Понятие и общая характеристика исполнительной власти
Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие чертысоциального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Видысоциального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Элементысоциального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъектуправления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объектыуправления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи –целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи –канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл –совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
• анализ управленческой ситуации;
• выработка и принятие решения;
• организация и исполнение решения;
• контроль выполнения решения;
• подведение итогов, внесение корректив.
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.
Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.
Два подхода к государственному управлению.
1.Деятельность всех государственных органов.
2.Деятельность органов исполнительной власти.
Основные характерные признаки государственного управления
1.Исполнительно-распорядительный характер.
Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий.
2.Организационная и практическая направленность.
3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.
Другие признаки государственного управления.
1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики.
2.Определённая целевая и функциональная специфика
3.Наличие определённых ресурсов.
4.Непосредственная ответственность за исполнение законов.
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Основные характерные черты исполнительной власти.
1.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.
2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
3.Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
4.Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.
5.Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
6.Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.
Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.