Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. „

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

– по своей сути является контролем как за правовым качеством административных актов, так и за деятельностью государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц.

Нормативные акты по теме:

Конституция Российской Федерации. 1993 г.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. № 784.

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Указ Президента РФ от 8 мая 1993 г. № 643 «О гражданской обороне».

Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Об утверждении Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».

Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций».

Тема 15

Правоохранительная деятельность

как средство обеспечения дисциплины

и законности в обществе и государстве

ПРАВОПОРЯДОК

– основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеющий в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.

ДИСЦИПЛИНА

– наличие определенной системы правил, норм поведения людей, практическое соблюдение которых возложено на субъектов, которым они адресованы. В зависимости от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признаку.

ГРАЖДАНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

– складывающиеся исторически, на основе традиций, обычаев, конфессиональных верований и других социальных факторов, отражающих особенности национального, профессионального и т. д. менталитета социума, правила жизнедеятельности общества, отдельных его социальных слоев и групповых категорий, никем конкретно не устанавливаемые (общежитейская, ритуальная, религиозная, неписаные кодексы сословной профессиональной гордости, офицерской чести и т. д.).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА

– требование соблюдения всех устанавливаемых государствомнорм и правил поведения физических и юридических лиц (по отраслевому критерию – производственная, исследовательская, учебная, лечебная, внешнеторговая, таможенная, воинская, милицейская; по функциональному признаку – исполнительская, трудовая, технологическая, финансовая, штатная и др.).

ЗАКОННОСТЬ

– всеобщее обязательное требование соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейший принцип деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

– деятельность, направленная на охрану и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности государства, общества в целом и отдельных его субъектов (индивидуальных и коллективных). Является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов.

ОБЪЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– многочисленные разновидности жизнеустройства общества и государства на базе установленного правопорядка: мировой и региональный порядок, государственный порядок, порядок управления, общественный порядок.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

– государственные органы и должностные лица различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специализированной функцией которых является защита и охрана всех разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных право, свобод и законных интересов, действующих там субъектов, обеспечение их безопасности.

ДИСКРЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (управление по усмотрению)

– возможно тогда, когда управляющие субъекты (органы и должностные лица) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.

Тема 16

Организационно-правовые способы

обеспечения законности и дисциплины

в сфере реализации исполнительной власти

(управленческой деятельности)

ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕНОГО АППАРАТА,

ОРГАНОВ ВСЕХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ

И ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– всеобщим принципом выступает требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов (государственная дисциплина).

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ

И ДИСЦИПЛИНЫ

в сфере реализации государственного управления

и исполнительной власти

– практическая необозримость административного законодательства и основанного на нем нормотворчества; численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна; многие управленческие решения могут совершаться по усмотрению (дискретное управление), когда управляющие субъекты (органы, должностные лица) на вполне законных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В СФЕРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(реализации исполнительной власти)

– специфическая организационно-право­охра­нительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов управленческих административно-правовых отношений.

По своему внутреннему содержанию каждый организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти представляет собой специфическую деятельность соответствующих государственных органов, направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями всех субъектов и участников государственного управления с целью проверки соответствия их действий нормам и правилам установленного правопорядка, требованиям законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования. Существует три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

– организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента: проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями; проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности; принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

Как один из организационно-правовых способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью (при необходимости) оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении виновных к различным видам правовой ответственности.

ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

– проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Часто имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства.

НАДВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

– осуществляется органами представительной, исполнительной и судебной государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ

(ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ

– осуществляется на федеральном уровне депутатами Федерального Собрания и формируемыми им органами (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

– включает в себя всесторонний общий президентский и правительственный контроль (контроль высших органов исполнительной власти) и надотраслевой функциональный контроль центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) на федеральном уровне, а в субъектах РФ – губернаторский и правительственный контроль, а также функциональный надотраслевой контроль министерств и ведомств соответствующего субъекта РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

за соблюдением законности и дисциплины

в управленческой сфере

административно-правового регулирования

– осуществляется всеми звеньями судебной системы. В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия реализации гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

– отличный от контроля организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляющий собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-противоэпидемиологических, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т. д.), т. е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля – проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило) без обсуждения и правовой оценки возможных причин его невыполнения. Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Надзор – это своего рода суженный контроль. Контроль осуществляется не только за законностью, но и целесообразностью действий подконтрольных субъектов, при надзоре же проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным законодательством правилам.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕНОГО

НАДЗОРА

– банковский надзор Банка России представляет собой постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России непосредственно или через создаваемый при нем специальный орган банковского надзора;

государственный страховой надзор осуществляется в целях обеспечения эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страховщиков и государства;

государственный санитарно-эпидемиологи­чес­кий надзорза соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов;

государственный ветеринарный надзорза соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы.

