Ответственность правительства
Институты государственной власти
1. Законодательная власть как одна из ветвей власти. Законодательные органы. Понятие парламента, его структура и полномочия. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь. (c.93)
2. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества. Понятие, состав, структура правительства, его полномочия и функции. Формы ответственности правительства. Государственный аппарат. Государственное управление на локальном уровне. (c.96)
3. Судебная власть как вид государственной власти, взаимосвязь с законодательной и исполнительной властью, легитимность судебной власти.
Парламентаризм
Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти при наличии выборного законодательного органа - парламента, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций.
Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны. В свете вышеизложенного можно выделить следующие этапы развития парламентаризма в Беларуси.
13 января 1997 года, начал свою работу Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Беларуси существовали почти все известные в Европе виды и формы представительной демократии.
Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в вече, которое как орган государственной власти возникло из племенных собраний. На белорусских землях такая форма народовластия существовала в Друцке, возможно в Минске, Витебске. Наиболее полные сведения о вече сохранились в Полоцкой земле.
Полоцкое вечевое собрание впервые упоминается в летописях под 1159 годом (согласно другим данным под 1138 годом). В 11-12 столетиях вече собирали по инициативе князя, посадников или городского населения. Правом участия в нем пользовались все полноправные вольные мужчины, решения принимались путем одобрения его криками. На вече решались вопросы войны и мира, законодательства, заключения торговых договоров. Вече могло приглашать и выгонять князей, выбирать некоторых служебных особ, судить за политические и другие значительные преступления. Важной функцией деятельности вече были сбор и раскладка налогов. В его ведении находилась городская касса ("скрыня"), которой заведовали избранные из числа горожан представители.
Полоцкое вече оказывало большое влияние на политическую жизнь в Великом княжестве Литовском, однако постепенно утрачивало свое значение. Во время правления великих князей Казимира (1440-1492) и Александра (1492-1506) окончательно оформилась Рада - высший орган государственной власти ВКЛ. Она возникла первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца 15-го века значительно ограничила его власть. В состав Рады входили наиболее влиятельные должностные лица государства - канцлер, подканцлер, маршалки, подскарбий, воеводы, каштеляны и некоторые старосты, а также католические епископы и крупнейшие землевладельцы. Заседания Рады в полном составе часто назывались сеймом. В 1511 году Сигизмунд I Старый (1467-1548) впервые приказал для участия в сейме созывать шляхту по поветам и предложил выбирать для этого по два представителя от повета. Сейм ВКЛ делился на две палаты: коло панов-рады (Рада ВКЛ) и рыцарское (шляхецкое) коло.
В 1569 году была подписана Люблинская уния - соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное союзное государство Речь Посполитую. После ее заключения сейм уже Речи Посполитой состоял из Сената (высшей палаты) и Посольской избы (низшей палаты). К исключительной компетенции сейма Речи Посполитой относились: издание законодательных актов, введение налогов, созывы народного ополчения, выработка общего курса внешней политики, утверждение мирных договоров и перемирий, контроль над деятельностью короля и государственных чиновников.
Последний сейм Речи Посполитой был проведен в Гродно в 1793 году. В конце 18 столетия белорусские земли вошли в состав Российской империи и на их территории начала действовать российская форма государственного правления.
В 1905-1917 году в Российской империи действовала Государственная дума, в работе которой участвовали и представители белорусских губерний.
В советскую эпоху народное волеизъявление осуществлялось во время проведения всебелорусских съездов Советов и созывов Верховного Совета Белорусской ССР. 3 февраля 1919 года в Минске прошел I Всебелорусский съезд Советов. В период между 1920 и 1937 годами было проведено одиннадцать всебелорусских съездов Советов, два из которых были внеочередными. В 1937 году была принята новая Конституция БССР, в соответствии с которой Всебелорусский съезд Советов заменен однопалатным парламентом - Верховным Советом БССР. Первые выборы в Верховный Совет БССР состоялись 26 июня 1938 года. В 1978 году внеочередная девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла новую Конституцию БССР. 27 июля 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики.
