Глава шестая. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НА ЧУЖИЕ ВЕЩИ
Понятие и виды права на чужие вещи
В связи с тем, что в принципе право собственности было эксклюзивным, в римском праве было сформулировано два вида ограничений эксклюзивных прав собственников. Первый вид ограничений был установлен для упорядочения отношений между самими собственниками и для защиты общественных интересов. Для сохранения мира и порядка и для возможности существования собственности было необходимо, чтобы собственники могли обороняться от чрезмерных полномочий других собственников, точнее, было необходимо ограничение их существования как собственников. Эта цель достигалась расширением правил так называемых легальных сервитутов, т. е. правил общих, или генеральных ограничений пользования правом собственности для всех собственников. Такие ограничения действовали в силу самого закона (ex lege).
Второй вид ограничения эксклюзивного права собственности не имел такого законодательного или общего характера. Отдельные собственники, в согласии с различными правовыми фактами, ограничивались в пользовании собственным предметом и должны были примириться с тем, что не собственники пользовались их предметом и даже какой-то частью или разделом их собственных полномочий. Таким ограничениям собственники подвергались или на основании заключенных соглашений или на основании других правовых актов, предпринятых для улучшения экономического использования отдельной вещи, или для получения регулярного возмещения за уступку другому некоего раздела собственных полномочий, или в связи с выполнением каких-либо семейных или общественных обязательств, или для обеспечения полученного кредита и т. д. В каждом таком случае, когда собственники или на основании соглашений, или каким-либо другим способом, предусмотренным правом, должны были смиряться с влиянием на их вещи и предоставлять не собственникам возможность полностью или частично пользоваться своими вещами, без какой-либо возможности запретить это своей волей, такие правомочия не собственников назывались jura in re aliena, или права на чужие вещи.
Согласно с этим, jure in re aliena, или права на чужие вещи, являлись такими ограничениями собственнических прав отдельных собственников, которые устанавливались или по соглашению, или каким-либо другим образом, когда не собственники, индивидуально и даже наследственно получали право полностью или частично влиять на чужую вещь (jus in re aliena) и могли защищать это право не только от третьих лиц, но и от самих собственников (действие erga omnes). Имущественные права на чужие вещи были различными в связи с тем фактом, что многочисленными были и виды пользования чужими вещами.
В связи с некоторыми общими свойствами, они делились на три отдельных вида: servitutes, долгосрочные договоры об аренде на землю (jus perpetuum) и залоги (pignus).
Группу servitutes составляли те имущественные права на чужие вещи, при которых собственник предмета или лишался правомочий противиться им, или обязывался не использовать какую-либо свою вещь определенным способом; группу долгосрочной аренды земли составляли те имущественные права на чужие вещи, при которых собственник уступал арендатору определенный участок земли в постоянное пользование с обязанностью последнего постоянно выдавать ему арендную плату, а группу договоров о залоге составляли те имущественные права, при которых собственник на определенных условиях переносил право распоряжения собственной вещью на другого.
А) Сервитуты
Понятие сервитутов
Сервитуты (servitutes) занимали важное место среди имущественных прав на чужие вещи. Целостная система сервитутов была выстроена только при Юстиниане. Определенными чертами сервитуты четко отделялись от других прав на чужие вещи (jura in re aliena). От договора залога они отличались тем, что были самостоятельными и постоянными правами, а от долгосрочного договора аренды земли тем, что были бесплатными и пассивными обязательствами собственника по отношению к предмету, на который были установлены. Точнее, сервитуты были самостоятельными, постоянными, как правило, безусловными, пассивными и бесплатными обязательствами собственника, который или был лишен правомочий противиться носителю сервитутного права (титуляр сервитута) на полное или частичное использование какой-либо вещи, или был обязан не пользоваться некоей вещью определенным способом, на который он имел право до установления сервитута. Данное определение сервитутов отвечало сущности сервитутов, рассматриваемых со стороны собственника. С другой стороны, с точки зрения носителя сервитутного права, сервитуты определялись как имущественные права на чужие вещи, носитель которых был правомочен бесплатно, пожизненно, даже наследственно, использовать чужую вещь или требовать от собственника не использовать ее определенным образом. (270)
Указанных вариантов определения сервитутов нет в трудах римских юристов. В их трудах существуют лишь элементы, необходимые для того, чтобы сформулировать определение. Элементы или общие признаки сервитутного права, выделенные в трудах классических юристов, делятся на две группы: на необходимые предпосылки для установления серветутного права и на рестрикции, или ограничения содержания этого права.
Необходимыми предпосылками для установления сервитутного права были: 1) постоянство сервитутного права — causa servitutis perpetua esse debet. (271) Постоянство сервитутов было или объективным, или субъективным: объективное постоянство проистекало из постоянной потребности титуляра сервитута пользоваться чужим имуществом для улучшения экономической эксплуатации своей земли; субъективное постоянство измерялось длительностью жизни титуляра, особенно при личном сервитуте; 2) пассивность хозяина вещи, обремененной сервитутом, — servitus in faciendo consistere nequit (272) — означала, что хозяин такой вещи, не был обязан активно действовать за титуляра сервитута, т. е. участвовать в реализации целей и интересов титуляра сервитута. Согласно этому положению, содержание сервитута сводилось к "pati" и "поп facere". Это означало, что хозяин вещи, обремененной сервитутом, был лишен определенных прав, которыми обладал бы без установления сервитута. Лишение могло быть двух типов: хозяин должен был мириться с тем, что титуляр сервитута позитивно влияет на предмет его собственности (позитивное служение титуляра и "pati", или "терпимость", хозяина вещи), или отказаться в пользу титуляра от действий, направленных на использование собственного предмета, (негативное служение титуляра и "nоn facere", или "бездействие хозяина"). Единственным исключением из правила пассивности служения был так называемый servitus oneris ferendi. При этом сервитуте хозяин должен был производить определенные исправления, чтобы не страдало строение соседа, получившего право опереть его на эту стену.
В связи с тем, что сервитуты были исключением из правил обычного содержания права собственности, согласно римскому праву они должны были быть строго истолкованы. С этой целью были созданы правила: servitutibus civiliter uti debemus (273), содержание сервитутов сводилось к разумным размерам в рамках той потребности, ради которой они и устанавливались; servitus servitutis esse non debet (274) — титуляры сервитутного права не были полномочны отягощать свои сервитуты новыми сервитутными правами в интересах третьих лиц. Иными словами, сервитуты были неделимыми и едиными правами. Всякое деление и расширение сервитутных прав означало бы новое обременение владельца прав на имущество, обремененное сервитутом, и поэтому было запрещено: nemini res sua servit (275) — никто не может обладать сервитутным правом на свою вещь. Приведенное правило, в случае confusio, или соединения активного и пассивного субъекта сервитута, приводило к повторному установлению целостного права собственности.