасса БАМа протяжен- ность ю около 3200 км в 1974—1984 гг. связала ТП К Восточной Сибир и и Дальнег о Востока. Ускоренными темпам и развивалась энергетик а СССР. В строй были введены новые мощности Чернобыльской, Курской, Белоярской , Армянской , Билибинско й АЭС, было построено несколь - ко новы х атомных станций. При этом ввод новых реакторов опережал разработку защитных систем (как это было в Чернобыле), а решени я о строительстве АЭС принимались без учета сейсмологических особенно - сте й местности.

Постепенн о обострялась ситуация в сельском хозяйстве, которое становилос ь все более дотационным . В конце 1960-х — начале 1980-х гг. ССС Р постигла череда неурожаев (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980,

1981 и 1984 гг.). Ситуацию усугубили потери пр и перевозке и хранении . Кадровы е перемены и частичные реформ ы не решали стоявших перед аграрны м сектором проблем. Пр и курировавшем сельское хозяйство по лини и Политбюр о М. С. Горбачеве производство зерна уменьшилос ь с

237 мл н тв 1978 г. до 173 млн т в 1984 г. Правительство пошло на увели-

чени е импорта. В 1979—1984 гг. в страну ввозилось около 40 мл н т про - довольствия ежегодно. Не смогла изменит ь ситуацию и широк о рекла - мируемая «Продовольственная программа-82». Ка к и в прежни е годы, при ее реализации дело свелось к увеличению дотаций, списывани ю долгов, поставкам маши н и тракторов.

Кризисно е состояние сельского хозяйства и большинства отраслей легкой промышленност и вело к усилению теневой экономики . Магази - ны «Березка» стали символами советской жизн и конца 1970-х гг. Товары повышенног о спроса стали объектом злоупотреблений и спекуляций . Ярки м символом продовольственного дефицит а той поры стали так на - зываемы е «колбасные поезда»: люди из соседних с Москво й областей для покупки колбасы и мясопродуктов были вынуждены выезжать в сто- лицу, переполня я вагоны пригородных электричек.

Ситуаци я в экономик е была хорошо известна руководству страны , но решитьс я на радикальные реформ ы длительное время он о не могло. Поставки нефти на Запад позволяли откладывать решение этого вопро - са. Приход к власти в 1982 г. Ю. В. Андропова означал переоценк у пре - жнего подхода к экономически м проблемам. Не ставя под сомнени е ос- новы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими негативными проявлени - ям и теневой экономики. Было проведено несколько показательных про- цессов п о делам руководителей московско й торговли. Пр и это м дирек - тора ряда крупнейших московских магазинов (ЦУМа, Елисеевского гас- тронома ) были приговорен ы за хищени я к высше й мере наказания . В дальнейшем похожие процессы прошли и в республиках. От руковод- ства были отстранены наиболее одиозные фигуры местного управления: С. Ф. Медунов в Краснодарском крае, Ш. Р. Рашидов в Узбекистане.

На декабрьском Пленуме ЦК КПС С 1982 г. Ю. В. Андропо в сфор - мулировал программу реформ, призванных повысить эффективность со- ветской плановой экономики . Главным в свете принимаемы х решени й становилось повышени е производительности труда, в первую очередь путем повышени я трудовой дисциплин ы и снижени я материальных и людски х затрат. Была поставлена и выполнен а конкретна я цель: повы - сить производительность труда дополнительн о на 1 % (возросла в тече- ние года более чем на 3%). Четкие формулировки, резко контрастирую- щие с прежним и лозунгами типа «Экономика должна быть экономной» , давали гораздо больши й эффект : снизилис ь потери сырья пр и произ - водстве товаров, уменьшилась энергоемкость процессов. Определенное значени е имел жестки й контроль над рабочим временем: приходом и уходом с предприятия. Был и введены строгие меры наказани я за пьян - ство и другие дисциплинарны е нарушени я на производстве. В цело м указанные меры укрепили управляемость экономическим и процессами и должн ы были послужить основой для более широкомасштабны х ре- фор м в ближайше м будущем.

В начале 1983 г. Ю. В. Андропов поручил группе ответственных ра - ботников ЦК КПСС , в том числе М. С. Горбачеву и Н. И. Рыжкову, под- готовку принципиальны х предложений п о экономическо й реформе .

Среди рассматриваемых вопросов, по свидетельствуй. И. Рыжкова, были проблем ы хозрасчета и самостоятельности предприятий , концесси й и кооперативов , совместны х предприяти й и акционерны х обществ . В 1984 г. должен был состояться Пленум ЦК по вопросам научно-техни- ческо й политики , на котором намечалось отказаться от экстенсивног о курса в экономик е и начать переход к интенсивны м методам хозяйство- вания. Предусматривалось введение новых хозрасчетных форм , пр и ко - торых возросла бы самостоятельность предприятий и расширились пра- ва рабочих коллективов.

Смерт ь Андропова и приход к руководству страной Черненк о замо - розил и план ы реформ . Вместо Пленума, посвященног о внедрени ю но - вой техники, совершенствованию научно-производственных связей, со- стоялс я Пленум по мелиорации .

Возобновление экономически х преобразовани й в ССС Р произош - ло после очередной смены руководства страны. Выдвиженец Ю. В. Анд- ропова — Генеральный секретарь ЦК КПС С М. С. Горбачев возобновил прерванны е экономически е реформы . На апрельском 1985 г. Пленуме Ц К КПС С было впервые открыто заявлено о б имеющихся в ССС Р эко - номически х и социальных проблемах. По утверждению М. С. Горбаче- ва, страна находилась в предкризисно м состоянии. Только в Росси и

200 мл н кв. м жиль я нуждалось в неотложном ремонте или подлежал о сносу. Водопроводные и канализационны е сети городов были перегру- жены . Более 300 городов их вообще не имели. Почт и половин а ули ц в Росси и была без твердого покрытия . Многи е предприяти я не имел и очистны х сооружений. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сель- ско м хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%.

В начальны й период «перестройки» было принят о нескольк о ско - роспелых решений . Так, в мае 1985 г. публикуется постановлени е ЦК КПС С «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Он о пресле- довал о своей целью разрешение социальных и экономически х задач, повышени е трудовой дисциплины. Постановлением предусматривалось сокращени е производства водки и других ликеро-водочны х продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство пло- дово-ягодны х вин. Несмотр я н а определенные достижения , экономи - чески й эффек т этой реформ ы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. Более того, упу- щенны е средства перешл и в теневую экономику, которая быстро удов- летворила спрос на алкогольные напитки. К этому следует добавить вы - рубленные элитные виноградники.

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС , на котором был при - нят целы й ряд экономических и социальных программ, предусматрива- ющи х новую инвестиционну ю и структурную политику. Помим о про - грамм ы «Интенсификация-90» , предусматривалось выполнени е таких долгосрочны х программ, ка к «Жилище-2000» и др.

В 1987 г. был приня т Зако н о государственном предприятии . Про - дукция , произведенная после выполнени я госзаказа, могла реализовы - ваться производителем по свободным ценам. Сокращалос ь количество

министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасл и народного хозяйства. Приняты м 19 ноябр я 1986 г. и дополненны м 26 ма я 1988 г. законо м была легализована частная деятельность боле е че м в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики . В ко - оперативном движении и других видах частной деятельности участвова- ло тогда около 7 млн человек.

В 1989 г. был о сформирован о ново е правительств о во главе с Н. И. Рыжковым . В его составе было восемь академиков и членов-кор - респонденто в АН СССР, окол о 20 докторов и кандидатов наук. Оно из - начально ориентировалось на осуществление экономически х рефор м и новые методы управления. Вместе с тем с самого начал а свое й деятель- ност и правительство не обладало необходимыми полномочиями , буду- чи ограничен о контроле м партийных органов и ВС СССР .

Программа , подготовленна я весно й 1990 г . правительство м Н . И . Рыжкова , вступила в противоречи я с позицие й В С РСФСР , ко - торы й 4 сентябр я 1990 г. поддержа л программу радикальны х рефор м Г. Явлинског о и С. Шаталин а «500 дней» . Предложенны е правитель - ство м Рыжков а срок и рефор м (пять—семь лет) н е удовлетворил и на - родны х депутатов , выступавши х з а немедленны е преобразования . В июн е 1990 г. ВС ССС Р был о принят о постановлени е «О концеп - ци и переход а к рыночно й экономике» , а в октябре 1990 г. — «Основ - ны е направлени я по стабилизаци и народног о хозяйств а и переход а к рыночно й экономике» . Документ ы предусматривали постепенну ю де - централизаци ю и разгосударствление собственности , учреждени е ак - ционерны х общест в и банков , развити е частного предприниматель - ства и т. д. Однак о эти реформ ы практическ и не выполнялис ь в связ и с массовы м (с 1989 г.) забастовочны м движение м из-з а противостоя - ни я центр а и субъекто в Федерации . Умеренны м реформа м Рыжков а был положе н коне ц в декабр е 1990 г., когда правительств о был о от- правлен о в отставку.

Совет Министро в был преобразован в Кабинет Министро в во главе с премьер-министро м В. С. Павловым. Новое правительство станови - лос ь подотчетным Президенту ССС Р М. С. Горбачеву и должн о был о проводить более последовательную политику реформ . Но на практик е деятельность Кабинет а Министро в в 1991 г. свелась к обмен у денег и апрельской денежно й реформе , в результате которой произошл о резкое повышени е цен. Реформ а Павлова, нацеленная на подры в финансово й системы теневой экономики , привела к окончательному падени ю дове- ри я населени я к центральной власти. Этому способствовали инфляци - онны е процессы, перебои со снабжением продовольствием и другими товарами. Экономик а ССС Р в 1991 г. переживала глубокий кризис , ко- торы й выражался в 11%-ном спаде производства, в 20—30%-ном дефи - ците бюджета, в громадном внешне м долге, составлявши м 103,9 млрд долларов. Кризисны й процес с грозил стать нерегулируемым. Распа д ССС Р ставил на повестку дн я проведение реформ уже в общероссий - ско м масштабе.


Наши рекомендации