В августе 1991 года было объявлено о политической и экономической независимости нашей страны. Беларусь в этот период являлась парламентской республикой. 15 марта 1994 года была принята новая Конституция Республики Беларусь, которой вводился институт президентства. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 24 ноября 1996 года, представительным и законодательным органом страны является парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях местных Советов депутатов базового уровня от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются по восемь членов Совета Республики. Еще восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Член Совета Республики не может быть одновременно депутатом Палаты представителей, членом правительства; не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь или судьи.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы нового состава Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва. Внеочередные выборы Совета Республики проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий.
Срок полномочий парламента - четыре года. Продление их может осуществляться на основании закона только в случае войны. Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более 90 дней. Внеочередные сессии созываются указами Президента.
Палата представителей и Совет Республики обладают правом законодательной инициативы. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений, а решения Совета Республики – в форме постановлений.
Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении в Конституцию изменений и дополнений, о ее толковании, а также проекты иных законов. Совет Республики участвует в решении ряда важнейших кадровых вопросов на государственном уровне: дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Как палате территориального представительства Совету Республики предоставлено право отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом. К полномочиям Совета Республики относится также рассмотрение указов Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принятие соответствующего решения. Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Функции правительства
Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами,управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов),выполнение бюджета,участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.
Ответственность правительства
Ответственность правительства — один из элементов отношений между представителями исполнительной ветви власти и законодателями. Существует две формы ответственности правительства — коллективная и персональная.
Важной особенностью парламентской системы организации власти является наличие коллективной ответственности правительства. Системой утверждается верховенство законодательной власти и декларируется принцип, согласно которому правительство, лишившееся доверия законодательного органа, должно уйти в отставку.
Механизм коллективной ответственности правительства может быть различным. В Великобритании правительство может время от времени не набирать достаточного числа голосов в поддержку частных аспектов своей политики. Такие факты малоприятны для правительства, однако не приводят к его смещению. Между тем принятие палатой общин вотума о недоверии автоматически влечет за собой отставку правительства и проведение всеобщих выборов. В Германии установлена иная процедура. Для смещения правительства бундестаг должен принять так называемую конструктивную резолюцию о недоверии, после чего проводится голосование о доверии канцлеру с возможным одновременным избранием преемника, который должен набрать абсолютное большинство голосов членов бундестага.
Персональная ответственность правительства касается отношений между индивидуальным министром и законодательным органом. Законодатели могут добиваться отставки министра, если отмечены ошибки или недостатки в деятельности либо самого министра, либо действующих от его имени государственных служащих. Процедура реализации персональной ответственности также может быть различной. В Великобритании механизм персональной ответственности правительства включается наложением на конкретного министра традиционного взыскания в виде сокращения суммы денежного содержания. После этого либо министр уходит в отставку, либо оппозиция инициирует процесс вынесения вотума недоверия всему правительству.
Гос. аппарат
Система госорганов – совокупность госорганов РБ. Единая система (все органы действуют в тесной взаимосвязи, взаимозависимы).
Система состоит из:
· Органов законодательной власти (Национальное собрание – парламент) (представительные на местах местные СД – органы местного самоуправления)
· Органов исполнительной власти (Совмин и местные исполнительные и распорядит. органы)
Классификация
По территории: Центральные– Совмин, Мин-ва, Госкомитеты и др. Местные – исполкомы областей, районов, городов, поселков, местные администрации.
По характеру полномочий: Общей компетенции– многие отрасли исп деятельности – Правит-во. Спец компетенции– Мин-ва, госкомитеты(Отраслевые, межотраслевые).
По организации управления: коллегиальные–прав-во, Единоначальные –Мин-ва.
-Органов судебной власти (деятельность судов имеет специализированный правоохранительный характер. Направлена на укрепление порядка и т.д.)
-Органов контрольно-надзорных: выполняют задачи от имени гос-ва, осущ контроль за деятельностью всех органов.
Судебная власть
1.Формирования понятия «судебная власть» тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Предмет данной теории отмечается уже в работах Платона, Аристотеля, Цицерона. В классическом виде теория разделения властей полностью сформировалась в 18в. У ее истоков стоял Джон Локк (английский философ и политический деятель). Он не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную власть и считал, что существуют законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанные вида указал французский просветитель, правовед и философ Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.
