Социальные изменения и пути развития

Социальные изменения- это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят осоциальном прогрессе. В противном случае имеет местосоциальный регресс. Социальный прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Социальный регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Социальное развитие (прогресс) в современном обществе называется модернизацией.Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Выделяют два вида модернизации: органическая и неорганическая.

Органическая модернизация являетсямоментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация представляет собойответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Главная цель, предпринимаемая правительством - преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости страны («догоняющая» модель). Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами,органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Примеры: Россия(петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х годов XX в, перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.), Япония (вторая половина XIX и XX вв.). Стране Восходящего Солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической и Япония развивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания.

Динамизм обществу придают три не совместимых друг с другом позиции:

1. Консервативная(от лат. coпservare: сохранять, охранять) - она устраивает господствующие в обществе социальные группы, имеющие выгодные условия своего существования. Общество принимается таким, какое есть. Его не хотят изменять.

2. Реформисткая (от лат. reforтare: преображать, исправлять) - стремление частично изменить общество, слегка его подправить. На реформы идут правящие группы, делая уступки массам, чтобы сохранить свое лидирующее положение.

3. Революционная(от лат. revolutio: поворот, переворот) - связана со стремлением радикального изменения общественных отношений. Выражается в требовании замены старой системы на новые общественные отношения, более соответствующие интересам тех социальных групп, которые в прежних условиях относились к числу угнетенных.

Преобладание в социальных процессах тенденции к радикальному преобразованию отношений заканчивается социальной революцией, глубоким и продолжительным кризисом во всех сферах жизни общества. После этого начинается болезненное становление новых социальных институтов и новых общественных отношений, которые часто оказываются хуже предыдущих.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Социальные институты (латинского institutum - установление, устройство) - это совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом. Социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения. Так, первый институт экономики – производство – возник около 2 млн. лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда. Институту семьи около 500 тыс. лет, государству и образованию – 5–6 тыс. лет и т. д.

Со временем, переходя в устойчивую форму, приведенные в систему, обеспечивающие в совокупности выполнение какой-либо общественно полезной функции, нормы и правила закрепляются юридически, устанавливая статусные права и обязанности. Процесс формирования и развития социальных институтов называется институционализацией.

Из всего многообразия социальных институтов выделяют основные, удовлетворяющие основные жизненные потребности общества:

Традиционно выделяют 5 основных комплексов институтов:

1)в воспроизводстве человеческого рода – институты семьи и брака;

2)в безопасности и социальном порядке – политические институты (армия, органы охраны правопорядка, судебная система и т.д.);

3)в обеспечении средств существования – экономические институты;

4)в получении и передаче знаний, социализации – институты образования;

5)в решении духовных проблем – институты религии.

Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Если происходит сбой в их функционировании - беда для всего общества.

Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Если институт приносит обществу вред, то подобные действияназываются дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, следовательно функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Таким образом, нормальное функционирование социальных институтов - благо для общества, а неправильное - колоссальное зло.

Наши рекомендации