Объективные и субъективные показатели эффективности управления в Казахстане

Казахстан в рейтинге стран по ИЧР по субъективным и объективным показателям эффективности управления занимает 79 место, относясь к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала. Субъективные показатели следующие:

1. Индекс polity. Рейтинг каждой страны по системе polity зависит от ее места на линейной шкале, крайними точками которой являются демократия и автократия. Этот показатель отражает институциональные факторы, необходимые для обеспечения демократии. Диапазон: от –10 (наименее демократическое) до +10 (наиболее демократическое). В Казахстане этот показатель –4, в Российской Федерации +7, в Японии +10.

2. Гражданские свободы. Этот показатель отражает следующие аспекты: свобода слова и убеждений; верховенство закона и права человека; личная независимость и экономические права. Диапазон: 1,0–2,5 – свободные; 3,0–5,0 – частично свободные; 6,0–7,0 – несвободные. В Казахстане данный показатель 5, в Румынии 2, в Канаде 1.

3. Политические права. Показатель отражает следующие аспекты: свободные и справедливые выборы должностных лиц; свобода политической организации; наличие существенной оппозиции; свобода от господства могущественных группировок; обеспечение политического участия меньшинств. Диапазон: 1,0–2,5 – свободные; 3,0–5,0 – частично свободные; 6,0–7,0 – несвободные. В Казахстане индикатор политических прав 6, в Мексике 2, в США и Японии 1.

4. Свобода печати отражает объективность средств массовой информации и свободу слова. Диапазон: 0–30 – свободные; 31–60 – частично свободные; 61–100 – несвободные. В Казахстане свобода печати 70, в Китае 80, в Норвегии 5.

5. Голос и подотчетность. Отражает свободные и справедливые выборы; свободу печати; гражданские свободы; политические права, участие военных в политической жизни; смену правительств; транспарентность; информированность делового сектора об изменениях в законодательстве и политике. Диапазон: от –2,5 до +2,5; чем выше, тем лучше. В Казахстане данный показатель –0,80, в Швеции +1,65.

Первые пять показателей отражают уровень демократии, следующие – верховенство закона и эффективность деятельности правительства:1

6. Политическая стабильность и отсутствие насилия. Представляет оценки возможности дестабилизации (межэтнические трения, вооруженные конфликты, общественные беспорядки, террористические угрозы, внутренние конфликты, дробление политического спектра, конституционные изменения, военные перевороты). Диапазон: от –2,5 до +2,5; чем выше, тем лучше. В Казахстане +0,29. Для сравнения: в России –0,41; в Румынии –0,08; в Азербайджане –0,70; в Швейцарии +1,61.

7. Законность и правопорядок. Показатель отражает непредвзятость юридической системы и законопослушание населения. Диапазон: от 0 до 6; чем выше, тем лучше. В Казахстане 7,0; в РФ 3,0; в Турции 4,0; в Канаде и Австралии 6,0.

8. Верховенство закона. Аспекты, отражаемые показателем, следующие: черные рынки; правовое обеспечение контрактов; коррупция в банковском секторе; преступность и хищения, препятствующие экономической деятельности; убытки и издержки, обусловленные преступностью; непредсказуемость в действиях судебных органов. Диапазон: от –2,5 до +2,5; чем выше, тем лучше. В Казахстане он –0,60; в России –0,87; в Китае –0,19; в Исландии +1,77.

9. Эффективность деятельности правительства. Отражает бюрократизм, стоимость трансакций, качество государственного здравоохранения и стабильность правительства. Диапазон: от –2,5 до +2,5; чем выше, тем лучше. В Казахстане он –0,61; в России –0,57; в Нидерландах +1,84; в Швейцарии +1,93.

10. Индекс оценки коррупции. Оценивается масштаб коррупции должностных лиц предпринимателями, научными работниками, специалистами по оценке рисков. Диапазон: от 0 до 10; чем выше, тем лучше. В Казахстане 2,7; в России 2,3; в Китае 3,5; в Дании 9,5; в Новой Зеландии 9,4.

11. Взяточничество отражает коррупцию должностных лиц в государственном и предпринимательском секторах; частность «неофициальных платежей» должностным лицам; оценку масштабов коррупции в гражданском секторе. Диапазон: от –2,5 до +2,5; чем выше, тем лучше. В Казахстане –0,83; в России –1,01; в Швеции +2,21.

Объективные показатели отражают участие (год последних выборов в нижнюю палату, явка избирателей в %, год получения женщинами места в парламенте); гражданское общество (членство в профессиональных союзах, число неправительственных организаций); ратификацию документов по правам человека (Международная конвенция о гражданских и политических правах, Конвенция о свободе ассоциаций и праве на ведение коллективных переговоров).