На белорусских землях первая судебная власть была введена статутами ВКЛ в 16в. Затем он применялся в судебных уставах 1864г. и широко употреблялось в дореволюционном законодательстве и юридической литературе. В советский период идея разделения власти была отвергнута и лишь в перестроечные годы начала проявляется в более серьезном отношении концепция разделения власти. В современном белорусском законодательстве термин судебная власть появляется в декларации от 27 июня 1990г. «о государственном суверенитете РБ» и законе от 27 февраля 1991г. «об основных принципах народовластия». На конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в ст.6 конституции РБ от 15 марта 1994г. Такое ж правило и в действующей редакции конституции РБ. В ст.2 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" говорится, что судебная власть в РБ принадлежит судам, образованным в порядке, установленном конституцией и настоящим кодексом.
Судебная власть в РБ осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями. Судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судом полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.
2.Свойства, характеризующие судебную власть, проявляются в назначении судебной власти в обществе и государстве, ее содержание, процедуре реализации, взаимодействия законодательной и исполнительной ветвями власти. Эти свойства закреплены в конституции и других правовых источниках курса судоустройства. Свойствами судебной власти являются:
• обязательность судебных решений,
• самостоятельность и независимость,
• полнота и исключительность,
• верховенство в системе юстиции,
• объективность и беспристрастность,
• политическая нейтральность и легитимность.
Обязательность судебных решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования и распоряжения суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.
Самостоятельность и независимость состоит в том, что суд выполняет свою деятельность самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе вышестоящим судам. Решение по делу принятому судом единолично и не требует внешнего утверждения и одобрения. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчинены только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия не допускается и влечет предусмотренную законодательством ответственность.
Полнота и исключительность судебной власти означает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и народных заседателей. Рассмотрение означает и то, что решения судьи могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими судебными инстанциями при наличии к этому предусмотренных законодательством оснований и условий.
Объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают судебные споры непредвзято, т.е. при отсутствии какой-либо заинтересованности в исходе дела, а всестороннее через исследование всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера. Гарантия данного свойства судебной власти является содержание в процессуальном законодательстве института отвода, самоотвода судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.
Верховенство судебной власти прежде всего проявляется в особом правовом институте суда среди правоохранительных органов, а также то, что она формируется высшими органами и должностными лицами государства, т.е. парламентом, президентом и осуществляется от имени РБ.
Политическая нейтральность – важная черта судебной власти, обеспечивает беспристрастность и объективность суда. Рассмотренный принцип отстраняет судей от занятия активной политической деятельностью. Судьи не в праве состоять в политических партиях и общественных объединениях, преследующих политические цели, оказывать поддержку, не в праве осуществлять депутатскую деятельность и публично высказывать свои политические взгляды.
Легитимность судебной власти заключается в ее соответствии законодательству, т.е. установленной им процедуре формирования органов и деятельности судебной власти. Судебная власть признается легитимной при доверии к ней населения.
3.Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекает по 2 направлениям. Во-первых – ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых – каждая из трех ветвей власти, осуществляя свои полномочия сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.
Парламент и президент РБ, принимая или издавая законы и иные НПА, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства, участвовать в разработке и обсуждении законопроекта, давать заключения о соответствии конституции содержания НПА, разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики. Парламент и президент принимают участие в назначении и освобождении от должности судей председателей, заместителей. Парламент также утверждает объем финансирования судебной власти за счет средств республиканского бюджета.
Исполнительная власть, т.е. Минюст и его органы на местах осуществляют организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Судебная власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между госорганами и гражданами.
Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели характеризуется таким свойством, как политическая нейтральность судебной власти. Судебная власть взаимодействует с политическими партиями и общественными объединениями преследующими политические цели: судебной власти подсудны конфликты между одной или двумя сторонами, которыми являются указанные институты.
4.Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина правосудие. Нет единого подхода в определении рассмотрения понятия и со стороны ученых-юристов. В самом общем виде правосудие можно определить как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирании, разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел, а также в осуществлении ими конституционного контроля.
Правосудию присущ ряд отличительных признаков:
1) правосудие может осуществляться только особым органом: судом (судьей)
2) правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способом. В зависимости от способа осуществления правосудия и специфики разрешения судом дел различают следующие виды правосудия: по гражданским делам, по уголовным делам, по хозяйственным делам, по административным делам и конституционным делам.
3) Правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий. В соответствии со ст.2 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судоустройства.
4) Как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.
При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, т.к. они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание.