Редакционно-издательский центр

Минск

Редакционно-издательский центр

Академии управления при Президенте Республики Беларусь

УДК 342.9

 
Редакционно-издательский центр - student2.ru ББК 67

З12

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Забелов С.М., Забелов П.С. Административное право.: Курс лекций ‑ Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.

Издание представляет собой каткое изложение курса «Административное право Республики Беларусь». В нем освещаются основные понятия, категории, положения и институты административного права на современном этапе.

Курс лекций предназначен для системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

ISBN 985-457-155-6 ã ã Забелов С.М., 2003 Забелов П.С., 2003
  ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.. 9

Тема 1. Введение в курс административного права 11

Лекция 1. Понятие и сущность права. Его основные признаки, принципы и функции. 11

Признаки права. 11

Сущность и содержание права 13

Определение права 16

Теории права (исторический и современный подход) 17

Теория естественного права 17

Историческая школа права (К.Савиньи, Ф.Пухта и др.) 18

Теория нормативистского понимания права, юридический позитивизм (Р.Штаммлер, Г.Келъзен и др.) 18

Реалистическая школа права (Рудольф Иеринг) 19

Социологическая школа права (Е.Эрлих, Г.Ф.Шешеневич и др.) 19

Психологическая теория права (Л.И.Петражицкий) 19

Материалистическая теория права 20

Интегральный подход к пониманию права 21

Принципы и функции права. 21

Функции (роль) права в общественной жизни 23

Ценность права. Право и глобальные проблемы человечества 23

Социальные нормы и нормы права. 24

Соотношение права с политическими, моральными, религиозными и социально-техническими нормами. 26

Понятие и содержание правоотношений. 28

Характерные признаки правоотношений 29

Содержание правоотношений 29

Объекты правоотношений 30

Субъективное право и юридическая обязанность. 31

Контрольные вопросы по теме № 1: 33

Тема 2. Понятие административного права.. 34

Лекция 2. Понятие административного права. 34

Сущность государственного управления. 34

Понятие административного права. 38

Субъекты административного права. 44

Понятие механизма административно-правового регулирования 47

Административно-правовые нормы - понятие, структура, виды 50

Реализация административно-правовых норм.. 54

Административно-правовые отношения. 56

Контрольные вопросы по теме 2: 60

Тема 3. Государство, право, личность.. 61

Лекция 3. Граждане как субъекты права. 61

Соотношение государства и права. 61

Природа и характер взаимодействия государства и права 61

Воздействие государства на право 62

Влияние права на государство 63

Принципы правового государства. 65

Возникновение и развитие идеи правового государства 65

Понятие и признаки правового государства 66

Предпосылки и условия формирования правового государства 68

Права человека и гражданина. 71

Права и свободы граждан на разных исторических этапах развития общества. 71

Пределы правового регулирования и деятельности государства 72

Граждане как субъекты административного права. 73

Административно-правовые гарантии прав граждан. 76

Способы защиты прав граждан. 78

Контрольные вопросы по теме 3: 80

Тема 4. Понятие и административно-правовой статус органов государственного управления (исполнительной власти) 82

Лекция 4. Органы государственного управления (исполнительной власти) 82

Виды (классификация) органов государственного управления (государственной власти) 87

Система органов государственного управления (исполнительной власти), принципы ее построения. 90

Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти. 94

Совет Министров Республики Беларусь. 97

Республиканские органы государственного управления. 102

Местные органы исполнительной власти. 105

Организационная структура и штаты органов государственного управления. 109

Контрольные вопросы по теме 4: 112

Тема 5. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций.. 113

Лекция 5. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права. 113

Государственные и негосударственные предприятия и учреждения 113

Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские общества. 120

Общественные объединения. 124

Религиозные объединения. 129

Контрольные вопросы по теме 5: 131

Тема 6. Государственная служба в Республике Беларусь 132

Лекция 6. Государственная служба. 132

Понятие, виды государственной службы.. 132

Принципы государственной службы.. 135

Виды государственных служащих. 138

Основы правового положения государственного служащего 142

Прохождение государственной службы.. 145

Контрольные вопросы по теме 6: 149

Тема 7. Формы и методы государственного управления 150

Лекция 7. Формы и методы государственного управления. 150

Понятие форм и методов управления. 150

Понятие и юридическое значение актов государственного управления 157

Отличие актов управления от других юридических актов 160

Классификация правовых актов управления. 164

Формы правовых актов управления. 176

Требования, предъявляемые к актам управления. 180

Административное принуждение и его виды.. 185

Контрольные вопросы по теме 7: 190

Тема 8. Ответственность по административному праву 191

Лекция 8. Административная ответственность. 191

Понятие юридической ответственности. 191

Виды ответственности. 195

Административная ответственность. 198

Понятие и признаки административного правонарушения. 202

Освобождение от административной ответственности. 206

Понятие и виды административных взысканий. 210

Виды административных взысканий 211

Наложение административных взысканий. 214

Контрольные вопросы по теме 8: 217

Тема 9. Производство по делам об административных правонарушениях.. 219

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях. 219

Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях. 219

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 224

Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. 229

Стадии производства по делам об административных правонарушениях 233

Возбуждение дела об административном правонарушении 233

Рассмотрение дела о правонарушении 236

Обжалование и опротестование по делу об административном правонарушении. 239

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий (общие правила) 245

Контрольные вопросы по теме 9: 247

Тема 10. Обеспечение законности в государственном управлении.. 248

Лекция 10. Законность в деятельности органов государственного управления. 248

Понятие законности. 248

Законность, целесообразность, дисциплина в государственном управлении. 252

Способы укрепления законности и дисциплины в государственном управлении. 257

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления. 262

Контрольные полномочия законодательных органов государства в области государственного управления. 265

Контроль органов государственного управления. 267

Ведомственный (внутриведомственный) контроль 269

Надведомственный (внешний) контроль. 271Прокурорский надзор в сфере государственного управления 272

Административный надзор. 278

Судебный контроль за законностью государственного управления 280

Контрольные вопросы по теме 10: 288

Тема 11. Административно-правовое регулирование экономических отношений на современном этапе 289

Лекция 11. Административно-правовое регулирование экономических отношений на современном этапе. 289

Правовое регулирование экономических отношений на современном этапе. 289

Соотношение государственного управления и государственного регулирования. 297

Организация управления экономикой. 304

Контрольные вопросы по теме 11: 311

Вопросы к зачету. 312

Литература и нормативные акты... 315


Предисловие

В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддержать ее устойчивость и обеспечить развитие. Велись и продолжаются поиски соотношения публичного и частного интересов и их выражения в правовых системах, в структуре деятельности государства. Изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы. Все это выдвигает перед правом как своеобразным «нормативным зеркалом» очень серьезные требования. Пожалуй, их наибольший объем сосредотачивает в себе административное право.

В условиях радикальных политических и социально-экономических реформ, связанных с развитием и становлением рыночных отношений, роль административного права становится более значительной, так как его нормами регулируется и охраняется значительная часть отношений, возникающих между гражданами и органами исполнительной власти или их должностными лицами.

Кризис деятельности органов исполнительной власти в последние десятилетия отмечен в мировом масштабе; особенно негативные последствия он получил в странах СНГ. Устранение из законодательства термина «государственное управление» породило массу проблем в реализации внутренних и внешних функций государства и в первую очередь при решении задач социально-экономической защиты населения. Издержки разгосударствления породили коррупцию и другие экономические преступления. Вопрос открытых границ усугубляет все эти проблемы по реализации основных функций жизнедеятельности государства, обеспечения его экономического суверенитета и национальной безопасности.

В связи с этим административно-правовое регулирование приобретает особое значение, так как с его помощью закрепляется и развивается система органов исполнительной власти, что позволяет обеспечить реализацию конституционного принципа целостности и единства системы государственной власти.

В работе над лекциями использовались отдельные положения из учебников, написанных А.П.Алехиным; А.А.Кармолицким; Ю.М.Козловым; Л.Л.Поповым; Ю.А.Тихомировым; А.И.Сухарковой; А.И.Постниковой; А.Н.Крамником, а также материалы лекций, читаемых в юридических вузах, законодательство Республики Беларусь.

Признаки права

Право продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. От других общественных явлений его отличают следующие признаки: нормативность, общеобязательность, государственное принуждение как способ реализации права (см. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СП.б., 1995. С. 88-89). Такое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

С.С.Алексеев справедливо подчеркивает, что право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надежные и гарантированные простор и меру поведения. По его мнению, к основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих:

1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека, которое почти все ученые отмечали с незапамятных времен;

4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение (см.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 46-53). Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

В обществе имеются и другие социальные нормы кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: - это единственная система норм, обязательных для всех членов общества; право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством; нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Сущность и содержание права

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

· для Аристотеля право — это политическая справедливость;

· для средневековых ученых-богословов - это божественное установление;

· для Ж.-Ж.Руссо - общая воля;

· для Р.Иеринга - защищенный интерес;

· для Л.Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

· для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

Множественность подходов привела некоторых ученых к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.

Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе.

В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

Содержание права трактуется в юридической литературе по-разному:

1. Для тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - это поведение субъектов правоотношений;

2. Для тех, кто отождествляет право и закон, - содержанием права считается государственная воля;

3. Кто приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости;

3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безработные);

4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права;

5. Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства. Следовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.

Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

В основе это оправданный подход. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Определение права

После этих предварительных замечаний можно привести некоторые подходы к определению права и дать его определение.

