ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
План семинарского занятия:
1. Типология исторических источников.
2. Вспомогательные исторические дисциплины.
3. Русские историки XVII-XX века.
4. Восточные славяне, язычество.
Темы докладов и сообщений:
1. Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика – по выбору студента).
2. Летопись – древнейший тип исторического источника.
3. Мемуары как вид исторического источника.
4. Биографии русских историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров – по выбору студента).
5. Расселение, общественный строй, занятия восточных славян.
6. Язычество у восточных славян.
Основная литература:
1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.1.
2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 1, 2, 3.
Дополнительная литература:
1. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 2001.
2. Гаврилов Д., Ермаков С. Боги славянского и русского язычества. М., 2009.
3. Гагин И.А. Новейшие оценки «Истории Российской» В.Н. Татищева. // Вопросы истории 2008. № 10. С. 45-47.
4. Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 2002.
5. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
6. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2009.
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2010.
8. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.
9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009.
10. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.
11. Левко О.Н. Введение в археологию. М., 2009.
12. Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М., 2003.
13. Рыбаков С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии. // Вопросы истории. 2007. № 4. С. 25-26.
14. Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 2000.
15. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 34-38.
Тест №1
1. Нумизматика – это
а) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные деньги;
б) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая появление первых монет;
в) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения;
г) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая материалы, используемые для изготовления монет.
2. Остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества это:
а) археологические находки;
б) исторический источник;
в) орудия труда;
г) архитектурное сооружение.
3. Палеография – это
а) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая бумажные денежные знаки и надписи на них;
б) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии;
в) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая легенды монет;
г) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая письменные исторические источники, их виды, типы, классификации.
4. Антропонимика изучает:
а) географические названия;
б) личные имена и их системы в историческом развитии;
в) клички животных;
г) имена божеств.
5. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры — длины, площади, объема и веса — в их историческом развитии и взаимной связи.
а) генеалогия;
б) ономастика;
в) метрология;
г) хронология..
6. Какой девиз был начертан в гербе СССР?
а) «С нами Бог!»;
б) «Весь мир насилья мы разрушим»;
в) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;
г) «В борьбе обретешь ты право свое»
7. Печать – основной объект изучения такой вспомогательной дисциплины как:
а) нумизматика;
б) метрология;
в) вексиллография;
г) сфрагистика.
8. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?
а) из Золотой Орды;
б) из Священной Римской (Германской) империи;
в) из Балканских стран;
г) из Византии.
9. Древнейшим материалом для письма являлись:
а) береста;
б) бумага;
в) пергамент;
г) картон.
10. Составление нисходящего родословия начинают
а) с деда;
б) с самого себя;
в) с отца;
г) с самого отдаленного предка.
11. Самая маленькая древнерусская единица измерения длины:
а) локоть;
б) пядь;
в) верста,
г) пядь с кувырком.
12. Хронология изучает:
а) исторические события;
б) эры;
в) системы времяисчесления;
г) даты крупных исторических событий.
Контрольное задание №1
1. Назовите определение следующих видов письменных источников
Вид источника | Что означает? |
1. Мемуары | |
2. Архивный | |
3. Законодательный | |
4. Периодическая литература |
2. Назовите книги известных историков России XVIII-XIX вв.
Историк | Основные труды |
В.Н. Татищев | |
Н.М. Карамзин | |
Н.И. Костомаров | |
В.О. Ключевский | |
С.М. Соловьев | |
С.Ф. Платонов |
3. Перечислите основные племена восточных славян и попытайтесь расшифровать этимологию их названий _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите основных языческих Богов у восточных славян ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что обозначают следующие термины:
Тотемизм ________________________________________________
Фетишизм________________________________________________
Анимизм_________________________________________________
Волхв____________________________________________________
Язычество_________________________________________________
Бортничество_______________________________________________
Подсечно-огневое земледелие ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Переложное земледелие
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вервь_____________________________________________________________Мир______________________________________________________________
Масленица_________________________________________________________