О действии державной власти в порядке судном
Власть судная в источнике своем не что другое есть, как
власть исполнительная. Всякое дело, всякий спор, предмет суда 42
составляющий, есть не что другое в существе своем, как жалоба на
нарушение закона. Власть судная удостоверяется в сем нарушении и
восстановляет закон в его силу, то есть приводит его в
исполнение.
По сему понятию порядок судный, яко часть порядка
исполнительного, принадлежит по существу своему власти державной,
и для сего-то везде и у всех народов суд ее именем производится21.
В порядке исполнительном предполагается ответственность;
посему надлежало бы таковую же ответственность допустить и в
порядке судном.
Но каким образом учредить сию ответственность во множестве и
разнообразии частных споров? Для сего надлежало бы допустить по
каждому делу жалобы частных людей в законодательное сословие и по
каждому делу ответственность и объяснение министра юстиции.
Очевидное неудобство сего предположения заставило искать
других способов учредить судную ответственность. Положено, чтобы 43
судьи избираемы были самими теми лицами, для коих суд
устанавливается. Таким образом, власть судная по существу своему
осталась в правах власти державной, но исполнение ее вверила она
избранию тех самых лиц, кои могли бы приносить на нее жалобы. Сим
учреждением сила ответственности слагается уже с власти
исполнительной и переходит прямо на самих судей и первоначальных
их вверителей.
Но ответственность в суде может быть двоякая: в существе
дела и в судных образах.
Власть державная, вверив лицам избранным суд в существе его,
не могла однакоже вверить им охранение обрядов. Обряды судные
составляют часть публичного права; они по всей необходимости
требуют единообразия. Они столько суду существенны, что часто
перемена или нарушение их изменяет самое существо дела. Каким
образом можно предположить, чтобы тысячи избранных судей могли
соблюсти их единообразие? Какое смешение могло бы произойти, если
бы в одной провинции по одному и тому же делу понимали формы 44
судные иначе, нежели в другой?
Отсюда необходимость, чтобы охранение судебных форм основано
было на том же правиле единства, на коем вообще часть
исполнительная должна быть поставлена.
По сему понятию о порядке судном, он слагается из двух
установлений: первое из них, относящееся к существу дела,
державная власть вверяет свободному выбору подданных и, слагая
вследствие того ответственность сей части, передает ее, так
сказать, тому же началу, от коего истекает и власть
законодательная. Второе установление надзор и охранение форм
судебных остается и с ответственностью, к тому принадлежащею,
исключительно в порядке исполнительном.
Из сего следует, что действие власти державной в суде должно
быть ограничено одним установлением власти, надзирающей и
охраняющей судные образы.
Определив сим образом права державной власти,
государственное уложение поступает к определению первого и
главного ее действия к составлению закона.
III. О разуме государственного уложения в составлении закона 45
Составление закона имеет три стихии: предложение его,
уважение и утверждение.
Выше были означены причины и ограничения, по коим две из сих
стихий закона, предложение и утверждение, вверяются исключительно
державной власти.
Уважение закона принадлежит законодательному сословию.
В органических законах будет означен состав и движение сего
сословия.
Здесь нужно только определить с точностию предмет его;
определение сие весьма существенно: от него зависит сила самого
установления.
Если понятие закона распространить на все постановления без
изъятия, тогда все соделается предметом законодательного
сословия, дела придут в совершенное смешение и единство
исполнения исчезнет.
Если, напротив, понятие закона так стеснить, чтобы оно
относилось только к одним самым общим положениям, тогда власть
исполнительная не будет иметь своих пределов, и под видом 46
исполнения самый закон разорится22.
Нужно найти в сем истинную средину, определить характер,
коим закон отличается от мер исполнения и разных учреждений.
Все постановления, коими государство управляется, составляют
неразрывную связь последствий, из одного начала истекающих.
Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь
себе23.
Но не все сии последствия равно существенны для политической 47
и гражданской свободы.
В отношении к свободе они могут быть разделены на два
главные класса:
В первом должно положить те постановления, коими вводится
какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в
отношениях частных людей между собою.
Во втором те, кои, не вводя никакой существенной перемены,
учреждают только образ исполнения первых.
Первым принадлежит в точном смысле толкование закона, вторым
уставов и учреждений.
Первые должны составлять предмет законодательного сословия,
вторые же относятся к действию власти исполнительной.
Здесь представляется одно существенное примечание. Хотя
уставы и учреждения не переменяют законов, тем не менее,
определяя образ их исполнения, они могут столько их обессилить,
что самое существо их останется ничтожным, хотя и сохранятся все
внешние их формы.
Сие то уважение было началом установления ответственности. 48
Понеже закон не мог всего объять и учредить, и учреждения и
уставы, быв оставлены одной власти исполнительной, могли самый
закон испровергнуть, то и принято правилом, чтобы закон был
исключительно предметом законодательного сословия, но учреждения
и уставы стояли бы под его же ответственностью.
Таким образом, действие законодательного сословия
разделилось на две части: одно прямое составление закона;
другое косвенное взыскание ответа во всех уставах и
учреждениях.
Прямое действие законодательного сословия не может быть
уничтожено без уничтожения самого существа сословия; но косвенное
всегда может быть (обращено) в прямое, если правительство того
пожелает, ибо сим не уменьшается власть законодательного
сословия, но возрастает.
Из сего следует:
1) Что никакой закон не может иметь силы, если не будет он
составлен в законодательном сословии.
2) Что, напротив, учреждения и уставы состоят во власти
правительства, но с ответственностью его в том, что не нарушают 49
они закона.
3) Что ответственность сию может правительство сложить,
внося уставы и учреждения в законодательное сословие.
По сему понятию о законе и учреждениях, сила и именование
закона присвояется следующим постановлениям:
1) Уложению государственному и законам органическим, к нему
принадлежащим;
2) Уложению гражданскому;
3) Уложению уголовному;
4) Уложению коммерческому;
5) Уложению сельскому;
6) Всем общим дополнениям и изъяснениям предметов, в
уложения сии входящих.
Сверх сего вносятся в законодательное сословие и подчиняются
порядку закона следующие уставы и учреждения:
7) Устав судебный;
8) Все уставы, определяющие положение какой-либо части в
связи ее с другими;
9) Общие судебные и правительственные учреждения, как-то
учреждения судебных и правительственных мест;
10) Все постановления о налогах и общих народных 50
повинностях, как временных, так и всегдашних;
11) Продажа и залог государственных имуществ и
исключительных на них привилегий;
12) Вознаграждение частных людей за имущества, для общей
пользы необходимые.
Исключая сих статей, все прочие уставы и учреждения остаются
на ответственности правительства и в его расположении.
Сюда принадлежат:
1) Постановления о мире и войне;
2) Все великие меры, приемлемые правительством к спасению
отечества среди каких-либо бедствий;
3) Все частные инструкции, учреждения и распоряжения,
удостоверяющие, изъясняющие и дополняющие прежние уставы и
учреждения и разрешающие частные в них сомнения и затруднения.
Определив сим образом разум закона, уставов и учреждений и
окончив сим действие государственных сил в их соединении,
Государственное уложение поступает к означению их действия в
отдельном их состоянии, к начертанию прав подданных.
IV. О разуме законов в правах подданных 51
Здесь представляются два важные вопроса к разрешению: 1)
должно ли в России допускать разделение состояний; 2) в чем
должно состоять сие разделение.