Обжалование и опротестование по делу об административном правонарушении
Эта стадия, как и все другие стадии, осуществляется строго на нормативной основе. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.
В юридической литературе эту стадию называют пересмотром постановлений (см. Д.Н. Бахрах. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989, с. 73-76).
В отличие от других стадий производства по делам об административных правонарушениях стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке контроля. Но сам факт существования такой стадии имеет большое предупредительное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.
Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать жалобу на принятое постановление:
· вышестоящему органу;
· в районный (городской) народный суд.
Иными словами, постановления органов управления обжалуются либо в административном, либо в судебном порядке. Законодательством четко определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений.
Таких вариантов несколько:
1. постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в местный исполнительный и распорядительный орган или в районный (городской) суд. Решение местного исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;
2. решение сельского, поселкового исполнительного комитета - в районный, городской исполнительный и распорядительный орган или в суд. Решение районного, городского исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;
3. постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд.
Постановление о наложении иного административного взыскания обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания;
4. постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд;
5. постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, или в суд. Решение вышестоящего должностного лица может быть обжаловано в суд.
Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный ее рассматривать, и которому она адресована.
Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть произведено в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
Подача жалобы в 10-дневный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы за исключением постановлений о применении таких мер взыскания, как предупреждение и административный арест, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста. В соответствии с законом жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в 10-дневный срок со дня их поступления.
Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и объективность вынесенного постановления. Вышестоящий орган, суд, пересматривая дело об административном правонарушении, вправе принять одно из следующих решений:
1. оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2. отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение. Чаще всего это связано с недостаточным выяснением обстоятельств по делу на стадиях расследования и рассмотрения, с нарушением процессуальных требований, таких, как отсутствие кворума в составе органа, рассматривающего дело в первой инстанции; подписей членов комиссии, председательствующего в постановлении о наложении взыскания.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), который не был правомочен решать данное дело, то оно отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);
3. отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении;
4. изменить меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Возможны следующие варианты уменьшения взыскания:
· снижение его размера (суммы штрафа, срока лишения прав и т.д.);
· если норма права имеет альтернативную санкцию, замена одного взыскания другим - более мягким (например, ареста - штрафом, штрафа - предупреждением);
· отмена дополнительного взыскания;
· сокращение числа конфискованных или возмездно изъятых вещей.
Во всех случаях пересмотра дел в решение (постановление) возможно включение еще одного пункта - об изменении постановления в части взыскания имущественного ущерба. Размер взыскиваемой суммы может быть уменьшен либо постановление в части взыскания ущерба может быть полностью отменено.
Еще раз подчеркнем, что при пересмотре дела в порядке производства по делам об административных правонарушениях по жалобе гражданина, протесту прокурора, усмотрению председателя вышестоящего суда взыскание не может быть усилено. Копия решения по жалобе или протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.
Постановление народного судьи по делам об административных правонарушениях, которое обжалованию в порядке производства не подлежит, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.
Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.
Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным наложением взыскания в виде ареста или исправительных работ, производится в порядке, установленном законодательством.
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий (общие правила)
Это завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю постановлением. В процессе исполнения постановления гражданин, совершивший административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.
Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Оно подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.
Исполнением постановлений заняты различные государственные органы. При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение.
Первую из них, осуществляют юрисдикционные органы (должностные лица), то есть те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую - осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. И та, и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются ее разными этапами.
На первом этапе - обращение постановления к исполнению - соответствующий орган, прежде всего, должен своевременно направить вынесенное постановление органу - исполнителю.
В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.
Исполнение постановления прекращается в связи с изданием акта амнистии, он устраняет применение административного взыскания; в виду отмены акта, устанавливающего административную ответственность; в случае смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.
Законодательство устанавливает давность исполнения постановления о наложении административных взысканий. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с принесением протеста или подачей жалобы. Позднее истечения 3 месячного срока исполнительное производство начинать нельзя, это было бы нарушением закона. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока исполнительного производства.
Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены иные, более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных видах административных правонарушений. Например, конфискация контрабанды производится независимо от времени обнаружения.
Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление.
Контрольные вопросы по теме 9:
1. Можно ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, назвать «обвиняемым»?
2. Каковы цели и порядок административного производства?
3. Какими нормативными актами регулируется производство по делам об административных правонарушениях?
4. Как осуществляется рассмотрение по делам об административных правонарушениях?
5. Виды мер административно-процессуального обеспечения?
6. Что такое стадия административного производства и их виды?
7. Основания административного задержания?
8. Кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях?
9. Кто вправе составить протокол об административном правонарушении?
10. В какие сроки рассматривается дело об административном правонарушении?