Восхождения от абстрактного к конкретному
Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.
Выбор методов исследования
Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:
• цели исследовательских работ;
• требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;
• ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;
• имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде;
•достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.
Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:
1) интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;
2) эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;
3) экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;
4)консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;
5)формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).
В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом.
Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями.
Основные понятия:
Подбирать литературу по теме исследование - занятие не самое простое. И нельзя здесь даже дать каких-то конкретных советов: кому-то удобнее набрать в «поисковике» (информационно-поисковые системы Yandex, Google и др.) тему или отдельные слова из неё и выбрать из результата запроса, кто-то предпочитает «общаться» с библиотечными каталогами, другой спросит у компетентного в этом вопросе взрослого (учёного, учителя) и т.д. Способов- множество. Самое главное, чтобы они оказались эффективными.
В настоящее время все источники информации (в дальнейшем будем их называть «документы») учёные подразделяют по разным параметрам. Рассмотрим основные.
I. Виды документов по знаковой природе:
1) Письменные:
a) опубликованные (доводятся до всеобщего сведения путём тиражирования): книжные, журнальные, газетные, листовые, буклет, карточные, открытки, плакаты, комплекты.
b) неопубликованные (материалы, которые остаются в рукописях или тиражируются в небольшом количестве; материалы, представляющие особую ценность: научно-технические отчёты, диссертации, переводы, проекты, лабораторные журналы…): нотные, картографические (карты, атласы, глобусы), изобразительные, аудиовизуальные.
II.Виды документов с точки зрения периодики:
Сериальные
a) периодические
ü журналы: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные, реферативные
ü газеты: общеполитические, специализированные
ü календарь
b) продолжающиеся (выходят через неопределённые промежутки времени, по мере накопления материала: «Труды…», «Учёные записки…», «Вестник…», «Известия…» и др.)
c) бюллетени (содержат краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации): нормативный, справочный, рекламный, бюллетень-хроника, бюллетень-таблица, статистический.
2) Непериодические(книги): монографии, диссертации, справочные пособия…
III. Виды документов с точки зрения целевого назначения
Научные документы содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований, раскрывают пути и характер научных изысканий, описывают методику и ход ведения исследований, прослеживают историю важнейших открытий, а также научно- подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы… Ориентированы на учёных, специалистов в данной области.
Выделяют собственно научные и научно-квалификационные работы.
Собственно научные:
1) полное собрание сочинений классиков науки и техники;
2) избранные труды выдающихся учёных;
3) монографии;
4) коллективные монографии;
5) материалы съездов, конференций, симпозиумов;
6) депонированные рукописи (суть депонирования заключается в передаче на хранение рекомендованных научным советом учреждений и организаций рукописей в специальные информационные органы);
7) отчёты о результатах законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;
8) переводы научно-технической литературы.
Научно-квалификационные:
1) диссертация;
2) автореферат.
В широком смысле слова к научно-популярным источникам может быть отнесено большое количество произведений печати. В узком- это совокупность произведений печати, в которых популяризируются научные знания, теории, законы. По своему целевому назначению эти документы предназначены для читателей, не являющихся специалистами в данной области. Поэтому изложение материала в них ведётся ясным и доступным языком, без сложных терминов и теоретических конструкций, с большим количеством пояснительно- иллюстративного материала.
Официальные документы- это издания, публикуемые от имени государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений и предприятий.
С точки зрения сферы своего действия официальные документы подразделяются на следующие типы:
1) документы, действующие на федеральном уровне;
2) документы, действующие на уровне субъектов РФ;
3) документы, действующие в пределах отрасли;
4) документы, действующие в пределах отдельной организации.
Среди официальных изданий особое место принадлежит правовым документам (Конституция РФ, федеральные законы, законы отдельных субъектов РФ)
Справочные документы предназначены для получения кратких фактических данных по определённому вопросу. Справочные издания существуют в виде типографских изданий, но в последние годы они выпускаются и в электронном виде (CD, интернет-варианты). Справочные документы аккумулируют сведения по определённой системе. С точки зрения порядка расположение материала все справочные документы делятся на словари и справочники. Для словаря характерен алфавитный способ расположения материала, а для справочника- систематический (тематический).
Группы справочных документов:
1) универсальные и отраслевые справочники;
2) производственно-технические справочники;
3) толковые словари;
4) терминологические словари;
5) многоязычные словари;
6) нормативные справочники;
7) биографические справочники;
8) путеводители…
Учебные документы обслуживают образование и воспитание. Характер построения текста в учебных документах основывается на положениях дидактики.
Основные виды учебных документов:
1) учебник (систематизированное изложение учебной дисциплины);
2) учебное пособие (издание, дополняющее или частично заменяющее учебник);
3) сборник задач и упражнений (в том числе наглядные пособия, хрестоматия, практикумы, практические руководства, учебные программы, учебно-методические пособия…)
Производственные и нормативно-производственные документыотличает сугубо прикладной характер содержания, для которого присуще сочетание инструктивно-нормативных и справочных данных. Эти издания очень разнообразны по жанрам (регламентирующие производственный процесс, промышленные каталоги, нормативно-производственные издания, государственные стандарты…)
На подготовительном этапе при знакомстве с источниками научной информации (электронными, «бумажными») полезно вести рабочие записи, которые помогут в дальнейшей работе, а некоторые из них станут теоретической частью исследования.
Предлагают выделять несколько видов, «жанров» таких записей: план, опорный конспект, схемы, аннотации, резюме, выписки. Их отличительная черта- краткость и «ёмкость» информации. При изучении книги необходимо обратить внимание на год издания (насколько «свежая» информация здесь представлена), авторов (это поможет выделить наиболее авторитетных учёных в данной области исследования, поможет понять основные научные школы, предметом которых является изучение той или иной проблемы). Следует обратить внимание также на издательство, что тоже будет являться полезной информацией (наиболее авторитетными являются научные издания МГУ, МПГУ, Академии наук и других крупных научных центров).
С развитием технологий стали использоваться электронные, «небумажные» источники информации.
К электронным источникам информации следует отнести радио- и телевещание, Интернет, а также иную информацию, распространяемую в электронном виде (в том числе на различных компьютерных носителях).
Наибольшей популярностью у исполнителей письменных работ сегодня пользуется "русский" Интернет («рунет»): в массовом сознании он уже давно воспринимается не иначе, как бездонный источник бесплатной информации. Но эффективному поиску информации в Сети пока мешают сложности технического, технологического, организационного и финансового характера.
Иногда для исследования требуетсяинформация, передаваемая по телевидению или радио. Найти её поможет расписание (телепередач или волновое), а зафиксировать содержание — обычный плеер или видеомагнитофон. После записи оригинала его содержание остается лишь творчески переработать традиционным методом и включить (с соответствующей ссылкой на источник) в содержание письменной работы.
К сказанному можно добавить, что подобный метод работы с информацией обладает тремя очевидными преимуществами.
1. Предполагает изучение заведомо известной по тематике информации в спланированное время.
2. Предоставляет в распоряжение исполнителя адресную и достоверную информацию.
3. Не требует больших материальных затрат (поскольку ТВ- и радиоприемники, в отличие от компьютеров с выходом в Интернет, имеются почти у каждого).
При работе с оптическими дисками, web-документами необходимо быть очень внимательным и аккуратным исследователем. Всегда следует записывать/сохранять их название и вид, место нахождения/приобретения (Интернет, публичные библиотеки, личные библиотеки). Полезно иметь копию такого документа, которую можно будет предъявить заинтересовавшимся работой. Нелишне убедиться в защите содержания знаком авторского права, что свидетельствует о качестве.