ВИДЫ ВСЕОБЩЕГО МЕЖОТРАСЛЕВОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА

– прокурорский надзоросуществляется на основании Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Предметом общего надзора прокуратуры является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов; соблюдение всеми вышеперечисленными субъектами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина;

административный надзор,осуществляемый разными структурными подразделениями МВД РФ и некоторыми другими правоохранительными органами, имеет много разновидностей (надзор за соблюдением правил паспортной системы, разрешительной системы, надзор за соблюдением правил поведения граждан в общественных местах, а также массового скопления людей, надзор за осужденными в местах отбывания наказания и надзор за условно-освобожденными из мест лишения свободы и др.).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (государственные надзоры, государственные инспекции и некоторые другие органы государственного управления). По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики, позволяющие преодолевать негативные и усиливать позитивные возможности, присущие контролю и надзору по отдельности, в частности, относительную узость надзора дополнять широтой организационных возможностей контрольной деятельности.

Тесная взаимосвязь между различными видами контроля и надзора в организационном плане используется государством в форме целевого объединения различных видов контроля и надзора для комплексного обеспечения правопорядка в той или иной области государственного регулирования общественных отношений, а также в форме закрепления в компетенции некоторых контрольно-надзорных органов интеграции в их исполнительной государственной деятельности.

Нормативные акты по теме:

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2010 г.).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента 31 июля 2008 г. № Пр-1568.

Положение о Контрольном управлении Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729.

Положение о Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденное Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849.

Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 20 мая 2004 г. № 649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ».

Указ Президента РФ от 9 мая 2004 г. № 314 (в ред. от 20 мая 2004 г. № 649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ».

Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции».

Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов».

Тема 17

Административно-правовое регулирование

в области экономики

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно-экономической выгоды от ее осуществления.

ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

– это различные составляющие ее структурные элементы: 1) отдельные отрасли народного хозяйства и комплексы взаимосвязанных отраслей); 2) функционально специализированные сферы межотраслевой экономической деятельности субъектов финансового рынка и рынка ценных бумаг; 3) вся область экономики в целом как единый народно-хозяйственный комплекс.

СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

– состоит из трех тесно взаимосвязанных, порождающих и продолжающих друг друга секторов: сектор товарного производственного рынка, сектор финансового рынка, рынок ценных бумаг. Каждый из секторов экономики включает в себя немалое количество субъектов предпринимательской деятельности – физических и юридических лиц, специализирующихся в своей работе по соответствующим отраслям и сферам экономической деятельности. При этом правовой статус субъектов разных секторов рынка различен и регулируется специальными и специфическими для каждого сектора рыночной экономики законами и иными нормативно-правовыми актами.

СЕКТОР ТОВАРНОГО РЫНКА

– представлен предпринимателями, предприятиями и их объединениями различной отраслевой производственно-хозяйственной специали­зации (промышленная, строительная, сельскохозяйст­вен­ная и др.), осуществляющими хозяйственно-экономические операции не только в процессе производства и по его результатам, но и на стадии образования и распределения доходов. К экономической деятельности в секторе товарного рынка можно также отнести маркетинговую, инновационную деятельность.

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– сбор и анализ информации о рынке товаров и услуг соответствующей отрасли или сферы экономической деятельности, анализ данных и выдача рекомендаций о рынке потребителей и покупателей, проведение рекламных кампаний и т. п.

ИННОВАЦИОННАЯ (внедренческая) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых идей по реализации их в виде готового рыночного товара. Сферами этой деятельности являются: организация экспертиз; внедрение и тиражирование изобретений; создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации; патентно-лицензионная деятельность и многое другое.

СЕКТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА

– охватывает экономическую предпринимательскую деятельность кредитных организаций, связанную с кредитованием и предоставлением иных услуг финансового характера (банковская, инвестиционная, страховая, аудиторская, оценочная деятельность и некоторые другие виды деятельности банковских и небанковских кредитных организаций).

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

– опосредует процесс рыночного обращения акций, облигаций, иных именных эмиссионных ценных бумаг и включает в себя многие виды предпринимательской профессиональной деятельности различных коммерческих организаций и отдельных предпринимателей, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская, клиринговая, депозитарная виды деятельности; деятельность по управлению ценными бумагами; по ведению реестра владельцев ценных бумаг; по организации торговли на рынке ценных бумаг).

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

– представляет собой государственное управление (в узком, организационно-правовом смысле) как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации функций и полномочий государственной исполнительной власти в организации исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов в области экономики.

Нормативные акты по теме:

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР».

Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».

Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».

Наши рекомендации