К главе 10

1. Коэффициенты интенсивности могут быть рассчитаны по прибытию, выбытию, миграционному приросту, а также для различных групп населения (возрастных, половых, этнических и др.). Исчисляются коэффициенты миграции по следующим формулам:

2. общий коэффициент интенсивности миграции:

3. Объективные и субъективные показатели эффективности управления в Казахстане - student2.ru

4. коэффициент интенсивности миграционного оборота:

5. Объективные и субъективные показатели эффективности управления в Казахстане - student2.ru

6. коэффициент эффективности миграции:

7. Объективные и субъективные показатели эффективности управления в Казахстане - student2.ru

8. где П – число прибывших;

9. В – число выбывших;

10. М – миграционный прирост (сальдо миграции) = П – В;

11. Q – объем миграции = П + В;

12. Р – среднегодовая численность населения.

Такие коэффициенты отражают различия в миграционной подвижности (активности) населения или его различных групп на определенной территории в динамике за ряд лет. Показатели интенсивности миграции позволяют также сопоставлять эти процессы по отдельным территориям и неравнозначным периодам времени. Однако использовать их для межтерриториальных сравнений следует с осторожностью, так как коэффициенты отражают не только собственно интенсивность миграции населения (или рассматриваемой группы населения), но и особенности ее структуры на территориях выбытия и прибытия.

Объективные и субъективные показатели эффективности управления в Казахстане - student2.ru

Приложение 1. Цели ООН в области развития на пороге
тысячелетия в Казахстане (краткий обзор)

Основные показатели 2001 г. Цель 1 Цель 2 Цель 3
Источник: Агентство по статистике Ликвидация крайней нищеты и голода Обеспечение всеобщего начального образования Поощрение равенства мужчин и женщин и расшире­ние прав возмож­ностей женщин
Население (на начало года): 14,8 млн чел. Сельское население: 56,4% Городское население: 43,6% Дети: 29,3% Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: 65,6 лет Совокупная доля учащихся всех ступеней образования: 71,3% Валовой внутренний продукт: 22,39 млрд долл. Государственные расходы по социаль­ному обеспечению и социальная помощь: 5,7% от ВВП Государственные расходы на образо­вание: 3,2% от ВВП Государственные рас­ходы на охрану здо­ровья: 1,9% от ВВП Индекс развития человеческого потен­циала (ИРЧП): 0,773 (Источник: ПРООН) Рейтинг страны по ИРЧП: 79 (Источник: ПРООН) Задача 1 Снизить вдвое за пе­риод 1990–2015 гг. долю населения, имеющего доход менее 1 долл. в день Показатель: Доля населения, находящегося ниже прожиточного минимума: – 28,4% (2001 г.) – 34,6% (1996 г.) Данные 1990 г. отсутствуют Выполнит ли Казахстан Задачу 1 к 2015 г.: скорее всего * * * Задача 2 Снизить вдвое за пе­риод 1990 – 2015 гг. долю населения, страдающего от голода Показатель: Доля населения, имеющего доход ниже стоимости продовольственной корзины: – 11,3% (2001 г.) – 12,7% (1997 г.) Данные 1990 г. отсутствуют Выполнит ли Казахстан Задачу 2 к 2015 г.: скорее всего Задача 3 Обеспечить к 2015 г. детям во всем мире (как мальчикам, так и девочкам) возможность получать в полном объеме начальное школьное образование Показатели: 1. Чистый коэффи­циент охвата начальным образованием: - девочки – 99,1% (1998 г.) - мальчики – 98,8% (1998 г.) - всего – 99,5% (1998 г.) Данные 1990 г.: - девочки – 98,5% - мальчики – 99,1% - всего – 98,8% 2. Процент гра­мотности среди 15 – 24-летних: – женщины – 99,9% (1998 г.) – мужчины – 99,9% (1998 г.) Данные 1990 г.: – женщины – 99,5% – мужчины – 99,5% Выполнит ли Казахстан Задачу 3 к 2015 г.: ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА Задача 4 Ликвидировать (желательно к 2005 г.) неравенство между полами в сфере начального и среднего образования Показатели: 1. Доля девочек от общего числа учащихся (2000 г.): – начальное образование – 49% – высшее образование – 54% – образование третьей ступени – 51% Выполнит ли Казахстан Задачу 4 к 2015 г.: ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА Данные 1990 г. отсутствуют 2. Доля мест, зани­маемых женщинами в национальном парламенте: – 11,2% (1999 г.) – 14,9% (1995 г.) Данные 1990 г. отсутствуют

Окончание

Наши рекомендации