Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы
Экологическая политика в Российской Федерации, как и в других республиках бывшего Советского Союза, основывалась на ряде концептуальных принципов:
а) регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;
б) предупреждение возникновения вредных антропогенных воздействий в связи с развитием хозяйственной и иной деятельности;
в) оздоровление и улучшение экологической обстановки в городах и районах, где уже проявились существенные отрицательные последствия человеческой деятельности;
г) сохранение в первозданном виде как уникальных, так и типичных природных комплексов и экосистем, а также отдельных видов животных и растений.
В принятом в 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации Законе "Об охране окружающей природной среды" определены основные принципы охраны окружающей природной среды. Природопользование, охрана окружающей природной среды — это проблема укрепления естественной основы материального и духовного производства, улучшения условий жизни, труда и отдыха граждан. Это одно из важнейших направлений повышения благосостояния народа, ибо природа — первоисточник материальных благ, красоты человека, она органически связана с развитием демографических процессов и состоянием здоровья населения. Естественно, что первым основным принципом охраны окружающей среды в Законе назван приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
Важным принципом охраны окружающей природной среды в Российской Федерации является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения.
Экологическая политика государственных органов опирается на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительские средства, Российское государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека, Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по охране окружающей среды.
Природа, все ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой социально-экономического развития и благосостояния человека. В современных условиях, когда налицо противоречивые проявления научно-технического прогресса, усиление экологического кризиса и в то же время осуществляются меры по развитию рыночной экономики, необходимо привлечь внимание каждого гражданина к вопросам разумного использования природных ресурсов, заботливого отношения к охране природы. Гражданин Российской Федерации обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительно-
му миру, беречь памятники природы. Хозяйское, рачительное использование природных ресурсов, забота о природе, ее охране — гражданский долг жителей Российской Федерации.
Законы Российской Федерации определяют объекты охраны окружающей среды. Такими объектами являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы планеты, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Вопросы охраны окружающей среды входят в компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также специально на то уполномоченных государственных органов. Законодательно закреплена компетенция республик в составе Российской Федерации, других субъектов Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Следует отметить, что за последние тридцать лет в стране был принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих меры по улучшению охраны природы, рациональному природопользованию, охране конкретных объектов природы, определены меры по защите Каспийского, Черного, Азовского морей, бассейнов рек Волги и Урала, сохранению богатств озера Байкал. Жизнь показала, что не были обеспечены материальные и организационные гарантии при-родоохранительных актов, эти законы и постановления не смогли предотвратить развитие экологического кризиса в нашей стране.
Охрана природы — сознательная и целеустремленная деятельность людей, направленная на сохранение природы, обеспечение рационального использования и воспроизводства ее ресурсов, улучшение среды жизни и деятельности человека.
К средствам охраны природы относятся организационно-хозяйственные, научно-технические, агрономические, лесомелиоративные, гидротехнические, биологические, зоотехнические, санитарно-гигие-нические, правовые и др. Государство закрепляет в юридических актах разнообразные нормы, способы и средства охраны природы, определяет и меры природоохранительной деятельности. Под правовой охраной природы понимается совокупность юридических актов, направленных на всестороннюю и постоянную защиту объектов природы и организационных мер государственных органов, учреждений, а также общественных организаций по их претворению в жизнь.
В совершенствовании правовых средств и организации охраны природы в нашей стране следует разумно использовать опыт и модели юридических актов высокоразвитых капиталистических государств. В США, например, приняты законы, объединяющие усилия
государственных органов, учреждений и населения, в охране окружающей среды. Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды гарантирует общественности получение экологической информации. Законы предусматривают также правовое обеспечение участия общественности в принятии ведомственных нормативных актов, общественный контроль за соблюдением при-родоохранительного законодательства. Законы закрепили институт исков граждан, предусматривающий, что гражданин имеет право в судебном порядке требовать от природопользователей соблюдения экологического законодательства, а от специальных органов государственного управления, — например, Агентства по охране окружающей среды — надлежащего применения законов.
Проблемы охраны природы как среды обитания человека мы рассматриваем как проблемы окружающей человека среды, ибо природа есть среда обитания человека, условие оптимизации его деятельности. В то же время следует отметить, что такое понимание "окружающей среды" как "природы" не совпадает с более широкой интерпретацией "окружающей среды" как "жизненной среды", "среды обитания", "экологии", которая дается авторами, включающими в эти понятия определенный образ жизни человека, социальной группы, такие явления и условия, как безработица, преступность, жилищные условия и т.п. Это более широкая постановка вопроса о среде обитания человека получила распространение в научной литературе и публицистике.
Отношения человека и природы многогранны и, естественно, что здесь можно выделить ряд аспектов правовой охраны и оптимизации природной среды. В ряде случаев авторы выделяют экономический и социальный аспекты. Нормальные параметры природной среды — источник и основа здоровья человека, его физического и психического развития. В связи с этим важна постановка вопро- . са о критерии оптимизации окружающей среды. Этот критерий имеет комплексную структуру. Определяющим фактором оптимизации биосферы служит сам человек, его здоровое развитие. Гуманистический аспект охраны окружающей природной среды находит выражение в природоохранительном законодательстве Российской Федерации, закрепляющем право граждан на здоровую и благоприятную среду.
Гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды. Гарантии этого права обеспечиваются планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Государство осуществляет контроль за сохранением окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства и привлекает к ответ-
ственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
К сожалению, приходится констатировать, что экологические изменения оказывают все более ощутимое воздействие на структуру заболеваемости населения. Загрязнение воздуха над крупными городами ведет к изменению климатических условий, вредным воздействиям на здоровье людей. Концентрация пыли и вредных газов в городах и рабочих поселках, расположенных вокруг заводов, часто во много раз превышает предельно допустимые нормы. Существует ряд причин того, что загрязнение воздуха и водных источников продолжается. Прежде всего не всегда достаточно эффективны действующие установки по очистке, не налажено производство высококачественных, безотказных установок. В определенных обстоятельствах сложилась психологическая атмосфера успокоенности;
своеобразная установка, что. вредные воздействия того или иного производства правомерно компенсировать за счет увеличения сани-тарно-защитной зоны, разбавления вредных веществ в общем объеме атмосферного воздуха или водного источника. Появляются новые производства, новые технологические комплексы, дающие выбросы в атмосферу в связи с появлением новых, не изученных с гигиенической точки зрения веществ. Известно, что большую часть загрязнений воздуха городов вызывают автомобили, прежде всего грузовой автотранспорт.
В нашей стране многие государственные органы, промышленные предприятия не уделяют должного внимания разработке и внедрению малоотходных технологических процессов, а также бессточных систем водопользования. В обеспечении рационального природопользования, охраны экологического благополучия страны очень важное значение имеет решение проблем особо напряженных в экологическом отношении регионов. К таким регионам принадлежат Уральский, Кузбасский, Кольский, Норильский, Московский, а также районы озера Байкал, Ладожского озера и др.
В оптимизации качества природной среды в условиях научно-технического прогресса важное значение имеет стандартизация, нормирование качества окружающей природной среды. Это нормирование осуществляется с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующую экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий устанавливаются в определенном порядке и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.