Надо подчеркнуть, что в различных учебниках и учебных пособиях по теории государства и права даются несколько отличающиеся друг ох друга определения права. Одни авторы подчеркивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса (Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994. С. 52), другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений (Общая теория права и государства, М., 1994. С. 29), третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СП б., 1995, С. 101), четвертые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют общеобязательные правила поведения субъектов правоотношений (Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.
С. 41-42). Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права. На наш взгляд, наиболее емкое определение права дал известный русский юрист профессор С.С.Алексеев: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения», (Теория права. Харьков, 1994. С. 123).

Суммируя, можно сказать, что право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

Теории права (исторический и современный подход)

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права, в чем-то отличающиеся друг от друга. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

Теория естественного права

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Контуры этой теории наметились еще в древности. Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Но фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Локка, Монтескье, Руссо и др.

Принципы и функции права

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права - это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р.Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент» (Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
С. 145).

Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. В исламском шариате (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском подходе общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости. Многие ученые считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных принципов права.

Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; кроме этого можно назвать такие принципы, как: социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

К числу межотраслевыхотносятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный.

Отраслевыеправовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).

Содержание правоотношений

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право и обязанность.

Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Эти права и обязанности и составляют основное содержание правоотношений. Малолетние дети, душевнобольные, организации, прекращающие свое существование, ограничены в своих возможностях участвовать в правоотношениях. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты правоотношений делятся на две группы: 1) физические лица, 2) юридического лица.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранцы и лица без гражданства. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом.

К юридическим лицам относятся государственные, муниципальные, общественные, частные организации и государство в целом. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство субъектов организаций являются юридическими лицами. Юридическое лицо — это такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде или арбитраже. Юридические лица регистрируются государством.

Объекты правоотношений

Объект правоотношения - это то, на что воздействует правоотношение. Чаще всего в учебной литературе под объектом понимаются те блага, по поводу которых возникают правоотношения. Но более правильным, на наш взгляд, будет понимание под объектом правоотношения фактического поведения его участников.

Это поведение различно по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является поведение, направленное на удовлетворение определенных жизненных благ (например, при купле-продаже). В неимущественных объектом является само фактическое поведение их участников (например, трудовое правоотношение).

Как указывали в своих трудах Коркунов, Трубецкой. Алексеев, материальные и нематериальные блага не являются объектом правоотношения. Они являются лишь целью, ради которой субъекты вступают в правоотношения. В ряде случаев, когда речь идет об имущественных правоотношениях, говорят о материальном объекте. Юридический объект - поведение. Через поведение осуществляется воздействие на материальный объект.

Государственное управление; исполнительная власть; предмет правового регулирования; административное право; субъект административного права; механизм административно-правового регулирования; административно-правовая норма; гипотеза; диспозиция; санкция; виды норм; реализация административно-правовых норм; административно-правовые отношения; юридические факты.

Права человека и гражданина

Способы защиты прав граждан

Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно сгруппировать: по содержанию (пенсионные, налоговые и т.д.); по авторам (индивидуальные, групповые); по форме (устные, письменные); по адресатам можно делить на первичные, повторные и т.д.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения на обращения граждан следует поделить на два типа:

1. административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2. судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Решения по ним принимаются на основе норм УПК или ГПК.

Порядок рассмотрения обращений первого типа регулируется Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан от 6 июня 1996 г., который делит их на три вида.

Предложение - обращение граждан, направленное на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Заявление - обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы - обращения граждан, которые содержат требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц или соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными.

Письменные обращения должны содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства, работы (учебы), изложение сути обращения.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам, решения, действия или бездействия которых обжалуются.

Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, изучения, должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, общий срок рассмотрения обращений граждан не свыше одного месяца.

При необходимости проведения специальных проверок, запроса дополнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно сообщив об этом заявителю.

Должностные лица за нарушение порядка рассмотрения обращений несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Контрольные вопросы по теме 3:

1. Когда возникает административная правоспособность граждан?

2. В чем особенности административной дееспособности?

3. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан?

4. Может ли быть ограничен адинистративно-правовой статус граждан?

5. Почему гражданин является приоритетным субъектом административного права?

6. Какие нормативные правовые акты определяет содержание административно-правового статуса гражданина?

7. По каким критериям можно классифицировать права и обязанности гражданина в сфере исполнительной власти?

8. Как гарантируются права и свободы человека и гражданина?

9. Каков механизм реализации административной жалобы гражданина?

10. Каков механизм реализации судебной жалобы гражданина?

Общественные объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Регистрация общественных объединений - форма государственного контроля за их целевым назначением, но государство не вмешивается в их текущую деятельность.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственными властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти.

Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство РБ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

Надзор за соблюдением законов общественными объединения ми осуществляют органы прокуратуры.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений.

На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, вправе обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями или жалобами в административные органы.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции РБ, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Решение о ликвидации общественно

Наши рекомендации